Апостолы для самих апостолов

Похвала миро носящим

Христос Воскресе! Поговорим сегодня о тех, кто раньше прикосновения Фомы ухватился за ноги Воскресшего Христа (см.: Мф. 28: 9). Поговорим о мироносицах.

Жены-мироносицы – совершенно особый чин в евангельской истории. Читая Евангелие, нельзя не заметить, что оно очень лаконично говорит о мироносицах в период жизни и проповеди Христа. В тексте Евангелия Христос и апостолы, погруженные в служение Слова, всегда будто оттеняют женщин, помогавших им в служении. Однако они как бы выходят из тени и появляются рядом со Христом в тяжелейшие минуты Его жизни, в минуты предательства и тяжкого страдания. И такое появление мироносиц неслучайно: Евангелие очерчивает прекрасный духовный облик мироносиц, выставляя их в пример даже самим апостолам.

Они сумели, оставаясь в тени, обеспечить Господу и апостолам плацдарм для беспрепятственного служения

Постараемся вникнуть в этот образ. В течение земной жизни Христа всегда окружало множество учеников. Евангелие поименно называет 12 избранных Господом апостолов. Но мы знаем, что были и еще 70, имена которых Евангелие не раскрывает и которые вместе с ближайшими ко Христу двенадцатью разделяли служение апостольства. Мироносиц в силу особенности их служения мы знаем из Евангелия по именам. Судя по всему, они служили Господу и Его ученикам в их материальных нуждах. Евангелист Лука говорит, что они служили Христу от имения своего, т.е., по крайней мере, некоторые из них (например, Иоанна, жена домоправителя Ирода), имели некоторый материальный достаток и помогали Господу и апостолам в их ежедневных нуждах.

Служение мироносиц в целом можно свести к служению Марфы и Марии: это вдумчивое, глубокое погружение в Слово Божие в сочетании с самоотверженным служением материальным нуждам Христа и Его учеников. И поведение мироносиц вполне соответствовало их скромному, неброскому служению. В этом сокрыта их духовная красота: они сумели, оставаясь в тени, обеспечить Господу и апостолам плацдарм для беспрепятственного служения. Оставаясь в тени, они не напоказ, а по существу были верны и Христовым идеалам. В то время как некоторые апостолы спорят, кто из них больше, мироносицы без возношения кормят этих заносчивых апостолов и во всем помогают им в служении. Без всяких споров о первенстве. И таким образом они исполнили слова Христа: «Кто из вас больший, да будет всем слуга» (см.: Мк. 10: 43).

Эта духовная красота мироносиц естественным образом проявилась и в тяжелейшие для Христа минуты, минуты всеобщей оставленности и мучений. Причем опять же контраст не в свою пользу составили тогда ближайшие ученики. В то время как апостолы разбежались, оставив Христа на растерзание, с Ним, не побоявшись никого и ничего, остались лишь Его Пречистая Мать, преданный апостол Иоанн и мироносицы. Они шли за Христом до самого распятия и были с Ним во время Его страшных мучений, поддерживая Его. Именно они остались по-настоящему верными Христу, невзирая ни на какую опасность прослыть Его ученицами. Опять они же после погребения Господа первыми пошли на Гроб Христов, желая послужить и Телу уже умершего Христа, показав этим величайшую к Нему любовь.

Поэтому, конечно, неслучайно Господь по Воскресении первым является именно мироносицам, а не апостолам. Более того, будто награждая их за бесстрашную верность, Он в этот момент их возносит: посылает возвестить апостолам весть о Его Воскресении, делая их таким образом апостолами для самих апостолов. К слову, некоторые говорят и о том, что весть о Воскресении Христа была возвещена сперва мироносицам еще и потому, что нет ничего вернее для скорого распространения вести по городу, как рассказ о ней женщинам…

«Мироносицы» – слово в Церкви нарицательное. Им обозначаются женщины, неизменно через века несущие свое бескорыстное, жертвенное, необходимейшее служение Христу. И в силу многогранности их служения в Церкви говорить о нем можно очень долго. Я хотел бы немного остановиться лишь на том «знаменоносном шествии» наших русских мироносиц, которое они совершили в кровавом ХХ веке. Тогда, в годы тяжелейших смут, гонений и войн, именно женщины оказывались наиболее стойкими в испытаниях, непоколебимыми в исповедании веры и верными в любви. Добрую половину века шли они голгофским путем рядом со Христом. Когда Христос в лице тысяч епископов и священников был заточен в темницы и лагеря, мироносицы – русские женщины – отвоевывали и наполняли молитвой храмы, поддерживали приходскую жизнь немногочисленных приходов и священников, спасали, где это было возможно, святыни от разорения и поругания. «Белые платочки» хранили и спасали Церковь. Спасали, не страшась «страха иудейского».

