«За вашей спиной стоял Архангел Михаил»

Памяти монахини Михаилы (Шитовой)

Монахини Магдалина (слева) и Михаила (справа) в Сергиевом Посаде Монахини Магдалина (слева) и Михаила (справа) в Сергиевом Посаде

Монахиня Михаила, в миру Шитова Мария Кузьминична (1891 [1893] – 17.08.1985), родилась в семье рабочего-печника в городе Троицке Уральской (ныне Челябинской) области. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Мария приехала в Москву и решила пойти учиться на курсы сестер милосердия. Через полтора года поступила на медицинский факультет Высших женских курсов профессора Герье при Московском университете, дававший диплом врача, но диплом не получила, поскольку в 1919 году вынуждена была уйти с четвертого курса. В это время она посещала Христианский студенческий кружок под руководством В. Ф. Марцинковского.

С началом Первой мировой войны Мария приехала в Москву и решила пойти учиться на курсы сестер милосердия

В 1920-е годы Мария Шитова духовно окормлялась у архимандрита московского Данилова монастыря преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Бывала она и в Сергиевом Посаде, в доме 12 по ул. Полевой, где по благословению отца Георгия подолгу жили его духовные чада. Мария была близка к святителю Афанасию (Сахарову), схимонахине Олимпиаде (Ивановой), жившей в то время во Владимире. Когда отец Георгий был сослан в Кара-Тюбе, она навещала старца.

9 декабря 1929 года епископ Мануил (Лемешевский) постриг Марию Кузьминичну в монашество с именем Михаила. Постриг был совершен в Серпухове, где служил владыка. В 1933 году монахиня Михаила работала медсестрой центральной амбулатории в Загорске.

Мария Кузьминична Шитова была арестована 25 января 1933 года вместе с другими духовными чадами архимандрита Георгия. Осуждена по «Делу членов кружка христианской молодежи» на три года лагерей и отправлена в Сибирский исправительно-трудовой лагерь на строительство Чуйского тракта на Алтае (участок от г. Бийска до Монголии). В лагере работала врачом в больнице, где познакомилась с санитаркой Татьяной Михайловной Шураковой (впоследствии монахиней Магдалиной), тоже репрессированной. С тех пор они не расставались до конца жизни. Марью Кузьминичну ценило лагерное начальство, которое не желало отпускать ее даже после окончания срока. Господь по молитвам Архистратига Михаила и ее духовного отца архимандрита Георгия помогал ей врачевать и исцелять страждущих, о чем она оставила замечательные записки «Сила старческого благословения из-за гроба». В больницах, где она работала, была наименьшая смертность.

Одновременно с матушками в том же лагере находился епископ Варнава (Беляев). В его жизнеописании есть следующий рассказ о встрече с монахиней Михаилой:

«Работая врачом лагерной больницы, матушка имела свободный выход и иногда посещала церковь. Конечно, никому она о том не говорила, никто об этом не знал. Однажды, причастившись, шла она радостная в барак; навстречу ей попался Николай Беляев, который подошел к ней, низко поклонился и сказал: “С принятием Святых Таин, монахиня Михаила”.

Что такое? Вслух называют ее монашеское имя, которое никому в лагере не должно быть известно?..

Вечером она подошла к этому странному заключенному, то ли сумасшедшему, то ли юродивому, и спросила:

‒ Откуда вы узнали, что я монахиня Михаила?

‒ Если вам угодно, извольте, скажу, ‒ смиренно ответил заключенный. – Помните, вы меня расспрашивали, где я был ранее и что делал? Я вам толком тогда не ответил, хотя вы долго меня испытывали, чтобы послать в Томск в психиатрическую больницу… Видите ли, я когда первый раз вас увидел, то почувствовал вроде как огорчение. Одеты вы были как все; румянец у вас был во всю щеку. “Кто она такая?” – спросил я Господа. И мне была показана высокая рожь, и из нее вы выходите в мантии. “О, она, оказывается, мантийная”, ‒ подумалось мне. А за вашей спиной стоял Архангел Михаил».

Она не только лечила, но и кормила больных, помогая многим выжить в те голодные годы

После освобождения из лагеря Марья Кузьминична не имела права жить ни в Москве, ни в Загорске. Ей предложили заведовать фельдшерско-акушерским пунктом в селе Заречье Киржачского района Владимирской области. Испросив благословения у схимонахини Олимпиады, вместе с Татьяной Михайловной, устроившейся в том же учреждении санитаркой, они поселились в Заречье. Здесь они не только лечили, но и кормили больных, помогая многим выжить в те голодные годы. Они могли это делать, поскольку держали корову и, как медработники, получали паек. Матушки также помогали людям духовным советом и молитвой.

