Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его.
(Прп. Силуан Афонский)
Монахиня Елизавета (в миру бывшая герцогиня Елена Дмитриевна Романовская-Лейхтенбергская) родилась 30 мая 1922 года в родовом замке Зеон, в Баварии, в семье офицера Русской Императорской армии герцога Дмитрия Георгиевича Лейхтенбергского (1898–1972) и герцогини Екатерины Александровны Лейхтенбергской, урожденной Араповой (1900–1991). Прадедом монахини Елисаветы был князь Николай Максимилианович Романовский, 4-й герцог Лейхтенбергский, а прапрабабушкой – Великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876), старшая дочь Императора Николая I.
История рода монахини Елизаветы началась в 1835-м году, когда любимая дочь Императора Николая I Мария в день своего 16-летия попросила особенный подарок: навсегда остаться в России в случае вступления в брак с иностранцем. Император Николай не смог отказать своей любимице, и обещание было дано.
Напомним историю явления преподобного Саввы Сторожевского приемному сыну Наполеона – Эжену Богарне – во время Отечественной войны 1812 года. Четвертый корпус наполеоновской армии, во главе которого стоял Эжен Богарне, занял Звенигород и расположился в Саввино-Сторожевском монастыре. В ту же ночь принц увидел сон: в келлию вошел старец в монашеской одежде и предупредил его, что он останется живым в этой военной кампании, если не разорит Звенигородский монастырь. И предсказал Эжену, что его потомки будут жить в России и служить ей. Сказав это, монах тут же исчез. Принц был потрясен видением: сон был почти явью. Обо всем случившемся он тут же сделал запись в своем дневнике. Выйдя в коридор, он спросил часовых о приходившем к нему монахе, однако те ответили, что никакого монаха не видели. На другой день, осматривая монастырь, Богарне в храме увидел на иконе старца, который приходил к нему ночью. Ему сказали, что на иконе изображен святой Савва Сторожевский, почивший 400 лет назад.
Эжен Богарне исполнил наказ святого Саввы Сторожевского и вернулся живым на родину. Его сын Максимилиан женился на дочери Российского Императора Марии Николаевне, положив начало роду Романовских-Лейхтенбергских. Потомки Максимилиана жили во дворце на Невском проспекте Петербурга до самого Октябрьского переворота, во время которого герцоги Лейхтенбергские, к счастью, находились в Париже. В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие. Они считают преподобного Савву Сторожевского своим небесным покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренную монастырем Эжену Богарне.
Но продолжим рассказ о монахине Елизавете, бывшей герцогине Лейхтенбергской. Семья монахини Елизаветы принадлежала к первой волне эмиграции, покинувшей Россию после революции 1917-го года. Годы детства и юности были для нее светлыми годами. Елену, ее сестру Ирину и брата Георгия воспитывала няня-англичанка, которая с уважением и любовью относилась к русской культуре. Она требовала, чтобы дети неукоснительно исполняли свои обязанности. Детей воспитывали в убеждении, что их высокий титул – это не повод для чувства превосходства над другими людьми, но долг и ответственность перед родителями и страной. Дети росли на рассказах родителей о России, которую, никогда не видя, любили и всегда считали себя русскими. Великим и Рождественским постами к ним в домовую церковь приезжал православный священник, и тогда вся семья собиралась в храме и пела за богослужением. В эти дни все члены семьи старались исповедаться и причаститься.
Дети росли на рассказах родителей о России, которую, никогда не видя, любили и всегда считали себя русскими
Елена получила частное домашнее образование. Позже она училась в закрытом немецком пансионе, однако родители решили дать дочери русское образование. С этой целью после окончания ею пансиона в 1938-м году отправили ее в Югославию, в знаменитый Мариинский Донской институт благородных девиц, эвакуированный из Новочеркасска в 1919-м году в югославский город Белая Церковь. Это учебное заведение было основано вдовой генерала Духонина, и преподавали в нем русские профессора из эмигрантов.
В 1939-м году герцоги Лейхтенбергские были вынуждены покинуть Европу из-за начавшейся Второй мировой войны и отправиться в Канаду, где у отца был свой дом под Монреалем. Им удалось быстро получить визу. Этому посодействовала шведская королевская семья, потому что одна из дочерей Эжена Богарне стала королевой Швеции. В Канаде отец открыл центр горнолыжного спорта (сейчас это самый известный горнолыжный курорт на востоке Канады). Мать стала компаньонкой у богатой американки. Елене тогда исполнилось 17 лет. В период борьбы с нацизмом было востребовано знание иностранных языков, поэтому 17-летняя Елена вместе с сестрой Ириной поступили служить переводчицами в союзническую американскую военно-морскую разведку; дослужились до звания лейтенанта.
17-летняя Елена вместе с сестрой Ириной поступили служить переводчицами в американскую военно-морскую разведку; дослужились до звания лейтенанта
Всю войну сестры переводили с немецкого языка перехваченные американской разведкой письма и сообщения. Научились печатать на машинке. Каждое воскресенье сестры ходили в православный храм и пели в хоре. После войны сестра Ирина вышла замуж за американца и переехала в Штаты. Елена Дмитриевна поехала вслед за ней. Там сестры тоже ходили в храм, так как там было много русских православных церквей. Елена работала секретаршей в различных учреждениях Нью-Йорка.
