Увлечение гаджетами, «зависание» в сети – одна из самых распространенных проблем в наши дни. Гаджетозависимость официально признана болезнью – нехимической зависимостью. Но даже если у нас нет настоящей зависимости, нередко мы проводим неоправданно много времени в смартфонах. Я говорю «мы» не в общем и целом, говорю об этом потому, что сама периодически (каждый раз «вдруг») замечаю в себе эту зависимость. Бывает, чтобы остановиться – прямо сила воли нужна…
Не призываю отказаться от доступа в Интернет, смартфонов и прочих удобных достижений нашей цивилизации, вижу немало плюсов в существовании этих достижений, да и сама – не отказываюсь. Лишь хотела бы поговорить о том, как можно научить самих себя и своих детей относится к гаджетам «воздержанно».
Если мы живем с телефоном в руке, мы показываем детям, что вот так живут взрослые люди
Почему нам стоит обращать внимание на количество и качество нашего общения со смартфоном, почему стоит специально, сознательно ввести в свою жизнь «воздержание от гаджетов»?
- Любая зависимость, даже «легкая», даже такая, которую мы вроде бы «в любой момент можем прервать», – это зависимость, то есть определенное духовное, а порой и физическое рабство. А воздержание – способность стать господами, а не рабами своих смартфонов. И это уже не столько про отношения со смартфонами, сколько про личность, про наше отношение к самим себе и к миру.
- В наше время неразумное использование смартфонов и вообще Интернета – самый настоящий «пожиратель времени». Не смешно, а грустно:
«Муж, придя с работы, спрашивает у жены:
– Как дела, дорогая?
– Всё хорошо! Борщ сварила, котлеток нажарила, вымыла окна, сделала маникюр, книжку прочитала. Вот сижу, носочки вяжу… А завтра, если снова забудешь заплатить за интернет, скотина, я тебя убью!»
Меня часто спрашивают, как я «столько всего совмещаю», и вот ответ: когда я перестаю ограничивать свое общение с телефоном, я как раз «ничего не успеваю». Это один из самых действенных способов найти время на важные дела, на которые у нас вечно нет времени – на молитву, на занятия с детьми, на чтение книг, на хобби, на работу – просто убрать из рук смартфон, ограничить пользование соцсетями и вообще обращение к Интернету. - Мы, родители, – пример для своих детей. Если мы живем с телефоном в руке, мы показываем детям, что вот так живут взрослые люди, вообще – вот так проводят время люди. Мы можем говорить при этом что угодно правильное, но наше поведение перебьет все наши мудрые слова. Хуже того: если мы учим детей разумно использовать время, не тратить его попусту, тем более если прямо говорим о вреде «жизни в онлайне», но при этом сами не следуем нашим же «принципам» – мы показываем детям, что вообще все наши «нравоучения» – пустая болтовня, которая и нам самим-то не очень дорога.
- Мы и наши дети – первые люди на планете, которые столкнулись с реалиями «онлайн-жизни». Наша задача – это явление, как и всякое другое, «окультурить», обуздать. Это как с потреблением вина: бескультурное, невоздержанное потребление приводит к пьянству, опускает человека до скотского состояния. Так же и с приемом пищи, и со многими другими темами: культурное, обузданное, осмысленное потребление может быть или безвредным, или полезным, но бескультурное, необузданное, неосмысленное потребление приносит настоящий вред душе, телу и всем обществу. Итак, нам в любом случае необходимо ввести определенные ограничения на общение с гаджетами.
