Новолетие как начало нашего спасения во Христе (Лк. 4:14–22)

Христос в синагоге Христос в синагоге

Евангельское чтение на церковное Новолетие описывает события, с которых началось общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, т. е., проще говоря, выход на проповедь Евангелия – Благой вести.

После 40-дневного поста в пустыне и искушения от диавола Господь возвращается в селение, в котором Он вырос и проживал до 30-летнего возраста. В Евангелии описывается проповедь Иисуса Христа в местной синагоге, точнее, толкование на слова пророка Исайи. Синагоги появились у евреев со времени Вавилонского пленения. Синагогальное богослужение не заменяло храмового, поскольку здесь не приносились жертвы. Проводилось оно обычно по субботам и состояло из молитв, а также чтения и толкования Священного Писания.

После вступительных молитв, исповедания веры и так называемых «благословений» участникам собрания предлагалось чтение из Пятикнижия, поделенного для этих целей на отрывки. Далее следовало чтение из пророческих книг и заключительное благословение.

«Чтение из пророков подбиралось каждый раз самим чтецом, именно такое, чтобы оно соответствовало чтению из Закона, раскрывало и разъясняло его, следовательно, оно относилось к первому чтению, как у нас Апостол к Евангелию»[1].

За чтением следовало толкование, и оно могло быть пространным.

«Читать Св. Писание в синагоге мог каждый мужчина, исключая раба и шепелявого»[2].

Господь наш Иисус Христос, согласно евангельскому повествованию, действует в соответствии с общепринятым порядком синагогального богослужения, когда «Он, раскрыв книгу, нашел место» у пророка Исайи, после прочтения которого предлагает слушателям хоть и краткое, но емкое объяснение.

Он зачитывает мессианское пророчество, которое говорило о наступлении с Боговоплощением новой эпохи в жизни человечества

Он зачитывает мессианское пророчество, которое за несколько веков до Его рождения говорило о наступлении с Боговоплощением новой эпохи в жизни человечества и о тех видах служения, которые Ему предстояло совершить. Неслучайно это чтение приурочено в нашем богослужении к церковному Новолетию, то есть к Новому году.

Настало «лето Господне благоприятное», наступила новая эпоха, новый период в жизни человечества. И мы уже не можем вторить словам Экклезиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Совершилось нечто, чему подобного не было со дня Творения. Бог становится человеком, чтобы человек стал богом. Сын Бога Живого становится Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими. Обновляется человек, обновляется природа, обновляется время.

При этом Сын Божий, воплотившись, по слову священномученика Иринея Лионского, перевозглавляет человечество, происшедшее от Адама, отступившего от Бога. Теперь для потомков первых людей открывается путь на небо, недоступный падшему человечеству.

Господь совершает наше спасение, исполнив тройственное служение, от которого отпал Адам: царское, первосвященническое и пророческое.

Царские полномочия Иисуса Христа отражаются в том, что Он будет «проповедовать пленным освобождение» и отпустит «измученных на свободу». В прерогативы Царя входит право суда и помилования. Адам и Ева, послушавшись сатану, подпали под его власть и сделались как бы его данниками. Но, вот, приходит истинный Царь, который освобождает человека от власти сатаны. Власть же эта реализовывалась через страсть и грех, которыми лукавый опутывал человеческий род. Это духовное рабство, о котором свидетельствовал Господь: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Освободить нас от этого рабства может только Сам Господь: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Кроме того, нужно помнить, что все умершие люди, среди которых были и ветхозаветные праведники, после смерти даже душой до пришествия Христа не могли взойти на небо, но шли в преисподние места земли, в «темницу духов», откуда и изводит Господь «измученных» по Своем Воскресении.

Первосвященническое служение выражается здесь в том, чтобы «проповедовать лето Господне благоприятное». По закону Моисееву, не только каждый седьмой день недели назывался субботним, но субботним был еще и каждый седьмой год, когда не положено было засевать землю. Кроме того, после семи седмиц наступал 50-й, юбилейный год, который сопровождался не только покоем земли, но и тем, что в этот год рабам из евреев даровалась свобода, а проданные ранее земли возвращались прежнему хозяину. Возвещение же юбилейного года составляло право Первосвященника.

Пророческое служение Господа нашего Иисуса Христа заключается в том, что Он станет «благовествовать нищим» и «исцелять сокрушенных сердцем». Просвещение народа словом истины сопровождало весь период служения Господа, со дня Его выхода на проповедь и до последних минут Его жизни. Его учение, заповеди и пророчества являются необходимой составляющей того спасения, которое принес нам вочеловечившийся Сын Божий.

Таким образом, в Своей речи перед началом выхода на общественное служение Господь Иисус Христос обозначает все содержание Своего спасительного подвига, через который человечеству был возвращен утерянный первыми людьми путь к богообщению.

И теперь каждому человеку в Церкви Христовой через обновление действием Святого Духа открыт триединый путь спасения:

  • победы над страстями,
  • служения Богу в духе и истине
  • и просвещение ума и сердца Божественной благодатью.

Андрей Горбачев

12 сентября 2025 г.

[1] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон Часть 1: Ветхозаветно-еврейское богослужение. Чтение законов и пророков.

[2] Там же.

Смотри также
«Благослови венец лета благости Твоея» «Благослови венец лета благости Твоея»
Комментарий к тропарю и кондаку Начала индикта
«Благослови венец лета благости Твоея» «Благослови венец лета благости Твоея»
Комментарий к тропарю и кондаку Начала индикта
Лариса Маршева, Иоанн Щербенко
Тропарь и кондак дня начала индикта содержат в себе ключевые образы, позволяющие погрузиться в историю праздника и стать непосредственными его участниками.
Церковный год и семейный тайм-менеджмент Церковный год и семейный тайм-менеджмент
Анна Сапрыкина
Церковный год и семейный тайм-менеджмент Церковный год и семейный тайм-менеджмент
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как это все устроить – чтобы православная культура стала родной культурой детей? И главное – не только культурой, но и убеждением, верой?
C новым годом! C новым годом!
Диак. Владимир Василик
C новым годом! C новым годом!
Диакон Владимир Василик
Осенний церковный Новый год — первое сентября по старому стилю, 14 сентября по новому. Почему он появился? Он связан с ветхозаветной традицией некоего праздника в седьмой месяц после Пасхи.
Комментарии
Григ13 сентября 2025, 12:43
Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое
Галина И.12 сентября 2025, 10:28
Спасибо! "О, какое домостроительство Христова пришествия! Все ереси убеждают себя пустозвонными словами, видимостью правого рассуждения и тщеславным мнением о своей праведности; истинные же дети Церкви Христовой обнаруживают себя делами правды и веры и неким действованием, энергией Божественного Духа, посещающего и осеняющего душу, и тем, что благодать являет достойные плоды (см.Лк3,8)на деле и с достоверностью в обновлении ума(см.Рим.12,2), и изменении, и новом и небывалом сотворении по внутреннему человеку, который в сердце(Рим.7,22). Вот истинное христианство и воистину апостольское предание всего Священного Писания; вот Господне пришествие, избавление падшего человека"( прп.Мак.Великий).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.