Во второй части беседы протоиерей Василий Зубрицкий продолжает рассказ о служении на приходе Зосимо-Савватиевского храма села Коршик, делится историями о возрождении местночтимой традиции крестного хода на «Усову мельницу», воспоминаниями о добрых верующих жителях села Коршик и Оричевского района, участвовавших в возрождении Православия после советского периода, рассказывает о традициях празднования Рождества Христова.
Часть 1 – «Пять тонн железа на храм и другие истории»
– Что на сегодня представляет из себя село Коршик? Свойственны ли ему проблемы «опустения российской глубинки», когда жители стремятся в город?
– В селе проживает порядка полутора тысяч человек. Коршик в этом плане – показательное село, в нем имеется большой животноводческий комплекс от Кировского молокозавода. Построили тринадцать новых ферм, есть новая техника, все хозяйство на хорошем уровне. Здесь люди заняты делом.
В селе проживает порядка полутора тысяч человек. Коршик в этом плане – показательное село. Здесь люди заняты делом
– Говорят, священник на селе – не только батюшка, совершающий богослужения в храме. К нему спешат люди за советом, несут свои беды и радости…
– Думаю, так оно и есть. Мне 73-й год, и радостно осознавать, что я еще востребован, нужен людям. Действительно, люди идут за советом и так далее. И участие в жизни окружающих может быть различным: где-то словом, а где-то требуется, к примеру, по просьбе родственников, договориться с врачом, чтобы была возможность мне прийти в больницу и у человека в палате принять исповедь. А порой кого-нибудь нужно в больницу отвезти, не у всех есть машины и возможность ждать «скорую».
– Отец Василий, в Коршике удивительно также и то, что священник (в данном случае вы) является председателем совета школы. Такие добрые взаимоотношения с учебным заведением сложились сразу, как только вы приехали в село возрождать приход?
– Действительно, уже двадцать с лишним лет являюсь председателем совета школы. 1 ноября 1990 года я приехал в Коршик, и первое время ни директор школы, ни учащиеся не здоровались со мной. Пришлось исправлять ситуацию – начал сам подавать пример. Помнится случай летом 1991 года: иду по центру села мимо употребляющих спиртное жителей, они у меня просят: «Дай рубль, дай два…» А мне при храме рабочие руки нужны! Говорю им: «Пошли, поработаешь – тогда дам что». И люди откликались. А навстречу в тот момент идет директор школы и не здоровается, а я в это время с людьми разговаривал. Пришлось преподать пример. Он уже прошел, но я к нему повернулся и говорю: «Добрый день, Виктор Иванович!» Так осмелился я к нему подойти. С тех пор мы начали с директором школы сначала здороваться, а затем и общение выстроилось.
И дети тогда ни с кем не здоровались на улице, не только со мной, но вообще со старшими. Для меня это было чудно: как же так, село небольшое, а они не здороваются со взрослыми? Ведь там, где я вырос, у нас было иначе, мы отдавали уважение старшим. Как минимум тем, что при встрече первыми здоровались. Я начал заниматься этим вопросом. Старался принимать участие в мероприятиях ко Дню Победы, в других праздниках села, где обращался к населению с проповедью, в своей речи старался уделить внимание воспитанию подрастающего поколения. Спустя время неравнодушие священника приносит свои плоды. Сейчас сложно встретить человека, который бы в Коршике прошел и не поздоровался. Дети при встрече говорят: «Батюшка, здравствуйте, здравствуйте». Даже обнимают. Это так приятно. Есть у молодежи будущее. Разве что медленно возвращается молодое поколение к исконным ценностям. Будем надеяться, Господь еще отпустит нам время, чтобы мы что-то исправили.
– В чем заключается ваша нынешняя деятельность при школе в плане воспитательной работы?
– Порой на уроки Основ православной культуры прихожу, в беседах участвую. Иногда даже само присутствие священника положительно влияет на дисциплину в классе. Но так обычно раньше практиковалось. А сейчас дети батюшку не боятся. Они, скорее, меня любят. На мероприятия к ним прихожу, а они приходят в храм, к большим церковным праздникам готовят концерты. Скоро день святителя Николая Чудотворца, затем праздник Рождества Христова – повод для новых встреч с ребятами.
Местночтимая традиция: крестный ход на «Усову Мельницу»
– Расскажите о традициях почитания местночтимых святынь и связанных с этим историях о чуде, промысле Божием, явленным верующим людям.
– В нашей местности каждое лето совершается крестный ход на «Усову мельницу». Прежде там не ходили люди, было болото, клюква росла – от Усовых до реки Снегиревки. И однажды в этом месте произошло явление иконы Спаса Нерукотворного.