Наши дети – первые люди, детство которых проходит с Интернетом, «встроенным в жизнь»
- Мы сами выросли без смартфонов и даже без личных компьютеров, а наши дети – первые люди, детство которых проходит с Интернетом, «встроенным в жизнь». О результатах онлайн-детства говорить рано, и все же – некоторые выводы уже можно делать. Нельзя сказать, что прямо «все плохо, конец, мы потеряли наших детей». Но тем не менее уже сейчас можно говорить об определенных проблемах, спровоцированных «взрослением со смартфоном в руке». Так, и педиатры, и психиатры говорят, что у «смартфонных» малышей наблюдаются проблемы с речью, трудности с коммуникацией и социализацией (напомню, что социализация – это усвоение ценностей и культуры предшествующих поколений). Дети, взрослеющие со смартфоном в руках, специфически воспринимают информацию, в частности – тексты: например, такие дети оказываются способны воспринимать лишь короткие фразы, это приводит к проблемам с чтением, особенно «длинных текстов»; у таких детей бывают трудности со способностью концентрировать и удерживать внимание, способностью анализировать информацию, а главное – увлечение гаджетами с раннего детства препятствует развитию творческих способностей.
- Великий пост, как и всякий другой церковный пост, – время воздержания, добровольных ограничений, освоения навыка управления самим собой, время тишины и особенного внимания к духовной жизни. Так что любой православный пост – повод ввести в свою жизнь «цифровое воздержание», может быть – только на время поста, а может быть – навсегда.
Ни в коем случае не хочу сказать, что сейчас открою какие-то секреты «культуры потребления гаджетов»: об этой проблеме, конечно, и без меня давным-давно говорят и специалисты, и просто неравнодушные люди. Я, конечно, не готова предложить универсальные рецепты «избавления от гаджетозависимости»: во-первых, если это правда зависимость – мало прочитать какую бы то ни было статью, здесь необходимо обращаться к специалисту, диагностировать и затем лечить эту болезнь; во-вторых – конечно, не существует и не может существовать универсальных рецептов в подобной области, ведь все мы – разные, и условия жизни, особенности работы у нас тоже разные; в-третьих – я сама могу рассказать только о том, что просто помогало и помогает мне самой, моим детям и людям, которых я лично знаю, а это очень нерепрезентативная выборка.
Убрать смартфон из рук
Одна из самых популярных и при этом не всегда осознаваемых проблем гаджет-зависимости – в том, что современный человек живет со смартфоном в руке. В разделе «цифровое благополучие» практически любого смартфона можно посмотреть, сколько времени мы проводим в телефоне – это может быть и 4, и 6, и 8 часов в сутки.
Конечно, в наше время без смартфона – никуда: и чаты родительские здесь, где вся информация по школе, и по работе практически всем приходится общаться в мессенджерах, и покупаем продукты, и читаем инструкции к лекарствам, и находим рецепты супов – все с помощью смартфона. А смартфон имеет свойство показать что-то одно, жизненно важное, а затем – затягивать на какие-то смежные ресурсы, показывать дополнительные (очень важные) темы, уведомления. Вот вроде бы зашли утром прочитать Евангелие в приложении с православным календарем, но вот увидели, что сегодня праздник какого-то святого – и вспомнили, у кого сегодня именины, и надо срочно поздравить, и это так здорово, что нам напомнили и мы поздравили! И вот переходим в Телеграм, пишем поздравления – а заодно видим, что на каком-то канале обсуждается невероятно важная тема, и включились в это обсуждение, и переслали ссылку на обсуждение друзьям, и с ними это все тоже обсудили, и от них новые ссылки получили… И ничего себе: зашли прочитать Евангелие на 3 минуты – а очнулись через 3 часа…
Среди признаков «гаджет-зависимости» – потребность держать смартфон в руке или рядом с собой, в поле зрения, в кармане; тревога в том случае, если смартфон разряжен или физически недоступен; человек периодически просто так открывает телефон – не потому, что нужно посмотреть что-то конкретное, не потому, что пришло уведомление, а именно просто так; человек засыпает со смартфоном в руке, не может есть и, простите, ходить в туалет без этого аппарата.
Один из самых первых и трудных шагов – просто убрать смартфон из рук
Итак, один из самых первых и трудных шагов – просто убрать смартфон из рук, чтобы этот волшебный аппарат перестал жить в руках и в голове.
