О покаянии

© AP Photo / Sergei Grits © AP Photo / Sergei Grits

Большой мегаполис. Неоновые вывески, пестрая реклама. Свет фар и всевозможный шум. По тротуару на распутье, вперемешку с толпами пешеходов, ходит человек с табличкой «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 6). Этот незваный проповедник тонет в большом городе, меркнет среди его витрин. Что он может предложить такого, чего не знают все эти люди? Царство Небесное? Разве эта абстракция может быть привлекательнее материальных благ? Оставшийся в пренебрежении человек с табличкой начинает злиться – он обещает кару людям за невнимательность, за грех. Это еще больше отпугивает – лучше обеспеченный комфорт без требований религии, чем иметь дело с последней и ее угрозами…

Настолько ли однобоко покаяние? И все ли кающиеся обретут прощение? Ведь есть смертные грехи. Есть угроза отлучения от Церкви и епитимии. И вообще так часто человек, приносящий извинения, оказывается отринут и не прощен…

Призыв к покаянию становится понятен, только когда на горизонте духовного взора появляется Бог

Призыв к покаянию становится понятен, только когда на горизонте духовного взора появляется Бог. Этот призыв по-другому звучит у пророка: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3). И еще более полно в устах Спасителя:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное… Ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4:18–21).

Упомянутые слова так ярко прозвучали во время первой проповеди Христа – проповеди о покаянии, что евангелист передает даже эмоции слушателей Спасителя: «Глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 4: 20). Будто все пространство превратилось в слух, и слышно биение сердца на фоне звенящей тишины. Люди отчаянно и жадно ждут прихода Господа в их жизнь – и вот, Он приходит – утереть каждую слезу, утешить каждое больное сердце, лишить любого из человеков одиночества, забвения.

Поразительно, но призыв к покаянию – это вовсе не призыв, а ответ. Даже обещание. К покаянию зовут только тогда, когда готовы простить. Прощение, оказывается, уже есть – оно уготовано (Мф. 22: 2). А вместе с ним и его плоды: чистота, легкость, свобода, обновление, примирение с Богом. Они ждут того часа, когда окажутся желанными, нужными. Поэтому Христово прощение – присное. Оно всегда ждет, не угасает, пульсирует любовью. Так Бог нас любит: каждого – больше всех. Умилительно описывает прощение Божие святитель Николай Сербский. Он указывает на примечательный момент из притчи о блудном сыне:

«“И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его” (Лк. 15: 20). <…> Как только грешник покаялся и вступил на Божий путь, Бог спешит ему навстречу, принимает его, обнимает и целует его».

И еще святитель замечает такую деталь: блудный сын не успевает произнести заготовленный извинительный монолог, в котором просит не лишить его возможности хотя бы быть среди наемников Отца. Но Бог прежде словесного исповедания прощает и возвращает утраченное сыновство.

Покаяние не должно пугать, потому что посильно всякому

Покаяние – это путь к Богу. Оно не должно пугать, потому что посильно всякому. Его смысл – возыметь ненависть к тому, что удаляло от любящего Отца. Исток покаяния – это даже не совокупность дел, но само намерение, желание удаляться от зла. Признание того, что ты нуждаешься в Том, Кто единственно может простить всё; нуждаешься в милосердии и очищении. Святитель Григорий Палама замечал, что начало покаяния «выражается в том, чтобы уже не касаться более того, что запрещено». Вот такое намерение Господь целует (Евр. 4: 12).

После мысли о своей духовной ущербности, неправильности жизни, остается выбор: или прекратить зло – или вернуться к нему. Это вопрос воли и честности перед совестью – собой и Богом. Но даже сама мысль о своей неисправленности – уже победа, а значит, «недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12: 34).

На этом пути, на стезе покаяния, есть проверенный опытом способ борьбы со злом – и внутренним (т.е. грехом), и внешним (дьяволом). Это словесное исповедание своего греха. Когда нелицеприятный поступок называется, проговаривается – ослабевает бесовская власть над человеком. Поэтому Церковью была установлена исповедь. В ней, с одной стороны, душа вырывается из когтей злых духов, а с другой – подается Божья сила, которая исцеляет. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что по этой причине у исповедального аналоя нужно проговаривать все то, что хотелось бы в первую очередь спрятать, утаить от мира. Самые злые поступки. И Он уврачует их.

Не стоит бояться епитимии. Если доверяешь Богу – Он все управит. Не священник ее вынесет, а Он. Притом так, чтобы тебе было не тяжело нести и чтобы в ней нашлась польза для души, наставление. Чтобы результат превзошел смелые ожидания об исправлении. Только доверься Богу – будь искренен и честен. Он никому не желает погибели, а Его бремя – благое и легкое (Мф. 11:30).

Бог – единственный, Кто способен прощать грех (Мф. 9: 5). Для Него нет такой скверны или нечистоты, которые Он бы не уврачевал.

«Придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 18).

С этим неложным и неоскудевающим обещанием Он терпеливо ждет каждого. Радуется о наших скромных победах покаяния больше, чем это можно себе представить (Лк. 15: 8–10).

Архимандрит Силуан (Пасенко),
благочинный Свято-Владимирского Херсонесского монастыря

6 октября 2025 г.

Смотри также
Зачем каяться, если я знаю, что снова согрешу Зачем каяться, если я знаю, что снова согрешу
Иером. Роман (Кропотов)
Зачем каяться, если я знаю, что снова согрешу Зачем каяться, если я знаю, что снова согрешу
Иеромонах Роман (Кропотов)
Какой бы грех мы ни взяли в качестве примера, смысл везде один: грех – лишь внешнее проявление внутренних причин, коренящихся в сердце человека.
О раскаянии без покаяния О раскаянии без покаяния
Свящ. Димитрий Выдумкин
О раскаянии без покаяния О раскаянии без покаяния,
или Почему так важно уметь прощать себя

Священник Димитрий Выдумкин
Господь, принеся Свою искупительную Жертву, пролив Свою бесценную Кровь, взял на Самого Себя весь непосильный для человека груз его грехов и оплошностей.
О видении Бога внутри себя и покаянии О видении Бога внутри себя и покаянии
Протосинг. Галактион (Доминте)
О видении Бога внутри себя и покаянии О видении Бога внутри себя и покаянии
Духовные беседы. Часть 1
Протосингел Галактион (Доминте)
Подлинная встреча с Богом должна изменить нас, чтобы мы стали другими, если действительно Его нашли.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.