Сокрытая тайна памяти

О писателе-фронтовике Анатолии Соболеве

В наши дни, когда разговоры о Великой Отечественной войне звучат все чаще, становятся порой самыми острыми и актуальными, нам, детям послевоенного поколения, все чаще приходится вспоминать свих отцов, своих наставников. И невольно задумываешься, как много дано нашей душе, нашему сознанию, которые из всей необъятной массы впечатлений, переживаний выбирают и хранят то, что потом осознаешь как нечто самое дорогое, драгоценное.

Неожиданно, как-то внезапно проявляются в сознании образы ушедших людей – слышишь их голоса, видишь их лица, улыбки, жесты. Это тайна нашей памяти, которую так трудно разгадать.

Но, размышляя, все яснее, как на негативной пленке, которая переводится в позитив, все отчетливее видишь «друзей своих прекрасные черты», которые появляются «из темноты, из бедного невежества былого», как сказано у поэта.

Именно «прекрасные черты» проявляет память – по крайней мере так я могу сказать о себе.

И в этой памяти вижу черты Анатолия Пантелеевича Соболева – писателя, фронтовика, друга.

Юность в бушлате

Я был молод, мечтал о море, о том, что обязательно стану писателем. Поэтому оказался на «Диком Западе», как мы тогда называли Калининград – поверженный Кенигсберг. Здесь формировался рыболовецкий флот, а главное, базировалась китобойная флотилия «Юрий Долгорукий», и я имел замысел – попасть на эту флотилию, если не в многотиражку, что выходила на плавбазе, то хотя бы простым матросом. Писать, конечно, надо о моряках, о тех, кто бороздит моря-океаны, как тогдашний кумир интеллигенции – Хемингуэй, автор знаменитой повести «Старик и море».

А пока видел море только с берега, работая в молодежной газете, где время от времени печатались мои очерки и первые рассказы.

Местные писатели были солидны и неприступны, хотя их книги не производили на меня никакого впечатления. Но вот среди них появился особенный человек – и творчеством, и внешностью совсем не похожий на этих «мэтров». Стройный, с шапкой рано поседевших густых волос, которые, как у моего отца, были зачесаны со лба назад, всегда подтянутый, в костюме, который он носил как истинный интеллигент, Анатолий Пантелеевич сразу обращал на себя внимание.

С 2001 года в селе Смоленское проходят Соболевские чтения, имеющие краевой статус. Инициатор проведения чтений – Алтайская краевая писательская организация, администрация Смоленского района. В 2001-м году в честь 75-летия со дня рождения А. П. Соболева был открыт памятник писателю. С 2001 года в селе Смоленское проходят Соболевские чтения, имеющие краевой статус. Инициатор проведения чтений – Алтайская краевая писательская организация, администрация Смоленского района. В 2001-м году в честь 75-летия со дня рождения А. П. Соболева был открыт памятник писателю.

Каково же было мое удивление, когда я узнал о его крестьянском происхождении, о том, что он в юности был лихим алтайским пареньком, добровольцем ушедшим на фронт. И служил-то в необычных войсках – на подводном флоте, водолазом, – и описал свою службу так, как никто до него – правдиво, зримо, художественно убедительно.

Он приехал в Калининград после окончания Высших литературных курсов, уже имея за плечами ряд книг. Я прочитал их все – и «Бушлат на вырост», и «Тихий пост», и «Тополиный снег» – книгу, которая вышла уже в Калининграде. Соболев решил и дальше писать о моряках, поэтому и оказался в портовом городе. К тому же здесь очень многое напоминало о войне – и полуразрушенный замок прусских королей, стоящий в центре города, и собор, тоже полуразрушенный, на другом береги реки Преголи, где чудом уцелела могила Иммануила Канта, и, главное, рассказы многих фронтовиков, которые после войны остались жить и работать в Калининграде.

Как я обрадовался, что рядом появился настоящий писатель – талантливый, со своей судьбой, со своей манерой письма – точным, предметным языком, и. главное, искренним чувством, каким были проникнуты его повести и рассказы.

И в общении он оказался совсем не таким, как местные «классики» – приветливым, доброжелательным, чудесным собеседником.

Тогда, в 1960-е, и в последующие годы проводились совещания молодых литераторов. Важно было не только попасть на них, но и «пройти» – тогда ты получал заветную рекомендацию в Союз писателей. А это означало, что тебя именовали уже профессиональным писателем. И совсем иным становилось твое положение – тебя не могли привлечь в милицию за тунеядство, отправить на исправительные работы, чтобы перевоспитывать трудом – ведь если ты не работал где-нибудь, а только писал, не будучи членом Союза, то считался тунеядцем.

Иначе рассматривали твои рукописи в издательствах. Появлялась реальная возможность издаться, да и морально ты чувствовал себя совсем по-другому – уже не как «начинающий», а как состоявшийся писатель.

