Как дурачок Христа встретил

Фото: monastery.ru Фото: monastery.ru

– А ты не знаешь, как иностранец поживает? Ну этот… дурачок с Кристой, – спросила меня сегодня одна наша прихожанка.

Мы встретились около воскресной школы. Я привела Машу на занятия, а она шла домой со службы. Поздоровались, разговорились. О новостях, о посте. О том, как бежит время. Не успели оглянуться – а скоро уже и Пасха. И, как обычно, все было скомкано. Был пост, не было его – непонятно…

– А помнишь то вербное? – спрашивала она.

Помню, конечно. И «дурачка» того помню. Итальянца, который приехал в гости к нашим прихожанам. Бывшим уже, наверное…

«До нашей эры»

Как будто в прошлой жизни все это было. «До нашей эры», – говорит мой муж.

Как будто в прошлой жизни все это было. «До нашей эры», – говорит мой муж

Еще не было никакой спецоперации, и даже ковида никакого не было. И никто от него не умер. Все еще было хорошо. По крайней мере, здесь – в «старой России». Но полыхал уже Донбасс. И когда я приезжала к свекрови на Украину, на детской площадке мальчик говорил моим дочкам: «Я вырасту и стану военным. Чтобы убивать русских».

Но все равно – для нас здесь все еще было хорошо.

Была у нас тогда на приходе семья – муж Боря, жена его Лиля и двое их детей. Мы очень тепло друг к другу относились, вместе очень переживали за дончан и из-за всей странной ситуации на Украине. У них в Херсонской области жили какие-то родственники, а у меня в Запорожской – свекровь и друзья. И там мы каждый год проводили наши счастливые летние каникулы.

Сейчас этих людей здесь нет. Они уехали сразу после начала войны. В Италию. С тех пор мы не общались. Я попыталась им написать, но они просмотрели мое сообщение и ничего не ответили.

Больно и обидно. Но, слава Богу, есть память. И можно возвращаться в то прошлое, когда все еще было хорошо. И улыбаться, и теплеть сердцем, и верить, что все еще может вернуться. Ну вдруг?..

…Помню тогда, «до нашей эры», каждую нашу встречу с той семьей, мы бурно обсуждали «позорный факт биографии» Бориной родной сестры. Когда-то в молодости она вышла замуж за итальянца и стала католичкой. Очень быстро родили они с мужем себе трех маленьких шумных итальянцев-католиков и зажили счастливо в своем Палермо.

«Так дети в два года узнали про блуд»

На самом деле, долгое время Боря с Лилей были за них несказанно рады. Но это еще до нашего знакомства. Они мне сами рассказывали. Все же Европа, цивилизация. А православные они там или католики – без разницы. Да хоть буддисты. В храм эти мои знакомые тогда не ходили, поэтому Бог для них был один – в душе. Да и то – под большим вопросом.

А потом Боря неожиданно уверовал – здесь, по месту. Всех подробностей я не знаю. Только то, что до этого кто-то, в свою очередь, уверовал у него на работе. И волна неофитства этого святого человека снесла все на своем пути. В том числе – и Бориса.

Вместе с женой и детьми они тут же крестились (до этого были даже некрещеными) и стали рьяными православными христианами – нашими прихожанами.

Период их неофитства я застала во всей красе. Боря с Лилей вынесли тогда на помойку половину своих книг. А опустевшие полки заставили Лествицами, Типиконами, акафистниками и собранием сочинений Паисия Святогорца.

Говорили они только о духовном и каждую свободную минуту молились. Слава Богу, до этого они уже успели родить двоих своих детей. А то я даже не знаю…

Однажды Лиля пришла ко мне в гости со своим двухлетним сыном. Соньке моей тогда тоже было около двух лет. Мы чинно проводили время за разговорами о божественном, но тут мальчика угораздило в дружеском порыве обнять мою дочь.

Лиля тут же пресекла это «непотребство» и прочитала детям лекцию о целомудрии и о том, что объятия между противоположными полами возможны только после свадьбы. Так наши малютки в два года узнали, что такое блуд и разврат. Слава Богу, что у меня дочка. А то, уверена, Лилия и о противоестественном грехе им бы рассказала, если бы они оба были мальчиками.