Когда Христос в лице тысяч священнослужителей был заточен в лагеря, мироносицы – русские женщины – отвоевывали и наполняли молитвой храмы

Времена менялись, менялись правители, стихали войны и репрессии, но по милости Божией в Церкви, как в неиссякаемом Источнике, не оскудевали «белые платочки». Как будто Господь особым благословением почтил за неустрашимый подвиг не только Своих мироносиц, но и весь их «род» – мироносиц будущей Церкви! На примере нашей Церкви мы это знаем очень хорошо. Когда уже можно было безбоязненно исповедать свою веру, когда Церкви, наконец, вернули общие для всех права и свободы, именно наши русские жены-мироносицы составили основу многочисленных приходских коллективов. Подобно женам-мироносицам Христовым, они создали плацдарм для беспрепятственного служения епископов и священников на приходах. Церковное пение, уборка в храме, общение с людьми в церковных лавках, приготовление трапезы, преподавание в воскресных школах – все эти виды служения, крайне необходимого для Церкви, несут в основном женщины, таким образом давая всем нам возможность полной грудью вдыхать аромат живой церковной жизни.

Могу привести небольшое свидетельство со своего прихода. С 1970-х годов, когда мужчин в церкви крайне не хватало, в алтаре нашего храма несли послушание девы либо престарелые вдовицы. Одна из них подвизается у нас уже более 50-ти лет! Тщательно прибранный и вымытый алтарь, вовремя и идеально выстиранные облачение и платы, неопустительное присутствие на всех богослужениях, – всё это сделало их служение у нас просто бесценным. И сегодня, когда вроде и других алтарников уже немало, я понимаю, что никто из них не способен полноценно заменить этих сердобольных старушек в платочках. Настоящие мироносицы – кто же их заменит?

Когда-то, еще в далекие 1960-е годы, митрополита Волоколамского Питирима спросили: «Что же Церковь будет делать, когда умрут ваши белые платочки?» Владыка ответил: «Наши платочки бессмертны!» И в духе этого завещания владыки Питирима хочется пожелать нашим дорогим женам-мироносицам долгих и счастливых лет жизни! И чтобы эти долгие годы они не только по-прежнему верно несли свое служение Христу, но и передавали этот бесценный опыт служения молодым порослям – еще маленьким девочкам и девушкам. Когда-то, когда вы уже пойдете по пути к отверстым для вас вратам Царства Небесного, они примут у вас эстафету бессмертного служения жен-мироносиц, и благоденствие нашей Церкви продолжится!

Дорогие наши жены-мироносицы: бабушки, мамы, жены, сестры и дочери, от всего сердца поздравляем вас с вашим Праздником! Христос Воскресе!

Комментарии
Анастасия 19 мая 2024, 12:47
С Праздником православные! Именно женщины оказывались наиболее стойкими в испытаниях, непоколебимыми в исповедании веры и верными в любви. С Неделей жен-мироносиц! Здоровья, терпения, Веры и Любви
Галина И.18 мая 2024, 10:08
2.канонизированные святые жены Руси- св. Феврония Муромская, прав. Иулиания Лазаревская, кн. Анна Кашинская, кн. Иулиания Вяземская, блж. Ксения Петербургская, прп. кн. Евфросиния Московская, кн. Евфросиния Колюпановская, великая кн. Елизавета Федоровна, прп. кн. Евфросиния Полоцкая, мц. Гликерия Новгородская, блж. старица Матрона Московская, блж. Варвара Скворчихинская. И еще более ста почитаемых праведниц Русской Православной Церкви. Имена всех святых христианских жен знает только Бог, видящий и знающий тайное. Значительной долей их участия в благовествовании Евангелия, их усердных молитв и духовных подвигов и стоит сегодня Христова Церковь. Святые Жены- Мироносицы, молите Бога о нас!
Галина И.18 мая 2024, 10:02
1.Спасибо, о. Димитрий! Жен- мироносиц, первых свидетелей Воскресения, византийская литургия называет "апостолами апостолов". "Женщина есть образ Божий, как и мужчина. Оба пола равноценны. Равны добродетели, равны брани...Более того, разве способен мужчина соперничать с женщиной, решительно направляющей ею жизнь?" (свт. Григорий Нисский). Через женщину, без участия мужчины, пришёл в мир Спаситель, и Пресвятую Богородицу называют "Истинной Матерью всех живущих по Евангелию". За Ней идут жены- мироносицы, у которых много последовательниц на Руси. Почтим их память в святой праздник. Это, в первую очередь, св. равноапостольная кн. Ольга- первый человек, принявший на Руси христианство. Затем идут
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×