Горе. Художник: Мария Башкирцева
В святоотеческой традиции осмысления темы греха и борьбы с ним мы нередко встречаем мысль о том, что в вопросе отношения ко греху опасны крайности. Опасно, например, «лояльно» относиться к своим грехам в надежде на то, что Господь человеколюбив и, конечно, все простит. Но так же опасна и противоположная крайность, когда человек раскаивается в грехе, но его раскаяние вовсе не растворено надеждой на Божие милосердие, и он начинает «заедать» самого себя и отчаиваться.
Наверное, каждый священник имеет опыт встречи с людьми, не сумевшими простить себя за какие-то ошибки или грехи прошлого. Сделанный когда-то аборт, выпавший по недосмотру из окна ребенок, неосторожно сказанное слово с далеко идущими последствиями... Множество ситуаций, которых и не перечесть, когда человек, где-то оступившись или что-то недоглядев, потом годами и даже десятилетиями «грызет» себя, плачет ночами и воспоминаниями доводит сам себя до отчаяния. И подобные явления серьезно омрачают настоящую жизнь человека, погружая его в длительную депрессию. При этом нередко страдает и вся его благополучная в целом семья.
Когда пытаешься разговаривать об этом с людьми и донести до них мысль, что неплохо бы уже перевернуть «ту страницу», то обычно они возражают: «Как я могу себя простить, когда…» – и начинается перечисление горестных последствий, к которым привела допущенная ошибка или сделанный грех. Логика подобных рассуждений ясна: если я тогда стал причиной тяжелых страданий или потери близкого человека, то моя любовь к нему и моя совесть не позволяют мне простить себя и быть счастливым. При этом человек «стопорится» в угнетенном состоянии и не понимает, что уже достаточно пострадал за свой поступок, и в настоящий момент его состояние – источник зла и для него самого (чему он, может быть, и рад), и для его близких.
Надо отметить, что к подобному внутреннему кризису более склонны люди, не верующие во Христа, ибо они не знают ничего о Его Крестной Искупительной Жертве. Но встречается подобное и среди воцерковленных людей, которых в свое время именно совершенный поступок привел в Церковь, но они так и не сумели примириться с собой. И с теми, и с другими важно говорить на эту тему именно в свете Искупительной Жертвы Христовой, ибо в ней для нас – источник утешения и всепрощения.
Это подобно раскаянию Иуды, который, не пожелав обратиться ко Христу, не получил от своего раскаяния никакой пользы
Корнем подобного безвыходного страдания, я думаю, чаще всего является раскаяние в поступке вне живой связи с Богом. Своего рода глубокое, эмоционально окрашенное раскаяние, но без покаяния в христианском смысле слова. Человек «переваривает» все внутри себя, не понимая, как эту боль принести Богу, а порой и не желая этого делать с тайной обидой на свою «судьбу». И это подобно раскаянию Иуды, который хотя и раскаялся в своем предательстве, но, не пожелав обратиться ко Христу, не получил от своего раскаяния никакой пользы.
Первым шагом в деле помощи такому человеку может быть разговор о том, почему и как мы можем обратиться со своей болью к Богу. И однажды у меня произошел такой разговор с человеком, который много лет не мог себе простить оплошность, из-за которой выпал из окна и разбился его внук. И к Богу обратиться он тоже не мог, поскольку и Его обвинял в том, что Он допустил эту беду.
Я пригласил его к себе на беседу. Посадив его в нашей уютной трапезной, где со стен на нас с любовью смотрели наши святые Патриархи, я постарался создать атмосферу теплоты и доверия, чтобы уже с начала разговора он почувствовал ту любовь, с которой всегда обращается к нам Господь через разнообразные встречи и действия. Когда нам подали чай, я сказал ему примерно следующее.
***
– Ты же помнишь, с какой радостью я всегда встречал вас с Иваном в храме, когда ты привозил его ко Причастию. С того момента, как я крестил его, мы нередко встречались, я бывал и у вас в гостях и тоже успел полюбить его, и до сих пор скорблю о его потере, хотя и прошло уже около пяти лет. Но сейчас я прошу тебя понять: та твоя оплошность не дает тебе права усугублять и умножать ту беду, которая произошла в ту далекую минуту. А то, что ты до сих пор казнишь себя, отчаиваешься, потерял в жизни смысл, – это беда. Тебе представляется, что ты виновен в его смерти, и поэтому ты отказываешь себе в праве жить сегодня нормальной жизнью. Но ты неправ. Во-первых, потому, что себе ты не принадлежишь. Вспомни, что говорил о христианах апостол Павел: «Вы куплены дорогою ценою» (1Кор.7, 23), и «эта цена – Кровь Христова» (святитель Василий Великий). Господь, принеся Свою искупительную Жертву, пролив Свою бесценную Кровь, взял на Самого Себя весь непосильный для человека груз его грехов и оплошностей. Но в ответ на Свою Жертву Он получил от Отца всякую власть на Небе и на земле, в том числе и над жизнью каждого человека.
