«Фотографирую – как дышу»

К 70-летию фотохудожника Владимира Сутягина

Его работы нельзя назвать просто фотографиями. Слово это четко ассоциируется с незамысловатым на вид действием, благодаря которому каждый может остановить и запечатлеть любое мгновение своей быстро ускользающей жизни. И таких стоп-кадров нынче – миллиарды… Владимир Сутягин тоже с помощью фотоаппарата снимает окружающий нас мир, но в его картинах не застывшее, выхваченное из суеты мгновение… Там присутствует Свет. И еще в них каким-то удивительным образом отображена вечная, непреходящая красота, которая вопреки греху и тлению тихо сияет в нашем мире. В ноябре этого года фотохудожнику исполняется 70 лет, из которых 50 – его творческой деятельности.

Фотография

Владимир Сутягин, фотохудожник Владимир Сутягин, фотохудожник

Что такое фотография? Один миг, кратчайшее мгновение нашей жизни, которая, словно ткань, целиком соткана из множества подобных мгновений. Однако каждое из них уникально и неповторимо.

Кнопка фотоаппарата фиксирует долю секунды и… происходит «обыкновенное чудо» – миг застывает навсегда и может длиться столько, сколько нам захочется. Электроника, цифровая техника сделала это чудо простым и доступным для каждого.

Но загляни в свой фотоархив. Много ли там застывших мгновений твоей жизни, где выражение лица, игра света и тени, композиция, пейзаж полностью нравятся, и на них можно смотреть бесконечно? Конечно, можно обратиться к профессионалам: шикарный интерьер, идеальная внешность, экзотический пейзаж, высококлассная камера и новейшие спецэффекты гарантируют успех. Но шедевры бывают разными…

Для того, чтобы камера запечатлела момент истинной красоты и трепет подлинного счастья, фотохудожнику нужны такт и терпение, дар интуиции и чуткость, способная раскрыть неповторимость каждой личности. И никакая техника не сделает это вместо человека!

Владимир Сутягин – мастер черно-белой пикториальной фотографии

Владимир Сутягин – мастер черно-белой пикториальной фотографии, а значит, использует изобразительные и технические приемы, сближающие фотографию с живописью и графикой. Его фотокартины вдохновляют писать стихи:

Струится, теплится, мерцает
Знакомый с детства тихий свет.
С ним так покойно, как бывает,
Когда тебе всего семь лет.

Спасо-Каменный монастырь. 1997 г. Спасо-Каменный монастырь. 1997 г.

Если отмотать фотопленку памяти на 60 лет назад

Владимир Сутягин родился в 1955 году в Нижнем Новгороде (в то время город Горький). Там же закончил училище по специальности «фотограф широкого профиля». Три года служил в военно-морском флоте. После работал фотографом в нижегородском краеведческом музее. В 1980 году переехал жить на родину жены – в Минск. Работал фотографом в республиканских реставрационных мастерских, в настоящее время – фотограф Национального исторического музея Республики Беларусь, член Совета Белорусского объединения фотографов. Выставки работ Владимира проходили в России, Беларуси, Украине, Эстонии, Бельгии, Италии.

В мастерской Владимира возникает ощущение, что попадаешь на мини-выставку – все стены увешаны фотографиями, причем выставочными экземплярами. Но две комнаты, где помещается это богатство, совсем маленькие, и потому восприятие картин несколько иное по сравнению с просторным залом музейной галереи. Там картины выглядят меньше и слишком далеки от тебя. А здесь… это словно множество окон в черно-белый, но такой разнообразный мир. И ты немедленно становишься его частью и живешь в нем все то время, пока хозяин поит тебя чаем с медом и ведет неспешную беседу.

Беседа. 1998 г. Беседа. 1998 г.

Можно сказать, что от Владимира Сутягина веет каким-то умиротворением, что ли. Да и не мудрено: по характеру он человек очень спокойный и несуетливый. Всегда не спеша работает и так же спокойно, без лишних эмоций общается. Если ты пришел к нему в гости, то не надейся решить все вопросы за 30 минут – чаепитие и беседа растянутся на несколько часов.