Но, если честно, мне эта необузданная духовность в них даже нравилась. Наверное, потому что я сама тогда была такая. Да и сейчас недалеко ушла.

«Светка – дура!»

Но главное было не это. Главное, что между Борисом и его сестрой Светланой, которая вышла замуж за итальянца, вдруг пролегла глубокая пропасть.

После воцерковления между Борисом и его сестрой Светланой, которая вышла замуж за итальянца-католика, вдруг пролегла глубокая пропасть

Если раньше для моих друзей ее католицизм был чем-то совершенно не принципиальным, то теперь Света с ее мужем Джузеппе стали богоотступниками, еретиками и итальянскими канальями.

– Светка, Светка, дура! – кричал в трубку Борис. – Покайся и вернись! И детей с собой прихвати. Вы ж там дьяволу все продались с потрохами!

Но Джузеппе со Светкой тоже были не лыком шиты и в свою очередь пытались обратить русскую родню в «истинную католическую веру». Не всегда в приличных выражениях. Лиля мне на них жаловалась.

После очередного богословского скандала родственники вообще перестали общаться. А Боря даже молиться келейно за них бросил: «Много чести». И длилось это год или два.

Но прошло время, всех немного отпустило, и они заобщались вновь. Случилось это, когда Боря позвонил Светлане на какое-то Прощеное воскресенье. Та очень обрадовалась, Джузеппе – еще больше. Он был крикливым, но миролюбивым. А на вопрос Бориса, почему те на свое Прощеное воскресенье сами не позвонили, раз так счастливы, ответили, что у них такого нет.

– Все у вас через одно место, – глубокомысленно сказал брат сестре.

Но развивать мысль не стал. Только ведь помирились. Хотя потом они время от времени все же спорили, чья Пасха пасхальнее. Но без взаимных проклятий и анафем.

А однажды Джузеппе даже приехал в Москву. Было это года за два-три до ковида. Светлана с детьми остались почему-то в Италии.

«Сектант, что ли?»

Я познакомилась с этим смешным итальянцем у нас в храме на Вербное воскресенье. Точнее – на субботней всенощной.

Зная об их с русской родней богословских дебатах, я удивилась, что он рискнул переступить порог православной церкви. И даже тихонько поинтересовалась у Бориса, не мучает ли теперь Джузеппе его католическая совесть?

Боря не придумал ничего лучшего, как гаркнуть на все подворье:

– Ленка спрашивает, чего приперся? Из католицизма своего, наконец, ушел?

Причем – на русском, которым итальянец вполне себе неплохо владел.

Я готова была провалиться сквозь землю, но Борис меня успокоил:

– Ладно, не парься, – успокоил он меня, – Джозик у нас – мировой парень.

Джузеппе действительно оказался классным парнем. Из католицизма он, увы, не ушел, но в тот день очень быстро освоился у нас в храме и активно потрясал нашей отечественной вербой.

Он выглядел таким счастливым, что я даже спросила:

– Что ты так радуешься? У вас же все это только что было.

– Кристо (Христа) встречать всегда хорошо! – объяснил Джузеппе. – Кристо встречать рад каждый день. По-русски, по-итальянски…

«Что ты так радуешься?» – спросила я. – «Кристо (Христа) встречать всегда хорошо!» – объяснил Джузеппе

И опять замахал своей веткой. Да так сильно, как будто вот прямо сейчас ему правда навстречу ехал Христос на своем ослике.

Скоро должно было начаться помазание, и мы с итальянцем и моими детьми протолкнулись в битком набитый храм. Боря с Лилей куда-то исчезли, я пыталась не растерять дочек, раздражалась из-за давки, а Джузеппе как будто даже нетерпеливо подпрыгивал, выглядывая из-за спин: «Где же там Христос?»

Я потом еще подумала: «Зачем мы полезли в эту толпу?! У нас же на Вербное и на улице помазывают»…

Но Джузеппе все нравилось. Он радостно крестился по-своему, по-католически – слева направо. И улыбался нашим бабушкам.

