Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Закон терпения

    

От ближнего – жизнь и смерть.
Ибо если мы приобретаем брата,
то приобретаем Бога;
а если соблазняем брата,
то грешим против Христа.

Прп. Антоний Великий

Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические. Это касается всего спектра взаимоотношений: приятельских, дружеских, общинных, семейных, родственных, деловых, романтических и т.д.

Если у нас такие отношения между собой, то какие тогда отношения с Богом? Апостол любви дает неутешительный ответ:

«Кто говорит: ‟я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Слова эпиграфа – приговор нашему эгоистичному миру, сосредоточенному на себе и своих желаниях, в подтверждение апостольского пророчества:

«Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. 3, 2–4).

Христианство – не есть религия индивидуализма. Фактически два тысячелетия назад положено начало формированию новой этнической общности – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9).

И при этом мы, призванные быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 12–13), обречены на то, чтобы постоянно сталкиваться с несовершенством друг друга.

Наставления древних отцов-пустынников, этих «мужей, достигших ангельского жития и созерцания», как пишет о них святитель Феофан Затворник, пронизаны трепетным отношением к ближнему. Дошедшие до нас изречения проникнуты духом чуткости, деликатности, рассудительности.

Современный нам мир, тот, который «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), пропитан иным духом: в нем процветает эгоизм, гордыня, жадность, желание настоять на своем, не упустить выгоду.

И тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»

Но и тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»1.

Богопросвещенный Павел, говоря об исполнении закона Христова – любви, дает указание относительно способа его исполнения: «Носи́те бремена друг друга» (Гал. 6, 2).

Бремена, или, по-церковнославянски, «тѧгѡты̀», есть то, что составляет наш крест, от самого незначительного до судьбоносного – болезнь, смерть близких, потеря работы, отсутствие жилья, денег, страх будущего, собственный характер и обстоятельства жизни.

По разъяснению святителя Василия Великого,

«грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению».

Если указание «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) есть указание лично каждому христианину, то нести бремена друг друга означает помощь ближнему в его собственном крестоношении.

О бесценности такой помощи, хотя бы и по принуждению, свидетельствуют евангельские события: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 32).

Насколько тогда значительнее добровольное желание разделить тяжкую ношу другого: сопереживать в скорби, потерпеть чужую немощь, помочь в сложных обстоятельствах. Несение этого бремени свидетельствует об исполнении закона о любви к Богу (как Создателю всех человеков) и ближнему (как лучшему из Его творений).

Иногда даже за одно такое желание и готовность понести немощь другого Господь дарует сугубую благодать обоим.

Напрасно мы думаем, что добрым отношением и сопереживанием мы можем кого-то испортить. Портит все только наш эгоизм, а искренность и чистота намерений увенчиваются просвещением свыше и неожиданной помощью.

Есть ли предел у терпения? Каждый решает сам. Но апостол Павел, оканчивая свой гимн любви обезоруживающим «любовь никогда не престает» (1 Кор. 13, 8), оставляет незначительный простор нашему самооправданию.

А несение тягот другого как подлинное проявление любви делает нас сопричастниками обетования:

«Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15, 19).

Юлия Балаянц

22 июля 2024 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 421 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Когда мы покроем согрешение брата своего, – и Бог покроет наши оскорбления; а когда мы обнаружим грех брата, – и Бог объявит наши грехи (авва Пимен).

Комментарии
Иоанна_22 июля 2024, 16:19
"Катастрофические"? Это не христианский взгляд. Христианин знает, что люди всегда действуют по страстям в силу своей природы, и только вера во Христа позволяет переломить эту инерцию. Кто хочет и стремится ко Христу, ко спасению - имеет гораздо лучшие возможности и условия для реализации своих стремлений, чем раньше. По мне, так люди и отношения между ними не особо отличаются от тех, что были 20, 30, 40 лет назад. Просто люди стали более свободными, поэтому стало меньше лицемерия, и это - большой плюс.
Галина И .22 июля 2024, 12:04
Прод. Вскоре вышла на полянку и изумилась: она вся была покрыта спелой земляникой.Набрала где - то литр и отвезла внучке. На следующий день, несмотря на упорные поиски, эту полянку я не нашла.Она исчезла. Ещё много было разного. С одной плачущей женщиной молились с вечера до 12 ночи за ее сына, кот. был в реанимации в тяжёлом состоянии (зависимость). В полночь она позвонила врачам, и ей ответили, что сын пришел в сознание, все хорошо. И по сей день с ним все хорошо. Только причем здесь закон терпения, не пойму. Это закон любви и радости во Христе Иисусе, когда тайно не ожидаешь воздаяния для себя, а без лукавства заботишься о ближнем, как о себе. Христос-Спаситель,и "слово Божие непреложно".
Галина И.22 июля 2024, 11:48
Когда мы исполняем заповедь Божию по отношению к ближнему, порой происходят просто чудеса. А если заботимся лишь о себе под вывеской " борьбы со страстями", наше эго приносит плоды, противоположные плодам Святого Духа, и мы плавно и незаметно для себя переходим из одной духовной плоскости в другую. Это духовный мир, а с ним не играются. Расскажу о нек.случаях из жизни своей, и это не из книжки и не басня языческая. А верить- нет- дело каждого. Как- то давно у меня заболела любимая внучка и попросила клубники, благо я была на даче. Пора была ранняя, где ее взять? На рынке она стоила большие деньги, а их в ту пору у меня не было. С болью в сердце я попросила Бога помочь и пошла в лес на авось.
Мария22 июля 2024, 11:27
Спасибо большое за статью! Как никогда вовремя). Ёмко, понятно и насущно.
Марина Анатольевна22 июля 2024, 10:20
Спасибо за статью. Очень выверено и грамотно - в Духе Истины Христовой.
Постоянная читательница22 июля 2024, 08:31
Первые два предложения в статье шедевральные.
Антоний 22 июля 2024, 02:14
"Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические" - нет, не справедливо. Сегодня как никогда со времён Великой Отечественной чувствуется сплочение народа нашей страны. Это в 90-е иноагентов нам навязывали Западные ценности индивидуализма, блуда и потребительства. Сегодня же ясно чувствуется: мы все братья. Когда ты не потратишься на веселье или безделушки, а фронту поможешь чем можешь - кто маскировочные сети плетет, кто закупает экипировку. И такие герои везде - от таксиста до начальника завода. Эпоха братства, эпоха единения! А какая молодежь сегодня патриотичная, целеустремлённая! Смотрю на студентов, душа поет: есть шанс!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×