Евгения Лагунина: «У меня никогда не было обиды на Бога»

Незрячий психолог о трех источниках счастья

Евгения Лагунина Евгения Лагунина

Как мы познакомились с Женей Лагуниной? Сначала я набрела в соцсетях на страничку Дома слепоглухих в Пучково – реабилитационного центра для людей, полностью или частично потерявших зрение и слух. Дом содержит одноименный Благотворительный фонд, созданный в 2019 году, а духовно окормляет сотрудников и обитателей Дома священник Лев Аршакян – «прекрасный и удивительный человек, который умеет принять исповедь даже у тотально слепоглухих людей, не умеющих разговаривать», – так напишет мне о нем чуть позже Женя.

Соцсеть позволила мне понаблюдать за жизнью необычного Дома, узнать, как много делается в нем для людей, оказавшихся в труднейшей ситуации. Я обрадовалась возможности помочь фонду, поставив на телефон автоплатеж с посильной для меня ежемесячной суммой. А потом я прочитала на этой страничке стихи Евгении Лагуниной. И узнала, что она – психолог-реабилитолог, работает в Пучково уже 11 лет: учит слепоглухих людей, приезжающих в Пучково со всей России, общаться, пользоваться компьютером и смартфоном, читать по Брайлю, справляться с бытовыми проблемами… Словом – жить и не падать духом. При том, что сама она совсем не видит и плохо слышит – как-то ориентироваться в мире звуков может только с помощью слуховых аппаратов.

Евгения Лагунина – психолог-реабилитолог. При этом сама она совсем не видит и плохо слышит

Переписываться с Женей было просто – как со всеми. Мы обсуждали с нею ее стихи, она рассказывала о своих подопечных – и тех, кто держится мужественно, и тех, за кого приходится особенно переживать и молиться. Я призывала ее больше работать над стихами, она отвечала, что ей некогда – помощь людям, потерявшим зрение и слух, требуется безотлагательно, «ведь они приезжают к нам в Пучково с кучей проблем и вопросов». С неизбежностью возникла в наших диалогах тема веры, доверия к Богу, Евангелия… И вот, по следам всего этого, мне захотелось познакомить с Евгенией аудиторию Православия.Ru. И я попросила ее ответить на мои вопросы.

***

– Женя, вы любите вспоминать детство? Если да, то что именно? Какие впечатления о родном Смоленске, о родительском доме остались с вами навсегда?

– Родилась я в 1986 году в семье рабочих. Все мои родные были ответственными, пунктуальными и аккуратными людьми, которые с самого детства учили меня быть такой же. В чем-то ко мне мои близкие были строгими, в чем-то – очень мягкими, но главное – меня любили и старались сделать для меня все возможное. И невозможное тоже.

Ни у кого в моей семье не было никакой инвалидности, поэтому, когда у меня в возрасте трех лет стало стремительно снижаться зрение, моя мама долгое время находилась в состоянии глубокого горя. При этом старалась меня научить всему, несмотря ни на что.

Мама делала мне таблички со словами, чтобы я училась читать. С каждым разом ей приходилось выводить буквы крупнее и крупнее… Со временем таких табличек накопилась целая стопка.

Иногда мама, надеясь на чудо, предлагала мне прочесть слова со старой таблички, но буквы для меня оказывались уже слишком мелкими… Мама отводила глаза и вытирала слезы.

А я все недоумевала, что ее так расстраивает. Подумаешь, какие-то буквы… Меня печалило только то, что огорчалась мама.

Смоленск. Художник: Никита Павлович Фомин Смоленск. Художник: Никита Павлович Фомин

Смоленск для меня остался в памяти самым ярким и красивым городом. По одной банальной причине, что никаких городов я больше так хорошо не видела. В дошкольном возрасте у меня сохранялся значительный остаток зрения, но в эти годы я видела только родной Смоленск.

Мама часто водила меня гулять в центральный парк, мы катались на лодке и аттракционах, посещали музеи.

Больше всего я любила колесо обозрения. Тогда кабинки на этом колесе были совершенно открытыми, между сиденьями была натянута цепочка. И больше ничего.

Мне нравилось наблюдать, как вершины деревьев опускались вниз, и весь парк представал перед нами как на ладони.

Мама не любила этот аттракцион, ее пугала высота, но соглашалась на нем кататься ради меня. А я, когда на высоте порывы ветра становились свободней, солнце светило иначе, убеждала маму, что в небе совсем не страшно…

Еще в парке были красивые фонтаны, пруд с лебедями и… главная с моей точки зрения достопримечательность – большой павлин. Когда мы с мамой собирались парк, я каждый раз спрашивала маму, точно ли мы навестим павлина.

