Для восстановления исторической справедливости необходимо отдать должное тем русским эмигрантам – деятелям французского Сопротивления, которые, несмотря на трагедию лишения Родины, не побоялись выступить в поддержку Советской России, отважно боролись с коричневой чумой и своими трудами приближали Победу. К таким людям с полным правом можно причислить князя Николая и его супругу Веру Оболенских.
Николай Александрович и Вера Аполлоновна Оболенские Николай Александрович Оболенский (1900–1979) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, князь Александр Николаевич (1872–1924), генерал-майор, был зачислен в 1916-м году в свиту Императора Николая II и занимал в годы Первой мировой войны должность градоначальника Петрограда (1914–1916). Его мать – княгиня Саломея Николаевна Дадиани-Мингрельская (1878 –1961). Ники, как его называли близкие, был крестником Императрицы Марии Федоровны и Великого князя Константина Константиновича; обучался в Пажеском корпусе. В 1920-м году Оболенским удалось выехать из России через Финляндию в Швейцарию и вывезти драгоценности, на которые можно было безбедно жить многие годы. В начале 1920-х годов Ники изучал экономические науки в Женевском университете, жил в Бельгии, затем во Франции. После смерти отца в 1924-м году Николай Оболенский стал наследником приличного состояния: недвижимость в Ницце, купленная еще до революции, приносила князю стабильный доход. Светский щеголь, он любил посещать балы, рестораны, вечеринки, концерты, театры и кино и был одним из немногих эмигрантов, кто мог себе позволить ездить в такси в качестве пассажира, а не шофера. 9 мая 1937 года Оболенский по любви женился на ослепительной красавице Вере Макаровой. Молодые торжественно венчались в русской церкви в честь Св. Александра Невского в Париже.
Вера Аполлоновна Макарова Счастливая избранница князя Оболенского, княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (1911–1944), также известная под именем Вики, родилась 11 (24) июня 1911 года в семье Аполлона Аполлоновича Макарова, который занимал должность вице-губернатора Бакинской области. Ее дедом по отцу был генерал Аполлон Макаров (1840–1917), создатель педагогических курсов для офицеров-воспитателей. Мать – Вера Алексеевна Коломнина, в замужестве Макарова. Благополучие семьи рухнуло с началом Гражданской войны. После прихода в Баку частей Красной армии в 1920-м году семья Макаровых бежала в Константинополь, а потом в Париж. Верочке тогда было 9 лет. В Париже ее стали называть «Вики». Французское государство выдало членам её семьи паспорт для беженцев, без предоставления гражданства.
Сложными были для Макаровых первые годы жизни во Франции. Обеспеченная жизнь осталась в прошлом. Отец бросил семью и уехал в Штаты. У Макаровых начались финансовые затруднения, а на попечении Верочки оказались мать и незамужняя тетя. Чтобы материально помочь родным, Вера после окончания школы устроилась манекенщицей в Дом моды. Она была очень красива и элегантна. Известен ее портрет 1924 года кисти Зинаиды Серебряковой. В Доме моды Вера познакомилась и подружилась с одной из посетительниц этого заведения – госпожой Ивонн Артюис, перешла на работу секретаршей к ее мужу – Жаку Артюису (1894 –1943), состоятельному парижскому промышленнику, и часто бывала у них в гостях. В Доме моды Вера подружилась также с русской эмигранткой – манекенщицей Софьей Владимировной Носович, которая познакомила её с князем Николаем Оболенским, и в 26 лет Вера вышла за него замуж, приняв княжеский титул. Но счастливая, беспечная жизнь состоятельных аристократов Оболенских продолжалась всего 3 года – начавшаяся война круто изменила их богемный образ жизни.
К началу Второй мировой войны Франция имела одну из сильнейших армий мира, однако Германия оккупировала страну всего за 6 недель, почти не встретив серьезного сопротивления, и 17 июня 1940 года Франция подписала капитуляцию. Великие события рождают и великих людей. После оккупации страны Жак Артюис установил связь с британской разведкой и приступил к созданию подпольной организации с целью сбора секретных сведений и передачи их в Лондон, где в то время находился Шарль де Голль. В план организации входила также подготовка вооруженного восстания против немецкой оккупации. Антифашистская «Гражданская и военная организация» (ОСМ), созданная Артюисом, группировала партизанские отряды, организовывала побеги британских и французских военнопленных и вывозила их за границу, а позже помогала и советским военнопленным.