– Сектант, что ли? – просверлила его взглядом одна наша пожилая прихожанка.

Та самая, которая о нем сейчас спросила.

– Католик, – шепнула я.

– Значит точно сектант!

– Кристо, Кристо встречать, – закивал Джузеппе, не расслышав.

И счастливо поднял вверх свою уже кем-то обломанную и поникшую вербу.

– Дурачок, что ли? – спросила все та же прихожанка.

– Почему дурачок? Итальянец, – попыталась я защитить нашего интуриста.

Но по ее взгляду я поняла, что для нее это примерно одно и то же.

Справедливости ради, Джузеппе и правда выглядел тогда слегка «с приветом». Хотя, с другой стороны: «Будьте как дети»…

– А чего ему вздумалось нашего Христа встречать? – не унималась женщина.

Я развела руками. А она все оставшееся время подозрительно косилась в сторону Джузеппе. Вдруг правда встретит, украдет и увезет в свою Италию.

«Здесь спонсоры!»

Начали читать Евангелие, и мы замолчали. Но тут раздался какой-то дикий звон. Помню, я даже подпрыгнула.

Это была одна наша бабушка. К сожалению, через два года она умерла от того самого ковида.

Она была немного странной. Кто-то вообще считал ее болящей. Она не была бездомной или какой-то очень неблагополучной, но часто просила рядом с нашим подворьем деньги. Она собирала мелочь в старые ветхие целлофановые пакетики, которые до этого, видимо, не раз стирала, относила в храм и высыпала на поднос.

– Это для Бога, – говорила она.

Была она и на той службе. Незадолго до Евангелия, когда мы с той ортодоксальной прихожанкой обсуждали, дурачок Джузеппе или сектант, эта бабушка уже дала о себе знать. Она полезла в свою хозяйственную сумку за очередным пакетиком с мелочью. Долго его доставала, шуршала, охала, кряхтела.

Начали читать Евангелие, а она все шуршала. Потом наконец достала этот свой пакетик с милостыней, но в этот самый момент он вдруг порвался и вся мелочь рухнула на пол и покатилась.

Бабушка попробовала было ее собрать, но еще одна наша прихожанка рявкнула:

– Успокойся уже! Такая служба, а ты устроила! Все равно эта твоя мелочь никому не нужна. Здесь спонсоры!

Спонсоры… Эта женщина тоже умерла в ковид. А незадолго до своего ухода она о чем-то говорила в храме с этой бабушкой, а потом обняла ее. Так они и стояли, обнявшись. Я потом еще думала: «Как будто чувствовали, что уйдут почти вместе».

Джузеппе вдруг взял руку бабушки, поцеловал, потом опустился на корточки и начал поднимать ее монетки

…А тогда бабушка испуганно молчала, и в глазах у нее блестели слезы. А Джузеппе вдруг взял ее руку, поцеловал, потом опустился на корточки и начал поднимать все эти монетки, ловко лавируя между ног стоящих. Собрал, с улыбкой протянул ей, и она традиционно ответила: «Это для Бога».

Он узнал Его!

Мы помазались и вышли на улицу…

– В тебе Кристо! – вдруг сказал мне Джузеппе. – В любой человек. В бабушка тот МНОГО Кристо! Очень много!

А мне вдруг стало так обидно… Что не мы показали этому странному итальянцу красоту и истинность нашей веры, а он – нам! В нашем же храме! Он показал нам Христа, Которого он встретил, понимаете?! Он махал своей обломанной вербой, выглядывал из-за спин и наконец дождался Его!

Он увидел «много Кристо» в болящей, неудобной для всех шумной бабушке. В ее бедной одежде, в этой убогой милостыньке, которую она собирала у ворот, в трясущихся руках с венами и пигментными пятнами, в ее старческих слезах, даже в том, что она мешала нам всем молиться.

В тот день Джузеппе правда встретил Христа. В тот миг, когда Он въезжал в Иерусалим. Как и хотел, за чем и пришел, чего так ждал. Встретил и поцеловал Ему руку!

Богочеловек ведь тоже въехал на осле. И разрушил все представления о царях.

