Смартфон – родительский помощник или инструмент деградации ребенка?

Фото: commons.wikimedia.org Фото: commons.wikimedia.org

Уже достаточно давно не является секретом тот факт, что смартфоны стали своего рода «ядом» для человеческого мозга, тем более это утверждение относится к детям.

У святителя Тихона Задонского по вопросу воспитания детей есть такие слова:

«Юность, как сама собою ко всякому злу склонная, требует прилежного руководства, доброго воспитания и наставления: но вместо сего сретает ее злоядовитый родительских нравов соблазн… Горе – юным детям от сего соблазна! Но сугубое горе – родителям, которые, вместо полезного учения, злым примером, как ядом, юные сердца заражают!»

Если зайти в общественный транспорт, то можно увидеть, что подавляющее большинство людей смотрит в экраны, а еще многие из нас сегодня не только не засыпают без смартфонов, но даже в туалет ходят с ними. Какой же тогда пример мы являем своим детям?! О негативном влиянии «черных зеркал» можно говорить много, но давайте кратко упомянем известные на данный счет факты и подумаем, что делать.

Речь и раннее когнитивное развитие: «цена» потерянных диалогов

В дошкольном возрасте мозг ребенка стремительно наращивает словарь и навыки двустороннего общения. Любые практики, которые вытесняют живой диалог со взрослым, провоцируют отставание в развитии речи. Систематические исследования в данном направлении показывают прямую связь между ранним использованием смартфонов и увеличением экранного времени с понижением показателей речевого развития. Еще в 2016-м году Американской академией педиатрии был сделан следующий вывод:

«Замена живого общения пассивным экранным потреблением напрямую замедляет освоение языка».

Многие из нас сегодня не только не засыпают без смартфонов, но даже в туалет ходят с ними

Отметим, что большой телевизор на достаточном удалении от детских глаз – не решение проблемы, так как негативное влияние наблюдается при общем экранном времени независимо от типа используемого устройства. Все дело в том, что смартфон попросту не отвечает ребенку. Чем дети реже слышат взрослую речь, тем реже сами вокализируют и меньше участвуют в чередовании реплик – а именно эти «обмены» критически важны для формирования языка. Важно и то, как экраны используют сами родители. Когда взрослый регулярно отвлекается на телефон во время взаимодействия с ребёнком, у детей чаще наблюдаются трудности с эмоциональной регуляцией, повышается тревожность и развиваются проблемы с поведением – все это факторы, которые косвенно тормозят также и когнитивный прогресс мозга.

Внимание и исполнительные функции

Проблемы с концентрацией внимания и способностью усваивать материал в первую очередь касаются подростков. В 2019–2020-м гг. в таких достаточно авторитетных изданиях, как «JAMA Pediatrics» и «Child Development», были опубликованы несколько статей с результатами лонгитюдных[1] исследований, которые показали, что пресловутая мультизадачность (это в большей мере касается компьютерных игр) напрямую влияет на снижение показателей рабочей памяти и способности к когнитивному контролю, а подростки, проводившие перед экраном более 7 часов в день, вдвое чаще демонстрировали признаки дефицита внимания. Еще психолог К. Розен из Калифорнийского университета отмечает, что дети и подростки, постоянно переключающиеся между мессенджерами и социальными сетями, развивают «паттерн поверхностной обработки информации», что негативно сказывается на их обучении.

Сон как невидимый посредник когнитивных проблем

Связь «экран → хуже сон → хуже когнитивные показатели» подтверждается множеством исследований. У детей (да и у взрослых тоже) использование смартфона перед сном смещает время засыпания, сокращает длительность и ухудшает качество сна, а недостаток сна предсказуемо бьёт по памяти, вниманию и обучению. Мобильные устройства здесь особенно «эффективны» в силу портативности, интерактивности и ярких уведомлений. В качестве заметки для позитивного личного примера отметим, что устойчивые вечерние «ритуалы» без гаджетов – один из самых действенных способов профилактики когнитивных проблем, связанных со сном.

Учебные достижения

Прямая связь между количеством часов со смартфоном и школьными оценками менее очевидна, но она все же есть. Многочисленные исследования в данном направлении показали, что запрет на использование экранов во время учебы и выполнения домашних заданий повышает успеваемость, особенно у отстающих учеников. Нейропсихолог Дэвид Рок как-то отметил:

«Каждое переключение внимания с учебного задания на смартфон стоит мозгу нескольких минут когнитивного восстановления».

Психическое здоровье и когнитивные последствия

В обзоре Элизабет Шоен, опубликованном в 2020-м г. в журнале «Frontiers in Psychology», сделан очень характерный вывод:

«Чрезмерное использование смартфона связано с повышенным риском тревожных и депрессивных симптомов, а через них – с падением концентрации и мотивации к обучению».

Кажется, что даже этой цитаты достаточно, чтоб по данному вопросу расставить для себя все точки на «i».

«Не только время»: значение контекста, контента и возраста

Ученые, занимающиеся затронутой нами проблематикой, подчеркивают, что само по себе наличие экрана не одинаково вредно. Риск возрастает при

  • раннем старте (0–3 года),
  • переносе экранов на время сна и еды,
  • преобладании пассивного или быстро переключающегося контента,
  • дефиците со-просмотра и обсуждения со взрослым,
  • высоком уровне мультизадачности.