Уже теперь, анализируя свое детское восприятие, могу с точностью сказать, что я была визуалом.

Прошло около тридцати лет, но я хорошо помню уголки Смоленска, которые часто посещала. Помню, как за окном трамвая проплывали дорогие сердцу картинки: зеленые холмы, разбросанные желтые пуговицы одуванчиков, цветущие яблони вдоль старых деревянных заборов, огромный дуб у остановки, блеск Днепра за чугунной оградой моста, покосившиеся стены старой крепости, памятник Кутузову среди сирени на фоне пронзительно-голубого неба… И над всей этой красотой возвышался величественный Успенский собор, сверкая куполами.

Да, безусловно, мне рассказывали о более красивых местах, я читала много великолепных описаний, которые трогали меня до слез, но эти смоленские картинки для меня самые родные…

– Вы написали мне, что у вас не было каких-то особо тяжелых страниц в жизни, что самым большим испытанием стала разлука с близкими, когда пришлось учиться в Москве, в специализированном интернате. Но все же это ведь не так просто, когда мир угасает перед твоими глазами, и ты понимаешь, что слепнешь… А потом еще и слух начинает подводить. Как вы это преодолевали? Грозила ли вам депрессия? Кто помогал вам в первую очередь: мама, бабушка, педагоги в интернате, друзья?

Наверное, трудно поверить, но я мало переживала из-за того, что мир угасал перед моими глазами

– Наверное, трудно поверить, но я мало переживала из-за того, что мир угасал перед моими глазами. Пока была еще ребенком, мне казалось, что мои глаза не при чем – это мир становится каким-то серым и туманным. Потом поразмышляла и поняла, что это глаза теперь так видят. Но я росла живым и подвижным ребенком, которому нужно было много бегать и прыгать, поэтому посещала все возможные кружки в школе, в том числе секцию спортивной гимнастики. Мне очень повезло с воспитательницей в школе-интернате, она старалась нас с одноклассниками заинтересовать кружками, читала нам по вечерам интересные книжки, увлекала играми и самодеятельностью.

Меня она вообще старалась не оставлять без дела, особенно в начальной школе, так как ей стоило только отвернуться, как я уже сидела на каком-нибудь дереве во дворе или на шкафу в спальне. Чтобы избежать рискованных ситуаций, она давала мне разные поручения, которые я всегда с радостью выполняла. В таком режиме жизни думать про угасающее зрение не хватало времени, тем более, что я-то в детстве немножко видела, а рядом со мной в интернате учились дети, которые не видели совсем.

Когда я стала чаще спотыкаться, падать, теряться в пространстве в сумеречное время, я изменила свой досуг на менее подвижный – начала больше времени проводить за пианино. Занималась музыкой со всей самоотдачей, жила этим.

Один раз в возрасте десяти лет сильно огорчилась после посещения офтальмолога. Слишком уж он грубо мне сказал, что я стала хуже видеть, чем в прошлом году, как будто в этом была моя вина. Но тогда я быстро успокоилась и отвлеклась на что-то более важное.

Помню, как размышляла о том, что для игры на пианино зрение было не очень нужно. Моя учительница по музыке была абсолютно незрячей. Она многое мне дала как наставник, беседуя со мной после занятий.

Вот когда стал снижаться слух, я уже не была так спокойна, ибо основную компенсацию зрения человек получает именно через слух. Да еще и моя предполагаемая карьера пианистки рухнула в один момент…

Плохой слух делал жизнь сложнее, мне трудно было общаться, воспринимать материал на уроках, еще и стало непонятно, какую профессию выбирать.

Но педагоги в московском интернате были просто чудесные! Они быстро переориентировали меня на точные науки, к которым у меня были способности. Математику я обожала! Особенно геометрию. Вечером ложилась спать с задачником по геометрии, стараясь решить как можно больше. Мне это правда было интересно.

Моя учительница объясняла мне, что неважно, какие у меня ограничения здоровья; главное – какой я человек

Моя учительница по музыке объясняла мне, что неважно, какие у меня ограничения здоровья; главное – какой я человек, какие у меня знания, что я умею. Она первая нашла слова и мягко объяснила мне, что от дальнейшего музыкального пути мне нужно отказаться, но я могу продолжить занятия музыкой для себя. Что я потом и делала всю свою жизнь, когда появлялось свободное время. Из меня, конечно, не вышло великой пианистки, но ценителем музыки я смогла стать в меру своих возможностей.

А еще в школе, когда стремительно снижался слух, мне очень помогали одноклассники и педагоги: в выпускном классе я уже практически ничего не слышала без аппаратов и очень нуждалась в помощи.

