Закон терпения

    

От ближнего – жизнь и смерть.
Ибо если мы приобретаем брата,
то приобретаем Бога;
а если соблазняем брата,
то грешим против Христа.

Прп. Антоний Великий

Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические. Это касается всего спектра взаимоотношений: приятельских, дружеских, общинных, семейных, родственных, деловых, романтических и т.д.

Если у нас такие отношения между собой, то какие тогда отношения с Богом? Апостол любви дает неутешительный ответ:

«Кто говорит: ‟я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Слова эпиграфа – приговор нашему эгоистичному миру, сосредоточенному на себе и своих желаниях, в подтверждение апостольского пророчества:

«Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. 3, 2–4).

Христианство – не есть религия индивидуализма. Фактически два тысячелетия назад положено начало формированию новой этнической общности – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9).

И при этом мы, призванные быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 12–13), обречены на то, чтобы постоянно сталкиваться с несовершенством друг друга.

Наставления древних отцов-пустынников, этих «мужей, достигших ангельского жития и созерцания», как пишет о них святитель Феофан Затворник, пронизаны трепетным отношением к ближнему. Дошедшие до нас изречения проникнуты духом чуткости, деликатности, рассудительности.

Современный нам мир, тот, который «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), пропитан иным духом: в нем процветает эгоизм, гордыня, жадность, желание настоять на своем, не упустить выгоду.

И тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»

Но и тогда, и сейчас можно руководствоваться святоотеческим принципом: «покрой грех другого – и Бог покроет тебя в твоей немощи»1.

Богопросвещенный Павел, говоря об исполнении закона Христова – любви, дает указание относительно способа его исполнения: «Носи́те бремена друг друга» (Гал. 6, 2).

Бремена, или, по-церковнославянски, «тѧгѡты̀», есть то, что составляет наш крест, от самого незначительного до судьбоносного – болезнь, смерть близких, потеря работы, отсутствие жилья, денег, страх будущего, собственный характер и обстоятельства жизни.

По разъяснению святителя Василия Великого,

«грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению».

Если указание «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) есть указание лично каждому христианину, то нести бремена друг друга означает помощь ближнему в его собственном крестоношении.

О бесценности такой помощи, хотя бы и по принуждению, свидетельствуют евангельские события: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 32).

Насколько тогда значительнее добровольное желание разделить тяжкую ношу другого: сопереживать в скорби, потерпеть чужую немощь, помочь в сложных обстоятельствах. Несение этого бремени свидетельствует об исполнении закона о любви к Богу (как Создателю всех человеков) и ближнему (как лучшему из Его творений).

Иногда даже за одно такое желание и готовность понести немощь другого Господь дарует сугубую благодать обоим.

Напрасно мы думаем, что добрым отношением и сопереживанием мы можем кого-то испортить. Портит все только наш эгоизм, а искренность и чистота намерений увенчиваются просвещением свыше и неожиданной помощью.

Есть ли предел у терпения? Каждый решает сам. Но апостол Павел, оканчивая свой гимн любви обезоруживающим «любовь никогда не престает» (1 Кор. 13, 8), оставляет незначительный простор нашему самооправданию.

А несение тягот другого как подлинное проявление любви делает нас сопричастниками обетования:

«Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15, 19).

Юлия Балаянц

22 июля 2024 г.

1 Когда мы покроем согрешение брата своего, – и Бог покроет наши оскорбления; а когда мы обнаружим грех брата, – и Бог объявит наши грехи (авва Пимен).

Комментарии
Иоанна_22 июля 2024, 16:19
"Катастрофические"? Это не христианский взгляд. Христианин знает, что люди всегда действуют по страстям в силу своей природы, и только вера во Христа позволяет переломить эту инерцию. Кто хочет и стремится ко Христу, ко спасению - имеет гораздо лучшие возможности и условия для реализации своих стремлений, чем раньше. По мне, так люди и отношения между ними не особо отличаются от тех, что были 20, 30, 40 лет назад. Просто люди стали более свободными, поэтому стало меньше лицемерия, и это - большой плюс.
Галина И .22 июля 2024, 12:04
Прод. Вскоре вышла на полянку и изумилась: она вся была покрыта спелой земляникой.Набрала где - то литр и отвезла внучке. На следующий день, несмотря на упорные поиски, эту полянку я не нашла.Она исчезла. Ещё много было разного. С одной плачущей женщиной молились с вечера до 12 ночи за ее сына, кот. был в реанимации в тяжёлом состоянии (зависимость). В полночь она позвонила врачам, и ей ответили, что сын пришел в сознание, все хорошо. И по сей день с ним все хорошо. Только причем здесь закон терпения, не пойму. Это закон любви и радости во Христе Иисусе, когда тайно не ожидаешь воздаяния для себя, а без лукавства заботишься о ближнем, как о себе. Христос-Спаситель,и "слово Божие непреложно".
Галина И.22 июля 2024, 11:48
Когда мы исполняем заповедь Божию по отношению к ближнему, порой происходят просто чудеса. А если заботимся лишь о себе под вывеской " борьбы со страстями", наше эго приносит плоды, противоположные плодам Святого Духа, и мы плавно и незаметно для себя переходим из одной духовной плоскости в другую. Это духовный мир, а с ним не играются. Расскажу о нек.случаях из жизни своей, и это не из книжки и не басня языческая. А верить- нет- дело каждого. Как- то давно у меня заболела любимая внучка и попросила клубники, благо я была на даче. Пора была ранняя, где ее взять? На рынке она стоила большие деньги, а их в ту пору у меня не было. С болью в сердце я попросила Бога помочь и пошла в лес на авось.
Мария22 июля 2024, 11:27
Спасибо большое за статью! Как никогда вовремя). Ёмко, понятно и насущно.
Марина Анатольевна22 июля 2024, 10:20
Спасибо за статью. Очень выверено и грамотно - в Духе Истины Христовой.
Постоянная читательница22 июля 2024, 08:31
Первые два предложения в статье шедевральные.
Антоний 22 июля 2024, 02:14
"Для характеристики межличностных отношений в современном мире справедливо использовать эпитет – катастрофические" - нет, не справедливо. Сегодня как никогда со времён Великой Отечественной чувствуется сплочение народа нашей страны. Это в 90-е иноагентов нам навязывали Западные ценности индивидуализма, блуда и потребительства. Сегодня же ясно чувствуется: мы все братья. Когда ты не потратишься на веселье или безделушки, а фронту поможешь чем можешь - кто маскировочные сети плетет, кто закупает экипировку. И такие герои везде - от таксиста до начальника завода. Эпоха братства, эпоха единения! А какая молодежь сегодня патриотичная, целеустремлённая! Смотрю на студентов, душа поет: есть шанс!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×