Даже «образовательный» контент без участия взрослого редко заменяет живую обратную связь

Даже «образовательный» контент без участия взрослого редко заменяет живую обратную связь. Зато совместный просмотр и обсуждение частично смягчают риски, помогая ребёнку переводить увиденное в опыт и речь.

Что делать?

Есть такая штука, как цифровая гигиена, – ее правила полезны для всех, тем более для детей, поэтому давайте выделим те из них, что относятся к нашей теме:

  • До полутора, а лучше до 2 лет – без экранов, кроме видеосвязи с родственниками.
  • С 2 до 5 – не более 1 часа качественного контента в день, лучше в формате совместного просмотра с обсуждением новых слов и сюжета.
  • Сон – приоритет: никаких смартфонов минимум за час до отбоя; устройства вне спальни; уведомления на ночь выключить.
  • Еда и общение – «без экранов»: это поддерживает язык и навыки саморегуляции.
  • Семейный медиаплан: пропишите «где, когда и как» можно пользоваться устройствами; обсудите альтернативы (активная игра, чтение, офлайн-хобби).
  • Снижение «техно-вмешательства» у взрослых: во время игры и разговора с ребёнком смартфон нужно откладывать, это повышает плотность речи и качество привязанности.
  • Контроль контента и уведомлений: у подростков – настройка «тихих окон», минимизация пушей, поощрение «однозадачности» при учёбе.

Ответственность за воспитание наших детей мы несем в первую очередь перед Богом. Смартфон – это не безобидная игрушка. В целом влияя на развитие ребенка, он неизбежно влияет и на его духовную жизнь. Памятование того, о чем было здесь сказано, и соблюдение простых правил помогут нам хотя бы в этой области избежать грозного обличения святителя Тихона, приведенного в начале этой небольшой заметки.

[1] Лонгитюдный – это термин, обозначающий процесс или явление, которое характеризуется продолжительностью и долговременностью.

В научном контексте термин широко применяется в психологии, социологии и других гуманитарных науках для обозначения исследований, которые проводятся в течение длительного времени, с многократной фиксацией показателей у одних и тех же испытуемых.

Комментарии
Елена28 августа 2025, 14:43
Мои дети для классной руководительницы и остальных учителей "не такие как все", потому что у них кнопочные телефоны.Вместо того, чтобы на перемене побегать, попрыгать весь класс зависает... И учителя поощряют это... достаньте телефон... перейдите по ссылке ...
Постоянная читательница28 августа 2025, 08:26
Поддержу Виктора, хорошо понимаю его чувства: очень долго противилась признанию того, что наступила цифровая эпоха, и с большим трудом пришла к признанию этого факта, поскольку еще помню и письма от руки, и толстые журналы. Новая среда есть, и мы вынуждены ею пользоваться. Но акценты я бы расставила по-другому: маленьких детей мы должны не знакомить с реальным миром, а удерживать в нем как можно дольше, пока это в наших родительских силах и пока это не похоже на сумасшествие. Это просто даже условие физического их выживания: никто не видел детей, идущих по проезжей части или по пешеходному переходу, уткнувшись в смартфон? Они нежизнеспособны.
Виктор26 августа 2025, 18:41
ВЕК ЦИФРЫ. Часть 2. Я с ностальгией вспоминаю время, когда мы выписывали газеты и журналы, писали ручкой (от руки!) длинные письма, отправляли поздравления - открытки, ходили в библиотеки, а для звонков в другие города – ходили на телефонный переговорный пункт! Молодые люди, скорее всего, вообще не поймут, о чём я тоскую. Я признаю: век прошлого ушёл. Появилась новая среда: ЦИФРОВАЯ. Наверное, единственное, что мы, мирские люди, можем сделать, – постараться, чтобы среда эта была свободна от грязи (порнографии, насилия и проч.); контролировать своих детей (следить, что они в этой цифровой среде смотрят, чем занимаются); и маленьких детей надо всё-таки сначала знакомить с реальным миром.
Виктор26 августа 2025, 18:04
Вроде бы всё правильно написано. Только ... с грустью приходится констатировать (для меня – с грустью, другие, возможно, моей грусти даже не поймут), что наступил новый век – ВЕК ЦИФРЫ, наступил новый мир – мир ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Бумажный век, когда люди массово читали книги, увы, закончился. И что мы реально можем с этим сделать? Везде Интернет, соц.сети, мессенджеры, чаты, боты и т.п. и т.д. Мне почти 50 лет, и я ещё застал то время, когда у нас дома из всех средств телекоммуникации было только радио и чёрно-белый телевизор с двумя программами. Накопить денег на цветной телевизор – вот была цель – попробуйте сейчас это объяснить ребёнку, который хочет смартфон новой модели!
Постоянная читательница25 августа 2025, 11:04
Спасибо за правильное напоминание накануне учебного года. Очень жаль детей, которые и лето провели в виртуальном мире. Немножко удивительно читать, что детям от 2 до 5 лет можно 1 час экрана в день. Зачем?! Только одно правило - чем позже тем лучше. Зачем двухлетке час экрана в день?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.