В университете тоже помогали одногруппники. Иногда даже оставались со мной после занятий, чтобы продиктовать мне материалы с лекций, которые я плохо слышала.

Печальные размышления о том, что я не справляюсь, что мне приходится очень много совершать действий для подготовки к экзаменам, в студенческие годы, конечно, были, но на глубокие переживания и депрессии времени опять-таки не хватало, слава Богу.

В жизни бывало иногда, когда кто-то рядом со мной восхищался красотой природы, но не мог описать увиденное, и тогда я очень расстраивалась.

Но в те моменты, когда я нуждалась в поддержке, ко мне на помощь приходили родные и друзья. Позже, когда я стала православным человеком, я уже больше сама старалась поддерживать других, чувствуя себя в этом мире достаточно устойчиво.

– Самостоятельность и необходимая помощь окружающих; надежда на себя и надежда на ближних – как вы тут находите баланс? Вам легко попросить кого-то о помощи?

– О помощи мне попросить не сложно, если есть задача, с которой мне объективно никак не справиться. Всегда в первую очередь стараюсь все делать сама. Современные технологии дают незрячим и слепоглухим людям такие возможности, которых раньше не было. Можно самостоятельно прочитать бумажные документы; заказать продукты и другие товары в интернете; передавать показания коммунальных услуг и оплачивать счета…

Я стараюсь объективно оценивать свои возможности, поэтому без острой необходимости одна никуда не хожу. Конечно, когда-то приходится и ходить одной, и ездить на общественном транспорте, но я отдаю себе отчет в том, что могу из-за проблем со слухом не совсем правильно оценивать окружающую обстановку, особенно в городском шуме.

С поиском баланса между самостоятельностью и необходимой помощью никогда не ощущала сложностей. Если только были трудности объяснить близким, что я хочу по возможности все делать сама. Но они с годами к этому тоже привыкли. Родителям нужно понимать, что они не молодеют, им тоже со временем понадобиться помощь. А чем им смогут помочь дети, которые ничего не умеют и не могут обслуживать даже сами себя?

Я чувствую себя увереннее от того, что могу оказать необходимую помощь родным

Я чувствую себя увереннее от того, что могу оказать необходимую помощь родным, когда они болеют или оказываются в других сложных жизненных ситуациях.

– Желание помогать другим – как оно возникло и как окрепло? Правда ли, что помогающий другому тем самым помогает себе?

– Сразу вспоминается, как на передаче у Александра Гордона я рассказывала, что мне легко было научиться все делать без зрения. Это объясняется тем, что пока зрение у меня было, я много думала о том, как научить моих незрячих одноклассников справляться с бытовыми задачами.

Тогда Александр Гордон и задал мне вопрос: «Значит, помогая другим, вы помогли себе?». И ведь действительно так получается… А я так это и не воспринимала до его вопроса. Даже в первом классе я всегда с радостью помогала тем, кто совсем не видел, хотя мне никто не объяснял, что именно так и нужно поступать. Все это получалось совершенно неосознанно.

Выше я говорила, что мечтала в юности связать свою жизнь с музыкой. Но это была не первая попытка определиться с профессией. Первые мысли о том, кем я хочу быть, появились еще в начальных классах, когда воспитатели просили меня поговорить со сложными детьми и в чем-то их убедить. К этому у меня явно наблюдались способности, и мне самой нравилось придумывать доводы и заниматься с детьми, которые имели разные ограничения здоровья, помимо зрения.

Лет в десять я была уверена, что стану учителем или дефектологом, которому будут поручать самых сложных детей, а я их смогу всему научить, несмотря на то, что они считались необучаемыми. Но через пару лет я поняла, что зрение убегает очень быстро, как следствие, детей мне никто не доверит. Значит, нужно выбрать другую профессию. Про помощь взрослым людям я тогда не подумала.

Это, кстати, и подтолкнуло меня с упрямством, достойным лучшего применения, взяться за обучение музыке, хотя способностей к музыке у меня особых-то и не было даже до начала снижения слуха. Такая, вполне себе надуманная цель. Но я рада, что занималась музыкой, а не бессмысленным времяпровождением. Дальше, как я уже рассказывала, от музыки пришлось отказаться.

