Сегодня, 21 ноября, тезоименитство постриженного в схиму чуть меньше месяца назад (25 октября) схиархимандрита Михаила (Кречетова; до принятия великого ангельского образа – архимандрита Серафима). Хотя, конечно, более известен батюшка по своему имени до пострига – как протоиерей Валериан. В субботу, 22 ноября, будет 9 дней его преставления ко Господу.
Этого любимого церковным народом и глубоко почитаемого пастыря, более полувека бывшего настоятелем Покровского храма в подмосковном Акулово, вспоминает митрополит Псковский и Порховский Матфей.
Тот мир более реален, чем этот
В схиме архимандрит Серафим принял имя Михаил в честь Архангела Михаила. Он всегда говорил, что для него Архистратиг воинства Сил Бесплотных – Небесный покровитель. Ему был посвящен один из приделов Благовещенского храма в Зарайске, в котором батюшка с детства молился. А еще так звали его папу-священника. Еще в молодости его отец претерпел исповеднический подвиг, отсидев в лагере на Соловках. Там пред ним как-то, когда он созерцал закат с берега Белого моря, открылось Небо, и он увидел иной мир и потом говорил, что тот мир более реален, чем наш. Так он, уже вернувшись из заключения, полностью осознавая, что возможен рецидив репрессий против духовенства, в весьма зрелые годы принял священство (в 1951 г.), положив начало целой династии священников Кречетовых. Он и сыновей, благословляя на принятие сана, напутствовал: «Хочешь служить Богу – готовься к тюрьме».
Отец Михаил, благословляя сыновей на принятие сана, напутствовал их: «Хочешь служить Богу – готовься к тюрьме»
Для современного студента семинарии услышать такие слова – нечто невероятное. Сейчас служение – это уважение в обществе, почет, некий статус. А в то время, когда батюшку рукополагали, это было, по крайней мере, поводом для насмешек и презрения от людей, далеких от Церкви, а таковых было большинство, и на пределе – это гонения, ссылки, постоянное угнетение от советских властей. Пусть расстрелов тогда уже и не было, хотя родился будущий пастырь в 1937 году, когда и они еще были зашкаливающей «по показателям» реальностью.
Впрочем, батюшка делал оговорки, что разные люди в советскую систему попадали. Даже рассказывал, как приходит человек к кому-то из высоких чиновников и вдруг в нем узнает того, кто у него не так давно тайную литургию дома служил… «Власть была советской, а люди-то тогда еще были царские!» – говорил. И отец Валериан это всегда подчеркивал, что они, его поколение, приняли свой опыт от отцов, которые служили еще до революции. В Церкви, наставлял, важно живое преемство.
У батюшки и брат – священник, отец Николай, а племянник, с которым они еще недавно носили по постригу в честь преподобного Серафима Саровского одно имя, – иеромонах. И среди его сыновей – священники, диаконы. Младший сын Николай буквально недавно принял диаконский сан. Есть священнослужители и среди внуков – и наверняка еще будут хиротонии, поскольку внуков у него 35 человек (у дочери Елены 9 детей, у Анастасии – 10). Отец Валериан часто напоминал о том, что благословение Божие дается любящим Его и соблюдающим заповеди до тысячи родов (см.: Исх. 20:6).
Не осуждай! От нас зло не должно исходить
Некогда его наставник, отец Сергий (Орлов, в постриге тоже носивший имя Саровского чудотворца), так же будучи из священнического рода, даже пройдя революционные мытарства, сумел покаяться. Династия Орловых прослужила в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово без малого 100 лет: и дед, и отец, и сам будущий отец Сергий. Он потом сокрушался, что, если бы по молодости не увлекся модными тогда течениями вольнодумства, теми самыми, что предопределили революцию, тогда и полнота ста и более лет служения его рода была бы достигнута. Но Господь ему попустил это отречение, как в свое время и апостолу Петру.
