Я с большой осторожностью отношусь к художественным переложениям Священного Писания. Среди них есть стоящие, но их мало. Чтобы книгой или фильмом пересказать библейские строки, не солгав, не запутавшись, соблюдая верную интонацию, нужно сочетание трех вещей: искренней веры, благоговения и таланта. Поэтому, наверное, и правильно, что стоящие художественные произведения по сюжетам Священного Писания встречаются редко.
Но если появляется такая книга – она на вес золота. Она хороша и для семейного чтения, и для самостоятельного, и в обучении тоже ее можно использовать. Потому что чем больше живых примеров, тем больше шансов, что ребенок заинтересуется, проникнется темой, усвоит ее.
Мои маленькие ученики в воскресной школе не всегда живо и с удовольствием слушают мой рассказ. Они нередко отвлекаются – это связано с разными причинами, но, главным образом, с их познавательными особенностями. Детям важно, чтобы рассказ был интересным: самая важная тема пройдет мимо, если им сложно и скучно. Да, даже рассказы о жизни Христа и праведников: работа с ними ничем не отличается от работы с другими темами. Потому что дети есть дети.
Детям важно, чтобы рассказ был интересным: самая важная тема пройдет мимо, если им сложно и скучно
История Рождества Христова – не исключение. С одной стороны, многие дети ее хорошо знают: им читали или рассказывали, они видели иконы и картины, бывали в храме. С другой стороны, если мы говорим сложно для ребенка, он пропускает многое не только мимо ушей, но и мимо сердца. И вот здесь приходят на помощь художественные произведения.
И со своими детьми, и с учениками воскресной школы мы читаем и обсуждаем стихи о Рождестве Христовом – цикл Иосифа Бродского и нежное «Рождественское» Саши Черного, «В эту ночь земля была в волнении» Алексея Хомякова и «Рождественскую звезду» Бориса Пастернака. Еще смотрим мультфильм «Рождество» Михаила Алдашина – удивительную короткую картину, где без слов показано чудо пришествия Бога в мир.
И вот еще одна важная и любимая книга – «Маленький ослик Марии» Гунхильд Селин. Книга, в которой очень бережно и с огромной любовью рисуется повседневная жизнь святого семейства. Только главный герой истории – маленький серый ослик.
Все начинается с того, что слуга Симон вынужден возить воду на осле. Читатель сразу видит замкнутый круг пороков: лени, раздражения, гордости, непослушания, эгоизма. И человек, и животное не желают ничего менять. Однако ослик отчаянно нуждается в ласке и внимании. И получает их – от Марии. Которая всегда находит, за что его похвалить и приласкать.
Уже в этом первом крошечном эпизоде мы видим, как отличается Мария от других людей. Сколько доброты и участия она дает тому, кого все презирают. А тот в ответ пытается соответствовать отношению, которое к нему выказывают.
Я часто думаю о дидактике в детской литературе. Чаще всего она искусственная, надуманная. У детей вызывает если не раздражение и скуку, то равнодушие. Но так бывает не всегда.
Иногда дидактике, которая ни под что не маскируется, читатель верит. Он внимателен к ней и сопоставляет с собственной внутренней жизнью то, что подается ему как образец или антиобразец. Чтобы так случилось, нужна большая любовь автора к героям и читателям. И внутреннее, непоказное уважение. Даже к ослику.
Такие простые, кажется, вещи описаны в книге: ослик не хочет трудиться, а его все ругают. А зачем трудиться, если тебя ругают, зачем стараться, если ты никому не дорог? И тут двойная мораль: трудиться все-таки надо, но как важно, когда к тебе проявляют внимание и участие! Не только к тебе – к другим тоже. Как это делает Мария. Этому можно и нужно учиться, даже если ты еще маленький.
А потом Иосиф, собрав все свои скудные возможности, покупает грязного и ленивого осла, которого все считают негодным. Они с Марией чистят его, ослик же не верит своему счастью. И твердо обещает себе ни за что не уходить из этого хлева. Потому что только тут в нем заметили хорошее. И он должен соответствовать такому отношению.
Далее читатели вместе с осликом проходят основные вехи евангельской истории – от Благовещения до бегства в Египет. Автор выбрала удачный путь изложения событий: все важное, таинственное, священное она дает штрихами, чтобы не принизить, не смешать с обыденным; все промежуточные моменты заполняет деталями. Так, ослик слышит нечто удивительное про великую тайну, связанную с Марией, но не до конца понимает. Однако радуется, что он рядом с Ней и может ей помогать. А вот жизнь до путешествия в Вифлеем и само путешествие описаны с массой интересных для ребенка деталей.
Когда Святое Семейство отправляется из Назарета, его сопровождает ангел. Однако ангела видит только ослик. Это создает интересную параллель, за которой может наблюдать читатель: ослик доверяется Божьему вестнику, например, перевозя Марию вброд через реку, а Иосиф сомневается и боится. Совсем недавно на уроке Нового Завета в воскресной школе мы обсуждали с детьми икону Рождества Христова и образ духа сомнения, который приходит к Иосифу.
Еще одно достоинство книги – язык (заслуга не только автора, но и, несомненно, переводчика)
Еще одно достоинство книги – язык (заслуга не только автора, но и, несомненно, переводчика, Анны Огневой). Я бы назвала повествование спокойным. Оно какое-то очень детское, плавное, но при этом не слащавое, не занудное и не высокопарное. Это похоже на солнечные лучи сквозь нежную листву, которые согревают, но не жгут. Есть великое чудо пришествия Бога в мир, но этот мир живет обыденной жизнью, и она сплетается с великим. С Марией связана великая тайна, непостижимая для ослика, но Мария печет лепешки и собирает виноград, доит коз и кормит скотину. И все пронизано любовью – спокойной, такой узнаваемой для детей.
Еще хорош эпизод с разбойниками, в пещеру которых попадают путники по пути из Назарета в Вифлеем. Ангел приводит их в пещеру. Иосиф напуган, а Мария опять видит в новых знакомцах только хорошее. И вот что интересно: эти люди начинают вглядываться в свои темноты под добрым взглядом Богоматери. Ее тихая приветливость, участие и готовность поделиться ведет их к их личному спасению. Как и главного героя, ослика, доброта ведет к исправлению.
Книга подходит для читателей (слушателей) от 5 лет. Это хороший подарок на Рождество, но лучше все-таки прочитать ее заранее, не спеша. Она помогает подготовить сердце к Великому празднику – и детям, и взрослым.