В итоге я подготовилась и поступила на факультет информационных технологий, где профилирующим предметом была математика. Казалось бы, жизнь меня далеко увела от самого первого детского желания. Я окончила университет, работала в коллективе программистов, затем в газете «Ведомости» специалистом по базам данных. И все это время, проводя дни за компьютером, чувствовала себя не очень комфортно. Железный ящик – предмет полезный, но мне хотелось работать с людьми…

Дом слепоглухих в Пучково Дом слепоглухих в Пучково

Так и сама не заметила, как оказалась преподавателем в доме слепоглухих в Пучково, где нашла себя. При этом считаю, что ни один год не был мною потерян зря: ведь я училась работать с техникой, что мне теперь позволяет решать проблемы с телефонами, компьютерами и брайлевскими дисплеями моих учеников. Мне очень интересно искать подход и давать знания самым сложным ученикам, тем, которые ничего не видят, не слышат и не разговаривают.

А училась ведь на программиста, считая эту профессию единственно доступной для себя. Но пути Господни неисповедимы…

– За годы работы в реабилитационном центре в Пучково перед вами прошло очень много людей – может быть, сотни. Нетрудно предположить, что это очень разные люди – разные по характеру, по волевым качествам, по уровню мотивированности, по жизненным обстоятельствам, наконец. С какими людьми вам легче, а с какими труднее? Бывают ли у вас совсем трудные, невыносимо трудные ученики? Бывает ли, что помочь не удается?

Если мне невыносимо трудно, что бывает крайне редко, я ищу проблемы в себе

– Если мне невыносимо трудно, что бывает крайне редко, я ищу проблемы в себе. Ведь самое легкое раздражение и потерю равновесия слепоглухие люди сразу ощущают через мои руки, из-за чего сами теряют почву под ногами. Стараюсь не впускать в себя никаких разрушительных эмоций, ведь моим ученикам тоже тяжело. Если они не понимают материал, виновата я. А кто еще? Или объяснила плохо, или неправильно оценила возможности человека, предложив ему для изучения темы, которые ему не по силам.

Имея за спиной 11 лет опыта работы со слепоглухими, замечаю, что многое объяснять стало легче, чем раньше, хотя люди ведь не изменились…

Конечно, не всегда удается справиться с эмоциями, когда дело касается тяжелых характеров, когда ученики не хотят подумать, а начинают кричать и капризничать. Но моя задача – дать человеку знания, сделать его земной путь легче, а в такой работе эмоциям не место.

Несколько раз приезжали ко мне на учебу очень пожилые люди, которые ничего не могли запомнить на уроках. Каждый день начинали все изучать заново. Это наводило на меня уныние, казалось, что я бессмысленно трачу время. Но позже поняла, что это не так. Пожилым людям очень важно напрягать мозг и хотя бы месяц пожить в рабочем режиме. Кто знает, может быть, наши занятия им продлили сознательную жизнь? Может, отдалили развитие старческих болезней?

При подобных размышлениях вспоминается цитата: «Делай что должно, и будь что будет».

– У вас прекрасный литературный язык: общаясь с вами, я сразу поняла, что вы очень читающий человек. Как вы читаете книги? Кто ваши любимые авторы? Какие книги вы читали в детстве?

– В детстве мне часто читала мама по вечерам. В школе-интернате нам по вечерам читали воспитатели и старшеклассницы. Конечно, в школе я быстро научилась читать по брайлю и брала в библиотеке брайлевские книги.

Интерес к самостоятельному чтению у меня появился далеко не сразу, так как я была не очень усидчивым ребенком. Огромное удовольствие от чтения книг я стала получать только лет в 13 или 14. Книга «Овод» стала первой, которую я прочла, практически не отрываясь, забыв о еде и сне.

Сколько ни читай брайлевские книги, скорость все равно ниже, чем у зрячих людей при чтении плоскопечатных книг. Брайлевские книги гораздо объемней. «Война и мир» в обычном формате – это четыре средних тома. По брайлю – это 29 увесистых книг. Но мне все равно удалось их прочитать на летних каникулах за один месяц. Бабушка удивлялась, как у меня не стирается кожа на подушечках пальцев, когда я прочитываю целую брайлевскую книжку в день. Наверное, как-то так природой задумано, ведь многие незрячие люди любят читать.

Часто слушала аудиокниги, хотя это зависело от чтеца – не все голоса хорошо воспринимаю. Когда появился компьютер, полюбила читать книги с помощью синтезатора речи, хотя для зрячих людей очень странно слушать механическую речь.

Когда появился брайлевский дисплей, стала читать текстовые книги с компьютера пальцами, но это значительно дольше, поэтому все равно предпочитаю аудиокниги или синтезатор речи.

Любимых книг очень много… Люблю русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя.

Почему-то несколько раз за последние годы перечитала книгу Михаила Анчарова «Самшитовый лес». Мне очень близки многие цитаты из этой книги и философские размышления.

– Как и когда вы начали писать стихи и какую роль они играют в вашей жизни? Вы связываете с поэзией свое будущее?