Конечно, очевидное решение – вообще не пользоваться смартфоном: нет гаджета – нет проблемы. Я знаю живых и социально активных людей, которые вообще не пользуются смартфоном, но только кнопочными телефонами и компьютером, ноутбуком, планшетом. В руке и в кармане у них простая «звонилка», а ноутбук или планшет – в портфеле. При необходимости (перевести деньги по приложению, проверить почту и т.п.) они достают ноутбук. Это позволяет пользоваться благами цивилизации, быть на связи – и при этом жить, не утыкаясь в экран. Я и сама пробовала так жить: в принципе, вполне получилось, но все же для меня это оказалось очень неудобным. Так, одна из первых проблем, с которой я столкнулась, – навигатор. Без него оказалось невероятно трудно ездить даже по знакомым городам и районам: во-первых, не видно пробок и путей объезда, во-вторых – постоянно меняются схемы движения, о которых навигатор в курсе, а я – нет. Также мне для работы постоянно нужен смартфон – по электронной почте и в мессенджерах мне присылают какие-то документы, файлы, просто сообщения, и когда под рукой смартфон – я могу работать порой буквально «на ходу». В общем, я на личном опыте выяснила, что жить без смартфона, конечно, реально, однако это правда для активных людей в наше время – проблема. Так что для таких людей? как я, выход – все же не удалить, но именно ограничивать.
Мне кажется, смартфонные ограничения, рамки должны быть конкретными, а не так, что «надо бы поменьше лазать в телефон». Вот, например, такие варианты «правил», которые могут помочь «нейтрализовать» участие смартфона в нашей жизни, высвободить время для по-настоящему важных дел:
- Не брать смартфон в руки до утренней молитвы. Важная вещь: во-первых, молиться «воставше от сна», а не «воставше от сна и проверив сообщения»; во-вторых – пусть ум и сердце начинают день с обращения к Богу, хотя бы минутного, а не с обращения к мiру, к потоку информации.
- Убрать звуки уведомлений. Достаточно это сделать – и жизнь становится намного спокойнее. Уведомление «зовет» нас в смартфон даже в том случае, когда мы вроде бы и не собирались брать его в руки. Если не мгновенно реагировать на сообщения – ничего страшного не произойдет. Конечно, если работа требует сегодня или всегда быть на связи 24/7 – рецепт не работает. Но чаще всего достаточно просто предупредить всех «своих»: если что-то правда срочное – не пишите, а звоните. В таком случае мы точно будем знать, что все «жизненно важное» придет со звонком, не надо постоянно заглядывать смартфон, чтобы не пропустить что-то важное от мужа, детей, пожилых родственников.
Твердое правило – не брать смартфон за стол. Хотя бы когда за столом – вся семья
- Твердое правило – не брать смартфон за стол. Хотя бы когда за столом – вся семья.
- Не пользоваться смартфоном перед сном, убирать аппарат, например, на столик в прихожую. Чтобы ночью смартфон не понадобился, полезно купить «живой» будильник. Они сейчас бывают очень разные, не обязательно дребезжат на весь дом – бывает, можно устанавливать мелодию, есть световые будильники, которые заблаговременно включают свет, имитируя рассвет, и будят звуками природы, также полно недорогих современных будильников с кнопкой «отложить», как в смартфоне. Если убираем смартфон от кровати – получаем шанс не трогать аппарат ни перед сном, ни ночью, ни утром.
- Не пользоваться смартфоном во время прогулок на улице. Чтобы прогулка была временем общения с детьми (если гуляем с ними), отдыхом для глаз, перезагрузкой для души и для мозга. И важным временем «подумать».
- И во время поста, и вообще хорошо, когда мы «ничем не заняты» (во время тех же прогулок, и когда стоим в очереди на кассу, и когда ждем автобуса), – приучить себя читать Иисусову молитву. Постепенно такой способ проводить время может стать естественным, привычным. Эта молитва, даже не сердечная, а только «устами» – во сто крат лучше бесцельного брожения по сети.
