О семичисленных дарах Святого Духа

Вульфстан († 28 мая 1023 года в Йорке, Англия) был епископом Лондона в 996–1002-м годах, архиепископом Йорка в 1002–1023-м годах и епископом Вустера в 1002–1016-м годах. Он автор многих проповедей, трактатов и сводов законов. Архиепископ Вульфстан испытал сильное влияние Бенедиктинского возрождения (Benedictine Revival) (https://www.britannica.com/biography/Wulfstan)

О Святом Духе полагают как о действующем семичисленно, как свидетельствует пророк Исаия (ср. Ис. 11); верят, что Он [Святой Дух] семичислен в добре; злой дух описывается так же семичисленным [но во зле]. Дух благой – дух премудрости, которому противопоставляется [один] злой дух неразумия, а другой, худший [дух], – притворной мудрости. Дух благой – дух разума, но [один] злой дух – [дух] глупости, а иной, худший, – [дух] притворного познания. Дух благой – дух совета, а [один] злой дух непредусмотрительности, другой же, худший, – притворной предусмотрительности. Дух благой – дух крепости, противостоящий ему – дух слабости, другой же, худший, – [дух той] слабости, что скрывает свое несовершенство за добродетелями. Дух благой – дух ведения, которому противостоит дух невежества; а худший [дух] – [дух] злоупотребления ведением. Дух благой – дух благочестия; а злой дух – [дух] нечестия; а другой, худший – [тот, что] скрывается за ложным благочестием. Дух благой – дух страха Божия; противоположный ему – [дух] легкомыслия, а иной, худший, – лукавство показного благочестия.

Епископ Примазий Адрументский,
Толкование на Апокалипсис, 17 глава (PL, vol. 68)

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция

Пророк Исаия написал в своем пророчестве о Святом Духе и Его семичисленных дарах. Сии семичисленные дары названы следующим образом: sapientia по-латински, что есть мудрость (wisdom) по-английски; intellectus по-латински – знание (andgyt) по-английски; consilium на латыни, что есть совет (rædgeðeht) по-английски; fortitudo по-латински – духовная сила (modes strengð) по-английски; scientia по-латински – доброе ведение (god ingehyd) на английском; pietas на латыни – верность (arfæstnyss) по-английски; timor domini по-латински – страх Божий (godes ege) по-английски. Таким образом, семичисленные дары истинно суть у нашего Господа в полноте, а Святой Дух раздает их христианам снова [и] ежедневно – каждому по [его] мере и внутреннему стремлению; о подобном (т.е. о дарах) [и] епископы просят Самого Бога во время конфирмации.

И, определенно, он [человек, имеющий дары Святого Духа] имеет мудрость чрез дар Божий, так что мудро любит и непрестанно поучается, как может угодить Богу. И он имеет доброе (верное) понимание (god andgyt) чрез дар Божий, так что оно (понимание) всегда обращается к воле Божией добрыми делами. И он имеет доброе советование (совет) (godne ræd) чрез дар Божий, так, что ему всегда ясно, что надлежит делать, а что – оставить. И он имеет внутреннюю крепость (modes strencðe) чрез дар Божий – так, что может много вынести и претерпеть (geðolian), и всегда и во всякой трудности сохраняет мир (bið geðyldig), а в частых добрых событиях [приключающихся с ним] не забывает о своем постоянстве, но всегда спокоен, со всякой мудростью, то есть не радуется чрезмерно (ne gefean to fægen) и не предается скорби до уныния (on wean to ormod).

И он имеет внутреннюю крепость (modes strencðe) чрез дар Божий – так, что может много вынести и претерпеть (geðolian), и всегда и во всякой трудности сохраняет мир

И он имеет доброе ведение (god ingehyd) чрез дар Божий – так, что доброе и чистое (bilewitnysse) любит и становится лучше изнутри; следовательно, он [и] снаружи выглядит [лучше] и может отличать истинное от ложного. И он имеет благочестие (arfæstnysse) чрез Божий дар – так, что благочестив есть (arfæst byð), и знает меру каждого человека, его образ (gelicum) и малейшее [о] человеке, и не пренебрегает [другими], не стыдит их ни словом, ни делом. А страх Божий (godes ege) есть седьмой дар, духовный, и дар сей есть начало всякой премудрости. И тот имеет в полноте страх Божий, кто ни на миг не забывает (ne forlæt he na fela), что душа его нуждается в вознесении [от міра] (hæbbenne) и заботе (healdanne).

И тот, кто лишен всех сих даров, тот не чтит Бога, не принадлежит Богу и никогда о Боге не думает – кроме того [времени], когда видит приближение конца жизни [тогда и задумывается о том], чтобы улучшить [свой конец] и волю Божию чрез некое дело сотворить. Итак, имеет злой дух и невидимый враг противоположные семичисленные пороки (seofonfealde ungifa), которые суть во вред (unþearf) многим людям и противоположны во всем каждому из добрых Божиих даров (godum godes gyfum), которые мы повсюду сеем; и так он (злой человек) распространяет [сии пороки] среди людей, так нечестиво повинуется [порокам], и о дарах Божиих не заботится – ни страха Божия не имеет, ни Божий закон не содержит, но следует своей похоти и пустым желаниям. А злые пороки (yfelan ungifa) бесчестного диавола так называются по-латински: insipientia, то есть неразумие (unwisdom); stultitia, то есть глупость (stuntys); inprouidentia, то есть беспечность (receleasnys); ignauia, то есть слабость (wacmodnys); ignorantia, то есть невежество (nytennys); impietas, то есть нечестие (arleasnys); temeritas, то есть дерзость dyrstignys).