– Начала писать стихи в подростковом возрасте. Нравилось выражать таким образом свои эмоции и рифмовать строчки. Стихи были совсем слабенькие и незрелые. Потребность писать возникала часто, но бывали периоды, когда не было времени даже задуматься о строчках, приходящих в голову и записать их. Часто ничего не писала по нескольку лет. Серьезно и много писала в 2015–2018 годах. Когда училась в магистратуре, стала писать меньше. В 2019 году меня приняли в Союз писателей России.

После магистратуры был еще один творческий всплеск длиною в несколько лет. Но писание стихов никогда для меня не было главной стезей в жизни. Большую часть времени я провожу в доме слепоглухих со своими учениками. А сейчас мне кажется, что в поэзии я все уже сказала, что мне хотелось.

Евгения читает лекцию о проблемах коммуникации слепоглухих людей Евгения читает лекцию о проблемах коммуникации слепоглухих людей

На данный момент издано два моих поэтических сборника. Я много выступала на концертах со своими стихотворениями, провела более десятка поэтических вечеров. В этом году поняла, что гораздо увереннее себя чувствую перед аудиторией, проводя лекции по работе со слепоглухими, нежели читая стихи. Драматизм многих моих стихотворений мне и самой на данном этапе жизни стал не очень близок. А на лекциях о слепоглухих стала за собой замечать, что чаще ухожу от описания трагичности потери слуха и зрения, переходя к некоторой самоиронии и даже юмору.

Я стала замечать, что у зрячеслышащих людей проблем ничуть не меньше, чем у слепоглухих

Я стала замечать, что у зрячеслышащих людей проблем ничуть не меньше, чем у слепоглухих. Иногда им даже бывает сложнее найти себя и устроить свою жизнь, чем людям с тяжелой формой инвалидности. А если оно так, то что тогда вообще такое – инвалидность? Что меняют физические ограничения, кроме способа решения задач и взаимодействия с этим миром? Может быть, сейчас я прохожу через определенную переоценку ценностей. Возможно, все это когда-нибудь найдет отклик в моих стихотворениях… Кто знает. Давно уже не строю планов на будущее, просто слушаю свое сердце и стараюсь идти своим путем, не сбиваясь с дороги.

– Что может вас ранить, какую обиду, какое проявление человеческой недоброты (может быть, невоспитанности, бестактности) вам труднее всего перенести?.. И как вы выходите из травмирующих, конфликтных ситуаций?

– Невоспитанность и бестактность очень не люблю, но не могу сказать, что это меня сильно обижает и ранит. Ведь человек, который так себя ведет, может быть, и не очень-то виноват. У него просто соответствующее воспитание и окружение. Скорее, будет странно и удивительно, если он начнет вести себя тактично и воспитанно. Стараюсь отходить от перекладывания своего видения мира на других людей, которые заведомо другие.

В травмирующие и конфликтные ситуации стараюсь просто не заходить. Это гораздо легче, чем потом искать из них выход. Можно уступить, можно вовремя извиниться, если человеку мои слова показались обидными. Мало ли что ему почудилось в моих словах? У него свой жизненный опыт, свое мировосприятие. Попросив прощения вовремя, можно избежать ненужных проблем. Если есть возможность, поговорить позже и разобраться, почему человеку показалось обидным то, что мне таковым не кажется. Это позволит лучше понять другого человека и избежать подобного в будущем.

Когда близким людям не нравится, как я поступаю, я редко отказываюсь от своей затеи, но не стараюсь ничего доказать. Доказывать совершенно бесполезно. Объяснить свои поступки всегда готова. Но, если общение переходит на эмоции, лучше подождать, пока они угаснут, и поговорить спокойно.

Раньше у меня не получалось уходить от большинства конфликтов. Переносила это очень тяжело, даже могла заболеть. Поэтому теперь стараюсь со своей стороны сделать все возможное, чтобы предотвратить конфликтные ситуации.

– Что такое счастье, на ваш взгляд? Какого человека можно назвать счастливым?

– Для меня существует несколько источников счастья. Один из таких источников – люди, которые мне дороги. То есть мои родные, друзья, учителя… По жизни я не очень общительный человек, не провожу время в долгих беседах с подругами, избегаю шумных компаний, мне все это не нужно.

Но общение с теми людьми, которых я считаю близкими, – это счастье. Даже среди малознакомых людей периодически встречаются такие, с кем ощущаю себя на одной волне, с кем приятно общаться… Например, как с вами. Это тоже счастье настоящего человеческого общения. Очень это ценю.