Анатолий Пантелеевич стал моим «крестным отцом» в литературе

И вот, такое совещание проводилось в Калининграде, и я попал в семинар, которым руководил Анатолий Пантелеевич Соболев. К моей радости, ему понравилось то, что я пишу, и я был рекомендован на совещание молодых в Ленинград. И там все сложилось для меня хорошо. Руководители семинара рекомендовали меня в Союз писателей – единственного из всех молодых прозаиков, приехавших на эту конференцию. Для приема требовалось еще две рекомендации – одну из них дал Соболев. И я был принят в Союз писателей СССР.

Так Анатолий Пантелеевич стал моим «крестным отцом» в литературе. Так началась наша дружба.

Дружба настоящая и фальшивая

Отчетливо встает в памяти «литературный десант» – Дни литературы в Калининградской области. Приехало много известных писателей. Во главе делегации стоял грузный, килограмм на 120, секретарь ЦК Верченко. Мы, на правах местных, назначены были руководить группами приезжих знаменитостей. В мою вошли популярные тогда Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский.

Я в те годы был в восторге от Вознесенского. Естественно, дарили друг другу книжки, радовались знакомству со столичными знаменитостями. Мне выпало повезти гостей к военным морякам в Балтийск. Вознесенский с блеском выступил, его восторженно принимали моряки.

Потом, на фуршете, он, разгоряченный напитками, вдруг сказал:

– А нельзя ли покататься на подлодке?

Старший офицер побледнел, улыбка сползла с его лица:

– На военных кораблях не катаются, Андрей Андреевич.

Вознесенский густо покраснел, осекся.

В последний день пригласили его к нам в редакцию. Ждали его часа два у накрытого стола. Но он так и не пришел.

На следующий день москвичи уезжали. С друзьями по редакции мы пришли в гостиницу, чтобы проводить поэта. Но его уже не было в номере. На постели сиротливой стопкой лежали наши книги – с нашими восторженными дарственными надписями…

Когда я рассказал об этом Анатолию Пантелеевичу, он, грустно улыбаясь, сказал:

– Ты для них друг, только когда им нужен. В Москве они совсем другие. Да и поэзия их другая, все-таки не русская. Вот Николая Рубцова ты читал?

С певцом «тихой Родины», стихи которого резко отличались от «эстрадной» поэзии модных поэтов столицы, я тогда не был знаком. Открыть Рубцова и суть истинной русской поэзии помог мне как раз Анатолий Пантелеевич. Да и к лучшим представителям современной русской литературы именно он приобщил меня.

Однажды пригласил меня ехать в Вологду на юбилей Виктора Петровича Астафьева. Тогда Астафьев жил в Вологде – как и Василий Белов, Николай Рубцов, Виктор Каратаев – тоже замечательный поэт. Со всеми ними Соболева связывала искренняя дружба – особенно с Астафьевым. Ведь они оба были фронтовиками, ушедшими на фронт в юности.

Надо было мне все бросить и поехать в Вологду. Но меня не отпустила срочная редакционная работа. Я лишь передал с Соболевым лучшую книгу из своей библиотеки в подарок юбиляру – книгу о русской иконописи.

Урок из «литературного десанта» я вынес, поняв, каких ориентиров должен держаться и в литературе, и в жизни.

Родные берега

Годы шли, а меня все не выпускали в море, постоянно обещая отправить «на следующий год». Вот уже Анатолий Пантелеевич поработал среди рыбаков, оформленный на рыболовецкий траулер как первый помощник капитана. А меня не брали даже матросом: говорили, что я нужен газете. Помочь мне вызвался Анатолий Пантелеевич.

Каково же было мое удивление, когда он выяснил, что я вообще «невыездной». То есть в «компетентных органах» я числился как «неблагонадежный». Оказывается, на меня было заведено дело, которое следовало за мной после окончания факультета журналистики Уральского Университета в Свердловске (ныне Екатеринбург). Не буду рассказывать о своих «прегрешениях» – речь не обо мне, а о моем старшем друге. Он и сказал мне, чтобы с мечтой о море я пока распрощался.

Что же оставалось делать в Калининграде?

К тому времени окончательно померк Хемингуэй, и стало ясно, что надо писать о своем, родном, пережитом. Темы для творчества лежали не в морях-океанах, а на родных берегах, на Волге, где я родился и вырос. Понять это помогли лучшие писатели того времени, в том числе и мой старший друг.

Я часто бывал у него дома. Мы говорили о литературе, делились прочитанным, читали все, что было нами написано. Жена Анатолия Пантелеевича, детская писательница Галина Васюкова, была чудесной гостеприимной хозяйкой. Они полюбили друг друга и поженились, учась на Высших литературных курсах. Развод с первой супругой был для Соболева мучительным – он рассказал об этом, когда моя семейная жизнь дала трещину, и я вынужден был расстаться со своей женой. И здесь он меня наставлял, учил избегать «ловушек», неизбежных в подобных жизненных ситуациях.

Конечно, было ощутимо его влияние на меня как личности, как писателя. Это особенно понимаешь сейчас, с дистанции времени. Он печатался в крупнейших столичных издательствах, его книги расходились массовыми тиражами, потому что они говорили правду о войне, о юности, одетой «в бушлат на вырост». Да дело не только в этом. Ведь о войне писали многие и многие. Но проза Соболева выгодно отличалась психологизмом изображенных персонажей, точностью в передаче обстоятельств событий, чувств героев.

