«Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть»

В Самаре, в исторической Публичной библиотеке, отметили 130-летие со дня рождения Сергея Есенина.

В Самаре, в самом центре старого города, восстановлена и поныне действует первая в городе Публичная библиотека, созданная по инициативе видного государственного и общественного деятеля Петра Алабина. Он был городским головой, русским офицером, участником четырех войн, писателем, историком, краеведом, поэтому память о нем хранят и чтут в Самаре. И поэтому – здесь, где в читальных залах листали свежие газеты,   журналы и книги молодой Максим Горький, сотрудник «Самарской газеты», юный Алексей Толстой, Артем Веселый, автор знаменитого романа «Россия, кровью умытая», многие другие писатели и литераторы – менее известные, но одинаково полюбившие бывать в этой библиотеке, – здесь мы, их наследники, решили отметить юбилей Сергея Есенина.

В этих залах все дышит славными традициями и памятью об отечественной литературе, к которой причастны и самарские писатели. У них, как и у их предшественников, жива любовь к литературе, сохранившей немеркнущий свет Христовой любви к своей Отчизне, ее великим сыновьям.

Мне выпала честь представить здесь свою новую книгу. Она – о Сергее Есенине, последних днях его жизни и трагическом конце.

Мне выпала честь представить здесь свою новую книгу. Она – о Сергее Есенине, последних днях его жизни и трагическом конце

Если бы я не накопил более чем за полувека своей жизни множества фактов о любимом поэте, если бы не нашел своего решения, как рассказать о нём, я бы не стал приумножать многие и многие попытки рассказать правду о поэте и его гибели.

Решимость пришла, когда в последние годы появились публикации известных медийных писателей, вновь утверждающих, что Есенин покончил жизнь самоубийством, что виной всему – водка и его беспутная жизнь, загубившая талант. Более того: доказывалось, что советская власть все делала для спасения поэта, и что он воспевал ее, будучи ее сторонником. Партийно-советская точка зрения на творчество Есенина заявила себя устами очень авторитетных современных писателей.

И тогда я решился не только сказать заветные слова о поэте, но и издать книгу о нем и обязательно презентовать её в своем городе.

«Несказанное, синее, нежное…»

Я твердо знал, что писать надо о поэте, который смог выразить в своих стихах и поэмах душу русского народа. Что она – христианка. Что поэт с рождения был укоренен в народной вере. И когда он жил в согласии с ней – гармонично рос и мужал не только физически. А когда отходил от неё, то проваливался, разбивал в кровь не только рот, но и душу:

…и уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт».

Когда пришёл вечер презентации в зале Публичной библиотеки, с его особенной атмосферой, я решил доказывать правоту своей позиции его же стихами, его сокровенными строками, которые вылились на бумагу прямо из души. И свидетельствами того, что Россия не приняла вранье о его самоубийстве, что провожала его в последний путь как православного русского человека. В этот день в родном Константиново, в храме   Казанской Богоматери, протоиерей Иван Смирнов отслужил панихиду по убиенному рабу Божьему Сергию. Разве не красноречив этот факт?

А еще напомню, что истинные поэты чутко знают, что приближается конец жизни земной, когда душа уходит в Небо.

Таким поэтом был Сергей Есенин:

…Милые березовые чащи,
Ты, земля, и вы, равнин пески,
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

…Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле,
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною не земле.

В другом стихотворении – «Несказанное, синее, нежное», написанном в последний год его жизни, сказано:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Это ведь покаяние поэта.

А в стихотворении «Мне осталась одна забава» прозвучала заветная просьба:

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Когда у нас пишут о европейских классиках, запросто говорят об их религиозных корнях. А стоит заговорить о наших национальных гениях, как тут же грозят пальчиком

И что за диво! Когда у нас пишут о великих арабских поэтах, например, или о европейских классиках, запросто и спокойно говорят об их религиозных корнях, их вере. А стоит заговорить о наших национальных гениях, как тут же грозят пальчиком: «Нельзя говорить о них с христианской позиции, тем более православной. Это обуживает понимание их творчества. Оно шире!»

Будто Пушкин, уходя из жизни, не сказал: «Хочу умереть христианином».

Будто Лермонтов не написал:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

…С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

На встрече На встрече

То есть я говорил о самой главной основе русского человека: Православие есть основа творчества, основа всей жизни русского человека.

Не пересказывать сюжет повести, в аннотации к которой ясно сказано, о чём она и в чём   её своеобразие, а передать вот эту важнейшую для всей русской литературы мысль о краеугольной основе, на которой она стоит от века, – вот что было главным, о чем я решил говорить с друзьями, собравшимися отметить юбилей великого поэта Сергея Есенина.

