Однажды в адрес редакции православного издания, где я работала, пришло письмо, затронувшее очень любопытную и неоднозначную тему. Писала женщина:
В редакцию написала женщина: «Меня часто посещают чудесные видения, связанные с Иисусом Христом и Матерью Божией»
«Меня часто посещают чудесные видения, связанные с Иисусом Христом и Матерью Божией. Эти видения я записала, высылаю Вам и хочу узнать, отчего именно у меня появляются такие видения? Как это объяснить?! Я – простая белорусская женщина, верующая, постоянно посещаю церковь, постоянно в молитвах, пою в хоре».
Святое или грешное?
К письму прилагалась тетрадь с надписью «Святое» и описанием множества «видений», происшедших с автором письма во сне и наяву. Несколько цитат:
«Наяву. Вышла я на двор. День. Смотрю на стенку. Вижу Божию Матерь на стенке. Вернулась назад посмотреть. На стенке уже нет Ее».
«Наяву. На кухне молилась. На глазах у Матери Божией увидела слезу на правом глазу. Я поднялась на тахту и вытерла Ее слезинку».
«Во сне. Праздник в нашем храме. Иисус Христос на Его мотоцикле без коляски. Одет Он в кожаной коричневой куртке, светлой, короткой. Заводил Он мотоцикл. Руками я Его обхватила за талию. Вдвоем едем по берегу моря. Волосы Его кудрявенькие. Красивый. Точь-в-точь как у меня есть иконка…».
«Наяву. Была я в дороге. Каждый раз, как только закрою глаза, – в моих глазах Иисус. Вроде как Он будит меня, вроде охраняет меня. Вижу Его в моих глазах. Он притрагивается к моему лбу и моим губам…»
«Наяву. Его глаза, живые на иконке. Он смотрит на меня. Когда взгляд Его недовольный, а когда довольный. Вот-вот, кажется, хочет что-то сказать. Иногда я вижу Его лицо. Что Он живой. Я такая счастливая, что Он со мной. Прикосновение Его ко мне чувствую, но не вижу».
С высоты духовного опыта
В качестве ответа, конечно же, лучше всего было привести слова святых отцов. В своем мнении о видениях они единодушны, и это хорошо известно, пожалуй, каждому прихожанину, читающему духовную литературу и слушающему проповеди в храме. Достаточно всего нескольких изречений, чтобы его обозначить.
Преподобный Иосиф Исихаст: «Что говорит Господь? “Блажени чистые сердцем, яко тии узрят Бога” (Мф. 5: 8). Не говорит: “Блаженны видящие явления, видения, откровения”».
Преподобный Силуан Афонский: «Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними».
Преподобный Амвросий Оптинский: «Видения, бывшие тебе и представлявшиеся, не истинны, как-то: видение воскресшего Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увенчивается добрым концом».
Преподобный Паисий Святогорец: «Воображение – вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца…
Мы не должны легко принимать видения – даже если они от Бога
Мы не должны легко принимать видения – даже если они от Бога. Ведь и Бог, если можно так выразиться, радуется, если мы не принимаем видений, потому что, не принимая их, мы проявляем смирение и внимание, которых Он от нас хочет. Господь знает, каким образом показать нам то, что желает. Он знает, как научить нас чему-то не с помощью видения, а по-другому».
С точки зрения медицины
Однако показалось уместным обсудить письмо еще и с врачом, имеющим опыт лечения психиатрических заболеваний. Потому как видения часто бывают проявлением именно болезни, а не духовного наваждения. Беседуем с врачом-психотерапевтом Минского городского онкологического центра, тренером Центра практической психологии «Феномены», членом Свято-Никольского братства, Андреем Бутько (г. Минск).
– Андрей Владимирович, что вы как врач скажете об этих «видениях»?
– Мы не будем ставить по письму диагноз, а попытаемся осмыслить, что происходит с этой женщиной, так как она сама попросила об этом.
Духовные видения и откровения, как учит нас Церковь, – явление достаточно редкое. А вот различные особенности психики, при которых могут быть «видения», – явление достаточно частое. Такие состояния могут часто встречаться в двух случаях:
- у людей, страдающих психотическими расстройствами;
- у людей с демонстративными чертами в структуре личности.