Первым делом прошу Владимира рассказать о том, как все началось, как он начал снимать. В общем, пытаемся отмотать фотопленку памяти на 60 лет назад.

– Фотографировать я начал с 5-го класса, – начинает мой собеседник. – Тогда в Советском Союзе каждая вторая семья имела фотоаппарат – это было повальное увлечение. И я тоже этим «захворал». Мама купила мне в Москве «Смену» и пять пленок. Я их за один день быстренько зафотографировал. А когда проявил – они оказались чистенькими. В общем, думал «щелк-щелк» – все просто! А не тут-то было. Пошел в фотокружок (они были тогда почти в каждой школе). Вот там мне и рассказали, что такое выдержка, диафрагма, что надо их правильно выставлять. Потом стало понемногу получаться. После школы поступил в училище учиться на фотографа. С тех пор вся жизнь моя – фотографическая.

«Мне кажется, что я всегда был верующим»

Паломники. 1999 г. Паломники. 1999 г.

Однако путь поиска, а точнее, период созревания своего, уникального стиля был у Владимира Сутягина очень длинным: первую выставку он решился организовать только в 1984-м.

Пытаюсь выяснить: само собой сложилось так, что вся жизнь Владимира посвящена фотоделу, или еще тогда, в школе, он поставил себе цель и достиг ее. В ответ мой собеседник впервые говорит о Боге:

Мне говорили: «Поступай учиться в высшие учебные заведения, неужели ты будешь всю жизнь просто фотографом?!» А почему бы и нет?

– Нет. В 5-м классе я не загадывал: вот стану-ка я фотографом и буду всю жизнь снимать. Господь, наверное, все устраивает. Думаю, слишком заносчиво будет сказать, что, мол, Бог мне дал талант фотографировать. Но я не представляю свою жизнь без этого дела. Мне говорили: «Володя, поступай учиться в высшие учебные заведения, неужели ты будешь всю жизнь просто фотографом?!» А почему бы и нет? Да и родители мои не были против. У них была удивительная способность не мешать мне и не заставлять. Они видели, как я увлеченно занимался своим делом, и помогали мне. Например, фотоаппарат купили. Можно же было не покупать – мол, баловство, ерунда, бросит. К сожалению, так многие родители воспринимают увлечения своих детей. И этим очень часто просто зарывают талант в землю.

Гольшаны.1986 г. Гольшаны.1986 г.

Чувствую, что наступил подходящий момент задать вопрос о том, какое место в жизни Владимира занимает вера. Всегда неловко начинать такой разговор – ты как бы стремишься заглянуть в сокровенный уголок души человека… Но в данном случае уверена, что услышу нечто волнующее. Ведь недаром этот мастер так много фотографирует храмы и монахов!

Владимир начинает с воспоминаний о детстве:

– Крестили меня, когда я был маленьким. Все было секретно – на дому у батюшки. И вместо крестика, потому что его нигде тогда нельзя было достать, повесили на шею… ключик. Моя бабушка по папиной линии ходила в храм каждую неделю, причащалась, все соблюдала. Она умудрялась меня и моего брата тайком водить в Успенскую церковь Нижнего Новгорода, многое нам рассказывала. Кажется, я тогда в 5-й класс ходил. В то время на полтора миллиона жителей нашего города было всего четыре храма: один старообрядческий и три православных. Но помню, что даже на небольшие праздники народу туда собиралось масса. Мне кажется, что люди ощущали духовный голод. Это как бы в воздухе витало. Жили все вроде бы хорошо, вроде бы все благополучно – сыты, одеты… Но этого не достаточно – «не хлебом единым жив человек».

А в 9-м классе я прочитал Евангелие. Его мне тайно и только на один вечер принесла бабушка. Я его перефотографировал – целую ночь сидел. До сих пор у меня эта фотоверсия Евангелия хранится.

Я читал эту книгу и сравнивал с тем, как мы жили дома, в школе, рассуждал. А еще… пытался жить так, как там было написано.

