Преподобный Афанасий Высоцкий Старший,
любимый ученик аввы Сергия

Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия на строительство Серпуховского Высоцкого монастыря. Миниатюра Лицевого жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. РГБ Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия на строительство Серпуховского Высоцкого монастыря. Миниатюра Лицевого жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. РГБ

Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Воспитывался в благочестии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Неизвестно, когда в поисках духовного совершенства святой пришел в Троицкий монастырь на Маковце. В одной из ранних редакций жития Сергия Радонежского о преподобном Афанасии сказано:

«Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости».

Авва Афанасий стал достойным последователем великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества

Нареченный в иночестве Афанасием в честь святого Афанасия Великого, ученика и описателя жития аввы Антония Великого, начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным последователем великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным послушанием.

«Во все время, пока ты был при мне, – говорил ему впоследствии прп. Сергий, – ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и братии».

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший и князь Владимир Серпуховской. Фрагмент миниатюры вкладной книги Высоцкого Серпуховского монастыря. Москва. 1648 г. СГИХМ Преподобный Афанасий Высоцкий Старший и князь Владимир Серпуховской. Фрагмент миниатюры вкладной книги Высоцкого Серпуховского монастыря. Москва. 1648 г. СГИХМ

В то же время Афанасий отличался среди других братий знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг.

В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник великого князя Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому «обителью на Высоком», или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий. Авва Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. По учению аввы Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком – нелегкое дело.

«Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять».

По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, «но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали». Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым аввой подвижников. Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию богоносный игумен земли Русской направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона (память 17/30 ноября). Преподобный Афанасий учил его:

«Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают».

Прп. Афанасий Старший управлял Высоцким монастырем на протяжении девяти лет

Преподобный Афанасий Старший управлял обителью на протяжении девяти лет, в течение которых авва Сергий Радонежский не раз посещал своего ученика в Серпухове. В 1382 году преподобный Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митрополитом московским Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где приобрел себе келлию в Студийском монастыре и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой и богословием. Около двадцати лет провел в Константинополе в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на Русь, передавая Русской Церкви не только наследие великой православной мысли, но и традиции константинопольских книгописных мастерских, с их изысканной графикой, искусством книжной миниатюры, действенной гармонией содержания и формы. Постоянная творческая связь установилась между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове. Неслучайно именно в Высоцкую обитель направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева, как когда-то богоносный авва Сергий благословил его самого отправиться в ту же обитель для духовного созревания.

Прп. Афанасий Высоцкий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей прп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х гг. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева лавра Прп. Афанасий Высоцкий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей прп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х гг. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева лавра

Преподобным Афанасием и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны «Четыре сотницы о любви» преподобного Максима Исповедника, Марковы главы Типикона, «Слова» преподобного Симеона Нового Богослова. В Царьграде преподобный Афанасий не забывал свой монастырь и присылал в дар серпуховской обители старинные иконы. В 1401 году, уже перед самой кончиной, старец переписал, а возможно, и сам перевел церковный устав, распространившийся в Русской Церкви под названием «Око церковное».

В середине 50-х годов XVII века имя преподобного Афанасия без указания дня памяти включил в свой Месяцеслов Симон Азарьин:

«Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде».

Также он упоминается в списках «Описания о российских святых…»:

«Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца».

Житие было написано в 1697 году иеромонахом московского Чудова монастыря Карионом (Истоминым) – «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре. Изображение святого можно увидеть в Лицевом житии преподобного Сергия Радонежского конца XVI века. Основными источниками сведений о преподобном Афанасии являются житие преподобного Сергия и летописи.

Скончался преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, между 1401 и 1414 годами в Константинополе, память его совершается 2/15 декабря, 12/25 сентября, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября – в соборе Московских святых, 6/19 июля – в соборе Радонежских святых.

Рассказ о явлении преподобного Афанасия Высоцкого Старшего, записанный со слов братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Ниже приводим рассказ (не является документально подтвержденным и не претендует на абсолютную достоверность информации), записанный со слов братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, о чудесном явлении преподобного Афанасия Высоцкого Старшего простому человеку, мирянину, в Нижегородской области.

