От ближнего – жизнь и смерть.
Ибо если мы приобретаем брата,
то приобретаем Бога;
а если соблазняем брата,
то грешим против Христа.
Прп. Антоний Великий
Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические. Это касается всего спектра взаимоотношений: приятельских, дружеских, общинных, семейных, родственных, деловых, романтических и т.д.
Если у нас такие отношения между собой, то какие тогда отношения с Богом? Апостол любви дает неутешительный ответ:
«Кто говорит: ‟я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
Слова эпиграфа – приговор нашему эгоистичному миру, сосредоточенному на себе и своих желаниях, в подтверждение апостольского пророчества:
«Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. 3, 2–4).
Христианство – не есть религия индивидуализма. Фактически два тысячелетия назад положено начало формированию новой этнической общности – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9).
И при этом мы, призванные быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 12–13), обречены на то, чтобы постоянно сталкиваться с несовершенством друг друга.
Наставления древних отцов-пустынников, этих «мужей, достигших ангельского жития и созерцания», как пишет о них святитель Феофан Затворник, пронизаны трепетным отношением к ближнему. Дошедшие до нас изречения проникнуты духом чуткости, деликатности, рассудительности.
Современный нам мир, тот, который «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), пропитан иным духом: в нем процветает эгоизм, гордыня, жадность, желание настоять на своем, не упустить выгоду.
И тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»
Но и тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»1.
Богопросвещенный Павел, говоря об исполнении закона Христова – любви, дает указание относительно способа его исполнения: «Носи́те бремена друг друга» (Гал. 6, 2).
Бремена, или, по-церковнославянски, «тѧгѡты̀», есть то, что составляет наш крест, от самого незначительного до судьбоносного – болезнь, смерть близких, потеря работы, отсутствие жилья, денег, страх будущего, собственный характер и обстоятельства жизни.
По разъяснению святителя Василия Великого,
«грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению».
Если указание «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) есть указание лично каждому христианину, то нести бремена друг друга означает помощь ближнему в его собственном крестоношении.
О бесценности такой помощи, хотя бы и по принуждению, свидетельствуют евангельские события: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 32).
Насколько тогда значительнее добровольное желание разделить тяжкую ношу другого: сопереживать в скорби, потерпеть чужую немощь, помочь в сложных обстоятельствах. Несение этого бремени свидетельствует об исполнении закона о любви к Богу (как Создателю всех человеков) и ближнему (как лучшему из Его творений).
Иногда даже за одно такое желание и готовность понести немощь другого Господь дарует сугубую благодать обоим.
Напрасно мы думаем, что добрым отношением и сопереживанием мы можем кого-то испортить. Портит все только наш эгоизм, а искренность и чистота намерений увенчиваются просвещением свыше и неожиданной помощью.
Есть ли предел у терпения? Каждый решает сам. Но апостол Павел, оканчивая свой гимн любви обезоруживающим «любовь никогда не престает» (1 Кор. 13, 8), оставляет незначительный простор нашему самооправданию.
А несение тягот другого как подлинное проявление любви делает нас сопричастниками обетования:
«Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15, 19).