Евгений Канаев: «В фотографиях я хочу говорить о любви»

Евгений Канаев родился в 1955-м году в городе Зеленодольске, Республика Татарстан. С 16 лет увлекается фотографией, его работы многократно публиковались в журнале «Советское фото». После техникума и службы в армии около 15 лет работал на судостроительном заводе. Окончил Марийский политехнический институт. В итоге выбрал путь профессионального фотографа. Участник более 150 фотовыставок, из которых 14 – персональные, в России и за ее пределами. Член Союза фотохудожников России, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.

Евгений Канаев Евгений Канаев

Все его работы фотографа Евгения Канаева – про любовь. Любовь к окружающему миру, к каждой, мельчайшей его детали, к человеку, живущему в этом мире. Если он снимает российскую деревню, ее жителей, то не свысока, как это порой встречается, не взглядом «белого человека» на диковинных аборигенов, а тоже – с любовью, как близких и дорогих людей. Еще два слова, характеризующее его творчество – благодарность (за все, что есть в этом, Богом созданном, мире, за его разнообразие и красоту) и сама красота, без которой творчество невозможно.

Он рассказал нашему порталу о том, чему научился у своих деревенских прабабушек, как сделал свои первые кадры…

Деревенское детство

Раифа. Все дети – ангелы Раифа. Все дети – ангелы

Деревенские впечатления – это то важное, что вошло в меня в детстве, да и осталось там на всю жизнь. Первые 3 года я прожил в деревне, у бабушки, а потом приезжал к бабушкам каждое лето, на все каникулы. Прекрасные, за душу трогающие пейзажи, колодец перед окном дома, обязательный красный угол в доме, у икон теплится лампадка. Помню, как я забирался на лавку, подходил к полочке с иконами и подолгу смотрел на них. Особенно меня притягивала икона преподобного Серафима Саровского, но тогда я не знал, кто это, видел лишь доброго дедушку, который протягивает ломоть хлеба доверчиво подошедшему и совсем не страшному медведю, и мне он невероятно нравился, хотелось рассматривать и всматриваться. Ведь, по логике, человек и медведь – это должно быть страшно, а здесь, наоборот, полное доверие, гармония.

Прекрасные, за душу трогающие пейзажи, красный угол в доме, у икон теплится лампадка

И позже, в своих фотографиях, я стал пытаться передать именно гармонию, которая есть в мире – с природой, с братьями нашими меньшими, – а не диссонанс и разъединение…

Вообще, в деревенском укладе жизни человек не был оторван от природы, у всех были какие-то домашние животные – собаки, кошки, коровы, куры, гуси, козы и так далее, за ними надо было ухаживать. Я сам ухаживал за теленком – носил воды, забирал из стада, отводил домой. Вечером ходил пасти корову: когда корова приходила из стада после дойки, ее опять выгоняли на вечернюю выпаску, чтобы утром еще раз подоить и получить ведро молока.

Кубня Кубня

Помню, как родители собирали сливы, вишни в бабушкином саду, потом везли в чемоданах на рынок в Зеленодольск, продавать. Деньги отдавали бабушке. Жаль, что тогда я не фотографировал, интересно было бы на все это посмотреть сегодня.

От станции до деревни нужно было добираться еще 10 километров, нас встречали или на лошади, и мы ехали на телеге, или мы шли пешком. По пути было одно место, где дорога шла под гору, а речка Кубня вплотную приближалась к горе, и мы всегда слезали с телеги, чтобы осторожно пройти опасный участок. Но с него была видна вся деревня, целиком, с домиками, с садами. Она тоже располагалась на склоне. У деревни был овраг, в котором бил ключ, и люди, живущие рядом, оттуда брали воду.

Рядом с ручьем росла ива, которую я считал своей. Я собирал в саду вишни, забирался на нее, ел и мечтал. Однажды полез, наступил на сухой сучок и полетел вниз, причем упал вниз головой. Как не разбился тогда – не знаю, буквально чудом. Осталось только мне от этого приключения небольшое смещение шейных позвонков.

Внимание к мелочам

Кубня. Разлив Кубня. Разлив

С той поры стал осторожнее лазить по деревьям. Но не перестал, и сейчас могу залезть на любое дерево. В деревне, где я не так давно купил дом и где я сейчас часто живу, убегая из города, растут два кедра, и я на них не раз залезал – ветки сухие подпилить, например. Туда прилетает дятел, он клюет кедровые шишки, они падают, он приступает к новым, а эти собираю я и ем орешки.

Летняя жизнь на воле, в деревне, с природой, учила меня всматриваться в прекрасный Божий мир во всей его прекрасной сложности и многообразии, в котором нет ничего незначительного. Как только я начал фотографировать, мне хотелось снять траву, растения, но у меня долго не получалось.

