Среди бескрайних полей и густых лесов, где пахнет разнотравьем, медом и хвоей, в российской глубинке, раскинулось село Пёт. Сейчас оно входит в состав Пителинского городского округа Рязанской области, а некогда это было село Пят Елатомского уезда Тамбовской области, расположенное по левую сторону почтового тракта из г. Шацка в г. Елатьму, называемого в простонародье «Муромской дорожкой».
Судьба села Пёт отразила историю тысяч деревень России XX века: революция, коллективизация, репрессии, разрушение храмов, становление заново, временный расцвет – и последующий упадок.
Судьба села Пёт отразила историю тысяч деревень России XX века: революция, коллективизация, репрессии
А ведь когда-то это село было известно далеко за пределами губернии. В лучшие годы численность его населения достигала 3,5 тысяч человек. Здесь работали животноводческие фермы, конезавод, прославившийся на всю страну, крахмальный завод, экспортировавший продукцию за границу, завод кирпичный, мельница, пекарня, школа, детский сад и другие объекты, обеспечивавшие повседневную жизнь людей.
Но наступило время бурных перемен, потрясений и глубинных преобразований, как в государстве, так и в душах людей. И немым свидетелем извилистых жизненных процессов стал Введенский храм, который стоит у самого въезда в село. Храм величественный, с уникальной архитектурой – единственный на Рязанщине, построенный в стиле северного модерна.
В 1930-е годы его закрыли, всех служителей отправили в ссылку, священника в 1937-м году расстреляли, иконы разобрали либо сожгли. Из храма сделали склад овощей, зерна и мяса. Долгие годы здание эксплуатировалось не по назначению, а потом стояло в запустении, прельщая вандалов.
И все же, несмотря на испытания, духовные корни не были вырваны. Спустя годы Господь, вероятно, услышал чьи-то молитвы и сжалился над храмом: в 2015-м началось его восстановление. Абсолютно не сговариваясь, незнакомые люди в одно и то же время изъявили такое желание. И возглавили этот процесс... две бабушки – начали с того, что просто убрались в храме. Одна – Лидия Андреевна, коренная москвичка, волею судеб оказавшаяся в селе, сейчас ей 78 лет. Другая – Мария Ивановна, уроженка соседнего района, вышедшая в Пёт замуж, – ей 84. Лидия Андреевна стала ответственной по строительно-юридической части, а Мария Ивановна – по бытовой.
К ним присоединилась жительница столицы Марина Цолина: она взяла на себя ведение соцсетей и франдрайзинг. А активисты добровольческого объединения молодёжи «РеставросЪ» в течение 6 лет помогали в расчистке храма от мусора, поросли и обвалившихся деревянных конструкций. И не могла молодежь сказать: «Я устал», видя, как прытко Лидия Андреевна залезает на крышу и колокольню, ведрами выносит мусор из подвала, при этом еще успевает договориться о приобретении стройматериалов, доставке, поиске рабочих, и попутно решать еще миллион вопросов.
– Нет такого слова: «не могу». Есть «не хочу»! – повторяет Лидия Андреевна. И вот она уже лезет на крышу подпилить березу, а через час вывозит из церковных стен тачку с мусором – со ее-то маленьким ростом и щуплым телосложением. И молодым просто стыдно капризничать.
Первые финансовые вложения складывались из пенсий и накоплений бабушек, и лишь потом пошли пожертвования от других людей... Вера, энтузиазм и работоспособность, с которой пожилые женщины начали восстанавливать храм, многих вдохновил на благие дела, а их открытость и добродушие завоевали доверие даже тех, кто с ними никогда не встречался.
– Мил мой, – говорила Мария Ивановна в 2015-м, – мне 74 года! Я жизнь прожила. Мне, мож, скоро помирать… Поэтому сделаем, сколько сможем. Потихоньку-полегоньку. А вот помру – и в храме меня отпоют, как положено.
Но у Бога на Марию Ивановну, судя по всему, другие планы, и Он дает ей силы и здоровье, чтобы она и дальше занималась храмом.
А дел в процессе восстановления не счесть. Помимо глобальных строительных работ и рабочих поездок, в храме нужно убраться, почистить утварь, организовать службу, оповестить народ, летом покосить траву, зимой расчистить снег, весной-летом откачать воду, принять и организовать волонтеров, обсуждать идеи и планы, проследить за всеми работами…
Три года совместно с волонтерами местные жители расчищали подвал и тачками вывозили мусор
А сколько было проделано работы за эти 10 лет! Только при расчистке крыши вывезли 17 тракторных телег мусора, не считая убранных бревен и перекрытий обрушившейся стропильной системы! Три года совместно с волонтерами местные жители расчищали подвал и тачками вывозили мусор. Диван, холодильник, телевизор и нескончаемое количество бутылок и мусора лежали более чем на метр над уровнем пола в подвале. И вычищали всё это преимущественно женщины. Как тут не вспомнить слова Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях…».
Искушений тоже было немало. Вот Лидия Андреевна – сколько всего претерпела, но не бросила дело! Однажды она упала с трехметровой высоты на бетонный пол вместе со стремянкой и получила сотрясение мозга. В другой раз она вычищала подвал, ведро с мусором перевесило ее, и она вместе с ним упала в подвальную глубину. А еще – отвалившаяся штукатурка по касательной прилетела в голову Лидии Андреевне, к счастью, оставив ее живой-здоровой… Да, много чего было, но бабушки рук не опускают.
Одна бабуля, ныне покойная жительница села Пёт, 1925 года рождения, рассказывала:
– В солнечную погоду, когда мы шли из школы домой, видели, как храм сиял на солнце, словно горел. Может, и сейчас так будет…
Внутрь больше не течет вода, и храм не разрушается. А самое главное – в Пёте возобновилась молитвенная жизнь
И вот уже завершена консервация, закрыта крыша и поменяны купола. Сделано основное: внутрь больше не течет вода, и храм не разрушается. А самое главное – в Пёте возобновилась молитвенная жизнь!
Энтузиазм бабушек связан не только с восстановлением церковных стен. На приходе начинают активно изучать историю и по крупицам «сшивают ее в единое полотно»: поднимают архивы, разыскивают старые фотографии и пытаются возвращать из небытия имена видных семей и деятелей села конца ХIХ – начала ХХ века. В связи с этим на приходе возникла идея создать мини-музей в отремонтированной комнате второго этажа и на хорах храма. Для этого нужно собрать 490 820 рублей.
Сегодня Введенская церковь – не просто памятник архитектуры, но и действующий храм, к которому возвращаются люди. Он напоминает нам, что даже в самые темные времена Божия благодать не оставляет землю Русскую, а память о прошлом – залог будущего возрождения.
Помочь можно несколькими способами.
1. Банковским переводом
- МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВВЕДЕНСКОГО ХРАМА С.ПЕТ ПИТЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ КАСИМОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
- ИНН: 6232004366
- КПП: 621001001
- ОГРН: 1026200006360
Отделение банка: Прио-Внешторгбанк (ПАО), г. Рязань - БИК: 046126708
- Р/сч: 40703810300070000048
- Кор/сч: 30101810500000000708
2. Переводом на карту:
- Номер карты: 2202 2036 6917 7505 (получатель: Марина Евгеньевна Ц.)
Контакты:
- Лидия Андреевна Зазвонова, с. Пёт: +7 (962) 397–78–49
- Марина Цолина, г. Москва: +7 (903) 777–46–82, https://vk.com/tsolinamarina
- Страница храма в ВК: https://vk.com/hrampet