– Такая служба, а ты устроила здесь.

А где-то вдалеке уже слышалось: «Распни Его!».

…Нет уже этой бабушки, нет той, которая ей высказала… Уехали Боря с Лилей и своими детьми. И не хотят общаться. А сколько таких наших прихожан уехало. Я не знаю, что сейчас с этим смешным итальянцем. Но вот то Вербное воскресенье я запомнила навсегда. И как католик Джузеппе в нашем православном храме встретил и узнал Христа… Узнал и не прошел мимо. Как хорошо, что есть память… Она греет.

Елена Кучеренко

3 апреля 2026 г.

Комментарии
Natalie 11 апреля 2026, 03:49
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную » (Иоанна 3:16).
Игорь Ковалев11 апреля 2026, 01:44
Natalie//Вы то конечно лучше понимаете в этом вопросе , чем Апостол Павел, чем святые Отцы. Вам наверное и откровение свыше было, что еретики тоже могут спастись.Церковь абсурду учит какому то,то ли дело вы ,своим ангельским умом видите истину.Если для вас ни Писание, ни Церковь не авторитет, то смысла вам что-то доказывать нет. Посмотрите лучше и почитайте, что стало с афонскими иеромонахами , которые провели Литургию вместе с католиками. Не принимали католичество, а только провели с католиками совместную службу.В поисковике забейте: "Отлученные монахи Святой Горы... Трагические последствия сослужения православных с католиками на Святой Горе" Афон "
Наталья10 апреля 2026, 23:39
Св. Симеон,архиепископ Солунский в своей работе «Против всех ересей» характеризует Западных христиан как ересь,которая «произросла в Церкви после VII Вселенского собора».Он говорит «…этот собор произносит анафему на тех, которые дерзают говорить,что Дух исходит и от Сына Все это стало причиной великого падения церкви латинян». Он их также называет «оторвавшимися от Христа членами».Св. Симеон Солунский называет среди заблуждений католиков не только добавление в Символ веры «но и многое иное, введенное ими вопреки первоначальному обычаю Церкви» за то они «изгнаны прочь от Церкви». Он называет их «как хулящих Духа Святого» .
Natalie10 апреля 2026, 19:35
Определение: «Хула на Святого Духа — это не просто необдуманное слово, а сознательное называние добра злом, противление явной силе Бога». Иными словами-Богоборчество. Католики- христиане и как можно их ставить в один ряд с атеистами и всеми, кто не верит в Господа нашего Иисуса Христа? Абсурд. Все христиане, кто исповедуют Святую Троицу, участвует в Таинствах и стараются жить по Заповедям Божьим имеют возможность спастись!
Игорь Ковалев10 апреля 2026, 14:27
Natalie "Католики не хулят Святого Духа!"//Это ваше личное ошибочное мнение.Православная Церковь утверждает, что хулят, а "Церковь есть столп и утверждение истины", по словам Апостола. Значит ваше мнение - это ложь, а "лжец и отец лжи- сатана" и "любящий неправду ненавидит свою душу»(Пс. 10:4)Т. е. вы, оправдывая богохульников, работаете на сатану, ненавидя этим свою душу. Вам от этого только хуже. Не лучше ли , как верной дочери принять истинное мнение матери Церкви? Иначе , "кому Церковь не мать, тому Бог не Отец"
Natalie10 апреля 2026, 11:53
Католики не хулят Святого Духа! Period!
Игорь Ковалев 9 апреля 2026, 23:12
Natalie//Апостол говорит:ЕРЕСИ! Речь идет про все ереси,а не про конкретную ересь.Католическое филиокве-это ересь, осужденная на поместных Православных соборах и св. Отцами.Свт. Игнатий Брянчанинов:"Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго:она или хулит догмат Святаго Духа,или действие Святаго Духа,но хулит непременно Святаго Духа.Сущность всякой ереси– богохульство."Католики- еретики, хулящие Святого Духа.Хула на Святого Духа не простится,по словам Христа. А св. Отцы объясняют,что не простится без покаяния.Прп. Исаак Сирин:"Нет греха непростительного,кроме греха нераскаянного."Раскаявшихся в ереси католиков,принимают в Православие и хула на Святого Духа им прощается.
Natalie 9 апреля 2026, 18:52
