Вульфстан († 28 мая 1023 года в Йорке, Англия) был епископом Лондона в 996–1002-м годах, архиепископом Йорка в 1002–1023-м годах и епископом Вустера в 1002–1016-м годах. Он автор многих проповедей, трактатов и сводов законов. Архиепископ Вульфстан испытал сильное влияние Бенедиктинского возрождения (Benedictine Revival) (https://www.britannica.com/biography/Wulfstan)
О Святом Духе полагают как о действующем семичисленно, как свидетельствует пророк Исаия (ср. Ис. 11); верят, что Он [Святой Дух] семичислен в добре; злой дух описывается так же семичисленным [но во зле]. Дух благой – дух премудрости, которому противопоставляется [один] злой дух неразумия, а другой, худший [дух], – притворной мудрости. Дух благой – дух разума, но [один] злой дух – [дух] глупости, а иной, худший, – [дух] притворного познания. Дух благой – дух совета, а [один] злой дух непредусмотрительности, другой же, худший, – притворной предусмотрительности. Дух благой – дух крепости, противостоящий ему – дух слабости, другой же, худший, – [дух той] слабости, что скрывает свое несовершенство за добродетелями. Дух благой – дух ведения, которому противостоит дух невежества; а худший [дух] – [дух] злоупотребления ведением. Дух благой – дух благочестия; а злой дух – [дух] нечестия; а другой, худший – [тот, что] скрывается за ложным благочестием. Дух благой – дух страха Божия; противоположный ему – [дух] легкомыслия, а иной, худший, – лукавство показного благочестия.
Епископ Примазий Адрументский,
Толкование на Апокалипсис, 17 глава (PL, vol. 68)
Пророк Исаия написал в своем пророчестве о Святом Духе и Его семичисленных дарах. Сии семичисленные дары названы следующим образом: sapientia по-латински, что есть мудрость (wisdom) по-английски; intellectus по-латински – знание (andgyt) по-английски; consilium на латыни, что есть совет (rædgeðeht) по-английски; fortitudo по-латински – духовная сила (modes strengð) по-английски; scientia по-латински – доброе ведение (god ingehyd) на английском; pietas на латыни – верность (arfæstnyss) по-английски; timor domini по-латински – страх Божий (godes ege) по-английски. Таким образом, семичисленные дары истинно суть у нашего Господа в полноте, а Святой Дух раздает их христианам снова [и] ежедневно – каждому по [его] мере и внутреннему стремлению; о подобном (т.е. о дарах) [и] епископы просят Самого Бога во время конфирмации.
И, определенно, он [человек, имеющий дары Святого Духа] имеет мудрость чрез дар Божий, так что мудро любит и непрестанно поучается, как может угодить Богу. И он имеет доброе (верное) понимание (god andgyt) чрез дар Божий, так что оно (понимание) всегда обращается к воле Божией добрыми делами. И он имеет доброе советование (совет) (godne ræd) чрез дар Божий, так, что ему всегда ясно, что надлежит делать, а что – оставить. И он имеет внутреннюю крепость (modes strencðe) чрез дар Божий – так, что может много вынести и претерпеть (geðolian), и всегда и во всякой трудности сохраняет мир (bið geðyldig), а в частых добрых событиях [приключающихся с ним] не забывает о своем постоянстве, но всегда спокоен, со всякой мудростью, то есть не радуется чрезмерно (ne gefean to fægen) и не предается скорби до уныния (on wean to ormod).
И он имеет внутреннюю крепость (modes strencðe) чрез дар Божий – так, что может много вынести и претерпеть (geðolian), и всегда и во всякой трудности сохраняет мир
И он имеет доброе ведение (god ingehyd) чрез дар Божий – так, что доброе и чистое (bilewitnysse) любит и становится лучше изнутри; следовательно, он [и] снаружи выглядит [лучше] и может отличать истинное от ложного. И он имеет благочестие (arfæstnysse) чрез Божий дар – так, что благочестив есть (arfæst byð), и знает меру каждого человека, его образ (gelicum) и малейшее [о] человеке, и не пренебрегает [другими], не стыдит их ни словом, ни делом. А страх Божий (godes ege) есть седьмой дар, духовный, и дар сей есть начало всякой премудрости. И тот имеет в полноте страх Божий, кто ни на миг не забывает (ne forlæt he na fela), что душа его нуждается в вознесении [от міра] (hæbbenne) и заботе (healdanne).
И тот, кто лишен всех сих даров, тот не чтит Бога, не принадлежит Богу и никогда о Боге не думает – кроме того [времени], когда видит приближение конца жизни [тогда и задумывается о том], чтобы улучшить [свой конец] и волю Божию чрез некое дело сотворить. Итак, имеет злой дух и невидимый враг противоположные семичисленные пороки (seofonfealde ungifa), которые суть во вред (unþearf) многим людям и противоположны во всем каждому из добрых Божиих даров (godum godes gyfum), которые мы повсюду сеем; и так он (злой человек) распространяет [сии пороки] среди людей, так нечестиво повинуется [порокам], и о дарах Божиих не заботится – ни страха Божия не имеет, ни Божий закон не содержит, но следует своей похоти и пустым желаниям. А злые пороки (yfelan ungifa) бесчестного диавола так называются по-латински: insipientia, то есть неразумие (unwisdom); stultitia, то есть глупость (stuntys); inprouidentia, то есть беспечность (receleasnys); ignauia, то есть слабость (wacmodnys); ignorantia, то есть невежество (nytennys); impietas, то есть нечестие (arleasnys); temeritas, то есть дерзость dyrstignys).
