Чем помочь родственнику, если у него «не все дома»

Беседа с врачом-психотерапевтом Андреем Бутько

Если у человека болят суставы, или сердце, или желудок, отношение окружающих к нему всегда сострадательное. Если у такого больного идет ухудшение состояния, никто не сомневается в необходимости интенсивного лечения в больнице. А к попавшим в больницу сочувствия еще больше. В случае психических расстройств – картина иная. Если проблемы у ближайшего родственника, сразу мысль: как можно родного человека отдать в «психушку»? Да и у окружающих отношение к таким больным скорее презрительное и настороженное, чем сочувственное. Мы побеседовали об этой проблеме с врачом-психотерапевтом Минского городского онкологического центра, тренером Центра практической психологии «Феномены», членом Свято-Никольского братства Андреем Бутько (г. Минск).

Доктор Филипп Пинель освобождает от оков психически больных в больнице Сальпетриер в 1795 году. Художник: Тони Робер-Флёри Доктор Филипп Пинель освобождает от оков психически больных в больнице Сальпетриер в 1795 году. Художник: Тони Робер-Флёри

– Андрей Владимирович, что вы думаете по этому поводу как врач-психиатр?

– Есть такое явление, как невежество. Бывают люди с гипертонической болезнью, диабетики, которые считают, что лекарства – зло. Не надо принимать их – и точка. Таблетки все разрушают, а без врачей наступило бы счастье…

То же можно сказать и в отношении психических расстройств. Люди в них меньше разбираются и потому стигматизируют (стигматизация – предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку, связанное с наличием у него каких-либо особых свойств, признаков, болезней. – Е.Н.). Эти болезни пугают, вызывают чувство стыда. Это опять же зависит от степени грамотности в области психического здоровья.

– Так что же такое душевная болезнь? И чем занимается психиатрия? Ведь «психо» в переводе с греческого значит «душа». Разве можно с помощью лекарств лечить душу? Вот у Симеона Нового Богослова есть такое высказывание: «Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах… А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее – Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа».

– Есть некое несоответствие в терминах. Потому что психиатрия, хоть и носит такое название, не занимается душой как нематериальной субстанцией и не претендует на то, чтобы заниматься. Это наука, которая занимается вполне материальными явлениями, которые можно исследовать, измерить, доказать. Душу, как явления невещественное, наука всецело вверяет Церкви и совершенно на него не претендует.

Андрей Бутько. Фото: Елена Наследышева Андрей Бутько. Фото: Елена Наследышева

Если взять трехсоставную модель человека, о которой говорит православное богословие (дух, душа, тело), то тело – это биологический объект, который можно лечить различными медицинскими средствами.

Если рассматривать душу в ее психотерапевтическом материальном понимании (личность, воспитание, особенности характера, развитие тех или иных чувств, осознание человеком своих чувств), то это область душевности, которая тоже уже достаточно исследована. Здесь способ воздействия и лечения – психотерапия.

А вот состояние духа человека, направленность его жизни по воле Божией или против нее – это уже момент сугубо духовный.

Если неверующие люди считают, что телесные болезни совершенно не связаны с душевным состоянием человека, то верующие убеждены, что между душой и телом существует тесная связь. И нарушения в области духа приводят к нарушениям в душевной сфере, а в итоге – в телеcной.

Если мы переступили порог Церкви, это не значит, что отныне нашим здоровьем занимается лично Господь, а для предотвращения болезней достаточно благодати

Однако, если вернуться к теме невежества, то среди верующих есть люди более грамотные и менее. Если человек становится верующим, это еще не значит, что он станет умнее и просвещеннее. Люди малограмотные веру тоже воспринимают искаженно. И проблема здесь в грамотности, а не в том, что транслирует религия.

У людей верующих есть точно такие же болезни, как и у неверующих. И если мы переступили порог Церкви, это не значит, что отныне нашим здоровьем занимается лично Господь, а для предотвращения болезней достаточно благодати. Чистить зубы все равно надо, заботиться о сосудах, о сердце, следить за питанием – тоже. Тело дано нам Господом в аренду на время земной жизни, и каждый из нас лично за него отвечает.

– Психика человека – сложна и многогранна. Можете ли вы пояснить какие-то основные принципы, по которым врач-психиатр определяет, что имеет дело именно с болезнью?

– Условно говоря, все психические расстройства можно разделить на две большие группы. Одна – это болезни, которые связаны с нарушением обмена веществ в головном мозге. К примеру, шизофрения связана с нарушением обмена дофамина, депрессия – серотонина и норадреналина, тревога – глутаминовой кислоты. И это серьезные, грозные болезни.