Вера-Вики не могла смириться с позорной капитуляцией перед нацистами и вступила в антифашистское движение Сопротивления
Вера-Вики не могла смириться с позорной капитуляцией перед нацистами и в августе 1940 года вступила в антифашистское движение Сопротивления, став одной из ближайших соратниц Жака Артюиса, своего патрона. У нее не было сомнений в правильности сделанного выбора, и она знала, на что идет. Во время опасной работы в ОСМ проявились свойства ее богатой натуры: ум, находчивость, работоспособность, умение ориентироваться в сложной обстановке. Благодаря отменной памяти, Вики не записывала адреса, явки, пароли, даты, конспиративные клички связных, а всё держала в голове. Пригодилось и ее владение четырьмя языками: русским, французским, английским и немецким. Вера Оболенская активно участвовала в парижском подполье: успешно занималась разведывательной деятельностью, сбором информации о численности немецких оккупантов; работая связной, передавала ценную информацию разным группам Сопротивления, обеспечивала связь между ними и координировала их совместные действия, вела обширную тайную переписку. Часами, не разгибая спины, она перепечатывала поступавшие с мест донесения, составляла сводки, размножала приказы и воззвания, встречалась со связными и представителями подпольных групп, снимала помещения для подпольных встреч. Веру избрали генеральным секретарем огромной подпольной сети – ОСМ. Она смело ходила по оккупированному городу, имея при себе папку с важными документами, и доставляла ее по указанному адресу. У Виктора Астафьева читаем:
«А княгинюшка-то, между прочим, еще и с юмором была: несла чемодан с секретными документами, ее и остановил немецкий патруль: ‟Что у вас в чемодане?” – ‟Маленькая бомба, месье”. Патруль захохотал и отпустил ее…».
За вклад в развитие Сопротивления Вики было присвоено звание лейтенанта Французской армии
Гитлеровцы пытались внедрить в Сопротивление своего агента – радиста, но благодаря Оболенской попытка была сорвана. За вклад в развитие Сопротивления легендарной Вики было присвоено звание лейтенанта Французской армии.
К 1942 году организация ОСМ стала одним из разветвленных и крупных центров французского Сопротивления. В ее состав входили около десяти тысяч человек во всех департаментах севера Франции: служащие почты, путей сообщения, полиции, промышленники и чиновники. Благодаря разветвленной агентурной сети ОСМ удавалось добывать сведения о немецких заказах и поставках, о расположении немецких войск. Большая часть важной информации замыкалась на Вики. Расширился круг ее обязанностей. Она контактировала с подпольными организациями советских военнопленных, переписывала донесения, снимала копии с секретных документов и планов военных объектов, составляла сводки, перепечатывала приказы руководства Сопротивления, снимала копии секретных документов, тайно добытые агентами.
Вики вербовала новых борцов в ряды подполья. Так, она привлекла к участию в Сопротивлении и своего мужа, и подругу Софью Носович. Все трое считали своим долгом оказывать любую посильную помощь СССР. Князь Николай Оболенский занимался доставкой подпольщикам поддельных удостоверений личности. Среди русских пленных он организовывал антифашистские группы и связывал их с французскими организациями Сопротивления. В 1941-м году руководство организации командировало Оболенского на остров Гернси для работы переводчиком на строительстве германских оборонительных сооружений – Атлантического вала, этой мощной линии укреплений длиной свыше пяти тысяч километров, созданной Германией с целью предотвращения вторжения на континент войск Англии и США. Там Оболенский переводил приказы немецких надзирателей и получал от пленных информацию о ходе строительных работ, составлял планы местности для разработки схем высадки союзников. Эти донесения переправлялись в Лондон. Благодаря Николаю Оболенскому, у антигитлеровской коалиции в 1943-м году были подробные планы укреплений Атлантического вала, его слабых и сильных мест. И в июле 1944 года союзники, открыв второй фронт, высадились в Нормандии. Операция прошла успешно, в том числе благодаря Николаю Оболенскому.
В 1942-м году фашисты начали активную охоту на подпольщиков и в октябре того года арестовали многих участников организации. В декабре 1941 года был арестован Жак Артюис, лидер организации. Немцы депортировали его в концентрационный лагерь, где он был расстрелян 9 сентября 1943 года. На его место заступил полковник Альфред Туни. Вера Оболенская, оставаясь при нем генеральным секретарем, по-прежнему выполняла огромный объем работы.
