Слово в Неделю по Воздвижении Святого Креста

Воздвижение Креста Господня. Автор: Василий Никитин Вощин, 1757 г. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Воздвижение Креста Господня. Автор: Василий Никитин Вощин, 1757 г. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя и возьми крест свой,
и следуй за Мною.

(Мк. 8: 34)

Возлюбленные верующие! Велика тайна и сила Святого Креста! От сотворения человека до воплощения Господа нашего Иисуса Христа не ведали о знамении Святого Креста, не знали, что им спасется весь род человеческий. Напротив, крест даже считался знаком позора. Невзирая на то, что крест и тогда творил чудеса. Он и тогда действовал в мире, но только не непосредственно, а через его изображение, через символы.

В Ветхом Завете самыми распространенными символами Святого Креста были древо познания добра и зла, стоящее посреди рая; жезл Моисея процветший, который начертанием креста рассек воды Чермного моря надвое; древо, усладившее горькие воды Мерры в Аравийской пустыне; медный змей, вознесенный на столп посреди народа; посох Аарона прозябший и т.д. Знамение Святого Креста было начертано также Исааком, благословившим сынов Иакова скрещенными руками, и Моисеем, стоявшим на молитве с крестообразно воздетыми руками, пока евреи не победили амаликитян.

Тайна Креста, тайна спасения мира на Кресте страданиями и муками была изначально вложена во всё творение

Но тайна Креста, тайна спасения мира на Кресте страданиями и муками была изначально вложена во всё творение, ибо все создано в форме креста, все движется крестообразно. Ведь что такое летящая птица, как не крест, превозмогающий ветры и покоряющий воздушные высоты? Что такое цветок, распустивший свои лепесточки, как не крест, разукрашенный переливающимися красками? Что такое дерево с ветвями и листвой, как не высокий столп, испещренный бесчисленными крестами? Что такое звездное небо, как не чудный ковер, вышитый рукою невидимого Бога крестиками звезд, движущихся и испускающих лучи света исключительно в форме креста? И все-таки самым сильным символом креста является сам человек.

Итак, до воплощения Господня крест действовал в мире только через тени и прообразы, а с восшествием Господа на Крест он освятился, обрел Божественные силы, преисполнился даров, сделался лестницей в небо и победным знаменем христианства. С тех пор как Крест, подобно матери, держал Христа в своих объятиях и явил Его ангелам и человекам, он означает «долготу, широту и высоту любви Божией» к нам, людям (святой Григорий Нисский)[1].

Согласно другим толкователям, крест можно понимать и так. Вертикальная перекладина Креста означает силу Божества, вечно остающуюся неизменной и господствующую над всем горним и дольним, а горизонтальная перекладина креста означает весь тварный мир, зависящий от промышления Божия. И где пересекаются перекладины креста, там Бог встречается с человеком, там небо сдружается с землей, там алтарь сердца человеческого, там возвышается храм любви христианской, там вечно полыхает огонь любви Божественной.

После вольной страсти Христовой тени исчезли, тайны раскрылись, проклятие обратилось в благословение, смерть – в источник жизни новой, гроб – в Церковь христианскую, и жезл Моисеев сменился жезлом Креста Христова. Вот плоды любви Христовой. Вот свершения Креста за две тысячи лет!

И первым так сильно возлюбившим нас был Тот, Кто сотворил нас, Кто первым понес за нас Крест, то есть Иисус Христос, Спас мира. Но для осуществления нашего спасения недостаточно одного этого: чтобы Христос висел на Кресте, а мы восседали на чем-то, Он наверху, а мы внизу, чтобы Он страдал за нас, а мы наслаждались под Его Крестом, чтобы Он пил уксус с желчью, а мы упивались вином, чтобы Он претерпевал терния и копье за нас, а мы собирали победные венцы, чтобы Он бодрствовал, а мы спали, чтобы Он полагал жизнь Свою за нас, а мы лишали жизни и чести подобных нам людей. Если Христос созидает, а мы разрушаем, зря мы тогда живем. Если Христос собирает, а мы расточаем, на осуждение мы родились. Если Христос страдает, а мы веселимся, всуе мы живем, ибо не спасемся.

