История из конца 1980-х годов о том, как вера помогла родителям помириться с сыном. А ссора была вызвана… его выбором профессии.
Старшеклассницей я была свидетельницей одной семейной драмы. Соседи говорили мне: «Не делай, как наш сын Илья, прислушивайся ко взрослым, мать и отец плохого не подскажут».
Сначала я подумала, что у тети Лиды и дяди Кости случилась какая-то беда. В голове крутились разные сценарии: неужели добрый и воспитанный Илья вдруг связался с плохой компанией, ему грозит тюрьма, или же он стал наркоманом?!
Нет, дело было совсем не в этом. Несчастье заключалось в том, что Илья не захотел... стать врачом, как его родители и другие родственники.
Интересная и благополучная семья – династия врачей, кандидатов и докторов медицинских наук. Илья должен был, по мнению близких, принять эстафетную палочку и выучиться на медика.
У Ильи никогда не было интереса к медицине, хотя он привык с детства за ужином слушать разговоры старших об интересных случаях в больнице, трудных диагнозах, непослушных пациентах. В семье была традиция – мальчик учил пословицы на латыни. Ему больше всего понравились пословицы: «Врач – друг и слуга больных», «Пока у больного есть дыхание, есть и надежда».
Илью интересовала музыка: еще будучи дошкольником, он попросил родителей записать его в музыкальную школу
Но Илью интересовала музыка: еще будучи дошкольником, он попросил родителей записать его в музыкальную школу. В детском саду и школе всегда участвовал в самодеятельности, выигрывал конкурсы чтецов. Если бы родители знали, какую «опасность» в будущем принесет это увлечение, обходили бы подобные кружки за километр.
Как несчастье восприняли старшие решение Ильи учиться в Институте культуры, а далее юноша планировал серьезно подготовиться и поступить в консерваторию.
Мать и отец разводили руками в многочисленных беседах с сыном:
– А как же медицина, как же великое служение людям? Мы все видели тебя хорошим специалистом.
Сначала Лидия и Константин слезами и уговорами добились своего: Илья подал документы в медвуз. Учился он всегда хорошо, любые предметы давались легко, отличался пытливым умом, хорошей памятью, наблюдательностью и любознательностью. Он стал студентом-медиком, но ненадолго. Родителям так и объяснил:
– В медицинском надо или серьезно, с отдачей и интересом, учиться, или не учиться вообще. Мне всё не нравится: эта гистология, анатомия – учу, скрипя зубами, чтобы вас только не подвести, а мысленно хочу разбить микроскоп, сломать скелет в аудитории, чтобы меня за хулиганство выгнали. Вы сами врачи и прекрасно знаете, что нельзя быть медиком без любви к своей профессии, к своим пациентам. Какая польза от недовольного и сердитого врача будет? Он же будет тихо ненавидеть своих больных.
Родители пытались уговорить его:
– Врач – это дело настоящего, порядочного человека, в конце концов есть и житейская сторона – всегда будет работа и кусок хлеба дома. Институт культуры? Музыка? Да, пожалуйста, получи диплом врача – и бей пальчиками по пианино, сочиняй пьески и этюды, пиши сценарии, или что там делают выпускники этого вуза. Но это должно быть на заднем плане, а главное – медицина. Помнишь из детства: «Из всех наук медицина – самая благородная»?
Илья любил своих родителей – замечательных, умных, чутких. В праздники, в выходные, порой среди ночи нередко соседи звонили и просили помощи: у кого-то сердце закололо, у кого-то температура не снижается, а однажды у соседей приболел ... котенок. Мать с отцом никогда никому не отказывали, даже котенку помогли. Но учиться тому, к чему сердце не лежит, Илья не смог. После первого курса он забрал документы. Родители пригрозили, что выгонят его из дома, даже хуже – скажут, что он им больше не сын.
Илья не сердился на родителей, но ему было обидно и непонятно: почему самые близкие не поддерживают его, если они исключительно из добрых побуждений действуют, то почему причиняют ему такую боль…
Илья решил по-взрослому поговорить и расставить все точки на «i»:
– Не мое это. Нечестно перед пациентами. Еще нечестно занимать чужое место: сейчас сидят где-то парень или девушка, которые не добрали полбалла-балл, но горячо мечтают стать врачами, готовы много учиться, работать санитарами в травмотделениях, жертвовать сном, дружбой ради того, чтобы стать хорошими специалистами. А я их место займу, только ради продолжения династии. Выгоняйте меня, делайте, что хотите, но я буду учиться там, где мое призвание.