Однако на сегодняшний день многие из них прекрасно лечатся. Человеку поставлен диагноз, подобрано лекарство, нормализующее обмен веществ в конкретных отделах мозга, и когда человек принимает это лекарство, болезнь уходит без следа. Не нужно трудиться над каким-то глубоким самоанализом, достаточно поставить диагноз, подобрать лечебный препарат – и болезнь исчезает.

Совершенно иная категория расстройств связана со стрессом. Это так называемые неврозы. Это болезни функциональные, при которых каких-то больших, значимых нарушений обмена веществ в головном мозге нет или эти нарушения вторичные. Данные болезни связаны с особенностями характера человека. Корни этих нарушений находятся в детстве, в воспитании. Основным методом лечения этой категории болезней является психотерапия, а лекарства выполняют вспомогательную роль.

Одна мама, когда воспитывает своего ребенка, ведет его по улице и говорит: «Вот посмотри, какие листики на деревьях, какая травка зеленая, какие цветы». И ребенок все это замечает.

А у другого мама пьющая, постоянно его ругает. Этого ребенка с детства не приучали замечать прекрасное, и когда он идет по улице, то не видит этой травы, не видит листочков, насекомых, птичек – у него совершенно иное состояние духа. Двое этих людей будут идти по улице, и один заметит прекрасное, а другой – нет, потому что у них было разное детство, разное воспитание.

– А грех, а страсти человеческие? Разве только нарушение биохимических процессов в организме и воспитание виноваты в том, что есть в нашей жизни душевнобольные люди, те же маньяки?

– Я разделяю мнение Православной Церкви о том, что мир во грехе лежит, и человек болеет и умирает именно по причине своей греховности.

Болезни, связанные с повреждением головного мозга, однозначно не являются прямым следствием греха

Однако когда мы говорим о грехе как о промахе, как об ошибке, которую мы можем совершать ежедневно, то хочется подчеркнуть, что болезни, связанные с повреждением головного мозга, однозначно не являются прямым следствием греха.

Когда мы говорим о неврозах, о функциональных расстройствах, в основе которых лежит внутренний конфликт, то здесь понятие греха более применимо. Ошибки в отношении заповедей и воли Божьей, совершаемые родителями и самим человеком, могут иметь отношение к этим болезням, но не в каждом случае.

– А что вы скажете по поводу одержимости? Как относитесь к мнению, когда между понятиями «душевнобольной» и «одержимый» ставят знак равно?

– Будучи верующим человеком, я убежден в существовании ангелов и бесов. Также не отрицаю, что человек может быть одержим бесами. Верю в то, что Святая Православная Церковь может помочь в этом случае. Но за все время своей практики ни разу не видел одержимого. Думаю, что подобное явление в настоящее время встречаются крайне редко.

Поэтому, если православные люди наблюдают у своего родственника какие-либо признаки душевного расстройства, то более правильный путь – как можно скорее обратиться к врачам. Потому что на результат лечения часто оказывает влияние именно время обращения.

– Вы хотите сказать, что в психиатрии, как и в онкологии, решающее значение имеет время начала лечение?

– Это касается всех болезней. Если это болезни, связанные с проблемами характера, то чем более в юном возрасте человек начнет заниматься с психотерапевтом, тем у него больше возможностей добиться прогресса.

Если это болезнь, связанная с повреждением мозга, тем более. Если начать лечение при первых симптомах – будут меньшие разрушения мозга. С помощью лекарств удастся затормозить процесс, купировать его. А если прошло много лет и мозг серьезно поврежден, то болезнь уже не поддается лечению. Тогда только – группа инвалидности, дом-интернат, уход.

Стадия, на которой люди обращаются, зависит от их грамотности и неравнодушия к своему родственнику. Важна готовность заботиться, тратить силы и средства на лечение. Не менее важно, готов ли больной принимать эту заботу. Ведь есть люди упорные в своем невежестве.

Помню случай, когда в республиканскую психиатрическую больницу поступила пациентка. Ни у кого из врачей не было сомения, что у нее шизофрения. Назначенное лечение дало хороший результат. Но мать пациентки внезапно забрала ее, не дав завершить курс. Мать сказала, что это одержимость, и она боится, что в больнице могут как-то усугубить состояние дочери.