- Держать под рукой книжку – обязательно интересную. Ведь нередко мы начинаем лезть в Интернет просто по привычке крутить аппарат в руке, «посмотреть, как там жизнь», просто от «нечего делать» и даже от усталости – мозг отключается и просит простых образов-развлечений. Для этого как раз хорошо держать под рукой альтернативу смартфону, то есть книжку, на тумбочке около кровати, например. И так, когда мы присядем отдохнуть посреди дня, отдых будет – не «полазить в Интернете», а «дочитать рассказ». Так заодно мы не просто «уйдем от зависимости», но и получим возможность приобщаться к культуре, «тренировать мозг», а может быть, получать образование в широком смысле этого слова. Подобрать интересные книжки и положить их рядом с кроватью – пожалуй, та самая возможность «найти время для чтения». Ведь нередко мы «не успеваем читать книги» потому, что мы просто не приготовили, не положили около кровати хорошую книжку. Эта же тема – про поездки в общественном транспорте. Так, я сама периодически езжу в электричках и на метро, в таких случаях – беру с собой книжку. Раз уж я ее взяла – по дороге читаю: так за пару поездок могу прочитать целую хорошую книгу. Но если я не взяла с собой книжку – нередко как раз начинаю «лазить по телефону». Вот так все просто: приготовила книжку – буду читать, не приготовила – полезу в смартфон.
- Один из специфических способов «залипать» в смартфоне, вообще в Интернете – искать и покупать товары на маркетплейсах. Безусловно, онлайн-магазины – это невероятно удобно, это огромная экономия и сил, и времени, и денег, ведь мы можем сравнивать множество товаров, смотреть рейтинги, отзывы и покупать что-то проверенное, а не кота в мешке. Но это удобство нередко оборачивается проблемой: порой мы, особенно женщины, часами перебираем товары и отзывы к ним. «Шопоголизм» стал доступен даже тем, у кого нет возможности покидать дом, в частности, мамам маленьких детей. Причем брожение по маркетплейсам может быть никак не связано с материальными возможностями: можно зависать в онлайн-магазинах, и выбирая копеечные товары, и что-то на тот случай «когда появятся деньги», и вообще на теоретическое абстрактное будущее «присматривать», добавлять в «отложенное». В этой ситуации, как и в большинстве других «интернетных» тем, выход – не отказываться от этих благ цивилизации, но просто и здесь ввести определенные ограничения. Так, можно составлять список покупок на бумаге как встарь – в ежедневнике, например. Вспомнила, что нужен веник, – записала. Увидела, что все колготки младшего ребенка с дырками или малы, – записала. Но заходишь в онлайн-магазин, на маркетплейс только в определенное время, например – после обеда; или по вторникам, четвергам и субботам; или только по субботам. Такие ограничения позволяют минимизировать «внезапные» покупки, вообще экономят время, ведь в ту самую субботу я зайду в онлайн-магазин с целым списком, все разом куплю. Но если покупать по штучке, как только вспомнишь, – есть вероятность «зависнуть», начать разглядывать какие-то другие товары. Еще и еще раз повторю – все мы разные, ситуации у нас тоже очень разные. И все же мне кажется, что многим из нас хорошо бы ввести в жизнь какие-то ограничения онлайн-покупок, хотя бы на время поста и подготовки к Причастию.
Соцсети
На сегодняшний день социальные сети – элемент устройства общества. И часто это – благо. Ведь общение между людьми, возможность проповеди, отдых – все это добро. А для кого-то социальные сети и Интернет напрямую связаны с работой, то есть оказываются формой труда.
Но зла в пользовании соцсетями тоже хватает. Тщеславие и пустословие – на поверхности. Опасность легкого контакта «с нечестивыми» – на поверхности. Зло седое, с ветхозаветных времен хорошо известное.