Галина И, Вы правы! Совершенно верно! Господь имел ввиду другую ересь. Спаси Господи! Хула на Бога это смертный грех, который не прощается. Есть примеры, когда католики переходят в Православие. По логике, как можно, если грех не прощён? А ответ простой. Нету хулы на Бога у верующих христиан католиков!
Игорь Ковалев 9 апреля 2026, 10:33
Галина И.//"Таких слов в Священном Писании нет, они есть в писаниях Игоря Ковалева."//Опять ошибаетесь! Конечно, экуменисты, которых вы любите читать и от которых набрались ложных мыслей, не будут цитировать эти слова Апостола, потому что они обличают их заблуждения.Чтобы стоять в истине , надо св. Отцов читать, а не экуменистов модернистов. А если плохо знаете Писание, то хотя бы внимательно читайте комментарии оппонентов. Эту цитату уже приводил в начале дискуссии. "Дела плоти известны; они суть:...ЕРЕСИ,...бесчинство и тому подобное.Предваряю вас,как и прежде предварял,что поступающие так Царствия Божия не наследуют."(Гал.5:19)
Галина И. 9 апреля 2026, 06:54
Natalie 8 апреля 2026 "Слова Бога в Писании, что "еретики Царствия Божия не наследуют" были написаны не для католиков"./Таких слов в Священном Писании нет, они есть в писаниях Игоря Ковалева. Тит.3,10-11: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден". В раннехристианское время были разл. ереси: фарисейская, саддукейская, Назорейская, кот. не не признавали, что Христос- это Бог, а христианство считали ересью. Католичество как совокупность официальных западных христианских церквей возникло в 11в. Но все люди разные, и "каждый из нас за себя даст отчет Богу". А "убавлять и прибавлять "к Св. Писанию Богом строго запрещено.
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 23:45
Галина И.//Это вы успокойтесь,не нервничайте.Я рот никому не закрываю, пишите ,пожалуйста.Просто заметил,что вы ошибаетесь.Не надо путать общение , помощь и мирные отношения в быту со всеми , включая еретиков, иноверных, атеистов и уважение к ним , как к образу Божию,с религиозным экуменизмом,с христианским миром и взаимопониманием, включая еретиков, о чем вы писали в комментарии. Цитату вам привел к месту. Если даже с родственниками Бог приветствует разделение, если они мешают вашей вере, то тем более с посторонними. Также в Писании сказано, что после нескольких вразумлений, еретика отвращаться, а это прямо противоположно вашим словам про общехристианский мир и взаимопонимание.
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 23:22
Natalie//Бог в Писании говорит про всех еретиков, что они Царствия Божия не наследуют и что после нескольких вразумлений,их надо отвращаться. Католики - еретики.Значит и про них это сказано Богом.Простая логическая цепочка.Как же вы говорите, что не про них?Значит вы отвергаете Писание и утверждаете,что Бог неправ.Ваши знакомые католики исповедуют свой символ веры(возможно даже ежедневно в молитве), в котором есть филиокве,а это хула на Святого духа./"В «Отче наш» католики теперь будут произносить вместо «не введи нас во искушение» слова «не дай нам поддаться искушению», такое изменение утвердил Папа Римский Франциск.Понтифик отметил, что фраза «не введи нас во искушение» неточна."
Natalie 8 апреля 2026, 21:20
Слова Бога в Писании, что "еретики Царствия Божия не наследуют" были написаны не для католиков. И никакой хулы на Бога нет у тех католиков, которых я очень хорошо знаю. И никто молитву» Отче наш» у них не изменял! И Господь там, где 2 и больше молятся во Имя Его! Вы слишком много читаете непонятно чего. А Господь дарит жизнь не только православным. Рождение ребёнка это Божье благословение! Бог лучше знает, чем вы, кто спасётся, а кто нет. Мне ваши поучения не нужны. Я вам не собиралась отвечать, но пришлось, потому что вы мне приписали, что я не верю Писанию. Я верю Писанию, но не нуждаюсь в ваших словах. «Смотри себя и будет с тебя!»
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 20:03