Молитва. 1996 г. Молитва. 1996 г.

Сейчас я понимаю, что меня вела некая Рука. Ведь никто не заставлял ехать и фотографировать храмы. А я в том же 9-м классе начал ездить на велосипеде по Нижегородской области и снимать церкви. Одни были переоборудованы в склады, другие в клубы, а чаще всего – окон нет, дверей нет, одни развалины.

А бабушки местные видели меня, и когда темнело, многие (меня это поражало!) подходили и говорили: «Сынок, а вот рядом в селе еще одна церковь. Ты куда едешь на ночь? Поночуй у нас, мы тебя покормим – не торопись». Люди меня принимали не потому, что я просился, а потому что видели, как я с любовью фотографирую храмы.

Начиная с 1990-х годов, я стал ездить и фотографировать монастыри, которые в то время начали восстанавливать. Каждый год приезжал в одни и те же места, жил там какое-то время и наблюдал процесс становления, увеличения количества насельников, их быт. Бывал там, где монахов три человека, где начинали с руин и жили в ужасных условиях. А когда ты в монастыре – живешь монастырской жизнью. Рано утром встаешь, идешь на молитву, потом послушания…

Слушаю Владимира и думаю: вот ведь как ему посчастливилось – подробно, шаг за шагом наблюдать возрождение монастырей, причем не только внешнее, но и внутреннее. Не каждому это дано. Мне, например, доводилось только в какую-нибудь большую, знаменитую обитель приехать на день-два. И хорошо, если удавалось попасть туда еще раз спустя энное количество лет. После таких поездок остается краткое (как выхваченный из книги листок), поверхностное впечатление о монастырской жизни.

– И вот, – продолжает Владимир, – сам не знаю когда, я стал верующим. Мне кажется, что я всегда им был. В общем, не было резкого перехода, скорее, некий медленный подъем.

«Храм так же естественен для ландшафта, как трава и деревья»

Крохино. 1999 г. Крохино. 1999 г.

Несколько минут молчим… Прерываю молчание очередным вопросом:

– Владимир, а сами как чувствуете: зачем так много работ, где храм – центр всей композиции?

– Чтобы показать, что в жизни человека храм является чем-то основополагающим. Храм – это творение рук человека, но, на мой взгляд, он так же естественен для ландшафта, как трава и деревья… А еще хотелось поднять проблему и напомнить о заброшенных храмах. Вот, например, церковь в Крохино (Вологодский край). Она пострадала от того, что создали систему Волгобалт – и затопили эти места.

В архиве Владимира Сутягина внушительное число фотографий церквей, пейзажей и портретов, снятых в России, он до сих пор много путешествует. Однако за те годы, которые он прожил в Минске, Владимир наверняка исколесил (только уже не на велосипеде) всю Беларусь. Интересуюсь, что более всего впечатлило его во время этих путешествий?

Когда попадаешь внутрь костела, чувствуешь холод. А когда заходишь в православный храм, ощущение – ты дома

– Когда я приехал в Беларусь, сразу бросилось в глаза, что здесь две основные конфессии – католики и православные. Католическая архитектура такая величественная, мощная, она буквально подавляет человека своей красотой. Но потом я понял, что это только внешняя красота. Когда попадаешь внутрь костела, чувствуешь холод. А когда заходишь в православный храм, ощущение – ты дома. Даже в маленькой деревенской церквушке, куда три бабушки ходит. Здесь тепло… Здесь иконы… Когда человек и икона рядом – появляется какой-то духовный диалог, встреча. Этого нет в католических и тем более в протестантских храмах, например, лютеранских, которые я видел в Прибалтике.

Завражное. 1993 г. Завражное. 1993 г.

О митрополите Филарете (Вахромееве)

– А еще на меня произвел сильное впечатление митрополит Филарет (Вахромеев, +2021), – продолжает Владимир. – Надо сказать, что до знакомства с ним я знал владыку Владимирского и Суздальского Евлогия (+2020) и владыку Вологодского Максимилиана (ныне архиепископ Песоченский и Юхновский. – Е.Н.), то есть было с кем сравнивать.