Что же нам нужно делать, чтобы спастись? – То, что делал Иисус Христос. То есть нести свой жизненный крест

Что же нам нужно делать, чтобы спастись? Нужно делать то, что делал Иисус Христос. То есть нести свой жизненный крест подобно Ему, как учит нынешнее Евангелие. Послушайте, что говорит Господь:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Он не говорит, чтобы всякий человек взял свой крест, а только тот, «кто хочет идти за Мною». Видите, как велика воля и свобода человека? Ее даже Христос не отнимает. А затем – «отвергнись себя». Как? То есть откажись от своих похотений, телесных удовольствий, алчности, скупости и дорогих одежд, гордыни века сего и всякого греха.

А после этого что еще надо сделать? Взять свой крест. Он не говорит, чтобы человек взял Крест Христов, но чтобы каждый взял свой крест и понес его. Христос Сам несет Свой Крест. То есть чтобы женатые несли крест семейной жизни, монахи – крест отречения от мира, больные – крест страданий.

А после подъятия креста что должен делать христианин? «Следуй за Мною», – говорит Господь. Куда же? На Фавор, где столько радости и света? Нет! Или на берег Тивериады, чтобы насытиться рыбы? Нет! Или в пустыню, чтобы напитаться умноженными хлебами? Нет! Так куда же последовать за Христом? Туда, куда пошел Он, то есть на Голгофу, на позорище людям и ангелам (1 Кор. 4: 9).

И что же нам там делать? Отдохнуть ли с пути? Нет! Делать то, что делал Господь. Распяться вместе с Ним и рядом с Ним, там, вне стана, чтобы и воскреснуть с Ним вместе. То есть чтобы человек сносил оскорбления от людей, терпел житейские скорби, побеждал искушения плоти, получал пощечины и терния от родных, друзей и даже собственных детей, а потом умер, молясь о них. Вот это путь, это путь спасения и это чаша Христова.

Но, может, кто-нибудь спросит: когда кругом столько цветов, когда земля полна стольких плодов, солнца и родников, света и стольких услад, что ж ты призываешь меня нести на плечах такой тяжкий крест, претерпевать терния и гвозди всю жизнь? Разве у меня нет такого же права на жизнь, на земное счастье, как у других?

Человече, я не хочу подвергать тебя несправедливости! Это не мои слова, а Иисуса Христа. Но и Он тоже не принуждает тебя страдать вместе с Ним и распинаться рядом с Ним. Ибо Он, слышишь, что говорит? Только тот, «кто хочет идти за Мною». Он человека не заставляет, Он его только зовет. Не тянет его за руку, а всю жизнь ждет, чтобы он пришел к покаянию. Если хочешь жизни – приди. А если любишь смерть и мир, стой на месте. Если думаешь, что ты не умрешь и будешь счастлив без Христа, тогда ступай широким путем погибели, если же «хочешь жизни и любишь видеть дни благие» (Пс. 33: 13), тогда усиливайся идти узким путем покаяния.

Другой, может, снова спросит меня: но для чего же столько мучений, страданий, гвозди, терния и крест за Христа всю эту жизнь? – Для спасения душ наших, ибо слышишь, что говорит дальше Святое Евангелие?

«Ибо кто хочет душу свою сберечь – в усладах, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою – в скорбях – ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 35–37).

Весь труд христианина на земле – спасти свою душу и стяжать вечную жизнь

Итак, весь труд христианина на земле – спасти свою душу и стяжать вечную жизнь. Душа – это искра Божия в теле человеческом, сокровище, сокрытое на поле жизни сей. И кому удается найти это сокровище, тот обретает всё. Кому удается верою и добрыми делами найти Христа в своей душе, тот обретает свою душу и становится наследником жизни вечной.