«Миром правит Промысл Божий», – как говорил наш псково-печерский старец Иоанн (Крестьянкин). Зачем-то Господь провел молодого Сергея Орлова через этот ад революции. Испытав на себе все это и прочитав «Капитал» Маркса («Да вам памятник за это ставить надо!» – иронизировал над ним отец Валериан, потому как невозможно читать все эти опусы), Сергей Васильевич Орлов понял, насколько это отвратительное учение безнравственно и опасно. И, осознав всю суетность и пустоту революционного движения, участником которого был, он покаялся и принял священный сан. Пусть в возрасте 56 лет, но вернулся к престолу Божию, у которого служили его дед и отец.
Батюшка Валериан часто вспоминал (и в проповедях говорил, и в частных беседах) евангельскую простоту своего духовного отца, любовь ко всем, кто приходил, и особо обращал внимание на одну из самых существенных отличительных черт – неосуждение. Как бы то ни было, через что бы Бог ни провел этого конкретного человека, Господь знает – зачем. А ты – не осуждай. Главное: «От нас зло не должно исходить», – этот завет своего духовного отца батюшка Валериан передал и нам.
Мы ведь по большому счету ничего не знаем. Чем более умудренными были, становились отцы, тем больше они сами умалялись, смирялись, отдавая все на суд Божий, никого не осуждая. Так поступали и отец Сергий, и наш приснопоминаемый батюшка – в схиме Михаил.
Везде и всюду для него была важна душа человеческая
А вот чему они наставляли, причем именно из своего опыта, так это благодарению Богу за все. Жизнь у отца Валериана всегда была исповедническая. Он ради ближнего не давал себе покоя. Где он только ни побывал, в каких только странах и весях ни проповедовал Слово Божие. Даже Японии его проповедь достигла, он там встречался, в частности, с нашими дипломатическими работниками. Но везде, где бы ни оказался – в русской ли глубинке или за рубежом, среди простого народа или на приеме у высокопоставленных госслужащих, – для него была важна душа человеческая. Не нечто внешнее – как в ту же Японию наши туристы ездят поглазеть на цветение сакуры или Фудзияму. Нет. Он заботился прежде всего о душах людей.
Везде, где бы он ни оказался, для него была важна душа человеческая
Так он и на Камчатку летал, когда я там, помогая владыке Артемию, служил. Посещал он меня и мою тогда уже паству и на Чукотке, когда сам я там уже выполнял послушание правящего архиерея. Батюшка приехал, помню, к нам как раз после визита Святейшего Патриарха Кирилла, прошло буквально две недели. И отец Валериан с таким трепетом говорил, что вот, Святейший все освятил, а наша задача – взрыхлить почву душ человеческих, тем более тех, кто еще не в храме; посеять Слово Божие, которое в будущем даст еще здесь Свои плоды.
Жизнь в России держится на личном контакте
Наша духовная дружба с батюшкой всегда была полна духовной радости. Часто я бывал здесь, в Акулово, служил литургии. Но даже мимолетное знакомство с таким пастырем для всех становилось событием в жизни.
Буквально неделю назад в Псковской митрополии мы простились со старейшим клириком всей нашей Церкви, отцом Иоанном Мироновым. Я и сам не знал, а только в день его кончины узнал, что и он ранее принял схиму, и провожали мы его как иеросхимонаха Иоанна. Уходят праведники. Много они за нас молились, но наступает время, когда мы должны уже сами и подвизаться, и молиться – за себя и за тех, кому и наша молитвенная помощь нужна. Все, что могли, старцы для нас сделали. Столько всего, что переняли от предшественников, и нам передали, как сказано у апостола: «из уст в уста» (2 Ин. 12), этого нигде не прочитаешь.
«Жизнь в России, – как еще говорил отец батюшки, протоиерей Михаил Кречетов, – держится на личном контакте».
Многие из нас бывали у отца Валериана на исповеди. Сколько нам было сказано духовных советов! А вот наверняка свидетельствовать о том, что я в полной мере исполнил заповеданное, ведь не повернется язык. В этом, конечно, наше несовершенство. Господь через духовников нас ведет, а мы по нерадению своему, к сожалению, где-то ленимся, в чем-то оправдываем себя, но так мы и позволяли бесам расхищать нашу духовную жизнь. Но сейчас уже время «собирать камни» (см.: Еккл. 3:5).
