14 ноября ушел из земной жизни наш любимый отец, батюшка Валериан Кречетов (незадолго до кончины он принял схиму с именем Михаил). Сегодня 40 дней, как его нет с нами. В земном смысле – нет, но духом он всегда рядом.
Отец Валериан – апостол, «ловец человеков». Больше полувека он проповедовал Слово Божие, Слово Жизни. До самой кончины, уже сидя в креслице в Царских вратах, делился он с нами бесценным опытом жизни во Христе. Сколько же людей встретилось с Богом через нашего батюшку! Сколько душ оживил Господь через него! Вот и я, грешная, сподобилась оказаться среди них, за что безмерно благодарна Богу.
Это была промыслительная «случайность» – батюшка приехал на всенощную в храм рядом с моим домом, где он заменял отца настоятеля, который был в отпуске. Помню, как регент взволнованно сообщила нам, что батюшка служит без сокращений, и нам надо быть готовыми. Но, когда началась всенощная, волнение быстро исчезло. Служба пролетела на одном дыхании, батюшка будто бы растворился в молитве, увлекая нас за собой. На душе было как-то трепетно и радостно.
Служба пролетела на одном дыхании, батюшка будто бы растворился в молитве, увлекая нас за собой
На следующий день на литургии отец Валериан говорил проповедь, которая меня очень впечатлила. Это было слово «со властию». Я стояла как завороженная, боясь чего-нибудь упустить. Над каждой фразой хотелось размышлять. Но это было трудно, потому что, говоря словами одного знакомого режиссера, в речи батюшки нет «соединительной ткани», всё очень плотно и насыщенно. Мне вспомнились дневники отца Иоанна Кронштадтского, в которых святой часто после какой-либо записи добавлял: «Проверено на опыте». Вот и батюшка говорил то, что прожил и испытал сам, поэтому знает, как помочь. Мне казалось, что ему известны мои мысли и еще не заданные вопросы, – я неожиданно для себя на многие из них получила ответ во время проповеди.
Помню, после службы я попросила молитв за моего супруга, который не был крещен. Отец Валериан почему-то удивился, что он не крещен, и сказал: «Интересно было бы с ним поговорить». Я взяла благословение, а он вдруг говорит: «Приходи к нам!»
Сама я пришла к вере уже в сознательном возрасте. До этого был тернистый путь поисков смысла жизни. И где я только его не искала: у йогов и буддистов, у суфиев и даже у психоаналитиков. Последними были католики – я любила орган. Поэтому, пока я добрела до Православной Церкви, душа моя изрядно пообтрепалась. Пытаясь утолить духовную жажду, я после Крещения тут же бросилась настигать упущенное с энергией, присущей неофиту: прошла годичный курс катехизации, записалась в молитвенные группы и на всякие богословские семинары, читала всё подряд, и даже певческая школа была у меня за плечами. Но почему-то покоя на сердце и уверенности в том, что я иду правильным путем, не возникало. Наоборот – тревога и даже уныние овладевало мной. Дома – проблемы с детьми, непонимание, недовольство: «Вот, ты ходишь в церковь, а тебе это не помогает…». Было ощущение, что со мной что-то не так. Я молилась Господу, чтобы Он послал мне духовного отца, который помог бы утвердиться в вере и во всём разобраться. И когда я услышала батюшку, мне пришла мысль: «Это – он!» Я поняла, что именно его я и искала всё это время! А получилось, что батюшка сам меня нашел! Он взял меня за руку и вывел из чащи на солнечную тропинку. И до сих пор по ней ведет.
Я поначалу приходила в Отрадное редко – постами, на Исповедь. И каждый раз батюшка улыбался и говорил: «Что-то тебя давно не было!» Я удивлялась – как он мог меня запомнить, у него ведь бывают сотни людей. А на прощание он добавлял: «Ты приходи к нам, приходи!»
Спустя некоторое время состоялся разговор батюшки с моим мужем. Я всё ждала, что отец Валериан его уговорит принять Крещение, но они говорили на другие темы: мой муж – заядлый рыболов, и батюшка тоже ловит рыбку в редкие минуты отдыха. И получилось, как у апостола Павла: «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).
Дальше было много разных чудесных событий в моей жизни, о которых можно написать целый том. Батюшка Валериан через несколько лет крестил моего упорного супруга и обвенчал нас. Это была великая радость! Потом мои родители, поговорив с отцом Валерианом, тоже решили венчаться. Но сделали это не сразу – через 2 года после нас. Помню, как враг не хотел допускать их к этому таинству. Аргументы были смешные: то костюма нет, то кольцо уже не снимается, то обычный в таких случаях разговор – «всю жизнь жили так, и нормально…». И я бежала к отцу Валериану: «Батюшка, помолитесь! Они снова могут не приехать!!!»
Теперь уже венчался наш старший сын, и батюшка крестил наших внуков. И, слава Богу, младший сын с супругой и со своим новорожденным сыночком смогли благословиться у батюшки незадолго до его ухода к Богу. От моих родителей – до наших внуков, четыре поколения! Подумать только!
По молитвам нашего духовного отца постепенно всё стало приходить в должный порядок, жизнь как-то обновилась, – будто вдруг зацвело давно засохшее дерево
По молитвам нашего духовного отца постепенно всё стало приходить в должный порядок, жизнь как-то обновилась, – будто вдруг зацвело давно засохшее дерево. Сердце мое радуется, когда я вижу всю свою семью в храме. Батюшка собрал нас, как «птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф. 23, 37). Вся наша жизнь – сплошное чудо! И об этом мы еще напишем множество историй…
Теперь, когда меня кто-нибудь спрашивает об отце Валериане, то первое, что я говорю: батюшка – столп православной веры и безграничная любовь. Отец Валериан учил христианской жизни своим примером. Он с пеленок впитал этот дух благодаря своим благочестивым родителям и святым наставникам. И постоянно возгревал его через любимое им богослужение, молитву и благоговейное отношение к святыне. А мы, слава Богу, имели возможность приобщиться этому духу через нашего доброго пастыря.
Я безгранично благодарна вам, батюшка, за вашу любовь! Молю Господа, чтобы Он принял вас в вечные обители и поставил одесную Себя. С любовью и благодарностью!