Бывает так, что некое обстоятельство – несправедливое, обидное, тяжкое – ранит нас и не дает нам покоя, держа нас в нервном напряжении, истощая наши душевные силы, снижая качество нашей внутренней жизни. Мы возмущены, мы испытываем потребность выговорить свою боль. Понимая, что окружающим это, в общем, не очень нужно, мы без конца выговариваем эту боль самим себе… и только воспаляем тем самым больное место. Кто как, а я – человек по природе активный и достаточно уверенный в своих способностях; и мне всякий раз не верится, что лично я вот тут ничего не могу поделать, что не в моих силах вот эту ситуацию изменить. И потому я в подобных случаях извожу себя бесполезными «поисками выхода», доходя порой до несусветных глупостей… к счастью, не реализуемых.
И это всё – вместо того, чтобы сказать себе простое слово:
– Потерпи.
– Просто потерпеть, и ничего больше?!
– Да не совсем уж ничего…
Приняв такое решение – потерпеть, – ты прекращаешь бесплодную борьбу, точнее, болезненную возню с ранящим тебя обстоятельством. Тебе уже нет нужды всё время о нем думать – ты можешь подумать о чем-то другом и заняться, наконец, чем-то другим – не поневоле, а по своему выбору. И получить от своего занятия радость. И понять, что радость для тебя вполне реальна. Границы твоих возможностей изменились, да! Но возможности остались.
Границы твоих возможностей изменились, да! Но возможности остались
Травмирующая ситуация не отняла у тебя разом все твои способности, не обесценила твой опыт, не лишила тебя твоей богоданной жизни. Во всём этом ты убеждаешься, согласившись потерпеть. Точнее, решившись потерпеть. Это всегда нелегко: решиться на внутренний поворот, вырваться из эмоционального плена, преодолеть саможаление, перестать глотать соленую воду – и остаться в этом решении последовательным.
Но если уж мы решились – мы чувствуем реальное изменение. То, что полыхало в центре нашего существа, постепенно гаснет и отступает на периферию. Мы его терпим – значит, мы с ним живем. Именно живем, а не только переживаем это горькое обстоятельство. Хуже нет, когда человек становится рабом своего переживания – пусть сколько угодно понятного и справедливого. Наша правота – например, в каком-либо конфликте – не стоит нашей душевной свободы. Потому что только при условии душевной свободы – несвязанности души – возможна свобода духовная. Согласившись потерпеть, ты чувствуешь именно ее – духовную свободу как возможность жить с Богом, или, вернее – Богом жить, а не своими скорбными обстоятельствами... которые ведь и останутся скорбными до конца дней наших: не будет вот этой именно обиды, вот этой болячки, так будет другая, и не одна.
–Так что же нам – всю жизнь терпеть?!..
– Именно! Потому терпение – это великое благо. Умение терпеть – это возможность свободы. И возможность живой веры, веры-доверия. Много раз сказано, что всё, происходящее с нами в этой жизни, нужно принимать от Господа с благодарностью, что трудности, скорби, лишения и болезни посылаются нам ради очищения, научения и спасения. Но всё это останется лишь словами, если мы не сделаем вот этого начального шага, не скажем себе «потерпи», не согласимся терпеть.
Терпение – добродетель христианина. Это понятие единое и многогранное. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21,19), говорит Спаситель, предупреждая Своих учеников о предстоящих им страданиях. Терпение – готовность принять страдание, готовность его поднять, понести, не дать ему себя завалить, связать, обескровить: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Человек, решившийся на терпение, даже и в самых тяжких, мучительных обстоятельствах продолжит свою христианскую жизнь и сможет научиться чему-то еще. Ведь христианская жизнь – это всегда учеба; только не учеба-натаскивание, а учёба-открытие. Очень важно пройти цепочку, обозначенную апостолом Павлом: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5, 3–5). История православной святости – это, по сути, история великого терпения. Оно возрастает по мере получаемого человеком благодатного утешения (эта мысль есть, в частности, у преподобного Исаака Сирина), но, чтобы открыть дверцу перед этой благодатью, нужно сделать решительный и бесповоротный шаг, сказав себе однажды: потерпи.
История православной святости – это, по сути, история великого терпения
Отказ потерпеть есть ропот. Ропот есть биение мухи о стекло. Я встречала людей, изнемогших от бессмысленного ропота, загнавших себя в этот ропот, как в тупик, и упорно не хотевших почему-то сдать назад, развернуться, сказать себе: «Прими, потерпи, понеси» – и сделать, таким образом, первый шаг к освобождению. И других людей я знаю – тяжелейший крест несущих, и остающихся при том – свободными для жизни с Богом, для любви к Нему и к людям.
Но, как уже сказано, терпение – понятие многогранное и глубокое. В обычной нашей жизни, полной, увы, бед и скорбей, мы часто сталкиваемся с терпением безрадостным, с терпением по принципу: «Ну, что ж, ничего не поделаешь, придется терпеть». Однако терпение – вовсе не синоним некоей «безнадёги». Что значит – ничего не поделаешь? Терпение уже есть дело. Начало дела, а дальше – опыт самопреодоления, обретения себя, укрепления в вере. И та самая надежда, которая не постыжает – ведь в церковнославянском языке одно из значений глагола «терпети» – надеяться: «...ибо вси терпящии Тя не постыдятся, Да постыдятся беззаконнующии вотще» (Пс. 24, 3)