Все время с людьми, все время с Евангелием
Вот нам и выпал черед прощаться с батюшкой, и мы плачем. По-человечески это все понятно, но лучший для него подарок и лучшее утешение – не слезы наши, а прежде всего исправление нашей жизни. Для него это будет радость. И это будет главное доказательство того, что мы, по слову старца и по образу его жизни, тоже стали учениками Христа. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – сказал Господь, – если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13:35). Так и подлинные ученики старцев узнаются.
За нас сейчас ребята на линии боевого соприкосновения гибнут, жертвуя собою, – это высшее проявление любви, когда человек отдает жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Сколько подвигов, сколько примеров истинно христианской любви нам дается ныне! Но даже если мы не на фронте, у нас всегда есть возможность проявить свою любовь по отношению к ближним и дальним. Это то, чем всегда отличались наши старцы, и батюшка Валериан в том числе. Обо всех он радел. Куда ни позовут выступить, поедет. До последнего всех на исповеди принимал. Пока всех не выслушает, даже самых чудаков, не уходит. Храм закрывается, помощники батюшку просят уже идти, так он на ходу продолжает отвечать на вопросы, благословляет. Днями напролет в храме или в домике рядом народ принимал. Так же – и в поездках. Помню, прилетел на Камчатку – на вечернюю службу сразу же из аэропорта примчался, утром – уже в алтаре еще перед началом литургии. Приезжает на Чукотку – опять все так же: всенощная, литургия. И все время с людьми, все время с Евангелием.
Блажен раб, егоже обрящет бдяща
Когда один человек любит другого, он старается делать все возможное, чтобы тот, кого он любит, был доволен. Он максимальное количество времени проводит рядом с ним, ловит каждое его слово. И все время думает о нем. Вот так и человек, который любит Бога. Если он старается всегда быть с Ним в сердце, мысленно собеседовать, можно сказать, что он любит Христа. Мы про себя можем так сказать? – Наверное, нет. Нас наши же грехи отделяют от Бога. Нам тяжело помолиться вечером. Сложно дается проснуться и понудить себя пойти на богослужение в храм или хотя бы пораньше встать на молитву дома, чтобы все без спешки прочесть, с теплотой сердечной, с умилением. Мы все в заботах и, дай Бог, услышав колокольный звон, перекрестимся и хоть кратенько воздохнем ко Господу.
Отец Валериан своим примером учил нас хождению пред Богом, непрестанной молитве
А отец Валериан нас самим своим примером учил хождению пред Богом, непрестанной молитве. Когда его час богослужения заставал где-то в пути, он открывал чинопоследование служб и читал их или в последние уже годы просил прочесть помощников. И ему до самого ухода, даже ночью, – батюшка преставился 14 ноября в 5:30 утра, – дочь Анастасия читала Евангелие от Матфея1, а когда при тусклом свете приглушенной лампы не могла увидеть слово (притча о 10-ти девах; см.: Мф. 25: 1–13), батюшка, наизусть все знавший, сам подсказал:
– Жених!
Как будто к тебе единственному была обращена его любовь
Сегодня, прощаясь с отцом Михаилом (батюшкой Валерианом), я думаю, каждый из нас вспомнит те слова, которые были сказаны ему лично. И каждый вспомнит, как ловил себя на этом ощущении, как будто к тебе единственному была обращена его любовь. Так что даже казалось, по крайней мере, именно в момент общения с ним: точно батюшка меня любит больше всех. Он сказал мне и то, и это, и помолился за меня, и погладил, и обнял, и благословил, а если еще и позвонил – то это вообще! Его любовь и собрала нас всех здесь, в этом древнем храме, намоленном в том числе и его более чем полвека возносимыми тут молитвами.
Тысячи людей стекаются ко гробу праведника. Подобное мы видели недавно и во Пскове, когда на прощание к отцу Иоанну (Миронову) на прошлой неделе собрались архиереи – владыки Кирилл и Мефодий (Зиньковские), митрополит Вениамин, Экзарх Беларуси и многие-многие другие архипастыри, священники, чада старца. Нас тянет к человеку святой жизни. Потому как это возможность испить ту «живую воду» (Ин. 4:10) Слова Божия, которая дает силы и одухотворяет человека на совершение повседневных дел, на выполнение поставленных Промыслом Божиим перед каждым из нас задач.