Она отказалась давать показания, за что получила от гестаповских следователей прозвище «Княгиня Ничего-не-знаю»
17 декабря 1943 года на конспиративной квартире была арестована Вики вместе со своей подругой-соратницей Софьей Носович. Когда князь Оболенский узнал об аресте жены, то успел уничтожить важные документы организации, хранившиеся дома. Арестовали и Николая Оболенского, но вскоре отпустили, так как на допросе Вера смогла убедить гестаповцев, что она уже давно рассталась с мужем, хотя и не развелась официально. Она не назвала ни одного имени, а в дальнейшем вообще отказалась давать показания, за что получила от гестаповских следователей прозвище «Княгиня Ничего-не-знаю». Сохранилось свидетельство о таком эпизоде: следователь спросил ее – как это русские эмигранты оказывают сопротивление Германии, воюющей против коммунизма.
– Послушайте, мадам, лучше помогите нам бороться с нашим общим врагом на Востоке, – предложил он.
В ответ она заявила немцам:
– Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей Родины, ни страны, меня приютившей.
Последняя фотография Веры Оболенской В июле 1944 года ее переправили в Германию. От сотрудничества с нацистами, а также от прошения о помиловании отважная женщина отказалась: княгиня решила пожертвовать собой, подав тем самым пример борцам с фашизмом. Ее жизнь оборвалась на гильотине 4 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плётцензее. Ей было только 33 года...
Вера Оболенская прожила короткую жизнь, но внесла свой вклад в победу над фашизмом. Она проявила мужество и преданность своей Родине и Франции. Ее подвиг самопожертвования достоин восхищения. СССР признал заслуги княгини Веры Оболенской. 13 ноября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Оболенская была награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Французское правительство наградило ее Военным крестом с пальмовой ветвью, медалью Сопротивления, рыцарским орденом Почетного Легиона. В приказе о награждении фельдмаршал Монтгомери писал о ней:
«Этим приказом я хочу запечатлеть мое восхищение перед услугами, оказанными Верой Оболенской, которая в качестве добровольца отдала свою жизнь, дабы Европа снова могла стать свободной (6 мая 1946 г.)».
Мемориальная доска памяти Веры Оболенской в Сен-Женевьев-де-Буа
А как же сложилась дальнейшая жизнь Николая Александровича Оболенского? Когда ему удалось узнать местопребывание жены – тюрьма в Аррасе, Николай сразу же поехал в Аррас и снял там квартиру, откуда было видно окно камеры Вики. Часами простаивал он с биноклем, надеясь увидеть жену. В августе 1944 года он был снова арестован и отправлен в концлагерь Бухенвальд. Весной 1945 года был освобожден американскими войсками и направил на адрес своей сестры в Париже письмо для Вики, надеясь, что она будет дома раньше, чем он. В письме он писал:
«Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты себя хорошо чувствуешь, и что мы скоро будем вместе... Вот, я на свободе, и живой, и могу сказать только одно: это чудо Господней Милости. Ты увидишь, как я во всех отношениях изменился, и думаю, что к лучшему… Милая, я спасся только благодаря моей вере. У меня есть твердые доказательства, что мертвые живут и нам помогают... Я тебя крепко целую, мою любимую Вики, преклоняюсь перед тобой и тебя благословляю. Твой старый муж, Николай».
В результате всех перенесенных страданий князь Оболенский пришел к Богу.
Священник Николай Александрович Оболенский О смерти любимой супруги Ники князь Николай Александрович узнал только 5 декабря 1946 года. Он остался верен памяти жены и больше не женился. Он свято берег всё, что имело отношение к памяти ее самой и ее трагической гибели. Входил в различные организации и комиссии, связанные с русской эмиграцией и Сопротивлением. В 1947-м году был награжден Военным крестом, медалью Сопротивления и Орденом Почетного Легиона. В 1950-е годы князь выпустил в Париже книгу на французском языке о своей жене: «Вики (1911–1944). Воспоминания и свидетельства». Остаток жизни решил посвятить служению Богу и в 1963-м году, после смерти матери, принял священнический сан, став священником Свято-Александро-Невского собора, того храма, в котором когда-то венчался с Ники. За отсутствием нужного числа православных священников служил также в приходах в Ницце, Бордо и других городах Франции. Посещал больных в психиатрических лечебницах и заключенных в тюрьмах. Был председателем Содружества паломников на Святую Землю, членом правления Епархиального Палестинского комитета, Почетным председателем Союза русских военных инвалидов во Франции и Почетным председателем Союза князей Оболенских.
Отец Николай завещал выбить на его могильной плите имя Вики. Его предсмертная воля была исполнена
Скончался священник Николай Александрович Оболенский 5 июля 1979 года. В последний путь его провожал почти весь русский Париж, включая Великого князя Владимира Кирилловича Романова и товарищей по борьбе. Похоронили его на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на участке Французского Иностранного легиона. Отец Николай завещал выбить на его могильной плите имя Вики. Его предсмертная воля была исполнена.
Вечная память и Царство Небесное супругам Оболенским!