В случае психоза бывают обманы восприятия, которые в медицине называются галлюцинациями: предмета или явления нет, но человек видит его. Или иллюзии, когда конкретный предмет реально существует, например, стул. Но его восприятие изменяется, и он вдруг превращается, например, в волка.
Наличие галлюцинаций свидетельствует о серьезном заболевании головного мозга, которое проявляется в нарушении обмена веществ.
– Подобные расстройства поддаются лечению?
– Да. По принципу сахарного диабета: нарушается обмен веществ в организме – и пока не дашь таблетку, он не восстановится. Психозы обязательно должны лечиться медикаментами, потому что нарушение обмена веществ, сопровождающееся галлюцинациями, – явление достаточно опасное. Система восприятия – это очень прочная система, и ее крайне трудно нарушить. Поэтому, если человек начал видеть галлюцинации наяву, как это бывает при алкогольных и других психозах, при шизофрении, это означает, что в биохимии мозга серьезные нарушения. В таком случае человеку следует как можно быстрее обратиться к психиатру, чтобы было назначено медикаментозное лечение. Когда обмен веществ в тех частях мозга, где он нарушен, восстановится, галлюцинации тут же прекратятся.
Чем опасно оставаться без лечения? Те участки мозга, где нарушился обмен веществ, в течение года, двух или трех лет разрушаются, после этого лечение бессмысленно. Человек на всю жизнь остается инвалидом.
Нужно отметить, что, как правило, психоз сопровождается не только галлюцинациями, но и нарушением мышления, поведения, страхом. С больным становится трудно общаться, потому что у него нарушаются логика, эмоции.
– То есть его ненормальное состояние становится заметно всем окружающим?
– Да, при психозе, как правило, то, что человек не в порядке, замечают и неспециалисты. Но бывает так: уже всем односельчанам понятно, что человек болен, а его родным – нет. И некоторые православные могут долго считать, что это откровения, видения свыше, закрывая глаза на нелепости, когда больному кажется, что икона ему подмигивает, что на лице Христа появляются гримасы или улыбка, или Он протягивает руку. Больной может слышать голос – например, хор поет в голове, или голос Богородицы, который с Марса доносится. То есть какие-то явные нелепицы. Может видеть, что слеза по иконе течет. Но это видит только он один, больше никто.
– А юродивые, у которых были видения, вещие сны? Ведь они тоже вели себя ненормально, безумствовали, с точки зрения обычных людей.
– Поведение человека с психозом может напоминать поведение юродивого. Но все равно, в поведении юродивого есть внутренняя логика, которую можно уловить, есть что-то позитивное, полезное, как, например, у главного героя фильма «Остров». А поведение больного беспорядочное, не имеет никакой цели и, как правило, сопровождается какими-то страхами. К примеру, у него может появиться мнение, что соседи травят его, вредят ему, воруют мусор – это так называемый бред малого размаха, «бытовой, кухонный бред». Когда болезнь нарастает, человек перестает уживаться с людьми, а юродивый при своей дурашливости остается в социуме.
У психоза несколько граней: одна из них – галлюцинации, вторая – нарушение логики
У психоза несколько граней: одна из них – галлюцинации, вторая – нарушение логики. Нарушается строй мысли, чего у юродивых нет, потому что они строят предложения логично. А у больного часто будет нарушена сама структура речи: отдельные слова могут разрываться на слоги, предложения рвутся в немыслимых местах, а потом произвольно соединяются.
И третий симптом – это эмоциональная неадекватность, когда больной смеется там, где не смешно, и плачет там, где это не уместно, у него может быть полное отсутствие чувств.
Итак, нарушение восприятия – галлюцинации, зрительные, слуховые, тактильные; нарушения мышления – хода мысли, ее строя, скорости, наличие или отсутствие мыслей; эмоциональные и поведенческие нарушения – все это признаки одной болезни. Они могут проявляться все одновременно, а могут частично.
– То, что описано в тетради нашей читательницы, по вашему мнению, психоз или что-то другое?