И меня поняли и одобрили.

Об одной моей святыньке

С сестрой Катей С сестрой Катей

Мог ли я когда-нибудь себе представить, что встречусь с сестрой поэта Екатериной Александровной? Конечно, нет!

Но жизнь распорядилась так, что я не раз и не два приезжал в Константиново, бродил с другом юности, рязанским поэтом Евгением Маркиным, по заповедным есенинским местам. Пешком шли через луга, перелески, ночевали в стогу. дышали и не могли надышаться рязанским воздухом.

Да, все это даровал нам Господь. Более того – даровал мне и встречу с Екатериной Александровной Есениной. На вечере я кратко сказал об этом. А сейчас расскажу чуть подробнее.

Это произошло в 1976-м году, за год до её кончины. Я в то время работал на Поволжской студии кинохроники. Рязанская область входила в зону творческого обслуживания студии, которая находилась в Куйбышеве, ныне Самаре.

И вот я выпросил командировку в Рязань, встретился с младшей сестрой Сергея Есенина.

Екатерина Александровна Есенина. 1970-е гг. Екатерина Александровна Есенина. 1970-е гг.

Выглядела она вот так, насколько я запомнил. Фото не моё, а взято из Интернета. Встретила она меня в Константиново, в родном доме, где уже в то время открылся музей Сергея Есенина.

Я очень волновался. Екатерина Александровна это заметила и стала говорить со мной как обычный экскурсовод, направляя беседу. Она занималась подготовкой материалов по биографии брата, отвечала разного рода посетителям на стандартные, заранее известные вопросы.

Но когда я сказал, что хочу снять документальный фильм о Есенине, разговор наш переменился. Я рассказал о том, что сама есенинская тема очень трудно принимается и на студии, и особенно в Москве, в Комитете по кинематографии, где утверждаются планы работы студий России. Пройдя эту инстанцию, план попадает во Всесоюзный комитет, и там есенинская тема, нашей студией заявленная, была вычеркнута. А ведь годом ранее было 80-летие, «круглая дата» поэта. Но я рук не опускаю, все равно буду «пробивать» сценарий.

Екатерина Александровна подобрела, сказала, что «чем может, поможет». Я сказал, что как только добьюсь утверждения сценария, заранее сообщу и приеду к ней снова, уже на съемку. Надо бы мне уже в том году съемку провести, был бы съемочный материал у меня «в кармане». Но бюрократические барьеры преодолеть не сумел, съемку мне директор студии не разрешил.

А на следующий год Екатерины Александровны не стало.

Книга фотографий «На родине Сергея Есенина» с дарственной надписью Екатерины Есениной Книга фотографий «На родине Сергея Есенина» с дарственной надписью Екатерины Есениной

Осталась мне на память книжечка фотографий «На родине Сергея Есенина» с её дарственной надписью.

Эту книжечку я берегу, как одну из самых ценных своих святынек.

А ведь как много могла бы рассказать Екатерина Александровна! Я уже тогда знал, что её муж, поэт Василий Наседкин, был другом Сергея Есенина. Что она вышла замуж по совету брата. Он ценил Наседкина и как поэта, и как человека, который будет хорошим мужем его сестренке.

О судьбе Василия Наседкина я знал в самых общих чертах – что он был репрессирован, вот и все.

А ведь за этим казенным словом «репрессирован» стояла сломанная жизнь поэта, его судьба.

И не только его одного, но и многих «крестьянских поэтов», пишущих о Родине, деревнях и селах, где они родились и выросли. Приведу один лишь список писателей, арестованных по тому же «делу», что и Василий Наседкин. В списке обвиняемых по делу литераторов во «главе» с писателем Валерианом Правдухиным были: Иван Макаров, Алексей Новиков-Прибой, Павел Васильев, Ефим Пермитин, Иван Приблудный, Михаил Карпов, Петр Парфёнов, Сергей Клычков, Юрий Олеша, сын Есенина Юрий и многие другие.

Судьба самой Екатерины Александровны, жены «врага народа» со всеми вытекающими отсюда последствиями, тоже была сломана, и физически в том числе – она стала нетрудоспособной. На жизнь зарабатывала крохи, как консультант биографов Сергея Есенина, московских упитанных «есениноведов».

