Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Воспитывался в благочестии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Неизвестно, когда в поисках духовного совершенства святой пришел в Троицкий монастырь на Маковце. В одной из ранних редакций жития Сергия Радонежского о преподобном Афанасии сказано:
«Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости».
Авва Афанасий стал достойным последователем великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества
Нареченный в иночестве Афанасием в честь святого Афанасия Великого, ученика и описателя жития аввы Антония Великого, начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным последователем великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным послушанием.
«Во все время, пока ты был при мне, – говорил ему впоследствии прп. Сергий, – ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и братии».
В то же время Афанасий отличался среди других братий знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг.
В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник великого князя Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому «обителью на Высоком», или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий. Авва Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. По учению аввы Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком – нелегкое дело.
«Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять».
По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, «но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали». Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым аввой подвижников. Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию богоносный игумен земли Русской направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона (память 17/30 ноября). Преподобный Афанасий учил его:
«Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают».
Прп. Афанасий Старший управлял Высоцким монастырем на протяжении девяти лет
Преподобный Афанасий Старший управлял обителью на протяжении девяти лет, в течение которых авва Сергий Радонежский не раз посещал своего ученика в Серпухове. В 1382 году преподобный Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митрополитом московским Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где приобрел себе келлию в Студийском монастыре и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой и богословием. Около двадцати лет провел в Константинополе в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на Русь, передавая Русской Церкви не только наследие великой православной мысли, но и традиции константинопольских книгописных мастерских, с их изысканной графикой, искусством книжной миниатюры, действенной гармонией содержания и формы. Постоянная творческая связь установилась между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове. Неслучайно именно в Высоцкую обитель направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева, как когда-то богоносный авва Сергий благословил его самого отправиться в ту же обитель для духовного созревания.
Преподобным Афанасием и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны «Четыре сотницы о любви» преподобного Максима Исповедника, Марковы главы Типикона, «Слова» преподобного Симеона Нового Богослова. В Царьграде преподобный Афанасий не забывал свой монастырь и присылал в дар серпуховской обители старинные иконы. В 1401 году, уже перед самой кончиной, старец переписал, а возможно, и сам перевел церковный устав, распространившийся в Русской Церкви под названием «Око церковное».
В середине 50-х годов XVII века имя преподобного Афанасия без указания дня памяти включил в свой Месяцеслов Симон Азарьин:
«Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде».
Также он упоминается в списках «Описания о российских святых…»:
«Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца».
Житие было написано в 1697 году иеромонахом московского Чудова монастыря Карионом (Истоминым) – «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре. Изображение святого можно увидеть в Лицевом житии преподобного Сергия Радонежского конца XVI века. Основными источниками сведений о преподобном Афанасии являются житие преподобного Сергия и летописи.
Скончался преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, между 1401 и 1414 годами в Константинополе, память его совершается 2/15 декабря, 12/25 сентября, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября – в соборе Московских святых, 6/19 июля – в соборе Радонежских святых.
Рассказ о явлении преподобного Афанасия Высоцкого Старшего, записанный со слов братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Ниже приводим рассказ (не является документально подтвержденным и не претендует на абсолютную достоверность информации), записанный со слов братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, о чудесном явлении преподобного Афанасия Высоцкого Старшего простому человеку, мирянину, в Нижегородской области.
Вдруг, как бы в дыму, им открылось дивное видение: с одной стороны – Божия Матерь, с другой стороны − Господь, а за ними – сонм святых
Николай Дмитриевич Зубрилин родился в Нижегородской области 5 мая 1958 года, в Пильнинском районе. Его бабушка была верующей. В конце июня 1967 года они с ребятами гуляли в окрестностях своего селения. Сейчас этого села уже нет. Вдруг, как бы в дыму, им открылось дивное видение: с одной стороны – Божия Матерь, с другой стороны − Господь, а за ними – сонм святых. Николай подходил к некоторым святым, разговаривал с ними. К нему обратились два преподобных Афанасия – Старший и Младший, а также, возможно, преподобный Никита Серпуховской.
Преподобный Афанасий Старший попросил Афанасия Младшего: «Благослови, он со мной пойдет, я его проведу». Тот ему ответил: «Да». И, по его словам, они направились в Константинополь. Преподобный Афанасий Старший сказал ему: «Держись за меня. Закрой глаза». И они полетели. Николай открыл глаза и увидел вокруг коридор, и в нем много-много белых шестикрылых ангелов.
Они прибыли в Константинополь, современный Стамбул, прошлись по городу. Были у памятника Ататюрка. Там рядом с ним еще какие-то коммунистические деятели, Ататюрк не один – много деятелей, среди них два советских. Потом еще где-то побывали. Это было не видение – они реально прибыли в Турцию, в Константинополь. К Николаю даже обращались местные жители.
И преподобный Афанасий рассказал историю своей кончины.
Под конец жизни он уже понимал, что Константинополь скоро падет, и решил вместе со своими ближайшими монахами, с которыми он там жил и трудился, вернуться обратно в Россию, возможно, в Серпуховской монастырь. Он купил судно, нанял капитана и сказал: «Довезешь меня до Крыма, и в качестве оплаты я тебе отдам это судно».
Капитан должен был набрать команду. Но команду он набрал какую-то недружную, как говорил потом Афанасий. Как только они выехали, а случилось это ранней весной, еще было холодно, – и тут сразу же подул встречный ветер, начался шторм, как будто даже с первых минут. Господь их почему-то не пускал плыть к родным нашим русским берегам. Три дня они носились в Мраморном море.