– Если, не видя человека, просто комментировать это письмо, то текст написан правильно: явных, грубых нарушений мышления здесь нет. Письмо очень эмоционально и стимулирует внимание к автору. Яркие красочные эмоции, сексуально окрашенные видения. Однако в них нет никакого духовного содержания. Нигде в Евангелии я не встречал того, чтобы Спаситель приходил к женщинам и поступал так, как в этих «видениях». Как врач скажу, что эти записи, скорее всего, представляют собой восприятие церковного мира женщиной с демонстративными чертами личности.
Это второй тип нарушений, которые могут сопровождаться иллюзиями и фантазиями. Эти личностные особенности человека не обусловлены обменом веществ в головном мозге, а связаны с характером и воспитанием.
– Что это за люди, какова их особенность?
– Бывает так, что какие-то черты характера выступают за границы нормы, становятся более выраженными, гипертрофированными. Это называется акцентуацией. Для демонстративных, истероидных личностей характерны:
- самодраматизация;
- театральность, преувеличенное интенсивное выражение эмоций;
- внушаемость (человек легко попадает под влияние других людей или поддается давлению обстоятельств);
- поверхностность и лабильность (подвижность) эмоций;
- постоянный поиск возбуждающих стимулов и стремление заниматься теми видами деятельности, которые дают возможность находиться в центре внимания;
- повышенная озабоченность внешней привлекательностью.
– Человек рождается с такими особенностями или они приобретаются позже?
– Личность формируется в процессе воспитания. И в искажениях характера в большей степени виноваты родители. Но! Вначале, когда личность начинает формироваться, ответственность родителей – 100%, а ребенка – 0%. По мере того, как ребенок взрослеет, он принимает все большее участие в формировании собственной личности. И тогда ответственность родителей начинает уменьшаться, а ответственность их чада растет. А когда человеку уже 30 лет, то ответственность родителей стремится к нулю, а ответственность человека за свое дальнейшее формирование полностью переходит в его руки. Ты вырос хилым и больным? Никто не мешает тебе бегать, прыгать, плавать и увеличивать свою силу и выносливость. Кому-то повезло – родители вырастили его сильным и здоровым. Но он может разрушить себя алкоголем, наркотиками или еще чем-то.
То, каков характер человека, – результат того, каким было детство. Но то, что он дальше с этим сделает, – это ответственность самого человека.
– Демонстративная личность, у которой есть галлюцинации, иллюзии и прочие отклонения, о которых вы говорили, способна поверить словам врача и критически отнестись к своему поведению?
– Вообще, да. Но изменить качества такой личности крайне сложно. Подправить можно, но изменить, как бы перевоспитать – это процесс очень сложный и длительный. Нужны годы психотерапии, чтобы что-то изменить.
Вот при психозах все, как правило, резко, в один момент происходит: был у человека один характер, заболел – стал другим. Врач назначил таблетку – пациент стал прежним.
А что сказать женщине, написавшей письмо?
«Если Вам мешает Ваше состояние, то можете обратиться к врачу-психотерапевту. И, возможно, психотерапевтические сеансы помогут Вам немного подправить черты личности, изменить свое восприятие».
Можно и лекарства подобрать, если в этом есть необходимость. Ну, а если особенности характера не мешают человеку, то к нам, врачам, нет вопросов. К психиатру человек приходит тогда, когда это мешает ему жить. Или родственники, которым не дает жить нормально поведение больного, приводят его к врачу.
– Так все же. Может ли человек с демонстративными чертами измениться – сам или с помощью врача? Или он обречен на невольное поведение, на навязчивые «видения» и сны?
Личностные особенности можно контролировать, как ту же вспыльчивость
– По крайней мере, результат его собственного волевого усилия частично ограничен. Он частично может сдерживать себя, но я не думаю, что полностью. Однако не такой уж он беспомощный! Личностные особенности можно контролировать, как ту же вспыльчивость.
Таким образом, если у человека психоз, нужно обратиться к доктору и полечиться. Если особенности характера – с этим надо научиться жить. И с таким сложным характером тоже нужно учиться правильному православному духовному подвигу.