А новое – то, о чем сейчас речь: соцсети способны вызывать зависимость, создавать бесконечную потребность просто «зайти», посмотреть, «как там дела», проверить количество просмотров, лайков, подписчиков, потребность оставить комментарии и потом следить, как неизвестные тебе люди на этот комментарий отреагировали. Постоянный информационный шум. Уничтожение бесценного времени.
Одна из проблем здесь – иллюзия значимости. Порой кажется, что, если не проверить вовремя новости, реакции каких-то умных экспертов на эти новости, мы упустим что-то серьезное, наша жизнь или даже весь мир – рухнет. Или кажется, что мы занимаемся умным делом, приобщаемся мудрости – например, читаем не «пустых блогеров», но маститых мудрецов. Или обсуждаем пятые сутки важнейшие политические или нравственные вопросы, от которых зависят судьбы мира, а не просто разглядываем котиков. Впрочем… да, нередко именно разглядываем котиков… И вот на это уходят многие часы нашей жизни, те часы, которые мы могли бы посвятить работе, хобби, образованию (своему и детскому), молитве, качественному общению с супругами, детьми, в конце концов – нормальному отдыху.
Я осознала, что теперь думаю в основном над тем, что «навязали» мне соцсети. Даже без смартфона в руке они пожирали мое время
Я много лет разным людям и своим родным детям рассказывала, как соцсети «пожирают время», помогала детям не впасть в эту зависимость. А сама соцсетями просто не пользовалась, как раз чтобы не тратить бесценное время. Но однажды все же вышла в соцсети, завела свои каналы, сразу же установила разумные рамки… и увидела, что, несмотря на все это, соцсети правда отняли у меня не только время, но и силы. Я правда перестала успевать, перестала справляться с тем, с чем до этого вполне справлялась. Так, среди моих ограничений было полное отсутствие каких бы то ни было подписок, я не стала подписываться даже на каналы близких друзей. Но все равно ведь знала адреса этих каналов и заходила проведать, как там мир поживает – и застревала. Даже когда правда твердо держалась установленных рамок – оказывалось, что я просто думаю о комментариях к моим же сообщениям, думаю, как ответить, доказать, объяснить, как преподнести следующую публикацию. Казалось бы, я не тратила на все это своего времени. Я думала об этом просто, в целом, не «специально»: например, когда мыла посуду или укладывала детей спать. Но так оказалось, что соцсети забивали мне голову, мысли. И только тогда я осознала, что обычно вот так, во время рутинных дел, на самом деле я – работала, в бытовых хлопотах нечаянно обдумывала свои статьи или придумывала композиционное решение по какой-то своей детской книге; или же во время этих хлопот думала о детях, о конкретных проблемах воспитания, обучения, придумывала, как преподнести ребенку тему по русскому языку, или планировала меню праздничного обеда, или решала, как организовать детские каникулы. То есть весь день жила теми делами, которыми должна была жить. И все это я осознала тогда, когда поняла: теперь я думаю в основном над тем, что «навязали» мне соцсети. Эта навязчивость, «пленение ума» даже без смартфона в руке пожирала мое время, внимание. Вот так и оказалось, что я вроде бы провожу в соцсетях немного времени, но все равно – перестала справляться со своими прямыми обязанностями.
Вот так я поняла, что даже просто ограничения – не подходят, по крайне мере – мне. Для таких увлекающихся людей, как я, нельзя вообще включать комментарии. Если вдруг вижу где-то в сети даже полезную и важную тему – не комментирую, потому что знаю – застряну, будут проверять, как мне ответили, и просто забью голову. И не говорю, что это правильное и универсальное решение. Ведь общественное обсуждение порой и правда меняет в лучшую сторону и людей, и, собственно, общество, помогает решать правда очень важные вопросы. Говорю только про себя: оказалось, я не могу себе позволить открывать комментарии, как не могу себе позволить подписываться даже на очень важные каналы. Потому что уже проверяла: это все и правда пожирает страшное количество моего времени, душевных сил, не позволяет мне быть вовлеченной матерью, учителем своих родных детей, хозяйкой дома, а также не позволяет мне выполнять мои прямые обязанности, мою работу.