Всякая истинная (riht) мудрость приходит от Бога, ибо Сам Бог есть истинная (soða) мудрость, и каждый человек счастлив (gesælig) и процветает (bið eadig), имея сию мудрость, которая исходит из дара Божьего, и благодаря ей управляет своей жизнью с мудростью. Эта мудрость, как мы уже говорили, – дар Святого Духа; а дьявол, противопоставляя ей неразумие и обман, приводит к тому, что несчастный человек не заботится о мудрости и не мудро управляет своей жизнью, и в то же время, что еще более порочно, он иногда считает себя осторожным и мудрым, а также очень часто лицемерно притворяется мудрым, но при этом чаще думает об обмане, чем о мудрости. И против этого понимания, которое происходит от дара Божьего, дьявол сеет недостаток понимания и приводит к тому, что, что еще хуже, человек лицемерно притворяется разумным, хотя мало что знает о цели и о Боге. И против мудрого совета, дарованного Богом, враждебный [к людям] дьявол сеет безрассудство и, что еще хуже, заставляет человека, из-за ложной видимости [собственной опытности], вести себя так, будто он непоколебим, хотя на самом деле он пренебрегает.

И против твердости и силы духа, дарованных Богом, злой дьявол посылает трусость

И против твердости и силы духа, дарованных Богом, злой дьявол посылает трусость и низменную робость, так что человек отступает при любой необходимости; и, что еще хуже, [сие] заставляет человека порой казаться могущественным и бесстрашным, хотя в его сердце нет мужества. И против понимания и остроумия, дарованных Богом, ненавистный дьявол сеет и посылает невежество и, что еще хуже, заставляет человека показывать, будто он обладает глубоким пониманием, хотя на самом деле ему не хватает проницательности. И против сего благочестия, которое исходит от Самого Бога, дьявол сеет и посылает зло и учит, чтобы несчастный человек нигде [и никому] не оказывал почестей, где подобает, не проявлял милосердия и не видел ничего [доброго] ни в своих подчиненных, ни в равных себе; и, что еще хуже, учит, чтобы он все же обманчиво притворялся благочестивым, и под этим ложным видом причинял [окружающим и себе] величайший вред.

И против всецелого страха Божьего, исходящего от самого Бога, свирепый дьявол учит самонадеянности и вводит безрассудных людей в непостоянство слова и дела, а иногда и в то, что еще хуже – делает некоторых людей лицемерящими, будто они боятся Бога, а все их внутренние мысли [при этом] наполнены злом.

Нет зла хуже и ненавистнее Богу, чем лицемерие

Нет зла хуже и ненавистнее Богу, чем лицемерие, потому что сам дьявол упорядочивает (gefadað) его и показывает (gehywað) так, что то, что очень часто сначала кажется совершенно добрым, впоследствии становится совершенно злым, и совершенно горьким в конце. И все же слишком многие люди, благодаря таким уловкам дьявола, так заблуждаются, что все они говорят одно, а кажутся иными и думают другое; и истинными лицемерами являются те, кто к этому привык. И таким обманом в особенности наполняется несчастный человек, Антихрист. Его слова и дела кажутся неосторожным людям добрыми, а все они [дела] злы и лживы; но сей великий лицемер тем не менее так искусно скрывает сие, что едва ли кто-либо знает, как ему защититься от этого архиврага (ðeodfeond); поэтому в мире никогда не будет человека более хитрого в словах, более искусного в речи, и более коварного и тонко лживого сердцем, чем он. И слишком много людей в этом обманчивом мире также слишком часто, благодаря внешнему виду, говорят одно, думают другое и притворяются благоразумными, чтобы таким образом обманывать других; но все это исходит от дьявола, хотя они так не думают, и такими поступками они вредят сначала себе, а затем и многим другим.

И такие советники (manswican), которые таким образом чаще всего ходят (swicjað) в неправде и через сие творят вред пред Богом и миром, являются предтечами и рабами Антихриста, которые готовят ему путь, хотя сами так не считают.

Всемогущий Христос усердно учил истине и простоте, и тому, что каждый должен твердо противостоять похоти; а Антихрист учит неправде и обману, и тому, что каждый должен с готовностью следовать своей похоти, и такими злыми учениями он вводит в заблуждение и сбивает с пути слишком многих. Так поступают и те публичные обманщики, которые считают благоразумием то, что можно хитро обманывать и ложью побеждать истину, а также допускают, что можно слишком увлечься похотью, жить жестоко и не слишком заботиться о том, что предписывают книги, и не воздерживаться от телесных желаний, но говорят, что в мыслях смелее и мудрее тот, кто быстрее всего обманет другого и чаще всего отнимает что-то у неосторожных. Также говорят глупцы, что великое (mycel) воздержание мало помогает, но мужчинам следует наслаждаться ею [похотью], а женщинам – вступать в половую связь, если они испытывают такое желание. И правда в том, что я говорю: всеми такими учениями Антихрист угождает и ненавистно вводит в заблуждение слишком многих. Ибо нет в мире закона хуже, чем когда кто-то полностью следует своей собственной похоти и устанавливает свою собственную похоть как закон для себя. И, по мере приближения конца света, пылкая похоть и греховные деяния становятся все более распространенными среди людей, из-за злодеяний дьявола и его злых учений; но блажен тот, кто хотя бы в какой-то мере предостерегает себя.

Боже, помоги нам. Да пребудет на нас благоволение Господа.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.