Мне открывался совершенно другой мир, который мы обычно не замечаем

Пока я не придумал один ход, чтобы изображения получались именно так, как мне надо: стал снимать, опустившись на уровень травы. И когда я смотрел на траву, полевые цветы не сверху, а примерно с уровня, условно говоря, кузнечика, мне открывался совершенно другой мир, который мы обычно не замечаем. Так я стал его фотографировать, и в итоге однажды у меня появилась серия «Солнечное сплетение». Солнечное сплетение – это то, что есть у каждого, очень уязвимое место: в детстве, во время мальчишеской драки, если попадут туда кулаком, – очень болезненные ощущения. Поэтому надо его охранять, не позволять, чтоб туда попали. Так нам нужно бережно относиться к миру, во всех его деталях… С другой стороны, солнечное сплетение – это солнце сквозь сплетение веток, травинок.

Еще раз о бабушках

На Троицу. Паново На Троицу. Паново

Обе бабушки были верующими. Несмотря на то, что верить официально не приветствовалось, несмотря на то, что церковь сначала превращалась в пекарню, потом в склад… Власти изо всех старались вытравить веру из душ людей, но именно поколение бабушек – не поддавалось, бережно сохраняя ее (веру), молясь за своих детей и внуков, которые росли в атеистическом государстве, в надежде, что однажды они увидят тот путь, по которому нужно двигаться. Они настояли и на нашем с сестрой Крещении, а потом и крестили мою дочку, свою внучку. Я тогда, по молодости, был не особенно за: как это, дочка комсомольца, и – крестить. Но потом все-таки согласился… Мне еще предстояло узнать, что такой прекрасный мир не может быть ограничен атеистической концепцией, которую нам внушали чуть ли не с детского сада…

Да, церкви, в которых когда-то были крещены бабушки, во времена моего девства стояли разрушенными, как и близлежащие. В одну я уже взрослым пришел как-то, снял, там еще висели колокола. А позднее, когда я был там лет 5 назад, увидел, что колоколов нет, а купол покосился и вот-вот упадет… Не знаю, как сегодня. А в моем родном селе церковь стали восстанавливать. Просили меня показать мои старые фото церкви, которые я делал в молодости, когда утрат было меньше, чтобы посмотреть, как было, и как правильно реставрировать.

У бабушек жизнь строилась по расписанию, не искусственно созданному, а по распорядку, который диктовала сама деревенская жизнь. Утром – подъем вместе с солнцем, подоить корову и отправить ее в стадо (оно уходило в 6 часов), со всех дворов шли коровы, мычали, я от этого мычания тоже просыпался. Пастухи был из другой деревни и каждую ночь во время работы ночевали в чьём-нибудь доме. Им нужно было носить обед, и чаще это делали мы, дети. Потом – что-то печет, варит, работает на огороде… Зимой – появлялся теленок, он первые дни жил дома, в специальном отделении за печкой, потому что в хлеву холодно.

Комната – обычная, деревенская, вдоль двух стен стоят лавки – шириной в полметра. Где такие деревья находили, не знаю. Дом, кстати, был покрыт не шифером, не железом, а тесом, то есть деревянными досками, и при этом они воду не пропускали. В палисаднике росла береза, цветы – царские кудри…

Вообще, опыт деревенской жизни, с упорядоченным ритмом, с существованием в гармонии с природой, дал мне некий стержень в жизни. Известно же, все идет из детства.

Я и сейчас люблю ездить по деревням, снимать пейзажи, животных. Вот, недавно лошадей снимал. Уехал далеко-далеко, вдруг увидел – множество лошадей, остановил машину – и целый день с ними провел, пока более-менее нормальный кадр не получился.

Первые кадры и камеры

Фотографировал у меня дядя, который жил в Абхазии. Дома лежала сумка лесника – из кирзы, на вид как самодельная, потёртая, набитая фотографиями, сделанными дядей – пейзажи, портреты родственников, портреты незнакомых мне людей. Я их постоянно рассматривал их, и мне хотелось так же.

Первый кадр мы сделали вместе с двоюродным братом. У него в доме оказался фотоаппарат «Смена 8», мы наугад поставили выдержку. Диафрагму. Когда проявили, оказалось, что у нас все получилось. Говорят же, что новичкам везет. А на 16-летие мама мне купила мне фотоаппарат – «Чайка 2», потом появился увеличитель. Сначала снимал родственников, друзей. Друзей – больше, казалось, что родственники же всегда со мной, а друзьям хотелось показать – вот как я умею! Азы фотографии постигал по книжкам – брал в библиотеке, у знакомых. Творческой фотографией я еще тогда не занимался, это будет уже следующий шаг. Когда вернулся из армии, у меня появился ФЭД3, а я все мечтал о Зените – зеркальной камере.

Воля Воля

Фотография все больше захватывала меня, из хобби превращаясь в дело жизни

И все время думал: когда же я сниму настоящий хороший пейзаж?! То есть сфотографирую лес, поле, проявлю, напечатаю – не то совсем. Не удается передать всю красоту пейзажа, как делали это фотографы, чьи работы я видел на страницах журнала «Советское фото». Фотография все больше захватывала меня, из хобби превращаясь в дело жизни. Я еще работал слесарем, строил корабли, но, возвращаясь вечером домой, должен был обязательно сделать что-то для фотографии – или прочитать о фотографии, или проявить, или напечатать, или поработать с архивом. Потом начал ходить в фотостудию при ДК им. Горького в Зеленодольске, руководитель – Александр Георгиевич Семенов. Он учил нас не проявлять-печатать и так далее, это мы все давно уже умели, а показывал, как отличить хороший кадр от плохого. И снимал я уже в основном пейзажи, но часто старался, чтобы среди видов природы были люди или животные.