Итак, если у нас не хватает времени на детей, на работу, на спорт, на отдых, вполне может быть, что виноваты и правда соцсети. Это не пугалка, это – реальность. И возможные рецепты высвобождения сил и времени – такие: отказаться от соцсетей вообще; или пользоваться – но не подписываться на каналы; или установить себе лимит подписок; или запретить себе комментировать что бы то ни было: ведь только влезешь с комментариями – так потом пойдешь проверять, что тебе ответили, и снова будешь писать ответ, и чем важнее для тебя тема – тем серьезнее она засосет, и будешь, например, остроумно писать в каком-нибудь чате про важность заботы о детях – когда твои родные дети будут лишены этой заботы. Если же работа, учеба, служение связаны с соцсетями или вообще ведение соцсетей и есть работа, то выход – относиться к этой работе, собственно, как к работе, пользоваться соцсетями даже «для себя» строго в рабочее, выделенное время.
В целом универсальное решение – вообще упорядочить свой день и в этот распорядок вписать пользование или не пользование соцсетями. Независимо от того, чем мы занимаемся в жизни, какие у нас семейные и общественные обязанности, – выделить «рабочее» и «нерабочее» время. Матери маленьких детей, неработающей или работающей из дома, это бывает особенно необходимо, это – очередной способ «справляться» со всеми нашими бесчисленными материнскими заботами. В этом случае к «рабочему» времени необходимо отнести, помимо собственно «работы», все дела по дому, такие как приготовление пищи, уборку, глажку, занятия с детьми (помощь с домашними заданиями или домашние уроки на семейном обучении). Также в каждом дне выделить «нерабочее время», в котором мы не будем заниматься делами, это – время общения с близкими, с детьми, с мужем, с Богом. Время, в которое мы прекращаем все дела, в том числе заботы по хозяйству. Это может быть время после ужина и вечерней общей уборки по дому, в которое мы вместе молимся, читаем книги, укладываем малышей спать, а также это может быть и хорошо бы – время, которое супруги проведут вместе (как можно устроить эту неторопливую уютную вечернюю жизнь семьи – я писала в статье «Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия»). И вот – причем здесь соцсети, вообще Интернет и смартфоны в частности: в «нерабочее время», время семьи и тишины, время покоя – не бродим по соцсетям, не совершаем покупки на маркетплейсах, по возможности вообще убираем смартфон.
Гаджеты и дети
В наше время значимую роль в формировании личности ребенка вообще и дошкольника в частности играет экран, гаджеты. Все больше и больше малышей, которые с полутора-двух лет практически живут в смартфоне. Это смартфонное взросление влияет на возможность удовлетворить базовые образовательные и психологические потребности ребенка, не позволяет формироваться образовательной активности, в частности, напрямую препятствует подготовке к школе, а затем – создает трудности в обучении.
Если ребенок проводит много времени у экрана, тем более если пользуется личным планшетом, смартфоном – это:
- Не позволяет ребенку достаточно играть. Дети, которые имеют возможность много времени проводить у экрана, – порой не играют вообще. Заметим: игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, при этом компьютерные игры – не игра в педагогическом смысле.
- Ограничивает физическую активность, не позволяет достаточно двигаться. Сел перед телевизором – и смотрит свои мультсериалы сутками. Или уткнулся в экран – и сидит часами, никому не мешает.
- Не позволяет развиваться и проявляться любознательности. Даже вроде бы «развивающие» игры, фильмы, мультики для малышей загоняют любознательность в узкое, «навязанное» русло.