Один монах привязал Афанасия к мачте, чтобы волны не унесли его, а самого этого монаха море забрало. Другой как-то продержался. Так они провели три дня. Потом корабль сел на мель, и его, наверное, пробило. Капитан понял, что он уже ничего из этой поездки не получит. С оставшейся командой они быстро собрались – до берега было недалеко, – и убежали на берег.
Остался преподобный Афанасий со своим послушником – монахом, на корабле. Монах помог ему добраться до берега, хотя было очень холодно, и он очень сильно замерз. Монах сказал: «Сколько осталось на этом корабле книг, которые преподобный Афанасий переписывал, сколько ценных икон!» Ранее он уже пересылал в Россию ценные книги и иконы. Под конец они, видимо, все оставшееся собрали – то, что еще не успели переправить на родину. Много там было ценного, книги ценные.
Монах обратился к преподобному Афанасию: «Давай, я пойду все это заберу?» – Преподобный ответил: «Нет, не надо. Забери только самое легкое». Но монах, поскольку ценил труды старца, все равно набрал целые сундуки с иконами и книгами и понес их к берегу. Тут вдруг нашла сильная волна, накрыла его и унесла в море. Преподобный Афанасий три дня молился, чтобы Господь вернул этого монаха, чтобы волна выбросила его на берег. Но море его так и не вернуло – преподобный Афанасий остался один.
Как я понимаю, это был берег и дальше высокий откос – там трудно было пройти. После шторма пришли местные жители, отец с сыном. Они искали бревна, которые выносил шторм, на топку. По веревкам спускались, привязывали бревна, и по веревкам поднимали их наверх. И вот они нашли преподобного Афанасия. У них было доброе сердце, они расположились к нему и отнеслись с уважением. По тем же веревкам они его вытащили по отвесу. Он был очень слабый, замерзший – три дня прошло… Принесли его в свой дом. Прятали его, никому ничего не говорили (вокруг были воинствующие мусульмане), а тем, кто видел Афанасия, отвечали, что это их родственник заболел. Пытались всеми силами его вылечить. Но у него начался сильный жар и полубред. Когда в один момент бред прекратился, он обратился к отцу (хозяину): «Через два дня умрет твой родственник, а следом умру и я. Ты сходи к кораблю, разбери его на доски – мой корабль. Принеси эти доски – сколотишь из этих досок два гроба, похоронишь и своего родственника, и меня».
Так и случилось. Через два дня умер родственник, и в тот же день, через полдня, умирает преподобный Афанасий. Они принесли доски, сколотили гробы. А в той стране мусульмане хоронят усопшего за один день и на глубине 2,5 метра. Они пошли на мусульманское кладбище, вырыли могилу. На глубине 2,5 метров похоронили своего родственника, а выше, на глубине 1,5 метров, положили преподобного Афанасия. Но никто не знал, что хоронят преподобного Афанасия – они хоронили своего родственника. Вот так и получилось, что преподобный Афанасий и родственник оказались в одной могиле.
Это кладбище находилось около церкви преподобного Сергия и Вакха. Сейчас это, если я не ошибаюсь, Малая София – мечеть в Стамбуле. Там рядом маленькая часовенка – раньше, в христианские времена, это была часовня Божией Матери. Храм, а рядом часовенка. А сейчас там мечеть и усыпальница какого-то евнуха мусульманского. А рядом древнее мусульманское кладбище.
Преподобный Афанасий привел туда Николая – на место своего погребения. Они зашли в мечеть. Он рассказал, как было тут в древности, когда все было христианское. Их увидели местные служители и погнались за мальчиком. Но преподобный Афанасий открыл какой-то замок, они вышли во двор и оказались прямо на этом кладбище. Он подвел его к месту своего упокоения и сказал: «Сейчас говорить не надо, а пройдет 50 лет, и тогда расскажи». И Афанасий начал вспоминать, кому можно будет рассказать в Серпухове: «Роман… Но к тому времени Роман будет уже архиереем». Потом назвал еще других монахов из Серпуховского монастыря.
Николай потом несколько раз ездил в монастырь – все эти монахи там сейчас есть. Рассказывал им эту историю. Но они только пожимали плечами, не знали, как дальше быть.
А преподобный Афанасий сказал еще, что турки в наше время будут все коммерсанты, если заплатишь им деньги – все тебе отдадут: и мощи, и всё – только заплати им хорошие деньги.
Вот так. Они еще походили по Константинополю, потом вернулись на берег. Преподобный Афанасий говорит: «Давай, нам надо торопиться, быстрее. Нам надо уже скоро уходить, а то сейчас проход закроется, и мы останемся тут на месяц». Они поспешили и по тому же коридору улетели обратно.
Как сказал Николай, преподобный своими мощами хочет вернуться в Россию
Николай оказался снова в Нижегородской области, в Пильнинском районе, около поселка Троицкого, которого нет уже сейчас, – там же, где они с ребятами гуляли.
Ребята его спросили:
– Где ты так долго был?
Он ответил:
– А сколько меня не было?
– Часа три тебя не было.
– А вы это видели?
– Нет, мы ничего не видели.
Значит, видел только он один. Он простой человек, очень простой. И верующий. У него глубокая вера, он ходит в церковь, причащается. Сейчас живет в Москве. Мучается, кому рассказать эту историю. Преподобный Афанасий просил его открыть ее. Как он сказал, преподобный хочет вернуться в Россию. Получится это, не получится – я так и не понял. Но преподобный благословил его рассказать эту историю. Сказал, что он найдет монаха, который будет писать книги, и он эту историю опишет.