В нашей местности каждое лето совершается крестный ход на «Усову мельницу»
Была старушка такая, Вера Ивановна, Царствие ей Небесное. Мы с ней в той местности познакомились, и она рассказала, что ходила на крестный ход поклониться явлению Спаса Нерукотворного. Спрашиваю: «Это где?» Она рассказала, что каждый год они со старушками ходят помолиться, правда, без священника. И я говорю: «А можно посмотреть, где это?» И мы пошли, перебрались через речку: там стоит поклонный деревянный крест. После я по указанному пути один сходил. И уже в 1991 году пройти по указанному маршруту собралось пятнадцать человек. Подошли к реке: берега такие высокие, метров семь-восемь, в низине река.
На другой год снова решили пойти туда уже с крестным ходом. Заранее решили проверить маршрут. Переход по реке сделали, поскольку был период дождей, срубили две осины, трактором через реку затащили, колышки забили, чтобы люди могли перейти через реку. Но когда снова пришли туда, смотрим – половодье такое, что на другой берег не перейдешь. А владыка Хрисанф нам благословил идти в крестный ход с антиминсом, чтобы совершить там Литургию. Телефонов сотовых тогда не было, возвращаюсь в село, чтобы поставить архипастыря в известность о невозможности перейти через реку. И он благословил выбрать место на ближайшем берегу, установить там престол, на котором отслужить литургию. Заранее принесли стол, поскольку к тому моменту проезда не было, где и совершили первую литургию – на «Усовой мельнице». После владыка благословил сделать в этом месте деревянную часовню. Вскоре к Коршику стали подводить газ в рамках программы газификации, вдоль этой дороги выкопали глубокую траншею, куда трубу закапывали, и вода ушла в этот канал, стало сухо. И на следующий год я договорился с экскаваторщиками, чтобы около этой траншеи они выкопали кюветы, благодаря которым дорога снова к лету высушилась. Сейчас на любой легковой машине можно туда проехать.
– Почему место, куда совершается крестный ход, называется «Усова мельница»?
– Это место находится рядом с историческим явлением иконы Спаса Нерукотворного, и почти на месте, вблизи перехода через реку, где явилась икона, находилась мельница. У верующих жителей села сохранилась память об этом месте, где мы и поставили сначала деревянную часовню. Вокруг расчистили два с половиной гектара земли, организовали просторное место и позже построили каменную часовню.
Так сложилась традиция: ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе в Оричевском районе совершается крестный ход на место явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного «Усова мельница». И в этом вижу Божий промысл, чтобы люди, как и в прежние времена, вновь и вновь приходили сюда с иконой Спаса Нерукотворного. Примечательно, что эту местность почитают и старообрядцы. Правда, они собираются за молитвой на другом берегу реки и к нам в часовню не ходят.
– В каком храме пребывает образ Спаса Нерукотворного, с которым совершается сейчас крестный ход? Откуда появилась эта святыня?
– Икона Спаса Нерукотворного, с которой мы совершаем крестный ход, имеет свою историю. Когда на противоположном берегу сожгли часовню, одна верующая старушка взяла эту уцелевшую икону и принесла домой. Но после люди икону кому-то перепродали. И один верующий человек, он и сейчас живет в Кирове, каким-то образом сумел найти ее в Москве. Видимо, он знал мастерские, места, куда попадают старинные образа. Он выкупил святыню, облагородил образ бисером, привез обратно на Вятку, хотел отдать снова в Коршик. А поскольку он являлся прихожанином Серафимовской церкви, то спросил совета у священника отца Серафима Исупова. Он, Царствие ему Небесное, говорит: «Пока я служу, давай оставим здесь». Так икона по благословению отца Серафима хранится в Серафимовской церкви по сегодняшний момент, а я каждый год пишу прошение митрополиту Марку, и по благословению владыки мы берем эту чудотворную икону, совершаем с ней крестный ход на «Усову мельницу» и возвращаем обратно в храм. Украшенный бисером образ Спаса Нерукотворного находится в Серафимовском соборе с правой стороны близ алтаря, прихожане храма знают эту святыню, молятся перед ней.
«Чтобы народ проснулся»
– Как вы обычно празднуете на приходе рождественские дни?
– Народ очень радуется встрече Рождества Христова! Стараюсь с родителями учащихся школы, приходом сделать детям подарки, а школьники нам в подарок готовят праздничный концерт. Главное, конечно, – это участие в богослужениях. Хорошо, когда дети собираются вместе с родителями за молитвой. В святые дни от Рождества до Крещения звучат песнопения, славящие Христа. У нас вся семья поющая, и мы в святые дни в храме после литургии и с появлением первой звезды по традиции поем украинские колядки. А местные жители даже приходят специально послушать, друзья из города приезжают – так совместными традициями славим Рождество Спасителя. Вечерю (домашнюю трапезу) всегда начинаем с зажженной свечи на столе и ложечки меда со словами: «Христос рождается», а семья в ответ: «Славим Его!». Потом поем колядки, встречаем и угощаем местную коляду. На стол готовим традиционные блюда: кисель с ягодами, вареники из картошки с луком, «рассолянку» (так дома на Украине называли густую подливу из сушеных грибов на огуречном рассоле), гороховое и картофельное пюре. В моем детстве родители рассыпали дома сено, а мы, детьми, искали в нем грибы, чтобы урожай был хороший на следующий год. Думаю, что в каждой семье нужны и важны подобные традиции для сближения домочадцев, и чтобы детям было, что вспомнить.