Утверждаю категорично: дошкольникам и младшим школьникам смартфон не нужен
В нашем мире, пожалуй, жизнь без Интернета, компьютеров и смартфонов практически невозможна. Но это – про взрослых, а не про детей. Смартфоны, доступ к компьютеру в наше время практически необходим класса с 7-го, самое ранее – с 5-го. Утверждаю категорично: дошкольникам и младшим школьникам смартфон не нужен, как бы они ни обосновывали необходимость иметь личный айфон. Так что самое простое и базовое – не покупать ребенку-дошкольнику ни смартфон, ни личный планшет. Вообще не покупать. Если кто-то сердобольный подарит – забрать.
Ничего страшного с ребенком не случится от того, что он проживет все детство без смартфона, зато появится реальный шанс вырастить здорового душой и телом, любознательного ребенка, развитие которого будет соответствовать возрастной норме, который будет психологически, интеллектуально и эмоционально готов к школе.
Если мы не даем ребенку смартфон до 12–14 лет, то компенсировать отсутствие этого волшебного аппарата можно такими способами:
- Связь (которая в наше время – не просто удобство, но также вопрос безопасности) через кнопочный телефон без доступа в Интернет или телефон-браслет. В дешевых кнопочных телефонах сейчас нет даже примитивных игрушек. Дошкольнику даже кнопочный не нужен – вряд ли предполагается, что младенец будет оставаться где-то один, будет самостоятельно передвигаться по городу, все равно его мама привезет на занятие и потом заберет, всегда будет рядом взрослый со своим телефоном.
- Если ребенок просит смартфон, спрашиваем, зачем именно аппарат понадобился. Один из самых распространенных ответов детей – чтобы фотографировать. В таком случае можно купить ребенку, собственно, фотоаппарат, малышу – детский, школьнику – просто цифровой, можно найти совсем недорогой, ребенку ведь просто нужно делать хоть какие-то фотографии.
- Если ребенок хочет слушать музыку или аудиокниги – в довесок к кнопочной звонилке можно купить плеер. Это также бывает совсем недорого, по деньгам в общей сложности телефон с плеером и простым фотоаппаратом может выйти не дороже самого дешевого смартфона.
В жизни «смартфонных» детей этот гаджет – способ просто проводить время, возможность чем-то занять себя
- В жизни «смартфонных» детей этот гаджет – способ просто проводить время, возможность чем-то занять себя. И здесь родительская задача – как раз научить ребенка занимать свое время чем-то полезным и интересным, чтобы ребенок не скучал, не маялся дурью. Занятия – это в первую очередь учебная работа, в этом ракурсе учебная нагрузка, те самые художественные, музыкальные, спортивные школы – возможность здорово и здорово занять время детей. Также хорошо, чтобы учебная нагрузка перемежалась с активностями, прогулками на свежем воздухе, активными играми, именно в этом разделе – работа по хозяйству в частном доме и простые обязанности по уборке, приготовлению пищи на всю семью. Об участии детей в домашней уборке я писала тут: «Несколько идей о том, как и зачем приучать ребенка к домашним обязанностям»; о том, как приучить детей готовить, – тут: «Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие».
- Безусловно, у ребенка обязательно должно быть настоящее свободное время. Например, в жизни дошкольника – время для свободной, неорганизованной взрослыми, игры. Здесь хорошо держать дома, в пространстве жизни ребенка, набор «инструментов» для проведения досуга. Для малышей – игрушки, которые не на полке стоят, с которыми играть можно. Для детей школьного возраста – тоже игрушки, а также настольные игры, пластилин, краски – что-то, что под рукой и чем можно свободно пользоваться. И снова, и снова – важно держать в доме, в детском доступе книги. Журналы, энциклопедии и просто много разных книг, художественных и научно-популярных. Помогать детям подбирать книги по их вкусу и интересам. Все то же самое, что про нас, взрослых: если у ребенка на тумбочке лежит пара-тройка подобранных ребенком и для ребенка книжек – резко вырастают шансы, что ребенок будет проводить свободное время именно за книгой.