Фото из «дела» Василия Федоровича Наседкина, расстрелянного как члена «террористической группы писателей, связанной с контрреволюционной организацией правых». Им вменялась также подготовка покушения на Сталина. Фото из «дела» Василия Федоровича Наседкина, расстрелянного как члена «террористической группы писателей, связанной с контрреволюционной организацией правых». Им вменялась также подготовка покушения на Сталина.

Самарские есенинцы

Когда мы готовили эту встречу, вспомнили о наших друзьях, которых уже нет с нами. Но они любили Есенина с такой силой, которая восхищала и удивляла. Особенно это относится к писателю Вадиму Баранову. Инженер-конструктор по профессии, именно из-за любви к поэзии Есенина он и стал писателем. Начал он с того, что стал собирать материалы о друге Есенина, поэте Александре Ширяевце (Абрамове). Он родом из села Ширяево, что стоит на излучине Волги, в Жигулевских горах, неподалеку от Самары. По названию этого заповедного места Александр и взял себе псевдоним. Есенин называл Ширяевца «баюном Жигулей», любил его стихи, поэтому молодые поэты и подружились.

Вадим Баранов не только собрал стихи Ширяевца, но и рассказал о его трудной, порой трагической судьбе, вынужденной жизни в Туркестане, в разлуке с родными Жигулями. Книга Вадима Баранова о Ширяевце стала событием в жизни Куйбышева-Самары, а Ширяево стало местом паломничества для всех приезжающих в наши края – не только как место, где Илья Ефимович Репнн писал своих знаменитых «Бурлаков на Волге», но и родина поэта Александра Ширяевца, друга Есенина.

Друзья поэты Александр Ширяевец и Сергей Есенин Друзья поэты Александр Ширяевец и Сергей Есенин

Не менее заметной, и сегодня вызывающей удивление, стала работа Вадима Баранова «Москва Сергея Есенина». Не один год Вадим потратил, чтобы уточнить и обозначить все места, где жил и останавливался поэт Есенин в Москве. Вадим создал карту есенинских мест, составил подробное и точное их описание. Помогла ему в этой работе его инженерная специальность, требующая терпения и усидчивости.

Но начатое дело Вадим Баранов завершил. Свою работу он отдал музею Есенина в Москве, и там она по достоинству была оценена.

Вот такой истовой и многолетней работой отличалась любовь к Есенину самарского писателя Вадима Баранова. По увлечённости и преданности своему делу эту работу можно сравнить с тем, что сделал в Константиново Владимир Исаевич Астахов, бессменный директор и создатель Государственного музея-заповедника Сергея Есенина.

Если бы не мои друзья-писатели, друзья-читатели, которых если назвать поименно, то перечень занял бы слишком много места в этом моем рассказе, который и так затянулся, памятный вечер в таком формате вряд ли бы состоялся.

Всем им, конечно, от меня сердечный поклон.

Писатель Алексей Солоницын, автор повести «Убить поэта» Писатель Алексей Солоницын, автор повести «Убить поэта»

Еще скажу напоследок, что весь октябрь месяц – есенинский и лермонтовский, февраль – пастернаковский, июнь – пушкинский.

И в каждом месяце календаря отчетливо выражена наша общая любовь к великим русским поэтам, которых любят по всем городам и весям России.

Алексей Солоницын,
писатель, почетный гражданин г. Самары

15 октября 2025 г.

Смотри также
В Константиново, к Есенину В Константиново, к Есенину
Алексей Солоницын
В Константиново, к Есенину В Константиново, к Есенину
Алексей Солоницын
Есенин ввел меня в страну любви, страну поэзии, приучил запоминать стихи, объяснил лучше всех литературоведов и педагогов, что такое поэтическое творчество.
Сергей Есенин. Путь к Богу Сергей Есенин. Путь к Богу
Игорь Евсин
Сергей Есенин. Путь к Богу Сергей Есенин. Путь к Богу
Игорь Евсин
Книга рассказывает о вере великого русского поэта и о его трагической гибели. Автор обобщил многие исследования, свидетельства людей, близких к поэту, благодаря которым читатель делает вывод, что поэт не мог покончить с собой.
Душа России Душа России
Владимир Крупин
Ветер над Россией, какой ветер, как тяжело жить. Но ведь это же и хорошо, что Господь доверил нам такую тяжесть, это же счастье – выдерживать испытания во имя России. И как же не любить нашу единственную Родину, когда у нее такой поэт, такая душа – Есенин!
Комментарии
рБ Марина17 октября 2025, 01:02
Спаси Господи Алексей Алексеевич за статью! Помощи Божией Вам в трудах!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.