Катерина "какие? Спросите самого святителя Серафима"//-Спросил.))) Святитель Серафим (Соболев) "о сохранении в католической иерархии апостольского преемства с благодатью Св. Духа, которая, однако, не является действенной и спасительной, в силу присущих католичеству ересей". Святитель говорит о католическом священстве. Хотя многие святые Отцы и даже в Постановлениях Вселенских Соборов считали Таинства Крещения и Рукоположения у еретиков недейственными и безблагодатными. Ересь от ереси тоже отличается. Раз наша Церковь считает действенными Крещение и Рукоположение у католиков и при обращении в Православие их не надо заново крестить, то значит так правильно.Хотя мне ближе более жесткая позиция.
Галина И. 8 апреля 2026, 19:05
Игорь Ковалев, успокойтесь, ради Бога, не закрывайте всем рот. При чем здесь ваша неуместная цитата из Мф.10,34? Если я ошибаюсь, значит, и ошибался Христос, когда общался с сектантами- самарянами, гостил у них и проповедовал. Ошибался, когда тысячами исцелял без различения веры. Ошибался, когда оказывал всем милость и совершал чудеса, например, исцелил сына сотника- язычника, и мн.др. Притча о добром самарянине- тоже ошибка, по- вашему? Такого не может быть, т.к. он сектант, хулитель Святого Духа? Побойтесь Бога. Он долго ждёт и больно бьёт.
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 13:41
Natalie "Святитель Филарет Московский говорил,..." И это он тоже говорил. СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ (Дроздов): «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его АНТИХРИСТИАНСКУЮ сердцевину».
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 13:01
Иоанна_//" Ещё можно подивиться, каким непомерным самомнением надо обладать, чтобы писать подряд по 7-8 комментариев"//Кто не имеет самомнения , первый брось в меня камень. Что вы в принципе уже и сделали.
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 12:57
Галина И.//"Богу угоден такой экуменизм, где нет религиозного противостояния".- Ошибаетесь! Господь говорит противоположное. "Не думайте,что Я пришел принести мир на землю,не мир Я пришел принести,но меч,ибо Я пришел разделить человека с Отцом его,и дочь с матерью ее,и невестку со свекровью ее.И враги человеку домашние его."(Мф.10:34) Толкование.Феофилакт Болгарский:"Не всегда хорошо согласие:бывают случаи, когда хорошо и разделение.Меч означает слово веры,которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. ...удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере."
Катерина 8 апреля 2026, 12:21
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 11:46 - какие? Спросите самого святителя Серафима, тем более он прославлен в лике святых целыми двумя братскими Патриархатами в 2016г. Его возможности святого подвижника намного-намного превышают мои скромные возможности ответа Вам.
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 11:46
Катерина "Святитель Серафим (Соболев) писал, что по его мнению, у католиков даются Дары Святого Духа, но - неспасающие."//Интересно, какие Дары Святого Духа даются за хулу на Святого Духа? Может быть святитель имел ввиду Таинства Крещения и Рукоположения священства, которые признаёт наша Церковь?
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 11:27
Natalie//ПриводИте дословно цитату свт. Филарета,а не свою интерпретацию.Возможно,он ошибался, т.к. благосклонно относился к католичеству,что противоречит подавляющему большинству противоположных мнений других св. Отцов.А в Православии "консенсус патрум".Истиной является мнение большинства св.Отцов.Если для вас слова Бога в Писании,что "еретики Царствия Божия не наследуют" не авторитет и " никто вас не разубедит",то какая же вы христианка?Вы считаете,что Бог здесь лжет?-А это хула на Бога.С такими утверждениями и с отрицанием Писания вы и сами не можете спастись.//"И по вере Бог даёт верующему"//-"Вера в истину спасает,а вера в ложь губит"(свт. Игнатий Брянчанинов).Задумайтесь над этим!
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 11:03
