Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) уже многие годы в конце декабря устраивает для молодежи Свято-Германовские съезды, участники которых обсуждают самые насущные для них вопросы. На сей раз такой съезд проходил в столице штата Нью-Йорк – городе Олбани, в русском православном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С его настоятелем, протоиереем Алексием Данканом, мы поговорили не только о самом мероприятии, но и о том, как важно сохранять русскую православную культуру в Америке и почему многие американцы выбирают Русскую Церковь.
– Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, как проходил съезд?
– Свято-Германовский молодежный съезд устраивается с середины 1970-х годов. Каждый год он проводится в разных храмах Восточно-Американской или Канадской епархий РПЦЗ. В этот раз ее проводил наш приход Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани – столице штата Нью-Йорк. К нам приехали порядка 225 гостей, и большинство из них – около 200 – молодежь.
Сам съезд продолжался с 22 по 27 декабря. У нас состоялись три главных лекции, которые прочитали настоятель Свято-Троицкого монастыря епископ Сиракузский Лука (Мурьянка), протоиерей Петр Перекрестов из Сан-Франциско и декан «Hellenic College» в Бостоне Николай Гансон.
Конечно, у нас проводились семинары на духовные темы. Один из них был посвящен вопросам семьи. Затем мы устраивали отдельные встречи для юношей и девушек – о том, что нужно, чтобы быть здоровым и нормальным человеком с духовной точки зрения.
По традиции, вечером 24 декабря мы провели всенощную, а 25-го, в праздник преподобного Германа Аляскинского и святого Спиридона, – Божественную литургию. Их отслужили Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Николай, архиепископ Монреальский и владыка Лука. Им сослужили в общей сложности около 20 священников и диаконов. И, конечно, вся церковь была заполнена молодежью.
На богослужениях у нас присутствовали Курская Коренная икона Божией Матери и мироточивая Гавайская Иверская икона. На всенощной мы раздали около 500 бумажных копий Гавайской иконы – вот сколько на службе было народу!
На всенощной мы раздали около 500 бумажных копий Гавайской иконы – вот сколько на службе было народу!
Мы получили много положительных отзывов о съезде. И ребята уже ждут следующего, который состоится в декабре в Монреале, в Свято-Николаевском соборе.
– Видеть церковь, заполненную не просто прихожанами, а именно молодежью, – это радость?
– Безусловно. Всегда радостно видеть столько людей, объединенных одной целью. У нас были совершенно особые службы, на них пел хор из 35–40 молодых певчих. Какие прекрасные у них голоса! И результат был потрясающий.
Недавно мне встретился молодой человек родом из Китая. 24 и 25 декабря он приходил к нам на всенощную и на литургию, это были первые православные службы в его жизни. Этот парень вернулся в следующие субботу и воскресенье, и мы с ним поговорили. Он сказал, что живет в нашем городе и прочитал о Православной Церкви в Интернете, после чего захотел все увидеть своими глазами. И еще он сказал, что службы были такими прекрасными и впечатляющими, что ему захотелось приходить сюда и впредь.
Подобные истории говорят об очень важной миссии наших молодежных съездов: благодаря им люди порой узнают о Православии.
Представьте себе: вы приходите в храм – и видите, что он переполнен, там 250 или 300 человек, которые собрались с единой целью. Это очень мощно. Наши прихожане были очень впечатлены. И Митрополит Николай говорил мне, что он воодушевлен и лично поддерживает идею работы с молодежью.
– Какой сигнал вы – священники и взрослые люди – стараетесь донести до молодежи во время таких съездов? И что вы слышите от молодых людей?
– Я начну с того, что слышу от них. Многие молодые люди видят современную жизнь пустой и лишенной смысла. Они видят мир, где все фокусируется на эгоизме, деньгах, власти, влиянии и обладании красивыми вещами, дорогими машинами. Однако всё это оставляет у них чувство неудовлетворенности.
Многие молодые люди видят современную жизнь пустой и лишенной смысла
Если вы покупаете новый айфон, то чувства восхищения от этого хватает на несколько дней. Потом оно уходит, и нужно что-то еще, чтобы заполнить пустоту. Я думаю, осознание этого является одной из причин, почему они возвращаются, даже если не говорят об этом прямо.
