5 октября – 40 дней, как ушел к Богу Анатолий Валерьевич Алешин, преподаватель иконописного факультета Московской духовной семинарии. Для современного церковного искусства это большая утрата, с которой трудно смириться. Талантливого глубокого иконописца, большого мастера вспоминает архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии.
Анатолий Валерьевич Алешин – большой, знаковый мастер современного церковного искусства, и его уход – утрата для всего современного иконописания, для которого он сделал так много.
Анатолий Валерьевич – очень вдумчивый, мыслящий человек, обладавший искренней и глубокой верой. Он отличался смирением, незлобием. Но при этом был внутренне не зажатым, умел пошутить, повеселиться.
Прежде всего, Анатолий Валерьевич – великий церковный художник. Он писал, с одной стороны, традиционно, следуя за опытом Церкви, но при этом – очень красиво, лирично, даже поэтично.
Не всякий талантливый иконописец умеет мыслить пространственно, работать с архитектурой, а у Алешина был такой дар. Он мог организовать большие работы, очень тонко чувствовал, что требуется в конкретном пространстве доделать, чтобы реализовать поставленные художественные и богословские задачи. Например, в Благовещенском храме Дивеевского женского монастыря было принято решение делать мозаику, но изначально архитектура храма ее не предполагала, и, чтобы ее адаптировать, были сделаны, где это необходимо, соответствующие скругления.
В тоже время он самой живописью мог преобразить пространство. Одна из больших последних работ – роспись в Троицком соборе в Дивеево. Сам храм был несколько тяжеловатый, архитектура – не легкая, не воздушная. Но он так организовал роспись, так решил все внутреннее пространство, что оно изменилось, стало красивым, поэтичным, окрыляющим. Не знаю сегодня другого художника, который мог бы так сделать.
Это пространственное мышление проявлялось и в том, что уже в мыслях по поводу благоукрашения конкретного храма, в начальных эскизах он находил верные масштабные соотношения, и потом, на этапе реализации, все первоначальные задумки грамотно и естественно ложились на стены.
Рисовал Анатолий Алешин с детства, еще в младшей школе делал интересные работы, и учитель посоветовал родителям отдать сына в художественную школу. В итоге он окончил Московскую среднюю художественную школу, находившуюся в ведении Российской академии художеств (сейчас МЦХШ при РАХ). После армии работал в детской художественной школе. Когда при Московской духовной академии открылась иконописная школа, она поступил туда – и учился увлеченно, буквально впитывал материал, который преподаватели доносили до студентов.
Уже после первого года обучения Алешин принимал участие в росписи в храме Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.
Тогда же расписывался храм Преподобного Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии, большую часть росписей делали студенты под руководством преподавателей. И, конечно, уже тогда выделили Анатолия, как студента, могущего организовать своих товарищей, направлять бригаду художников. Причем он предлагал какие-то свои решения, очень интересные. Поэтому вполне логично, что, когда он в
1995-м году окончил иконописную школу, все педагоги единодушно решили, что он здесь будет преподавать. В этом году исполняется 30 лет выпуску Анатолия Алешина и началу его преподавания у нас.
С самого начала своей деятельности он работал на очень значимых объектах. Так, Анатолий Валерьевич расписал крипту в соборе Софии Новгородской, на месте погребения святителя Григория Новгородского. Он расписывал крыльцо собора Прилуцкого монастыря в Вологде.
В конце 1990-х – начале 2000-х Алешин работал над росписью часовни Преподобного Филиппа Ирапского в Череповце, уже вместе со своими студентами. Он их учил работать на стене, сам выполняя большую часть работ.
Значительной работой на несколько лет стала роспись главного придела собора в Пахомиево-Нерехтскиом монастыре возле Костромы. Началась она с алтаря, а затем Алешин расписал главный придел с помощниками (делая большую часть работ). Получился очень одухотворенный и красивый ансамбль.
В Хотьковском женском монастыре Анатолий Валерьевич руководил большой бригадой, в которую входили и студенты, и выпускники. Сегодня без этих росписей Хотьковский монастырь уже не представить.
Вскоре после этого нужно было расписать храм на месте Крещения Господня, в Русском подворье. Причем так долго шло согласование разных вопросов, что на сами росписи осталось буквально чуть больше двух месяцев. То есть все нужно было сделать быстро и при этом качественно. Для выполнения этой почти невыполнимой задачи выбрали Анатолия Валерьевича, и в итоге все сложилось. За основу было взято цветовое, пластическое решение росписей в Хотьковском монастыре (но при этом композиционные решения все равно были разные). Расписывать классически – сверху вниз, поэтапно – за два месяца невозможно. Большая бригада расписывала одновременно снизу доверху, и Анатолий Валерьевич все это контролировал, организовывал, продумывал, осмыслял, сам принимал участие в росписях.