Счастье – это когда есть возможность делать жизнь других лучше. Когда такой возможности нет, для меня все остальное теряет смысл

Второй источник счастья – это когда есть возможность помогать другим и делать их жизнь лучше. Когда такой возможности нет, для меня все остальное теряет смысл.

Особое счастье – быть православным человеком, стараться жить со Христом, даже когда плохо получается. Счастье – ощущение того, что Бог услышит и поймет…

– Что такое чудо? В вашей жизни случались – случаются – чудеса?

– К сожалению, слово «чудо» в современном мире как-то затрепали… Куда ни посмотришь, сплошные чудеса: поможем выучить испанский язык за десять уроков, научим играть на гитаре за сорок минут, приходите к нам, мы вас научим, как создать свой бизнес за один вечер…

Меня всегда удручает подобная реклама, огорчает то, что люди в это верят. В этом плане, с моей точки зрения, не бывает чудес. Чтобы выучить иностранный язык, нужны годы регулярных занятий; чтобы овладеть игрой на гитаре, нужно стереть пальцы до крови и жить в обнимку с инструментом длительное время… Сейчас в эпоху мастер-классов люди это забыли: хотят всего и сразу, а получают ничего и постепенно.

Чудо – это когда человек трудился из года в год и стал мастером своего дела. Или человеку хотелось чего-то на первый взгляд невозможного, но вдруг Бог дал ему это.

У меня в жизни было очень много чудес. Самые великие из них – это встречи с прекрасными люди. Мои учителя, друзья, коллеги – это удивительные люди, которые помогали и помогают мне стать лучше, делают мою жизнь светлее и интересней.

Чудо – то, что я с детства мечтала помогать людям, и спустя годы посреди деревни Пучково возник дом слепоглухих. Приезжаю туда на работу и чувствую себя дома. Особенно когда за окном невыразимо красиво звонят колокола…

– Можете ли вы сказать, что доверяете Богу? У вас никогда не возникало чувство обиды на Бога, ропота? Не хотелось задать Ему вопрос: «За что? Зачем?» (Вспоминаю ваши строки: «Вы, пути земные дымные, // Только с Богом одолимы…»)

– Эти строки посвящены моей однокласснице, которая долго болела раком и умерла почти десять лет назад. Все страдания, связанные с болезнью, она переносила смиренно и спокойно. Убеждена, что ей Бог на это давал силы. Больше в этом мире негде взять сил, чтобы перенести такое… Царствие ей небесное. Мне эта святая девочка была одноклассницей, но я ее тоже по праву считаю своим наставником.

У меня почти никогда не возникало обиды на Бога и вопросов к Нему, если не считать легкое чувство несправедливости, которое появлялось в подростковом возрасте, когда я наблюдала за здоровыми сверстниками. Потом и это чувство несправедливости исчезло. Мы так мало понимаем своим трехмерным сознанием… Сейчас я знаю, как сложились судьбы тех, к кому я испытывала по юной глупости некоторую зависть. Могу сказать с уверенностью, что завидовать там совсем нечему.

Нет проблем – есть объем предстоящей работы, которую необходимо выполнить

Каждый идет своим путем, как может и как умеет. Начав сталкиваться с трудностями жизни с юных лет, я стала только сильнее, научилась не бояться проблем. Даже слово «проблема» не люблю. Нет проблем – есть объем предстоящей работы, которую необходимо выполнить.

Несколько лет назад был за мной такой грех, когда я стала роптать на Бога из-за слабого здоровья. Не зрение и слух меня беспокоили, а общее состояние здоровья, которое мне мешало делать все, что хотелось, в должном объеме. Но и тут все переосмыслила, так как на все, что нам необходимо, Бог даст силы. Об остальном не стоит и беспокоиться.

– Христа люди называют Господом, Спасителем, Исцелителем, Утешением, Учителем, Солнцем… И все это, по сути, правда! А какое из этих Его наименований вам ближе всего, как вы называете Христа в сердце вашем?

– В зависимости от контекста, называю Бога и Учителем, и Спасителем, и Солнцем… Но мне само имя Иисуса Христа очень греет душу; я произношу его с благоговением…

– В Евангелии, кроме Самого Христа, действует еще много разных людей. Кто из них вам особенно близок? В ком из них вы, может быть, узнаете себя?..

– Очень интересный вопрос. Сейчас задумалась о том, что, читая книги, особенно в юности, имела склонность отождествлять себя с некоторыми персонажами, узнавая в их поведении и поступках черты своего характера. Но, читая Евангелие, ничего подобного за собой не замечала. Скорее всего, считаю себя куда более грешной и недостойной, чем люди, которых встречаю на евангельских страницах. А сравнивать себя с отрицательными персонажами, конечно, не очень хочется.

