О́браз дре́вле Моисе́й пречи́стыя Стра́сти в себе́ само́м прообрази́,/ свяще́нных среде́ стоя́:/ Крест же вообрази́в,/ просте́ртыми побе́ду дла́ньми воздви́же,/ держа́ву погуби́в Амали́ка всегуби́теля./ Тем Христу́ пои́м, Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.
Прп. Косма Маиумский, Канон на Воздвижение Креста Господня. Песнь 1, тропарь 1[1].
«Победа, о Господи!» Художник: Джон Милле Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь.
В богослужениях этого великого праздника Воздвижения Креста есть тема, которая может ускользнуть от нашего внимания: победа Моисея и народа Израиля над Амаликитянами. Народ Амалик упоминается в песнопениях в честь Креста, причём не только в гимнах нынешнего праздника, но и во многих гимнах, относящихся к Кресту, в течение всего церковного года.
Эта подробность кажется необычной. Кто такой Амалик, и какое отношение он имеет ко Кресту?
Чтобы понять эту тему, нужно обратиться к книге Исход – а это не просто вторая книга Библии, но и история образования Израиля, народа, который Господь сформировал для Себя в день иудейской Пасхи. Чтобы создать новую нацию, Он вывел людей из Египта, спасая их от рабства богам египетским.
В книге Исход Бог даёт пророку Моисею деревянный жезл, который назван «Жезл Божий» (Исх. 4, 20). Этот жезл – не просто инструмент, с помощью которого Моисей сотворил чудеса перед фараоном (который считался воплощением египетского бога Гора), но и священный символ власти руководить Израилем и судить его. Иудейское предание гласит, что этот жезл был срезан с самого Древа Жизни в Раю, то есть связывает его непосредственно с близкой и животворящей дружбой Бога с Адамом.
Именно этим жезлом Моисей и его брат Аарон ударили Нил и превратили его воду в кровь. И тем же самым Жезлом Божиим на Египет были посланы различные казни – действия против богов Египта, которых судил Бог через Моисея и этот жезл (ср. Исх.12, 12).
Тот же самый жезл распростер Моисей над Красным морем, разделив его так, чтобы Израиль прошёл по сухому дну (ср. Исх.14, 16). Его же он принёс в пустыню и ударил скалу, чтобы извести из неё воду (ср. Исх.17, 5–6). Позже он чудесным образом ожил и расцвёл, чтобы показать, что именно Аарона Бог избрал Первосвященником (ср. Чис.17, 1–10), и его даже поместили вместе с Ковчегом Завета (ср. Евр. 9, 4) в самый центр Израильского богослужения, как и чудесный сосуд с манной, и скрижали Закона.
Но прежде, чем жезл расцвёл и был положен с Ковчегом, его вознёс рукой Моисей в пустынном месте, когда Израиль, во время странствований в пустыне Синайской, был атакован Амаликитянами в месте, называемом Рефидим (ср. Исх.17, 9).
Кто такой Амалик? Амаликом звали внука Исава, брата Иакова. Итак, именем Амалик стали называть племя его потомков. Причем Амалик был одним из исполинских племён Ветхого Завета, одним из народов, которыми предводительствовали люди, вступившие в союз с демонами. Демонические силы, которые они получили от этого союза, делали их в глазах народа «исполинами» (в те дни это название относилось необязательно к высокому росту и мощному сложению, но, скорее, к способностям и силе).
Амаликитяне упоминаются около 50 раз в 9 книгах Ветхого Завета, и только после торжества пророка и Царя Давида они были полностью разгромлены. Краткий рассказ о победе над Амаликитянами при Рефидиме находится в книге Исход, 17, 8–16:
«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17, 8–16).
Именно то, что Моисей возносил Жезл Божий во время битвы с Амаликом, – источник многих отсылок к Амалику в наших песнопениях Кресту. Как вы уже можете догадаться, Жезл Божий – образ, которые святые отцы, творцы песнопений, связывают с образом Креста Христова. Однако они не выдумали эту ассоциацию. Они лишь читали Священное Писание и видели, что в нём было.
Разгром Амалика Израилем, когда Моисей возносил Жезл Божий, – не просто история о том, как одно войско разгромило другое. Напомню, что Амалик – один из кланов исполинов. То есть, иными словами, людей, близко общающихся с демонами и возглавляемых людьми – союзниками демонов. Победа Израиля над войском Амаликитян – это победа над демонами.
Израиль выступает в роли воинства Бога, поражающего врагов Божиих, падших ангелов, которые возмутились против Него и подстрекают людей к мятежу
Моисей, держащий Жезл Божий при Рефидиме, таким образом, – знамение, что Израиль выступает в роли воинства Бога, поражающего врагов Божиих, то есть демонов, падших ангелов, которые возмутились против Него и подстрекают людей присоединиться к этому мятежу.
То же самое происходит, когда мы возносим Крест Господень: например, в нынешний праздник и в другие моменты богослужения. Крест – это тот самый Жезл Божий, поражающий Его врагов, демонов. Как мы говорим на Пасху, «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» (Пс. 67, 1).
Среди песнопений литии, которые поются на Великой Вечерне этого праздника, мы слышим:
«Честнаго Креста, Христе, действо прообразив, Моисей, / победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: / eгда бо простираше руце, Креста образ творя, / укрепляхуся людие; / ныне же вещей сбытие в нас исполнися, / днесь Крест воздвизается, / и демони бегают»[2].
Знамение Креста Бог применяет в Своём народе – будь то Израиль в Синайской пустыне или мы, собравшиеся сегодня на этот праздник, – чтобы прогонять Своих врагов – демонов. Нам нет нужды в ином знамении, чтобы обратить их в бегство. Мы высоко поднимаем крест, и демоны трепещут. Они его уже видели. Они знают, что это их поражение.
Мы носим Крест на шее. Мы изображаем на своих телах Крест, делая крестное знамение. Мы помещаем Крест в святых храмах и в наших домах. Нас благословляет Крестом архиерей и священник.
Мы не просто выставляем напоказ Крест, как опознавательный знак христианина. Точнее сказать, мы именно Крестом участвуем в победе над демоническими врагами Бога, именно им мы объявляем, что не присоединимся к их мятежу.
Мы видим, что Крест Христов помещается на святой алтарь, который являет собой присутствие Ковчега Завета среди нас. И на нём лежит новый Закон, то есть Евангелие. И на нём – новая манна в пустыне, то есть Святая Евхаристия.
Вселенская война между Богом и его врагами, падшими ангелами, происходит вокруг нас и даже внутри нас. И нам дан Крест, тот самый Жезл Божий, как оружие против демонов. С его помощью мы отгоняем от себя демонов и уничтожаем их силу внутри нас, твёрдо становясь на сторону Господа, Его Ангелов и святых.
Посему Отцу и Сыну и Святому Духу да будет всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.