Среди работ Анатолия Валерьевича Алешина – личное участие и руководство росписью храма Святого равноапостольного князя Владимира в с. Аргатов Краснодарского края; также он курировал, помогал в организации росписи и в храме Александра Невского в Нижнем Новгороде.
Алешин – один из первых иконописцев нового времени, который начал делать эскизы иконостасов. Он разрабатывал полное решение готового иконостаса
Нередко он, не принимая участия в росписях, готовил эскизы, разрабатывал программу росписей храмов. Алешин – один из первых иконописцев нового времени, который начал делать эскизы иконостасов. Он разрабатывал полное решение готового иконостаса – решение икон, решение тела иконостаса. Эти его опыты легли в основу заданий для студентов, ведь очень важно, чтобы ансамбли иконостасов были красивыми, продуманными композиционно и иконографически.
Как руководитель, он умел очень мягко помогать, направлять. Иногда бывает, что у художника не получилось, и руководитель сразу же велит все счищать и писать заново. Алешин же, видя, что что-то не до конца получилось, мог сказать: «Вот, здесь, и здесь, здесь – надо вот так исправить», – и образ работы менялся. Он мог найти какие-то моменты, которые помогут привести образ к лучшему решению.
Работа над благоукрашением внутреннего убранства храма, в которую вовлечено много мастеров, – огромное, сложное дело. И сделанное Алешиным, как например, Троицкий и Благовещенский храмы Дивеева, другие ансамбли – шедевры современного православного искусства, памятники, настраивающие на молитву, примеры, которые вдохновляют иконописцев.
У нас в Троице-Сергиевой лавре Анатолий Валерьевич не только студентом участвовал в росписи храма Иоанна Лествичника, но и в 2008-м году выполнил проект росписи притвора – пространства между Никоновским приделом и Серапионовой палатой. Он разработал художественное решение росписей, посвященных житиям преподобных Сергия и Никона Радонежских, большую часть расписал лично сам. Этот ансамбль теперь нам особенно дорог. Причем там был не очень интересный потолок для росписи, и Анатолий Валерьевич предложил сделать подвесные гипсовые конструкции, чтобы пространство сделать и красивее, и удобнее для росписей.
Большая последняя работа Анатолия Валерьевича Алешина – храм Великомученика Георгия в Ростове-на-Дону, главный храм Южного военного округа. Он разработал и начал роспись крипты в честь 40 мучеников Севастийских, спроектировал мозаичное убранство верхнего храма, мозаичные иконы мраморного иконостаса. Анатолий Алешин курировал все работы, уже были выполнены иконостас и купол, шла работа над алтарем.
Теперь художникам, которые там работают, как и всем нам, придется справляться без Анатолия Валерьевича, без его чуткого слова, точной мысли, без его умения радоваться.
Алешин прекрасно владел и искусством фрески. Но не все храмы, которые он расписывал, выполнены в этой технике, он мог работать по-разному. В монастыре в Хотьково, например, роспись сделана силикатными красками. В то же время он стремился к тому, чтобы роспись всегда была живой, походила на фреску, даже если материалы современные, такие как силикатные краски.
Что касается студентов, для них авторитетны все наши преподаватели: и Владимир Анатольевич Ермилов, и Александр Николаевич Солдатов. На просмотрах все преподаватели смотрят работы учеников, обсуждают – у нас всегда идут мини-совещания. И мнение Анатолия Валерьевича всегда было значимо и вызывало интерес.
Анатолий Валерьевич помогал иконописцам профессионально расти
Влияние Анатолия Валерьевича на всех – и не только на мужские группы, но и на женские – было большим. И он никогда не отказывал, даже если был плотно занят, помочь руководством. И не только студентам, но и тем художникам, которые работали рядом с ним на объектах: Анатолий Валерьевич помогал иконописцам профессионально расти. Не раз бывало так, что художники, которые во время обучения не раскрыли свой творческий потенциал, потом, работая под руководством Анатолия Валерьевича, становились мастерами.
В своей мастерской он сумел создать творческую и очень теплую, человечную обстановку...
И, конечно, для нас всех его смерть – огромная, невосполнимая потеря. Говорят, незаменимых нет, но, конечно, Анатолий Валерьевич – точно незаменимый. Безусловно, есть много мастеров, но такого мастера – неизвестно, когда родит земля.
Мы благодарны Господу, благодарны рабу Божию Анатолию, что он был с нами.