Не свысока

К удаче К удаче

Считая себя пейзажистом, я с удивлением заметил, что мои лучшие фотографии – это не просто пейзажи, а оживленные присутствием человека или животных.

В жанровых фотографиях – деревенские дети, идущие по своим делам, мальчишки, прыгающие с разбега в реку, дети, притащившие ежика и пытающиеся его накормить, и так далее – мне хочется показать жизнь, ведь, может быть, через сто лет люди совсем забудут, каково это – жить в общении с природой, ходить по земле босиком.

Мои лучшие фотографии – это не просто пейзажи, а оживленные присутствием человека или животных

Мне важно показывать деревню, ведь многие – жители городов, про нее ничего не знают. Сейчас мало фотографов, который ездят по деревням, а часть из них просто ищет «социальные мотивы», показать эстетизированно «язвы общества». Он смотрят на деревню свысока. А я не могу свысока, я сам, хоть и прожил всю жизнь в городе, – ее часть. И мне хочется больше в фотографиях говорить о любви – к миру, к людям, к природе, – и говорить качественно, на хорошем художественном языке.

А еще я пытаюсь добиться, чтобы происходящее на моих фотографиях было вне времени, не было связанно с модой, сиюминутностью. И в этом смысле фотографии деревни оказываются ближе к истории.

Село Паново. .Колодец Село Паново. .Колодец

Для меня в фотографии важна история, рассказ, чтобы фотография говорила сама за себя, и потом словами ничего не надо было договаривать.

Натюрморты тоже интересно снимать. Я собираю вещи, которые пылились на чердаках, в сараях старых домов Казани, по деревням. Нашел вот недавно старую медогонку 1940-х годов выпуска. Я не просто собираю эти вещи, фотографирую, но и сохраняю.

Мне неинтересна «актуальная фотография», относящаяся к «современному искусству» – contemporaryart, когда авторы выдумывают концепцию, в итоге она выглядит безжизненной, – мне нужна живая жизнь.

Мне кажется, что фотография должна нести свет, – не зря же это слово есть в самом названии этого искусства, – чтобы в ней была радость. Но не внешняя, а глубинная, настоящая, которая прорвется через любые грустные нотки, – радость бытия.

Евгений Канаев
Записала Оксана Головко

9 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Запечатлеть отголосок Рая Запечатлеть отголосок Рая
Прот. Сергий Шерфетдинов
Запечатлеть отголосок Рая Запечатлеть отголосок Рая
Беседа с протоиереем Сергием Шерфетдиновым
Отец Сергий – человек Севера. О характере северной природы он говорит так: «Здесь всё располагает к жертвенности», – и старается передать это в своих фотоработах.
«Хочу показать небесный свет, который вижу в ваших церквах» «Хочу показать небесный свет, который вижу в ваших церквах»
Фотограф Уильям Брумфилд
«Хочу показать небесный свет, который вижу в ваших церквах» Фотограф Уильям Брумфилд: «Хочу показать небесный свет, который вижу в ваших церквах»
Этот неземной свет может быть виден не только на фотографиях церквей, но и в глазах, улыбке, выражении лица человека. Даже в фото обычной смиренной лошадки. И теперь я во всём вижу Божий Промысл: через фотографию Россия открыла мне глаза на него.
Добрый свет лучше черного уныния Добрый свет лучше черного уныния
Уильям Брумфилд
Добрый свет лучше черного уныния Добрый свет лучше черного уныния
Профессор Уильям Брумфилд рассматривает фотографии С.М. Прокудина-Горского и рассуждает о России
Печаль по старым добрым временам не должна приводить нас к унынию: мол, «все потеряли», – но содействовать доброй работе и молитве за Россию.
Комментарии
Юлия18 ноября 2022, 17:08
Евгений, низкий Вам поклон! Фотографии Ваши -удивительные. Каждая фотография- это целая история, наполненная своей особой атмосферой, сюжетом, временем.. Пожалуйста, продолжайте. Ваши работы вдохновляют славить Господа нашего Любящего за все, что Он создал. Вам удалось передать Его Любовь.. Спасибо!
Eugen18 ноября 2021, 14:55
Великолепно! Спасибо Вам, Евгений и Вам, Оксана! Хороши цветные фото, но, на мой взгляд, черно-белые являют уровень мастерства мастера.
Елена11 ноября 2021, 19:44
Нежно… задумчиво… пронзительно… светло… с любовью… Вам всё удалось! ))) спасибо!
Natalie10 ноября 2021, 19:40
Фотографии очень понравились! Вспомнила и свои каникулы в любимой деревне.
Виктор10 ноября 2021, 18:21
Как необычно в наше время смотрятся черно-белые фото. Фотохудожники замечают то, что мы не замечаем, проходя мимо.
Алексей 9 ноября 2021, 15:40
Спасибо за интересные фотографии и рассказ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×