Послушница Покровского монастыря в Суздале. 1995 г. Послушница Покровского монастыря в Суздале. 1995 г.

В первый раз я увидел митрополита в 1978-м. Это было в Полоцке, на пороге Спасо-Преображенского храма. Он выходил вместе с какими-то людьми, а я входил. И тут мы встретились взглядом… Этот взгляд помню до сих пор.

И только в 2002 году я лично познакомился с владыкой, когда участвовал в создании фотоальбома «Путь служения», посвященного 70-летию митрополита Филарета. И вот представьте: столько лет я, не осознавая почему, носил в себе тот памятный, очень сильный для меня взгляд, а когда ради книги снова лицом к лицу встретился с митрополитом, опять этот взгляд увидел. В нем – доверие, открытость, человечность, простота, максимальная простота, которая очень меня удивила. Оказывается, и вот такие владыки бывают.

«Смотрел бы и смотрел…»

Схимонахиня Никандра. 1996 г. Схимонахиня Никандра. 1996 г.

Смотрю на портреты монашествующих. Спокойные, внимательные глаза. Ни тени напряженности, искусственной улыбки. Простота и доверие в их взглядах, устремленных прямо в объектив. Вот силуэт послушницы на фото «Дунилово»… Казалось бы, все слишком статично, пусть бы было какое-то движение, динамика! Но тогда пропадет зыбкое равновесие, покой и гармония, которые не дают взгляду оторваться от этой композиции. Смотрел бы и смотрел…

– Когда живешь в монастыре, как можно пройти мимо насельников и не показать их? – рассуждает Владимир. – Ведь как порой в миру судят? Эти отшельники не пойми чем занимаются. Вот я и хотел показать, что это нормальные люди. Они – пример, какими мы должны быть. Это не значит, что всем надо рясы надевать. Но жить нужно не так, как мы живем.

Почему не цветное?

Все художественные фотографии Владимира Сутягина выполнены в черно-белом монохромном цвете. И разговор закономерно касается этой темы. Казалось бы, цветная фотография дает столько возможностей! Раньше снимали на черно-белую пленку просто потому, что других вариантов не было. А нынче прогресс подарил возможность каждому, взявшему в руки фотоаппарат, получить красочное цветное изображение. Сутягин же упорно снимает по старинке. Закономерный вопрос: почему? Ответ Владимира поражает своей неожиданностью.

Момент творчества Момент творчества

– Многие спрашивали меня об этом. Вот и архиепископ Максимилиан (Лазаренко), который серьезно увлекается цветным фото, задавал мне этот вопрос. Я долго думал и ответил: Господь создал мир. Мы его называем цветным. Пришла цветная фотография (черно-белая началась в 1836 году, а цветная в 1970-е годы). Она волей или неволей стремится повторить этот мир, повторить зеленую траву, голубое небо, в общем, стремится полностью отразить реальность. Но разве можно повторить созданную Богом реальность?! Невозможно! И как бы цветная фотография ни стремилась к этому, она этого не сделает! Это всегда пародия на реальность – запаха все равно нет, ветра нет.

Храм Пресвятой Девы Марии в Заславле. 1987 г. Храм Пресвятой Девы Марии в Заславле. 1987 г.

А вот черно-белое фото – это образ, который отражает то, что один человек хочет изобразить и передать другим людям. Фотография – это, во-первых, светопись. Во-вторых, это должно быть композиционно красивое изображение. И третье, фотоизображение – это образ, который отражает духовное состояние автора. И потому, когда разные фотографы снимают одно и то же, результат получается разный. Просто у фотографов было разное душевное состояние. И они это состояние перенесли на то, что снимали.

Выражаю свое удивление:

– Но как же на пленку может подействовать душевное состояние человека?!

– За счет света и композиции. Предмет съемки можно осветить по-разному и, соответственно, смотреться и говорить он будет по-разному.

«Слова обедняют чувства»

Проводник. 1989 г. Проводник. 1989 г.