Если же говорить о нас, духовенстве и организаторах, то мы пытаемся настроить ребят на путь, который принесет им более глубокую радость и более продолжительное счастье. Я объясняю им, что самые важные вещи в жизни зачастую являются самыми трудными: пост, молитва, хождение в храм, любовь друг ко другу. Но это и есть те самые моменты, которые наполняют жизнь смыслом и ведут к счастью.
Особое внимание мы уделяем важности сохранения православной культуры. Необходимо оберегать то наследие, которое мы получили. В Русской Церкви – это церковнославянский язык, почитание русских святых, уважение к культуре, которая формировалась больше тысячи лет.
Я объясняю молодым, что если утратить даже самую малую крупицу этой культуры, ее, возможно, никогда не удастся восстановить. Вы почувствуете себя обделенными, потому что она больше не будет наполнять вашу жизнь. Вот почему сохранение православной культуры и передача ее своим детям так необходима.
Да, мы живем в американском обществе. Но мы не обязаны воспринимать его разрушающие элементы. Нам важно сохранять нашу русскую православную культуру, развивать ее и никогда ее не стыдиться.
– Как можно сохранить русскую православную культуру в Америке и при этом избежать искушений?
– Только в стенах Церкви. У нас в городе живут русские, которые не ходят в храм. У них даже есть Русский культурный центр, но он не имеет никакого отношения к Православию. Как говорил Достоевский, без Православия русская культура немыслима.
Без Церкви культура сама по себе становится неким подобием социального клуба
Без Церкви культура сама по себе становится неким подобием социального клуба, который лишен какого-либо реального смысла. В то же время в Церкви все эти элементы сохраняются и становятся частью ежедневной жизни. И чем активнее молодые люди принимают участие в церковной жизни, тем крепче они усваивают эту культуру. Без Церкви в жизни нет настоящего стержня.
– Как бы вы охарактеризовали итог съезда?
– Его участники уезжали с неподдельным энтузиазмом. Ребята подружились, мы призывали их исповедоваться, причащаться, молиться каждый день. Во время съезда мы вместе молились по утрам, вместе готовились к Причастию. Такие события позволяют укреплять не только человеческие отношения, но и духовные связи. И многие уже сказали, что думают приехать на съезд в новом году. Чем больше мы взаимодействуем друг с другом, тем крепче становятся эти связи.
– Отец Алексий, расскажите о вашем приходе. Интересно же знать, кто принимал конференцию в этом году.
– У нас довольно большой приход, по воскресеньям приходит порядка 150 человек. Он был основан после Второй мировой войны русскими эмигрантами, многие из которых приехали из Пскова. Потому и храм построен в псковском стиле. А внутри он расписан в русско-византийском стиле. Мы стараемся служить как можно чаще, у нас два священника и два протодиакона, очень активное сестричество и прекрасный хор.
– Все больше американцев интересуются русским Православием. Вы видите эту тенденцию среди американской молодежи?
– Да, в очень большой степени. Она наблюдается по всей Америке, а также в Австралии и кое-где в Европе. Молодежь, особенно юноши, все больше интересуются Православием.
В одном только нашем приходе мы в прошлом году крестили около 30 взрослых. Сейчас я каждую неделю веду занятия для тех, кто готовится принять Крещение, и их постоянно посещают 6–7 человек.
Многие американцы устали от политкорректности и идеологического давления. Я сейчас говорю не о принадлежности к той или иной партии, а том, что людей заставляют принимать идеи, о которых они знают, что это неправда. У многих молодых людей это порождает желание бунтовать и искать истину. Они ищут руководства и духовного равновесия в нынешнем всё более хаотичном мире. И, по милости Божьей, открывают для себя Православную Церковь – место, где не боятся говорить правду. И это привлекает их.
– Значит, они выбирают Русскую Церковь, потому что она не боится говорить правду?
– Да, можно так сказать.
– А что в таком случае Церковь может им предложить?
– Церковь предлагает крепкий фундамент, что сейчас является редкостью. Она показывает путь в жизни, который способствует духовному формированию и в конечном итоге ведет в Царствие Божие. Без этого фундамента человек напоминает слепца, идущего во тьме. И Церковь становится проводником в нормальную жизнь и ориентирует на создание семьи, воспитание детей, построение жизни вокруг Церкви, взращивание благочестия, интеллектуальной свободы и способности просто жить праведно.