Все «интернетные» потребности школьника можно удовлетворить с помощью «большого экрана». Так, ученику обычной школы необходим доступ в электронный дневник, некоторые домашние задания требуют работы за компьютером: все это можно сделать не со смартфона, а именно с большого компьютера. Если в классе есть детские чаты – можно попросить родителей и учеников организовать такой чат в Телеграм: в отличие от WhatsApp, Телеграм можно установить на большом компьютере даже без смартфона. Да, так ребенок не будет на связи «круглосуточно», и все же – вполне нормальная связь с одноклассниками и учителями будет обеспечена.
Большой экран в педагогическом смысле разительно отличается от смартфона, доступ ребенка к большому компьютеру не имеет такого разрушительного влияния, как смартфон. В отличие от смартфона, стационарный большой компьютер и даже ноутбук в карман не положишь, в кровать и в туалет не возьмешь. Большой компьютер нельзя принести в школу, в него нельзя залезть на переменке, им нельзя пользоваться, пока ждешь автобуса. Даже дома к стационарному компьютеру еще подойти надо, включить. Если в семье несколько детей, а компьютер один, придется еще очереди своей дождаться, и когда получил возможность зайти в Интернет – придется поторопиться, потому что братья и сестры тоже ждут своей очереди. При этом ограничить общение с большим экраном технически гораздо проще, чем с личным смартфоном.
Ограничить общение с большим экраном технически гораздо проще, чем с личным смартфоном
Еще одно особенное отличие: смартфон – личный, общение с ним – практически «интимное» дело. Тогда как стационарный компьютер с большим экраном, особенно в семье, – дело «общественное». Так, например, просмотр мультика на собственном смартфоне – личное дело ребенка, а просмотр на большом экране вписывается в жизнь семьи. Даже если мама работает, папа готовит, старший брат делает уроки, а младший брат при этом смотрит мультик на большом экране, получается все же общее дело, потому что все «присутствуют» при просмотре. Еще больше эффект общего дела, когда мама прокомментирует какой-то момент в мультике, или когда перед экраном оказывается несколько детей. Также если ребенок смотрит что-то в Интернете, ищет какую-то информацию, и даже если при этом никто ему не заглядывает через плечо, все равно – экран на виду у всей семьи, и дело даже не в контроле, но в эффекте «общего присутствия».
Здесь важное уточнение: чтобы усилить положительный эффект большого экрана, хорошо устанавливать большой компьютер для общего или детского пользования в «общей» зоне квартиры, в проходной комнате, в гостиной, в кабинете родителей, если несколько детей живут в одной спальне – в этой спальне. Но не в личной комнате ребенка, если таковая имеется. Грамотное размещение как раз само собой превращает пользование компьютером в «общественное» дело.
***
Конечно же, использование смартфонов, общение в соцсетях, вообще доступ к Интернету может приносить огромную пользу и нам самим, и нашим детям, и обществу, и Церкви, и государству. Именно Интернет дает многим из нас возможность читать богослужебные тексты, творения святых отцов, получать самое настоящее образование; именно Интернет позволяет многим из нас жить активной жизнью, обеспечивать семью, не выходя из дома, не разлучаясь со своими домашними; именно Интернет качественно улучшил жизнь многих и многих людей; Интернет значительно увеличил доступ к образованию для многих социальных страт. А смартфоны сделали все эти достижения цивилизации еще более удобными.
Все эти блага остаются благами только тогда, когда мы разумно, окультуренно пользуемся этим добром
Но все эти блага остаются благами только тогда, когда мы разумно, окультуренно пользуемся этим добром. Невоздержанное и необузданное потребление даже очень полезных продуктов разрушает наши души и души наших детей, а значит – нивелирует всю эту прекрасную пользу. Как именно пользоваться смартфонами, соцсетями и вообще Интернетом, каким будет наше «цифровое воздержание» – решать, конечно, нам самим, и у каждого из нас это воздержание будет особенным, подходящим именно к нашей ситуации, нашей занятости, нашему образу жизни. Но осмыслять эту ситуацию, вводить сознательные ограничения, устанавливать рамки и жить с этими ограничениями в наше время – действительно необходимо.