И, вспоминая теперь эти слова, сказанные нам старцем, давайте не будем проливать слезы, а станем стараться их претворять в жизнь, которая на самом деле коротка, и так, усердствуя, будем «подражать вере» (Евр. 13:7) наставника нашего и радоваться, что Господь принимает его в Свои объятия. И, «взирая на кончину» батюшки (Евр. 13:7) сами будем помнить, по завету святых отцов, «последняя своя» (свой смертный час) и трезвиться, стараясь не грешить, а жить по Евангелию. У него, кстати, и одна из последних книг называется «Жизнь по Евангелию в наше время». И это возможно, как нам всей своей жизнью и доказал отец Валериан – схиархимандрит Михаил. Можно угодить Богу и будучи семейным человеком, и в монашеском образе – какие же он сам принес Церкви обильнейшие плоды!
Время для всех. Можно прийти
Последние несколько лет батюшка, наверное, подобно старцу Паисию Святогорцу, который вымолил себе онкологическое заболевание, сам просил: «Господи, дай мне пострадать. Я еще не все для Тебя сделал». Приходилось же от батюшки слышать, как он цитировал апостольские слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29). Господь и дал ему так же, как преподобному Паисию, как практически и всем верным Своим чадам, крестные муки – он и тем, и тем, и тем болел. И, разрешаясь от уз многострадального тела, мог сказать опять же словами апостола: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21).
Батюшка был готов к переходу в жизнь вечную, но Господь держал его в этом мире ради нас как одного из последних старцев
И нам всегда нужно быть готовыми к этому переходу. Батюшка был готов, ему про это еще наш псковский старец Николай Гурьянов некогда говорил. Но Господь держал схиархимандрита Михаила в этом мире ради нас как одного из последних старцев. Не всегда у него была возможность всех принять, но сейчас, когда он упокоился за алтарной стеной, эта возможность будет. Можно прийти, попросить, рассказать о своих проблемах и заботах, приложиться ко кресту, пропеть вечную память. Так у нас и отец Иоанн (Крестьянкин), который почивает в пещерах Псково-Печерского монастыря, говорил: «Настанет пора, когда у меня для всех будет время, для всех людей». И сейчас народ едет тысячами, десятками тысяч, чтобы приложиться к его гробу в пещерах, поговорить со старцем, испросить его святых молитв, заступления.
И батюшка Валериан, в схиме Михаил, никуда не делся от нас – он с нами. У людей слезы. Конечно, Христос тоже скорбел, когда Лазарь умер, даже, сказано: «прослезился» (Ин. 11:35). Но смерть друзей, истинных служителей Божиих, – ко славе Божией: как Лазарь умер и воскрес, так и все, кто Христовы (Лк. 20:36), воскреснут. Все мы с вами, дорогие, воскреснем во Второе Пришествие. Вопрос в том, воскреснем ли к вечной Жизни или к вечному мучению, – а это зависит от нас, от того, как мы живем, как следуем за теми, кто нам прокладывал путь к Царствию Божию. Прощаясь с батюшкой, будем просить его молитв, чтобы нам иметь верность Богу и Божией Матери и ум, просвещенный Светом Истины.
Схиархимандрит Михаил – архимандрит Серафим – протоиерей Валериан – служил в Покровском храме в Акулово на одном месте 55 лет. Он принял эту эстафету от священнической династии Орловых – отца Петра, отца Василия, отца Сергия, – как и от своего папы протоиерея Михаила Кречетова, и он пронес перед собой эту веру, унаследованную от них, как горящую свечу. Будем и мы хранить пламень его заветов. Дай Бог, чтобы и служащее сейчас здесь духовенство приняло дар его любвеобильного пастырства. Пусть это место будет столь же посещаемым – помолившись тут на службе в древнем храме Богу, Царице Небесной, святым, мы можем помолиться теперь и еще одному у Них за нас предстателю.