Юноша ушел из дома, жил у друзей, устроился сторожем в музыкальную школу. Когда все расходились по домам, он играл на пианино, пел по нотам, готовился к экзаменам. Он поступил в вуз в другом городе, где ему дали место в общежитии.
Родители переживали ссору и разлуку, но уступить не могли, считая, что плохо воспитали сына, что он вырос неблагодарным.
Илье тоже непросто было. Он любил и уважал родителей, для него они были примером любви, заботы, порядочности. Конечно, ему не хватало матери и отца...
***
Однажды молодой человек серьезно заболел и оказался в больнице с пневмонией. В палате на 8 человек он познакомился с одним пациентом – отцом Вадимом, немолодым священником. Батюшка как-то спросил:
– Илья, ты во сне, когда была высокая температура, повторял: «плохой врач», «не мое это», звал маму, просил прощения у папы. Ты в ссоре с ними?
Седой мужчина с доброй улыбкой располагал к себе. Илья поделился своей печалью с новым знакомым. Батюшка посоветовал Илье:
– Ты поговори не по-взрослому, а по-сыновнему – с любовью, расскажи спокойно, чему учишься, какие у тебя достижения, попроси молитвы и поддержки у своих родителей. Язык ультиматума редко приносит плоды, а язык любви – да. Мать с отцом любят тебя, но не правы: им тебя Господь послал для воспитания в любви к Господу, послал для радости, а не для того, чтобы привязывать к себе и указывать, какую стезю выбрать, не для того, чтобы выбирать за тебя. Но они тебя любят и желают тебе помочь. Они погорячились, сказали страшные слова, а ты в ответ хлопнул дверью. Так каждый может. Только кому от этого стало легче или лучше? Только «любовь всего надеется». Ты переживаешь, твои близкие – тоже, не знают, где ты, что с тобой. Выпишешься, окрепнешь – и приходи к нам в храм. А когда помиришься с родителями, и их приводи. От вашего города до нас часа два на машине.
Илья прислушался к словам священника, впервые за полтора года позвонил родителям. Робко спросил маму, может ли к ним приехать. Женщина заплакала в трубку:
– Сынок, что значит – «можно»? Мы с отцом всегда ждем тебя. Если стучат в дверь, мы бежим открывать, надеясь, что это ты вернулся. В твоей комнате ничего не трогали, всё оставили, как было при тебе…
Накануне поездки Илья взял благословение у отца Вадима, попросил его помолиться. Юноша рассказал своим близким, где учится, где живет. Показал свои студенческие работы, фотографии однокурсников, вспоминал смешные истории на экзаменах, шутки о суровых преподавателях. Они долго разговаривали, даже заготовленные заранее слова Илье не понадобились.
Милость Господа, любовь родителей к сыну, а сына к ним помирили семью
Милость Господа, любовь родителей к сыну, а сына к ним помирили семью.
Позже Илья познакомил их с отцом Вадимом. Родители сказали Илье, что видят у него творческое начало, способности, которые надо развивать. Мама обняла Илью:
– Мы с папой думали о разбитых надеждах, переживали, что не смогли дать хорошее образование, а оказалось, что у тебя свои способности, ты тоже хочешь служить людям, но с помощью искусства. Ты молодец, что честно признался себе и нам, честно забрал документы и пошел учиться в другой вуз. Помогать людям можно не только в белых халатах… А это наша гордыня сказалась – мы хотели, чтобы все восхищались: мол, родители, бабушки с дедушками – врачи, и сын – тоже. Как Господь мудро устроил всё: вовремя познакомил нас с отцом Вадимом, открыл глаза нам, дал возможность признаться в ошибках и покаяться. Благодарна Господу за все!
Музыкальные навыки Ильи пригодились в храме, его рады были видеть в хоре.
На тридцатилетие брака родители Ильи обвенчались. Сомнений, что таинство состоится в храме, где служит отец Вадим, ни у кого не было. Их сын в этот день пел в хоре.