Душа дается от Бога через зачатие. Очищается от первородного греха баней Крещения, сохраняется в чистоте покаянием и добрыми делами. Блажен, кто знает, как спасти свою душу. Блажен, кто в терпении несет свой жизненный крест. Блажен, кто хочет и силится идти узким путем, ведущим ко Христу!

Возлюбленные верующие!

Мы слышали, что Господь наш Иисус Христос заповедал нам, желающим следовать за Ним, чтобы каждый нес свой крест. Но какие кресты обычно несут люди? Крест семейной жизни, крест воспитания детей, крест девственников, крест вдов, крест стариков, больных, отшельников и всех страдальцев. Ведь у каждого человека на земле есть крест, который надо нести, есть своя доля страданий. И от того, как он несет свой крест, зависит само спасение его души. А поскольку я вижу с вами столько детишек, обрамляющих икону Пресвятой Богородицы, подобно букету лилий, то постараюсь сказать сначала о кресте людей семейных.

Воистину тяжек, а не легок крест семейной жизни. Ведь сопряженные Таинством Брака должны с великим терпением до самой смерти нести крест своего супружества. Женатые должны беречь честь своего дома, должны рождать детей и растить их в страхе Божием. Они вынуждены переносить столько скорбей, страданий, лишений, бедности, болезней, страха, опасений за жизнь и будущее своих детей, а иногда и отдавать свою жизнь для их спасения.

Нелегок и крест тех, кто выбрал пребывание в девстве. Они всю жизнь должны хранить свои чувства, бороться со скверными помыслами, препоясывать плоть постом и непрестанно молиться.

Еще тяжелее крест монашествующих. Они должны непосредственно вести брань с бесами. Они выбрали иную жизнь, не как у всех. И должны противостоять им, ниспровергать законы естества, последовать ангелам, подражать Христу, ревновать святым. На них лежит долг непрестанно молиться, делать уста свои храмом, а сердца – престолом Божиим. Они должны обуздывать свое тело, ум и все чувства от всякого греха; то есть укрощать чувства, властвовать над взыграниями плоти и порабощать тело духу. Им нужно иметь плач внутри, слезы на глазах, мысль о смерти, умом они должны пребывать на небесах, а сердцем – у Бога.

Тяжко нести и крест старости, когда человек оставлен всеми: и силами, и здоровьем, и детьми, и друзьями, и радостью жизни. Тогда, когда «погибнут все помышления его» (Пс. 145: 4), он должен бороться со страхом смерти, с угрызениями совести и духами злобы, поработившими его в жизни. А крест страданий и болезней кто может снести? Ведь лежащие на одре болезни уже не хотят от жизни ничего, кроме стакана воды, чтобы притушить огонь страданий. Они больше не мечтают о богатстве, не хотят ни красивых домов, ни почестей земных. Они уже не хотят ни спорить ни с кем, ни судиться, ни услаждаться, ни веселиться. Они уже не способны ощутить сладость жизни сей. И, иссохшие от страданий, обожженные огнем болезни, разочаровавшиеся в суете жизни сей, они лежат, позабытые всеми, на одре страданий, ожидая наступления более ясного дня. И так немного забываются в чаянии исцеления, но зачастую солнце уже не всходит для них никогда.

Тяжек и крест вдов, нищих и сирот, ведь все они более не слышат доброго слова и гласа утешения в доме своем. Нет у них больше теплого хлеба на столе, дров в очаге, лишней копейки в руке, теплой одежды на гвозде. Отовсюду они слышат слова оскорблений, насмешек и унижения. И так они с горечью едят свой хлеб, слезами омочают подушку и в воздыханиях проводят дни. Один только Бог утешает и укрепляет их на жизненном пути.

Так что, братия, каждому христианину приходится нести крест в жизни сей. А кто говорит, что не чувствует тяжести своего креста, тот лжец и раб века сего. И кто не хочет брать своего креста и следовать за Христом, тот чужд Христа и не увидит лица Его вовек.