Тем не менее есть эпизоды и действующие лица, которые чем-то особенно трогают мое сердце. Часто вспоминаю про апостола Петра, который трижды отрекся от Христа, а потом всю жизнь не мог себе простить этого. Из истории апостола Петра следует, что упасть на земном пути легко, упасть можно даже не раз… Да, есть шанс подняться. Но как потом жить с осознанием своего падения?

Когда я корила себя за какие-то поступки и повторяла это на исповеди, батюшка мне делал замечание: говорил, что я не верю во всемогущество Бога и в Его прощение после покаяния, а это грех. Тогда я вспоминала Петра, который всю жизнь после своего падения, заслышав крик петуха, начинал горько плакать. Это ведь естественно для совестливой человеческой натуры. Разве мы, совершая ошибки и поступая плохо в силу разных сложных жизненных обстоятельств, не предаем Христа? И разве Он нас не прощает?

Каждый раз, когда думаю об этом, на глаза наворачиваются благодатные слезы, хочется просить у Бога прощения за все, что на земном пути было сделано не так. И вспоминаются строки из песни иеромонаха Романа, посвященной апостолу Петру:

«Дай сказать от сердца с тем, кто трижды падал:
Господи, Ты веси, яко Тя люблю».

– Ваши стихи заставляют предположить, что вы очень любите природу, смену времен года, всякую живность… Это так?

– Это, действительно так. Люблю все времена года, хотя для меня комфортнее теплая погода. Но морозная свежесть тоже по-своему хороша. А пряный запах осенних листьев…

В моей памяти сохранились яркие картины природы, которые мне помогают создавать в воображении новые пейзажи по описаниям зрячих людей.

Помню поля ромашек, колыхающихся на ветру, летний закат над деревней, отражение луны в реке, степенную корову у стога сена и серую кошку, свернувшуюся клубочком на солнышке. Помню осенние деревья на фоне голубого неба, сверкающий снег в морозную январскую погоду, косой весенний дождик, пробуждающий природу. Будучи совсем маленьким ребенком, я очень любила наблюдать за природными явлениями, восхищаясь каждой травинкой или божьей коровкой.

Мне запомнился эпизод, когда я в возрасте четырех лет через маленький цветочек осознала бренность бытия, что долго переживала.

Как-то вечером, прогуливаясь по деревне, я сорвала маленький голубой цветок. Он был очень нежный и немного мохнатый. Сейчас я не люблю рвать цветы, но в детстве зачем-то это делала. Бабушка меня застала за любованием цветком и сказала, что пора ложиться спать.

Забравшись под одеяло, я никак не могла расстаться с цветком, очень уж он был красив. Бабушка мне предложила положить его до утра на подоконник, на что я охотно согласилась, засыпая.

Утром, едва открыв глаза, я потребовала у бабушки вчерашний цветок. Бабушка мне сразу его подала, но какое же меня постигло разочарование…

Никакой прежней красоты не наблюдалось. Листочки поблекли, цветок потемнел и больше был похож на тряпочку, чем на растение.

От растерянности я начала бранить бабушку, считая, что это она испортила цветок, ведь я вечером именно ей доверила свою ценность…

Часто задаю себе вопрос: если здесь, на земле, каждый цветочек, птенчик, лучик солнца так прекрасен, то каков же тогда рай?

Бабушка мне объяснила, что за ночь цветок увял, что такое происходит со всем живым… Что даже если мы сорвем новый цветок, он тоже увянет сам по себе, с ним для этого ничего не нужно делать.

Долго я это осознавала. Конечно, многих слов я тогда не знала, больше было ощущений и чувств, чем оформленных мыслей, но я это хорошо помню.

Позже, когда я размышляла об этом случае, ко мне пришло понимание того, что все в природе временно и мимолетно, что каждый ее миг ценен своей уникальностью и неповторимостью.

Спрашивала у знакомых, как они в детстве приняли новую для себя информацию о том, что все живое увядает. Все отвечали, что никогда об этом не задумывались или просто забыли.

Сейчас я не могу увидеть прекрасных пейзажей, но могу потрогать цветы и ощутить их запах, почувствовать тепло солнечных лучей, услышать песню соловья…

Часто задаю себе вопрос: если здесь, на земле, каждый цветочек, птенчик, лучик солнца так прекрасен, то каков же тогда рай?

Стихи Евгении Лагуниной

Последний вечер
Памяти Анастасии Шавлюк

Предвесенним тихим вечером
Соловьи еще не пели,
Луч свою игру высвечивал
Где-то у твоей постели.