Уже практически здоровую девушку около трех лет возили на отчитки, водили к бабкам. Болезнь прогрессировала, и когда психика этой девушки была уже безнадежно разрушена, они вернулись в клинику. Но полностью восстановить все функции нервной системы врачи уже не смогли. Девушка получила группу инвалидности. Я считаю, что здесь прямая вина матери, ее невежества.

– Но согласитесь, что широко распространен образ психбольницы как учреждения карательного характера, особой тюрьмы. Где с помощью медпрепаратов подавляют, ломают личность человека… Так что же более милосердно и сострадательно: отдавать туда родного человека или нет?

– А с аппендицитом отдавать на операцию – это милосердие? Бывает, что при таких операциях умирают. Но ни у кого не возникает такого вопроса. Насчет психбольницы – это предрассудки. Помогать страждущему – это милосердно.

Есть ситуации, когда психически больного можно надолго оставить без помощи, и с ним ничего страшного не случится. Но все-таки, я думаю, самое правильное – проконсультироваться с врачом и узнать: 1) есть ли психическое расстройство или нет; 2) что будет, если лечить, и что, если не лечить. И потом принимать решение.

Вообще, более правильно не выделять психические болезни среди других заболеваний. И не воспринимать врача-психиатра как особенного врача. Не нужно предвзятого отношения. Оно происходит от непонимания, страха, невежества.

Вопросы Церкви – это вопросы добра и зла. А вопросы психического здоровья – это не всегда вопросы добра и зла

Вопросы Церкви – это вопросы добра и зла. А вопросы психического здоровья – это не всегда вопросы добра и зла. Очень часто это гораздо более простые вопросы, как, например: полезно чистить зубы или нет?

Если наш сосед умирает от кровотечения. Мы что, будем у него спрашивать, надо ли ему рану перевязать? Будем перевязывать. А если будет сопротивляться, вызовем милицию, они будут держать, а мы перевязывать. Если человеку грозит смерть, мы не можем быть в стороне, даже если он сам стремится погибнуть…

Что более милосердно, по-христиански? Если у кого-то из близких или знакомых проявилось психическое расстройство, то более милосердно – проявить рассудительность и не говорить человеку: это тебе по грехам, ты сам виноват! Тем самым усугубляя его чувство вины.

Более правильно – проявить благоразумие, успокоить, потому что человек напуган своим состоянием – например, бредом, навязчивыми мыслями, галлюционациями. Успокоить, поддержать, помочь встретиться с врачом, убедить в том, что визит к врачу необходим. Важно помочь своему брату во Христе преодолеть свои собственные предрассудки, страхи, тревоги, а не сломя голову вести его на отчитку!

Если вам не безразлично здоровье близкого человека, то можно приложить усилия и уговорить, убедить его лечиться. Принимать лекарства, может быть, придется всю жизнь, как это делают гипертоники и больные сахарным диабетом. Но зато человек не станет инвалидом, поддержит силы своего тела, которые ему вполне пригодятся для добрых дел.

И, вообще, с самого начала психического заболевания, в процессе его диагностики и лечения людям с такими расстройствами очень важны сострадание и поддержка! Именно здесь место христианским добродетелям, таким как любовь и милосердие.

С Андреем Бутько
беседовала Елена Наследышева

8 декабря 2025 г.

Смотри также
«Быть всегда готовым к общению и служению» «Быть всегда готовым к общению и служению»
Прот. Георгий Иоффе
«Быть всегда готовым к общению и служению» Протоиерей Георгий Иоффе: «Быть всегда готовым к общению и служению»
Служение священника в клинике для душевнобольных
Будущих священников нужно знакомить с основами клинической психиатрии. Нужны учебные пособия, помогающие понять проявления психических расстройств, чтобы не путать болезненные проявления психики с греховными действиями.
«При депрессии нужны лекарства, при унынии – псалмы» «При депрессии нужны лекарства, при унынии – псалмы»
Людмила Кинсфатор
«При депрессии нужны лекарства, при унынии – псалмы» «При депрессии нужны лекарства, при унынии – псалмы»
Беседа с психиатром Людмилой Кинсфатор
Вера в Бога и воцерковленность – основа взаимоотношений между врачом и пациентом, особенно в такой сфере, как психическое здоровье.
Оккультизм и психическое здоровье Оккультизм и психическое здоровье
Дмитрий Семеник
Оккультизм и психическое здоровье Оккультизм и психическое здоровье
Дмитрий Семеник
Истории обращавшихся к оккультным практикам и тех, кто развивал у себя «сверхспособности», подтверждают: за грех оккультизма Бог наказывает нарушениями психического здоровья. Что поможет в таких случаях?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.