Возлюбленные верующие!

Кто хочет облегчить свой крест или даже бросить его на пути, тот предатель и судим будет с Иудой предателем

Если наша жизнь – крест, и если только крестом мы можем достигнуть Бога, можем спастись, тогда наш долг – каждому нести тот жизненный крест, который судил нам наш благий Спаситель. А кто хочет облегчить свой крест или даже бросить его на пути, тот предатель и судим будет с Иудой предателем.

Родители, желающие облегчить себе крест семейной жизни, умерщвляя своих младенцев, – не христиане, а убийцы и судимы будут с ними. Девы и вдовы, теряющие терпение в пламени искушений и бросающие свой крест, превращаясь в дом сладострастия прежде законного брака, – это рабыни мира, а не невесты Христовы. Больные и старики, отчаивающиеся в своей жизни, ропщущие в страданиях, сами себя проклинающие на одре болезни, желающие себе смерти и не полагающиеся на волю Божию, таковые тяжкой смертью заканчивают и не избегнут осуждения. Пастыри и иноки, не блюдущие своего достоинства, нарушающие клятву, спящие на своих посохах, пьющие и веселящиеся, тогда как стадо их раздирают волки, таковые примут осуждение еще более тяжкое, чем остальные люди. Ибо раб, знающий много, бит будет больше (Лк. 12: 47).

А если мы хотим избежать всего этого, будем с терпением и верой нести свой жизненный крест. Молча, смиренно, тихо, с молитвой в уме и взором, обращенным к небу, будем идти по стопам Господа. Никто да не падает духом, никто да не ропщет. Нам еще немного осталось взбираться вверх, и мы будем горе. Там и отдохнем.

Родители, день и ночь трудитесь, чтобы вырастить и как должно воспитать детей; великую награду вы получите, если сделаете их добрыми христианами и верными сынами Церкви и общества. Давайте детям, полка они малы, играть, радоваться, славить Бога, ведь они вторят ангелам. Не рассказывайте им о своих горестях. Прячьте свои слезы от их глаз.

И так каждый да последует Господу нашему Иисусу Христу. Больные да просят помощи, старики – утешения, бедные – пропитания, вдовы – приюта и все – спасения. Никто да не убегает от Господа, никто да не стыдится Его Креста и ран. Ведь спасение наше и мира соделается только крестом и ранами. Аминь[2].

[1] Григорий Нисский, свт. О тридневном пребывании Господа нашего Иисуса Христа между смертью и Воскресением (Слово 1-е о Воскресении Христовом).

[2] Из книги: Părintele Iachint al Putnei [Отец Иакинф Путненский]. Бухарест: Bizantina, 2000.

Смотри также
Победа над Амаликом Победа над Амаликом
Свящ. Эндрю Дамик
Победа над Амаликом Победа над Амаликом
Священник Эндрю Дамик
Вселенская война между Богом и его врагами, падшими ангелами, происходит вокруг нас и даже внутри нас.
Панегирик на Воздвижение Святого Креста Панегирик на Воздвижение Святого Креста
Архим. Иакинф (Унчуляк)
Панегирик на Воздвижение Святого Креста Панегирик на Воздвижение Святого Креста
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Сегодня праздник радости, ведь Святой Крест возвысился на виду у всего мира; и праздник печали, потому что в этот час мы умом побывали на Голгофе.
О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви
Архим. Иакинф (Унчуляк)
О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви
Слово перед Воздвижением Святого Креста
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Если у любви к ближнему есть мера – «как самих себя», то любовь к Богу безмерна – «всем сердцем, всеми силами», потому что и сама любовь Божия безмерна.
Комментарии
рБ Марина27 сентября 2025, 09:32
Спаси Господи архимандрит Иакинф за наставление! Спаси Господи Зинаида за статью! Помощи Божией вам в служении и в трудах! Помоги нам грешным Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.