В свое время был у меня такой период, когда я очень увлеченно занималась черно-белой фотографией. И, естественно, стремлюсь узнать, как работает фотомастер, какова методика, технология его работы.

– У меня в год две-три, а то и вообще одна фотография выставочная. Это не значит, что снимаю раз в году. Нет, снимаю много, при этом стараюсь не повторяться. Но хороших кадров получается мало. Вообще, прежде чем снять, много раз подумаешь. Есть фотографы, которые работают методом отбора: фотографируют очень много, а потом выбирают удачное. Я же, пока не увижу то, что мне интересно, не замечу там искомого состояния, просто не снимаю.

– А перед съемкой вы ставите себе какую-то задачу? Или снимки получаются спонтанно: пришел, увидел – снял?

– Нет, заранее нельзя ничего построить. Можно сказать, что я работаю на ощупь.

– А как это?

Глаза – как инструмент, который ищет то, что соответствует твоему духовному состоянию

– Ты смотришь и как бы глазами щупаешь: то или не то? Глаза – как инструмент, который ищет то, что соответствует твоему духовному состоянию.

– То есть они ищут созвучия?

– Да. Я всегда чувствую, что хочу изобразить на фото. Но словами эти вещи боюсь называть, потому что о сокровенном не говорят… Вот, например, «любовь». Это такое огромное понятие, а мы одним словом его выражаем. Слова все же обедняют чувства. А через картину их можно более широко показать…

Тесные врата. 1996 г. Тесные врата. 1996 г.

Сказанное Владимиром напомнило строчки Тютчева:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…

И стих архиепископа Иоанна (Шаховскового) на ту же тему:

Все гаснет в человеческих словах.
Они проходят, как в пустыне прах,
И покрывается их тусклой мглою
Все, что душою родилось живою.

Хотя мой жизненный опыт несколько иной, но соглашаюсь, что в чем-то Владимир прав. Во всяком случае, лично для себя он нашел самый ёмкий язык – язык зрительных образов.

– Скорее всего так, – подтверждает мою мысль Владимир. – В фотографиях – мои чувства и состояния, мое мироощущение. Во всяком случае, все это не надуманное, не искусственное.

Плоды

В. Сутягин на фоне персональной выставки. 2025 г. В. Сутягин на фоне персональной выставки. 2025 г.

Владимир удостоен нескольких церковных наград, среди которых, пожалуй, наиболее значимая – орден преподобной Евфросинии Полоцкой. Кроме многочисленных выставок фотоработы Владимира Сутягина были представлены также в нескольких фундаментальных и значимых церковных изданиях:

  • «Полоцкое радование». Издание Спасо-Евфросиниевского монастыря, посвященное 100-летию перенесения мощей святой преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк (2010).
  • Альбом фотографий В. Сутягина «Встречая свет» (2013).
  • Монография В. Д. Сарабьянова «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке» (издательство Спасо-Евфросиниевского монастыря, 2016).
  • «Храмы святого благоверного князя Александра Невского в Беларуси» (издательство Минской духовной семинарии, 2022).

Подводя итоговую черту, задаю Владимиру последний вопрос:

– Так что же для вас фотография?

Почти не задумываясь, он отвечает:

– Это для меня вся жизнь. Вот забери ее у меня, и я, наверное, умру (улыбается). Фотографирую – как дышу…

Елена Наследышева

13 ноября 2025 г.

Комментарии
Юлия19 ноября 2025, 00:06
Потрясающие, шедевральные фотографии! Спасибо за интервью с автором. Подскажите, а в настоящий момент можно где-то приобрести книгу "Встречая свет"? Я бы на эти фотографии каждый день смотрела.
Елена13 ноября 2025, 17:53
Какая хорошая статья. Тепло на сердце стало. Душевные фотографии. Благодарю за доставленное удовольствие от просмотренных работ, за встречу с таким талантливым и приятным человеком.
рБ Марина13 ноября 2025, 16:33
Спаси Господи Елена Владимир за статью! Красивые фотографии!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.