Всякая истинная (riht) мудрость приходит от Бога, ибо Сам Бог есть истинная (soða) мудрость, и каждый человек счастлив (gesælig) и процветает (bið eadig), имея сию мудрость, которая исходит из дара Божьего, и благодаря ей управляет своей жизнью с мудростью. Эта мудрость, как мы уже говорили, – дар Святого Духа; а дьявол, противопоставляя ей неразумие и обман, приводит к тому, что несчастный человек не заботится о мудрости и не мудро управляет своей жизнью, и в то же время, что еще более порочно, он иногда считает себя осторожным и мудрым, а также очень часто лицемерно притворяется мудрым, но при этом чаще думает об обмане, чем о мудрости. И против этого понимания, которое происходит от дара Божьего, дьявол сеет недостаток понимания и приводит к тому, что, что еще хуже, человек лицемерно притворяется разумным, хотя мало что знает о цели и о Боге. И против мудрого совета, дарованного Богом, враждебный [к людям] дьявол сеет безрассудство и, что еще хуже, заставляет человека, из-за ложной видимости [собственной опытности], вести себя так, будто он непоколебим, хотя на самом деле он пренебрегает.
И против твердости и силы духа, дарованных Богом, злой дьявол посылает трусость
И против твердости и силы духа, дарованных Богом, злой дьявол посылает трусость и низменную робость, так что человек отступает при любой необходимости; и, что еще хуже, [сие] заставляет человека порой казаться могущественным и бесстрашным, хотя в его сердце нет мужества. И против понимания и остроумия, дарованных Богом, ненавистный дьявол сеет и посылает невежество и, что еще хуже, заставляет человека показывать, будто он обладает глубоким пониманием, хотя на самом деле ему не хватает проницательности. И против сего благочестия, которое исходит от Самого Бога, дьявол сеет и посылает зло и учит, чтобы несчастный человек нигде [и никому] не оказывал почестей, где подобает, не проявлял милосердия и не видел ничего [доброго] ни в своих подчиненных, ни в равных себе; и, что еще хуже, учит, чтобы он все же обманчиво притворялся благочестивым, и под этим ложным видом причинял [окружающим и себе] величайший вред.
И против всецелого страха Божьего, исходящего от самого Бога, свирепый дьявол учит самонадеянности и вводит безрассудных людей в непостоянство слова и дела, а иногда и в то, что еще хуже – делает некоторых людей лицемерящими, будто они боятся Бога, а все их внутренние мысли [при этом] наполнены злом.
Нет зла хуже и ненавистнее Богу, чем лицемерие
Нет зла хуже и ненавистнее Богу, чем лицемерие, потому что сам дьявол упорядочивает (gefadað) его и показывает (gehywað) так, что то, что очень часто сначала кажется совершенно добрым, впоследствии становится совершенно злым, и совершенно горьким в конце. И все же слишком многие люди, благодаря таким уловкам дьявола, так заблуждаются, что все они говорят одно, а кажутся иными и думают другое; и истинными лицемерами являются те, кто к этому привык. И таким обманом в особенности наполняется несчастный человек, Антихрист. Его слова и дела кажутся неосторожным людям добрыми, а все они [дела] злы и лживы; но сей великий лицемер тем не менее так искусно скрывает сие, что едва ли кто-либо знает, как ему защититься от этого архиврага (ðeodfeond); поэтому в мире никогда не будет человека более хитрого в словах, более искусного в речи, и более коварного и тонко лживого сердцем, чем он. И слишком много людей в этом обманчивом мире также слишком часто, благодаря внешнему виду, говорят одно, думают другое и притворяются благоразумными, чтобы таким образом обманывать других; но все это исходит от дьявола, хотя они так не думают, и такими поступками они вредят сначала себе, а затем и многим другим.
И такие советники (manswican), которые таким образом чаще всего ходят (swicjað) в неправде и через сие творят вред пред Богом и миром, являются предтечами и рабами Антихриста, которые готовят ему путь, хотя сами так не считают.
Всемогущий Христос усердно учил истине и простоте, и тому, что каждый должен твердо противостоять похоти; а Антихрист учит неправде и обману, и тому, что каждый должен с готовностью следовать своей похоти, и такими злыми учениями он вводит в заблуждение и сбивает с пути слишком многих. Так поступают и те публичные обманщики, которые считают благоразумием то, что можно хитро обманывать и ложью побеждать истину, а также допускают, что можно слишком увлечься похотью, жить жестоко и не слишком заботиться о том, что предписывают книги, и не воздерживаться от телесных желаний, но говорят, что в мыслях смелее и мудрее тот, кто быстрее всего обманет другого и чаще всего отнимает что-то у неосторожных. Также говорят глупцы, что великое (mycel) воздержание мало помогает, но мужчинам следует наслаждаться ею [похотью], а женщинам – вступать в половую связь, если они испытывают такое желание. И правда в том, что я говорю: всеми такими учениями Антихрист угождает и ненавистно вводит в заблуждение слишком многих. Ибо нет в мире закона хуже, чем когда кто-то полностью следует своей собственной похоти и устанавливает свою собственную похоть как закон для себя. И, по мере приближения конца света, пылкая похоть и греховные деяния становятся все более распространенными среди людей, из-за злодеяний дьявола и его злых учений; но блажен тот, кто хотя бы в какой-то мере предостерегает себя.
Боже, помоги нам. Да пребудет на нас благоволение Господа.