Вот текст одной из семейных колядок:
Бог предвічний народився!
Прийшов днесь із небес,
Щоб спасти люд свій весь,
I утішив вся.
У Вифлеємі народився
Месія – Христос наш
I Бог наш для всіх нас,
Нам народився!
Возвістив це Ангел Божий
На полі пастирям,
На сході звіздарям
I земним царям.
Діва Сина як зродила,
Звізда ста, де Христа
Невіста Пречиста
Сина зродила.
Тріє царі несуть дари
До Вифлеєма-міста,
Де Діва Пречиста
Сина повила.
Звізда їм ся об'явила
В дорозі о Бозі
При волі, при ослі
Ім возвiстила.
«Тріє царі, де ідете?» –
«Ми ідем в Вифлеєм.
Де Спаса познаем
І повернемся».
Іншим путем повернули,
Погану, безстидну
Безбожну Іроду
Не повідали.
Iосифу Ангел мовит:
«С Отрочам, Матір'ю
Во Египет – страну
Най ся хоронить».
«Слава Богу!» – заспіваймо!
Честь Сину Божому
I Богу нашому
Поклін віддаймо.
– Что бы вы пожелали читателям?
– Чтобы народ проснулся, осознал, что нельзя жить без Бога и собирался на молитву в храм. Грустно наблюдать, что пожилые верующие люди уходят, а молодежь, честно признаться, не спешит идти в храм. Объясняю людям, что храм в Коршике рассчитан на пять тысяч человек. Раньше все 48 деревень в округе принадлежали приходу Зосимо-Савватиевского храма. А сейчас в выходной за богослужением собирается 15–20 человек. И при этом я хожу в общеобразовательную школу, общаюсь с детьми, родителями, и ребята в храм приходят волонтерить, но именно постоянно собираться за молитвой не спешат. Если бы не сын, то и кадило подать было бы некому. Есть, правда, парень хороший, мой крестник, ему тринадцать лет, и он уже за богослужениями читает «Апостол». Бог даст, из него может добрый священник получиться.
К Церкви многие относятся с уважением, с батюшкой здороваются, а идти молиться не спешат
К Церкви многие относятся с уважением, с батюшкой здороваются, а идти молиться не спешат, всегда причина есть: то дождь, то холодно, то жара, то давление, то грибы, то ягоды. И чем ты оправдываешься перед Богом, что скажешь? Тут ничего не сделаешь, так всегда было. Каждый человек сам решает – идти ему в храм воскресным утром на богослужение или своими делами заниматься. Полторы тысячи населения. А где они в храме? Этот храм должен бы в золоте сиять, если бы все ходили. Между тем многие жители Коршика трудятся на ферме, в поле, зарплаты у них хорошие. Что надо еще, почему не уделить утро воскресенья молитве к Богу? Общаясь с людьми, спрашиваю: «Почему вы не ходите в храм? Я специально вам заасфальтировал дорожку. Вы хотите, чтобы дорога в храм заросла крапивой?» Иногда слышу: «Не, батюшка, вот я выйду на пенсию, тогда буду ходить». – «А если не доживешь до пенсии? Что откладываешь? Ходи, пока ноги носят».
Ведь неслучайно народу посылаются испытания. На моей памяти были бедствия на Украине: то засуха, то сорок три дня дождь каждый день шел, и только тогда народ пошел в храм, потому что затопило все, стал Бога молить о милости. И в нынешние времена бедствия продолжаются. В «ковид» столько людей поумирало. Теперь война началась. Нет, не идут. У меня в записках «о здравии» под сотню имен воинов, при этом кто-то даже жалуется, что я долго читаю, молюсь за них, когда на службе всех поминаю. Едут люди, просят: «Батюшка, помолись за родственника…» А кто за них будет молиться, если не Церковь? Я распечатываю листочки с именами – в храме раздаем прихожанам, в основном это бабушки, вместе молимся о здравии воинов. А когда возвращаются, благодарственный молебен служим.
Будем надеяться, пробуждение впереди.
Молимся, чтобы Господь вернул народ в Матерь Церковь. И все же заметны в душах людей изменения в лучшую сторону. Вот детвора подбежит, предложит что-то подмести, спросит, чем помочь батюшке. Для них самих это останется добрым опытом, их добровольное движение души останется воспоминанием на всю жизнь. Ведь и у меня так происходило. Благодаря воспоминаниям из детства и после душа к Церкви устремлялась. Храни вас Бог.