Вдруг, как бы в дыму, им открылось дивное видение: с одной стороны – Божия Матерь, с другой стороны − Господь, а за ними – сонм святых

Николай Дмитриевич Зубрилин родился в Нижегородской области 5 мая 1958 года, в Пильнинском районе. Его бабушка была верующей. В конце июня 1967 года они с ребятами гуляли в окрестностях своего селения. Сейчас этого села уже нет. Вдруг, как бы в дыму, им открылось дивное видение: с одной стороны – Божия Матерь, с другой стороны − Господь, а за ними – сонм святых. Николай подходил к некоторым святым, разговаривал с ними. К нему обратились два преподобных Афанасия – Старший и Младший, а также, возможно, преподобный Никита Серпуховской.

Преподобный Афанасий Старший попросил Афанасия Младшего: «Благослови, он со мной пойдет, я его проведу». Тот ему ответил: «Да». И, по его словам, они направились в Константинополь. Преподобный Афанасий Старший сказал ему: «Держись за меня. Закрой глаза». И они полетели. Николай открыл глаза и увидел вокруг коридор, и в нем много-много белых шестикрылых ангелов.

Они прибыли в Константинополь, современный Стамбул, прошлись по городу. Были у памятника Ататюрка. Там рядом с ним еще какие-то коммунистические деятели, Ататюрк не один – много деятелей, среди них два советских. Потом еще где-то побывали. Это было не видение – они реально прибыли в Турцию, в Константинополь. К Николаю даже обращались местные жители.

Прп. Афанасий Высоцкий. Роспись Михеевской церкви (1734) Троице-Сергиевой лавры. XIX в. Прп. Афанасий Высоцкий. Роспись Михеевской церкви (1734) Троице-Сергиевой лавры. XIX в.

И преподобный Афанасий рассказал историю своей кончины.

Под конец жизни он уже понимал, что Константинополь скоро падет, и решил вместе со своими ближайшими монахами, с которыми он там жил и трудился, вернуться обратно в Россию, возможно, в Серпуховской монастырь. Он купил судно, нанял капитана и сказал: «Довезешь меня до Крыма, и в качестве оплаты я тебе отдам это судно».

Капитан должен был набрать команду. Но команду он набрал какую-то недружную, как говорил потом Афанасий. Как только они выехали, а случилось это ранней весной, еще было холодно, – и тут сразу же подул встречный ветер, начался шторм, как будто даже с первых минут. Господь их почему-то не пускал плыть к родным нашим русским берегам. Три дня они носились в Мраморном море.

Один монах привязал Афанасия к мачте, чтобы волны не унесли его, а самого этого монаха море забрало. Другой как-то продержался. Так они провели три дня. Потом корабль сел на мель, и его, наверное, пробило. Капитан понял, что он уже ничего из этой поездки не получит. С оставшейся командой они быстро собрались – до берега было недалеко, – и убежали на берег.

Остался преподобный Афанасий со своим послушником – монахом, на корабле. Монах помог ему добраться до берега, хотя было очень холодно, и он очень сильно замерз. Монах сказал: «Сколько осталось на этом корабле книг, которые преподобный Афанасий переписывал, сколько ценных икон!» Ранее он уже пересылал в Россию ценные книги и иконы. Под конец они, видимо, все оставшееся собрали – то, что еще не успели переправить на родину. Много там было ценного, книги ценные.

Монах обратился к преподобному Афанасию: «Давай, я пойду все это заберу?» – Преподобный ответил: «Нет, не надо. Забери только самое легкое». Но монах, поскольку ценил труды старца, все равно набрал целые сундуки с иконами и книгами и понес их к берегу. Тут вдруг нашла сильная волна, накрыла его и унесла в море. Преподобный Афанасий три дня молился, чтобы Господь вернул этого монаха, чтобы волна выбросила его на берег. Но море его так и не вернуло – преподобный Афанасий остался один.

Как я понимаю, это был берег и дальше высокий откос – там трудно было пройти. После шторма пришли местные жители, отец с сыном. Они искали бревна, которые выносил шторм, на топку. По веревкам спускались, привязывали бревна, и по веревкам поднимали их наверх. И вот они нашли преподобного Афанасия. У них было доброе сердце, они расположились к нему и отнеслись с уважением. По тем же веревкам они его вытащили по отвесу. Он был очень слабый, замерзший – три дня прошло… Принесли его в свой дом. Прятали его, никому ничего не говорили (вокруг были воинствующие мусульмане), а тем, кто видел Афанасия, отвечали, что это их родственник заболел. Пытались всеми силами его вылечить. Но у него начался сильный жар и полубред. Когда в один момент бред прекратился, он обратился к отцу (хозяину): «Через два дня умрет твой родственник, а следом умру и я. Ты сходи к кораблю, разбери его на доски – мой корабль. Принеси эти доски – сколотишь из этих досок два гроба, похоронишь и своего родственника, и меня».

Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Фреска братской трапезной. Свято-Троицкая Сергиева лавра Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Фреска братской трапезной. Свято-Троицкая Сергиева лавра

Так и случилось. Через два дня умер родственник, и в тот же день, через полдня, умирает преподобный Афанасий. Они принесли доски, сколотили гробы. А в той стране мусульмане хоронят усопшего за один день и на глубине 2,5 метра. Они пошли на мусульманское кладбище, вырыли могилу. На глубине 2,5 метров похоронили своего родственника, а выше, на глубине 1,5 метров, положили преподобного Афанасия. Но никто не знал, что хоронят преподобного Афанасия – они хоронили своего родственника. Вот так и получилось, что преподобный Афанасий и родственник оказались в одной могиле.

Это кладбище находилось около церкви преподобного Сергия и Вакха. Сейчас это, если я не ошибаюсь, Малая София – мечеть в Стамбуле. Там рядом маленькая часовенка – раньше, в христианские времена, это была часовня Божией Матери. Храм, а рядом часовенка. А сейчас там мечеть и усыпальница какого-то евнуха мусульманского. А рядом древнее мусульманское кладбище.

Преподобный Афанасий привел туда Николая – на место своего погребения. Они зашли в мечеть. Он рассказал, как было тут в древности, когда все было христианское. Их увидели местные служители и погнались за мальчиком. Но преподобный Афанасий открыл какой-то замок, они вышли во двор и оказались прямо на этом кладбище. Он подвел его к месту своего упокоения и сказал: «Сейчас говорить не надо, а пройдет 50 лет, и тогда расскажи». И Афанасий начал вспоминать, кому можно будет рассказать в Серпухове: «Роман… Но к тому времени Роман будет уже архиереем». Потом назвал еще других монахов из Серпуховского монастыря.

Николай потом несколько раз ездил в монастырь – все эти монахи там сейчас есть. Рассказывал им эту историю. Но они только пожимали плечами, не знали, как дальше быть.

А преподобный Афанасий сказал еще, что турки в наше время будут все коммерсанты, если заплатишь им деньги – все тебе отдадут: и мощи, и всё – только заплати им хорошие деньги.

Вот так. Они еще походили по Константинополю, потом вернулись на берег. Преподобный Афанасий говорит: «Давай, нам надо торопиться, быстрее. Нам надо уже скоро уходить, а то сейчас проход закроется, и мы останемся тут на месяц». Они поспешили и по тому же коридору улетели обратно.

Как сказал Николай, преподобный своими мощами хочет вернуться в Россию

Николай оказался снова в Нижегородской области, в Пильнинском районе, около поселка Троицкого, которого нет уже сейчас, – там же, где они с ребятами гуляли.

Ребята его спросили:

– Где ты так долго был?

Он ответил:

– А сколько меня не было?

– Часа три тебя не было.

– А вы это видели?

– Нет, мы ничего не видели.

Значит, видел только он один. Он простой человек, очень простой. И верующий. У него глубокая вера, он ходит в церковь, причащается. Сейчас живет в Москве. Мучается, кому рассказать эту историю. Преподобный Афанасий просил его открыть ее. Как он сказал, преподобный хочет вернуться в Россию. Получится это, не получится – я так и не понял. Но преподобный благословил его рассказать эту историю. Сказал, что он найдет монаха, который будет писать книги, и он эту историю опишет.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

25 сентября 2025 г.

Смотри также
Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря
Мария Тоболова
Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря
Мария Тоболова
Существуют церковные предания, согласно которым схиигуменья Елена с сестрами зримо являлась после своей земной кончины то на церковной паперти, то на монастырских стенах.
Мальчик не покорился Мальчик не покорился
Памяти мученика Василия Мангазейского
Мальчик не покорился Мальчик не покорился
Памяти мученика Василия Мангазейского
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Где они, эти теплицы прошлых веков, предназначенные для комфортного стяжания святости?..
Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2
Юрий Крестников
Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2
Юрий Крестников
Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.