Как леса непроходимые,
Горько-неисповедимы,
Вы, пути земные, дымные,
Только с Богом одолимы.

Мир твой, болью крепко скованный,
Был прекрасен неизменно,
И из чаши уготованной
Ты не мед пила смиренно.

В этот вечер, знаю, милая,
Ты не все еще сказала,
И надежда неостылая
Вдалеке еще мелькала.

Хрупкий ангел незамеченным
Сел на край твоей постели
Предвесенним тихим вечером –
Соловьи еще не пели…

Венки из слов

Мне отрадно плавить свечи
И вплетать в венок слова.
Я, наверно, каждый вечер
Перед Богом не права.

Я, наверно, как ребенок,
Таю в радужных мечтах.
Стиль мой странен и незвонок
В сочиняемых стихах.

Что поделать, верю слишком
В сказки моря под луной,
Верю плюшевому мишке,
Что давно живет со мной.

С детских лет люблю не в меру
Платья, шляпки и духи.
Про любовь, надежду, веру
Иногда пишу стихи.

Если очень потрудиться,
Можно в строках у меня
Отыскать коня без принца
Или принца без коня.

В этих строках непоэта
Краски смешаны в снегу,
И в часы дневного света
Я понять их не могу.

Но когда вернется вечер
Из-за сизых облаков,
Тороплюсь я плавить свечи
И плести венок из слов.

Птенец

Качался колокольный звон,
На солнце радугой сверкая,
Ручьями разливался он,
На светлый праздник созывая.

Никто не видел и не знал,
Откуда вдруг малыш пернатый
В ладонь священника упал –
Изящный, хрупкий и крылатый.

Он потерялся, и летать
Ему еще так трудно было.
Наверно, Божья благодать
Его до храма проводила.

С испугом в бисеринках глаз,
Он в сильном пребывал волненьи,
Не понимая, что сейчас
Уже нашел свое спасенье.

О, сколько тронул он сердец
Возникновением чудесным.
Синички маленький птенец
Казался весточкой небесной.

Священный звон коснулся крыш,
Усилились его раскаты…
Не бойся ничего, малыш,
Ведь ты от Бога – и крылатый.

Навстречу миру

Блестит река, сирень в цвету,
Горят сапфиры,
А я иду сквозь темноту
Навстречу миру.

Едва заметный свет лучей
Дрожит немного…
Озарена теплом друзей
Моя дорога.

Задев тревожную струну
Вселенской лиры,
Иду почти сквозь тишину
Навстречу миру.

Пусть волны с грохотом бегут,
Пугают звуки…
Меня от страха берегут
Родные руки.

Моя сирень весь год в цвету,
Играет лира…

Сквозь тишину и темноту –
Навстречу миру!

С Евгенией Лагуниной
беседовала Марина Бирюкова

25 сентября 2025 г.

Смотри также
Писать книги, прыгать с парашютом, преподавать... Писать книги, прыгать с парашютом, преподавать...
Писатель Артем Аргунов о том, что выбирают незрячие люди
Писать книги, прыгать с парашютом, преподавать... Писать книги, прыгать с парашютом, преподавать...
Писатель Артем Аргунов о том, что выбирают незрячие люди
Незрячая наездница, которая побеждает в конных турнирах, удивляет и восхищает. Или незрячий яхтсмен, или незрячий аквалангист. А еще есть незрячие автогонщики, парашютисты, футболисты, художники…
«Ты умеешь радоваться по-настоящему» «Ты умеешь радоваться по-настоящему»
Ксения Гринькова
«Ты умеешь радоваться по-настоящему» «Ты умеешь радоваться по-настоящему»
Ксения Гринькова
Георг оказался глух к вопросам веры и Машиным духовным стремлениям. Он строил на земле рай без Бога.
Про страну слепоглухих Про страну слепоглухих
Ирина Ахундова
Про страну слепоглухих Про страну слепоглухих
Ирина Ахундова
В Доме слепоглухих в Пучково люди не видящие и не слышащие заново открывают и мир, и самих себя, приходят к Богу. Это благотворительный проект, и он нуждается в нашей поддержке – и материальной, и волонтерской.
Комментарии
рБ Марина25 сентября 2025, 23:23
Спаси Господи Евгения Марина за статью! Помощи Божией вам в трудах!!!
Елена25 сентября 2025, 12:50
Спасибо Вам Евгения! Потрясающая, прекрасная статья и стихи! Божией помощи вам Евгения!
Иоанна_25 сентября 2025, 11:20
/На все, что нам необходимо, Бог даст силы. Об остальном не стоит и беспокоиться.// Запомню эти слова, как мудро! Благодарю за эту статью, дорогие Евгения и Марина!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.