Христос Воскресе! Поговорим сегодня о тех, кто раньше прикосновения Фомы ухватился за ноги Воскресшего Христа (см.: Мф. 28: 9). Поговорим о мироносицах.
Жены-мироносицы – совершенно особый чин в евангельской истории. Читая Евангелие, нельзя не заметить, что оно очень лаконично говорит о мироносицах в период жизни и проповеди Христа. В тексте Евангелия Христос и апостолы, погруженные в служение Слова, всегда будто оттеняют женщин, помогавших им в служении. Однако они как бы выходят из тени и появляются рядом со Христом в тяжелейшие минуты Его жизни, в минуты предательства и тяжкого страдания. И такое появление мироносиц неслучайно: Евангелие очерчивает прекрасный духовный облик мироносиц, выставляя их в пример даже самим апостолам.
Они сумели, оставаясь в тени, обеспечить Господу и апостолам плацдарм для беспрепятственного служения
Постараемся вникнуть в этот образ. В течение земной жизни Христа всегда окружало множество учеников. Евангелие поименно называет 12 избранных Господом апостолов. Но мы знаем, что были и еще 70, имена которых Евангелие не раскрывает и которые вместе с ближайшими ко Христу двенадцатью разделяли служение апостольства. Мироносиц в силу особенности их служения мы знаем из Евангелия по именам. Судя по всему, они служили Господу и Его ученикам в их материальных нуждах. Евангелист Лука говорит, что они служили Христу от имения своего, т.е., по крайней мере, некоторые из них (например, Иоанна, жена домоправителя Ирода), имели некоторый материальный достаток и помогали Господу и апостолам в их ежедневных нуждах.
Служение мироносиц в целом можно свести к служению Марфы и Марии: это вдумчивое, глубокое погружение в Слово Божие в сочетании с самоотверженным служением материальным нуждам Христа и Его учеников. И поведение мироносиц вполне соответствовало их скромному, неброскому служению. В этом сокрыта их духовная красота: они сумели, оставаясь в тени, обеспечить Господу и апостолам плацдарм для беспрепятственного служения. Оставаясь в тени, они не напоказ, а по существу были верны и Христовым идеалам. В то время как некоторые апостолы спорят, кто из них больше, мироносицы без возношения кормят этих заносчивых апостолов и во всем помогают им в служении. Без всяких споров о первенстве. И таким образом они исполнили слова Христа: «Кто из вас больший, да будет всем слуга» (см.: Мк. 10: 43).
Эта духовная красота мироносиц естественным образом проявилась и в тяжелейшие для Христа минуты, минуты всеобщей оставленности и мучений. Причем опять же контраст не в свою пользу составили тогда ближайшие ученики. В то время как апостолы разбежались, оставив Христа на растерзание, с Ним, не побоявшись никого и ничего, остались лишь Его Пречистая Мать, преданный апостол Иоанн и мироносицы. Они шли за Христом до самого распятия и были с Ним во время Его страшных мучений, поддерживая Его. Именно они остались по-настоящему верными Христу, невзирая ни на какую опасность прослыть Его ученицами. Опять они же после погребения Господа первыми пошли на Гроб Христов, желая послужить и Телу уже умершего Христа, показав этим величайшую к Нему любовь.
Поэтому, конечно, неслучайно Господь по Воскресении первым является именно мироносицам, а не апостолам. Более того, будто награждая их за бесстрашную верность, Он в этот момент их возносит: посылает возвестить апостолам весть о Его Воскресении, делая их таким образом апостолами для самих апостолов. К слову, некоторые говорят и о том, что весть о Воскресении Христа была возвещена сперва мироносицам еще и потому, что нет ничего вернее для скорого распространения вести по городу, как рассказ о ней женщинам…
«Мироносицы» – слово в Церкви нарицательное. Им обозначаются женщины, неизменно через века несущие свое бескорыстное, жертвенное, необходимейшее служение Христу. И в силу многогранности их служения в Церкви говорить о нем можно очень долго. Я хотел бы немного остановиться лишь на том «знаменоносном шествии» наших русских мироносиц, которое они совершили в кровавом ХХ веке. Тогда, в годы тяжелейших смут, гонений и войн, именно женщины оказывались наиболее стойкими в испытаниях, непоколебимыми в исповедании веры и верными в любви. Добрую половину века шли они голгофским путем рядом со Христом. Когда Христос в лице тысяч епископов и священников был заточен в темницы и лагеря, мироносицы – русские женщины – отвоевывали и наполняли молитвой храмы, поддерживали приходскую жизнь немногочисленных приходов и священников, спасали, где это было возможно, святыни от разорения и поругания. «Белые платочки» хранили и спасали Церковь. Спасали, не страшась «страха иудейского».
Когда Христос в лице тысяч священнослужителей был заточен в лагеря, мироносицы – русские женщины – отвоевывали и наполняли молитвой храмы
Времена менялись, менялись правители, стихали войны и репрессии, но по милости Божией в Церкви, как в неиссякаемом Источнике, не оскудевали «белые платочки». Как будто Господь особым благословением почтил за неустрашимый подвиг не только Своих мироносиц, но и весь их «род» – мироносиц будущей Церкви! На примере нашей Церкви мы это знаем очень хорошо. Когда уже можно было безбоязненно исповедать свою веру, когда Церкви, наконец, вернули общие для всех права и свободы, именно наши русские жены-мироносицы составили основу многочисленных приходских коллективов. Подобно женам-мироносицам Христовым, они создали плацдарм для беспрепятственного служения епископов и священников на приходах. Церковное пение, уборка в храме, общение с людьми в церковных лавках, приготовление трапезы, преподавание в воскресных школах – все эти виды служения, крайне необходимого для Церкви, несут в основном женщины, таким образом давая всем нам возможность полной грудью вдыхать аромат живой церковной жизни.
Могу привести небольшое свидетельство со своего прихода. С 1970-х годов, когда мужчин в церкви крайне не хватало, в алтаре нашего храма несли послушание девы либо престарелые вдовицы. Одна из них подвизается у нас уже более 50-ти лет! Тщательно прибранный и вымытый алтарь, вовремя и идеально выстиранные облачение и платы, неопустительное присутствие на всех богослужениях, – всё это сделало их служение у нас просто бесценным. И сегодня, когда вроде и других алтарников уже немало, я понимаю, что никто из них не способен полноценно заменить этих сердобольных старушек в платочках. Настоящие мироносицы – кто же их заменит?
Когда-то, еще в далекие 1960-е годы, митрополита Волоколамского Питирима спросили: «Что же Церковь будет делать, когда умрут ваши белые платочки?» Владыка ответил: «Наши платочки бессмертны!» И в духе этого завещания владыки Питирима хочется пожелать нашим дорогим женам-мироносицам долгих и счастливых лет жизни! И чтобы эти долгие годы они не только по-прежнему верно несли свое служение Христу, но и передавали этот бесценный опыт служения молодым порослям – еще маленьким девочкам и девушкам. Когда-то, когда вы уже пойдете по пути к отверстым для вас вратам Царства Небесного, они примут у вас эстафету бессмертного служения жен-мироносиц, и благоденствие нашей Церкви продолжится!
Дорогие наши жены-мироносицы: бабушки, мамы, жены, сестры и дочери, от всего сердца поздравляем вас с вашим Праздником! Христос Воскресе!