Проза Соболева выгодно отличалась психологизмом изображенных персонажей, точностью в передаче обстоятельств событий, чувств героев

Неслучайно предисловие к одной из его тогдашних книг написал Василь Быков, творчество которого как раз этими качествами и обладало. И хотя герои Быкова – по преимуществу партизаны, а у Соболева – моряки-водолазы, их роднила именно точность психологических характеристик в передаче стояния человека перед выбором, когда решалось: смерть или жизнь, верность Родине или предательство.

Вот эти стороны литературного мастерства и привлекали меня. И сам он, красивый своей зрелой красотой сильного человека, умного, много повидавшего, нравился мне.

Потому я и ценил его дружбу.

И все-таки, хоть и не хотелось, а пришлось расстаться с ним.

Я твердо решил уехать из Калининграда. Выбрал Самару, хотя больше хотелось в Нижний Новгород, рядом с которым, в Богородске, я родился. Но жене, актрисе, предложили работу в театре Самары, и я, приехав и посмотрев город, согласился на переезд.

Это были родные берега родной Волги – детство началось у меня на Верхней Волге, на родине отца, продолжилось на Нижней Волге, в Саратове, на родине матери, а зрелось выпала на Среднюю Волгу – Самару.

Это случилось в 1973-м году.

Салют победы

В Самаре для меня началась новая жизнь, но я не забывал об Анатолии Пантелеевиче. Следил за его творчеством, радовался, когда выходили его новые книги. Особенно мне понравилась его повесть «Награде не подлежит», вышедшая в «Роман-газете». Напечататься в этом издании означало, что ты получил всенародное признание.

Я и сейчас считаю, что «Награде не подлежит» – одна из лучших книг не только Анатолия Соболева, но и вообще литературных произведений о Великой Отечественной войне. И в этой оценке нет преувеличения.

Все дело в том, что в этой повести есть смысл, который, может быть, помимо намерений автора, возникает из написанного.

И раньше у Соболева прослеживалась мысль о народном подвиге, которому не нужно официального признания, а тем более наград: подвиг вершится по зову души, по ее призванию к самопожертвованию.

В повести «Награде не подлежит» эта идея выражена с особой художественной силой. Анатолий Пантелеевич здесь выразил главную заповедь Православия: «Нет больше той любви, как если положить душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

Это вовсе не значит, что он сознательно принял православную веру. Но, как большой художник, он высказал то заповедное, что хранила душа на «генном уровне». Недаром богословы говорят, что душа – по природе христианка.

И Анатолий Соболев услышал ее голос.

В 1981-м году Анатолию Пантелеевичу исполнилось 55 лет. Он пригласил меня на свой юбилей, и я поехал в Калининград.

Встретились радостно. Его юбилейный вечер проходил в Доме рыбака – типичном здании советских времен, с колоннами и большим залом. Вечер транслировался по местному телевидению. Среди прочих гостей выступил и я – сказал слова признания моему литературному «крестному».

Потом были у него дома. Анатолий Пантелеевич не пил даже сухого вина – уже тогда стало сильно давать знать о себе больное сердце. Внешне он мало изменился, только еще больше поседел.

День рождения у Соболева 6 мая, и когда я возвращался домой, подъезжая к Москве вечером, вдруг увидел, как небо озарилось праздничным салютом. В темнеющем весеннем небе вспыхивали, расцветали разноцветные огни – букетами, рассыпающимися снопами.

Это столица салютовала всем, кто прошел войну, всем, кто вынес все невзгоды и страдания – и победил. Победил лютого врага, не жалея ничего – даже жизни самой. И это была высшая награда – народной памяти, которая никогда не умрет.

Памятная доска в Калининграде Памятная доска в Калининграде

Поэт военной поры Давид Самойлов прекрасно сказал о сокрытой тайне памяти, ее заповедности:

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.

И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды».
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.

Вот почему жива память и о прекрасном человеке, талантливом писателе, военном моряке Анатолии Пантелеевиче Соболеве.

Алексей Солоницын

11 сентября 2025 г.

Смотри также
Живы и прославлены. Христианские смыслы романа «Прокляты и убиты» Живы и прославлены. Христианские смыслы романа «Прокляты и убиты»
Марина Бирюкова
Живы и прославлены. Христианские смыслы романа «Прокляты и убиты» Живы и прославлены
Христианские смыслы романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты»
Марина Бирюкова
Злодеи всякой национальности прокляты и убиты – праведные воины живы и прославлены.
Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского
Елена Наследышева
Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев
Ко дню рождения Константина Паустовского
Елена Наследышева
Есть книги, где ни разу не упомянуто слово «Бог», но Бог есть – в чувствах и поступках героев, в мыслях автора.
Генеалогия писателя В. Никифорова-Волгина Генеалогия писателя В. Никифорова-Волгина
Игорь Будков
Генеалогия писателя В. Никифорова-Волгина Генеалогия писателя Василия Никифорова-Волгина
Игорь Будков
Василий Акимович первым в роду носил наследственную фамилию Никифоров. Позднее он присовокупил к ней псевдоним «Волгин».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.