Однажды Елена посетила Ново-Дивеевский монастырь, расположенный недалеко от Нью-Йорка. С чувством особенного благоговения захотела приложиться к чудотворной иконе преподобного Серафима Саровского, спасшего ее дядю Виктора, брата матери, во время Гражданской войны. Его, раненого, с поля боя вывел старичок-крестьянин, переодел в крестьянскую одежду, перевязал рану. Как только Виктор почувствовал себя лучше, сразу же отправился воевать в Крым. Позже в одном из храмов он узнал своего спасителя на иконе: это был преподобный Серафим. С тех пор он всегда носил с собой иконочку преподобного.
К сожалению, икона, к которой хотела приложиться Елена, была временно закрыта тканью – видимо, находилась на реставрации. Тогда Елена подумала, что преподобный Серафим не захотел ее видеть.
Икона, к которой хотела приложиться Елена, находилась на реставрации. Тогда Елена подумала, что преподобный Серафим не захотел ее видеть
Это событие так сильно потрясло ее душу, что она стала задумываться о смысле жизни, о том, правильно ли она живет, тратя время на веселье и развлечения. Начались поиски смысла и цели жизни, а позже созрело окончательное решение стать монахиней, которое, однако, в то время не могло реализоваться, в связи с болезнью брата – герцога Георгия Дмитриевича.
Елена уволилась с работы, чтобы ухаживать за тяжелобольным Георгием, которому доктора поставили диагноз – рак головного мозга. Георгия Дмитриевича мучили сильные боли, заставлявшие страдать и его, и его сестру. По просьбе брата Елена стала читать ему Жития святых, и это приносило обоим облегчение. Георгий умер 27 января 1963 года. Ему было всего 30 лет. Елена тяжело переживала утрату.
Однажды, когда Елена молилась возле могилы брата, к ней подошла знакомая монахиня и сообщила, что приехала из Франции игуменья, которая хочет ее видеть. Игуменья Евдокия, настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, расположенного в 160 километрах от Парижа, пригласила Елену погостить в ее обители. Елена приехала – и осталась здесь навсегда. Позже она рассказывала своей келейнице, что, впервые войдя в монастырскую ограду, она почувствовала, что здесь ее дом, что здесь ей будет радостно и спокойно.
Позже она рассказывала своей келейнице, что, войдя в монастырскую ограду, она почувствовала, что здесь ее дом, что здесь ей будет радостно и спокойно
Итак, 4 декабря 1964 года герцогиня Елена Дмитриевна Лейхтенбергская стала насельницей монастыря Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский монастырь был основан в 1946-м году эмигрантом графом В.Б. Ельяшевичем по совету архимандрита Киприана (Керна) и по просьбе покойной жены. Он подарил монахиням Казанского скита в Муазенэ-ле-Гран свое имение Вишневый Сад с домовой церковью. В этом имении в Бюсси-ан-От до войны часто собирались для отдыха и общения русские эмигранты: богословы, писатели и ученые. 2 июля 1946 года туда прибыли монахини Евдокия, Бландина и Глафира и основали женский монастырь.
В монастыре Елена пела на клиросе, занималась переводами православных богослужебных текстов на европейские языки
В монастыре Елена выполняла различные послушания, пела на клиросе, занималась переводами православных богослужебных текстов на различные европейские языки. Вместе с сестрой Мери, англичанкой по происхождению, но великолепно знавшей русский язык, они стали переводить духовные книги на английский язык и печатать их в монастырской типографии. Первым их трудом стал акафист преподобному Серафиму Саровскому. Благодаря этим изданиям многие европейцы стали знакомиться с Православием и возвращаться в истинное христианство.
В 1979-м году сестра Елена приняла постриг с именем Елизаветы, в честь праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Крестителя. Она долго готовилась к этому ответственному шагу: сама переписала от руки «Последование Малого Образа, еже есть Мантия», чтобы понимать смысл и значение таинства Пострига. Монахиню Елизавету сестры любили за легкий нрав и доброжелательное к ним отношение. Она никогда не ставила себе в заслугу свое знатное происхождение. Все, кто навещал ее в то время, отмечали аристократизм бывшей герцогини. Для нее, как и для других русских эмигрантов первой волны, Россия всегда была Отечеством, державой, в борьбе за которую можно и жизни не пощадить.
Для нее Россия всегда была Отечеством, державой, в борьбе за которую можно и жизни не пощадить
Она всегда радовалась встрече с паломниками из России.
В 1996-м году в составе паломнической службы монахиня Елизавета впервые побывала в России, посетив Дивеево, Москву, Петербург и Псков. Позже она еще несколько раз приезжала на свою историческую Родину и даже передала ей несколько семейных реликвий. Пока были силы, ежедневно посещала монастырскую часовню в честь Преподобного Серафима Саровского, которую выстроили сами сестры. Здесь она возносила свои молитвы ко Господу, в которых просила Его о том, чтобы в монастыре никогда не прерывались службы на церковнославянском языке, о том, чтобы не прерывались традиции, сложившиеся в нем с самого основания обители. В настоящее время в Покровском монастыре среди насельниц есть француженки и русские, англичанки и венгерки, польки и арабки. На службах Псалтирь читается на разных языках.
Умерла монахиня Елизавета после долгой, тяжелой болезни 10 ноября 2013 года, во Франции, в Покровской женской обители, и была похоронена там же, на монастырском кладбище. В 2015-м году на семейном участке герцогов Лейхтенбергских близ родового замка Зеон установлена мемориальная доска в память о монахине Елизавете. Такова славная и удивительная история бывшей герцогини Лейхтенбергской.