Что это означает, спрашиваешь ты? То, что жизнь каждого человека вырвана из рабства диаволу и отдана в Его власть, и Он управляет ею «во всей ее подробности» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). В Промысл Божий о человеке как бы включены и все его грехи и ошибки. Только в каком смысле? В том, что от по-настоящему бедственного последствия греха – вечной муки – Бог избавил человека, принадлежащего Ему. Рефлексия человека, направленная на собственные ошибки и грехи, должна теперь ограничиваться искренним покаянием перед Богом и смиренным принятием тех последствий, которые Самому Господу угодно будет на него наложить. А то, что сверх этого – непрощение самого себя, непринятие произошедшего, отчаяние, нежелание жить, – все это действие диавола, стремящегося навязать человеку свой взгляд на его жизнь, которая уже Господня, а вовсе не его. Это незаконное притязание лукавого на человека, который уже ему не принадлежит. И, если человек поддается такому действию диавола, он покушается на власть Самого Господа, т.е. согрешает против Него.
Это примерно то же, как если бы кто-то могущественный выкупил за большую цену раба, на которого в будущем очень рассчитывал его прежний хозяин. У раба впереди было еще много тяжелого труда, но за большие деньги хозяин вынужден был его отдать. И вот, раб оказался у нового хозяина, который уже заплатил за тот его прежний труд и избавил от уготованного ему будущего. Он одевает его в новую прекрасную одежду, кормит лучшей пищей и снабжает всем потребным для жизни. Но вдруг тот раб, почему-то забыв о своем новом хозяине, снова возвращается к прежнему низкопрофильному труду, перепачкав свою новую одежду. И это подобно тому, как богоизбранный израильский народ, выведенный Моисеем из Египта, снова захотел вернуться к своему рабству и делать плинфу из глины и соломы.
Ты спрашиваешь, а как же жить женщинам, совершившим когда-то по глупости аборт, ведь это же сознательный страшный грех, а не оплошность? Они порой десятилетиями не могут найти успокоения. Да, конечно, им тяжелее, их грех гораздо более страшен, чем твоя оплошность. Но, как ни странно это может прозвучать, участь их невинно убиенного ребенка также не исключена из общего для всех людей Промысла Божия. Да, конечно, их участь еще более сокрыта от нашего взора, но Церковь учит нас, что их души будут избавлены от вечной муки, а ведь этого не может сказать себе самому с уверенностью ни один взрослый человек. Они, как не омытые в водах Крещения, не сподобляются войти в обители Царства, но я верю, что и они не лишены будут милости весьма человеколюбивого Бога нашего.
Впрочем, твой вопрос был и о матери. Конечно, камень подобная женщина взваливает на себя немалый. Однако в отношении ее действует совершенно то же правило, о котором я говорил тебе. В очах Божиих бесценен всякий человек, и тот факт, что женщина загубила в утробе свою кровинку, вовсе не делает ее саму в очах Божиих менее драгоценной, не ставит на ней некое неизгладимое «клеймо», ибо и за нее Христос пролил Свою Кровь. А потому ей следует принести Богу искреннее глубокое покаяние и затем, встречая на жизненном пути различные скорби и болезни, которые Господу угодно будет ей послать, говорить самой себе и Богу: «Что я посеяла, то и жну, по делам моим принимаю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Да, на том и успокоиться. Если же она, подобно тебе, устроит себе «грызню», то Господь как-нибудь в ее жизни «появится» и скажет: «Ты видишь это море? Это море Моей любви и всепрощения. Когда ты покаялась передо Мной в своем грехе, я бросил его в это море. Ты можешь его отыскать в нем и показать Мне? Ты этого не сделаешь, ибо твой грех бесследно в этом море растворен. Его нет. Почему же ты сомневаешься в Моей любви и слушаешь Моего врага, угнетающего твою душу?»
***
Подобными словами я пытался тогда успокоить своего товарища, и, мне кажется, он меня тогда услышал и успокоился.
Снисхождения и любви к ближнему ждет от нас Господь, но ведь этот ближний – в том и числе и мы сами, наша собственная душа
Каждому из нас важно всегда помнить о своей крайней разносторонней немощи. В силу такой немощи мы способны на любую оплошность и любой грех. Помните: «Если и все отрекутся от Тебя, я никогда не отрекусь» (Мф. 26, 33)? А потому нам важно научиться снисходить и к самим себе. Снисхождения и любви к ближнему ждет от нас Господь, но ведь этот ближний – в том и числе и мы сами, наша собственная душа! Если мы не научимся по-христиански правильно прощать самих себя, то и ближнего по-настоящему простить не сможем. А любое непрощение навлечет на нас гнев Божий.
Никакой грех или ошибка не становятся фатальными для человека, если будет в его душе покаяние, растворенное надеждой на беспредельное милосердие Божие. Ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7).