Могилки монахинь Михаилы и Магдалины на Старом кладбище Сергиева Посада Могилки монахинь Михаилы и Магдалины на Старом кладбище Сергиева Посада

В 1952 году монахиня Михаила переехала в Загорск и поселилась в знакомом ей с юности доме 12 на ул. Полевой. Устроилась на работу в процедурный кабинет одного из медицинских учреждений, где проработала еще многие годы. В 1955 году к ней переехала из Заречья и Татьяна Михайловна. В доме жили также Александра Никифоровна Маланичева, дочь дорогого для архимандрита Георгия блаженного Никифорушки, и духовная дочь отца Георгия – Екатерина Максимовна Морозова (инокиня Ермиония). На втором этаже, во флигеле, с 1951 года жила семья протоиерея Тихона Пелиха. Его супруга Татьяна Борисовна (в девичестве Мельникова) была близкой духовной дочерью старца Георгия (Лаврова), разделила с ним ссылку. В доме бывали многие замечательные исповедники, старцы – архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), игумен Виссарион (Великий-Остапенко) и другие лаврские отцы. Некоторые подвижники, приезжавшие тогда в Посад, жили здесь подолгу.

Могильная плита монахини Михаилы Могильная плита монахини Михаилы

Монахиня Михаила преставилась в возрасте 94 лет. Отпевали ее в Ильинском храме Сергиева Посада. Погребена на Старом кладбище в одной оградке с монахиней Магдалиной (Т. М. Шураковой), за оврагом, у самого поля, недалеко от места погребения схиархимандрита Иоанна (Маслова). После кончины монахини Михаилы в доме 12 на Полевой улице поселилась Елена Владимировна Чичерина (в монашестве Екатерина), также духовное чадо отца Георгия (Лаврова), которая, совершив свое многотрудное жизненное странствие, вернувшись из лагеря в родной Сергиев Посад, долго работала в канцелярии Троице-Сергиевой лавры.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

21 августа 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). — Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. – Т. 2. – С. 151– 154.
  • ЦА ФСБ РФ. Д. Р–40232.
  • Монахиня Михаила (Шитова М. К.). Воспоминания о совместной жизни и работе нашей с санитаркой Шураковой Татьяной Михайловной (в постриге монахиней Магдалиной). Рукопись.
  • Лаврский печальник. Игумен Виссарион (Великий-Остапенко): жизнеописание, воспоминания о нем братии и духовных чад. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2021. С. 104–110.
Смотри также
Схиигум. Мария (Горбатова) Схиигум. Мария (Горбатова)
Иером. Пафнутий (Фокин)
Схиигум. Мария (Горбатова) Схиигумения Мария (Горбатова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Община старицы Марии стала одним из оплотов послевоенного тайного монашества.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…» «Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…» «Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Эльвира Меженная
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
«Она возродила икону в нашей Церкви» «Она возродила икону в нашей Церкви»
К 40-летию со дня кончины монахини Иулиании (Соколовой; † 16.02.1981)
«Она возродила икону в нашей Церкви» «Она возродила икону в нашей Церкви»
К 40-летию со дня кончины монахини Иулиании (Соколовой; † 16.02.1981)
Щедрость души и высокая культура сочеталась в ней с подлинно монашеской внутренней настроенностью. Подражая святым иконописцам древности, она сопровождала свой труд усердной молитвой и постом.
Комментарии
Лариса 3 сентября 2025, 15:58
Немного дополню. Когда должны были постригать м. Михаилу, ей очень хотедось получить имя архангела, о чем она и попросила ходатайствовать перед вл. Мануилом схимонахиню. Та была недовольна и не поддержала ее. Но ей был сон, что нужно назвать все же Михаилой. Наутро она сказала послушнице что попросит владыку. Теперь уже он был недоволен - послушница хочет имя, схимница видит сны... Нет уж. И решил дать другое имя. Начался постриг. Настал момент называть имя, он забыл вообще все имена, не может вспомнить, что хотел. Запнулся, потом опять... Потом слышит голос - "Мануил... Кому это нужно? Ее зовут Ми-ха-и-ла"... И он повторил имя по слогам, так, как услышал. Этот момент есть в книге о владыке.
Наталья21 августа 2025, 14:35
Благодарю иеромонаха Пафнутия за интересное повествование о подвижниках не очень давнего прошлого! Не поняла из рассказа, один и тот же человек епископ Варнава и странный Николай Беляев, или нет, интернет помог - один и тот же. Получать от Господа ответы и видеть Архангела Михаила не каждый сподобится... Слава Богу за замечательные сайты, на которых кладезь информации о жизни и опыте наших предшественников и современников! А Господь вчера и сегодня один и тот же! Сегодня пела литию и в какой-то момент из памяти ускользнул нужный текст. Помог допеть диакон, который за минуту до этого начал перелистывать последование, и удивленно сообщил по окончании литии - открылось оно на нужном месте!
Сергей Ларин21 августа 2025, 09:36
Бийский тракт это от Алтая к Китаю и Монголии (середина России). А Маньчжурия - это Дальний Восток, (справа внизу России)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.