Natalie//Продолжение. В мистике и аскетике у католиков полная бесовщина. Вопреки запрещению Церкви они принимают за истинные все видения и звуки. Не имея благодатных действий Святого Духа, подменяют их экзальтацией и бесовскими наваждениями. Все их " великие святые" ( Терезы, Франциск и др.)были в явной бесовской прелести. Свт. Игнатий Брянчанинов называл их " западными сумасшедшими". В молитве они представляют в уме образы( например Игнатий Лайола) , что также строго запрещено в аскетике.От христианства у них ничего не осталось. Догматика, Таинства, мистика, аскетика- всё искажено и противоречит словам Христа. А если всё дерево гнилое, как вы хотите увидеть на нём добрый плод???
Игорь Ковалев 8 апреля 2026, 10:51
Natalie//У католиков всё искажено, у них от христианства одно название осталось. В догматике филиокве- хула на Святого Духа и др. ереси. Кстати, что Святой Дух исходит от Отца сказал Сам Христос, но по мнению католиков Он ошибся и они Его исправили, что является хулой и на Христа. В Таинствах они лишили мирян Крови Христовой в Причастии, хотя опять же Сам Христос сказал:"если кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь жизни..." (Ин. 6:53)Но католики опять исправили Христа. Недавно читал, что они и молитву "Отче наш" изменили, которую опять же дал Сам Христос.Но католики опять исправляют " ошибки" Бога. Что это, если не богохульство?
Галина И. 8 апреля 2026, 10:37
Да, Православие- истинная вера, но надо понимать, в чем его глубина и истина. Сегодня милосердие, сострадание, бескорыстие и любовь говорят гораздо больше, чем благочестивое фарисейское многословие.Троичное, Пасхальное христианство- это победа веры над разумом, это торжество надежды и любви, это единство сердец во Христе Иисусе. Иисус Христос, распятый на Воскрешающем Кресте, победил зло всего мира, его ненависть, превозношение и самодостаточность.Богу угоден такой экуменизм, где нет религиозного противостояния, где христианский мир, христианское взаимопонимание.Где Дух Христов! «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». А Высший Суд у Бога один, он описан в Мф. 25:31-46. Иного нет.
Иоанна_ 8 апреля 2026, 10:28
Катерина, 7 апр., и здесь я с вами согласна! Ещё можно подивиться, каким непомерным самомнением надо обладать, чтобы писать подряд по 7-8 комментариев.
Natalie 8 апреля 2026, 02:54
Святитель Филарет Московский говорил, что если человек исповедует Божество Христа и верит в Отца, Сына и Святого Духа, то он спасается этой верой. И я с этим утверждением согласна и верю, что так и есть! И никто меня не разубедит в противоположном. И по вере Бог даёт верующему… Спорить и доказывать не вижу смысла.
Катерина 7 апреля 2026, 22:47
священник Дмитрий Шушпанов: "если в спорных вопросах человек способен к конструктивному диалогу, может прислушаться к Вашему мнению, то изложить свою точку зрения ему можно. Если – же нет, то какой смысл ему что – то доказывать? Лучше в этом случае сохранять мир душевный, и помнить слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). А о бесплодных спорах тот же апостол предупреждает: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:3)."
Игорь Ковалев 7 апреля 2026, 16:54
Алла//"где ваши комментарии, там всегда склоки."//Не склоки , а дискуссии на духовные темы, что кстати помогает и мне глубже разобраться в обсуждаемых вопросах.//"Вы бы задумались, что может что-то с вашей позицией не так."//Ну, если моя позиция согласна с учением Церкви, со словами св. Отцов и Писанием, то очевидно, что что-то не так с позицией моих оппонентов. Хотя я тоже могу ошибаться, что-то не так понимать,но стараюсь утверждать только то, что писали св. Отцы и что сказано в Писании.А у этого сайта демократический подход к публикуемым материалам. От строго святоотеческих материалов до статей модернистов,экуменистов,если вы не заметили.Хорошо,что в основном дают возможность критиковать.
Игорь Ковалев 7 апреля 2026, 16:40
Natalie//И ещё,духовная любовь направлена на спасение любимого, а не на потакание его заблуждениям, которые ведут к вечной погибели. Поэтому открыть истину заблуждающемуся(еретику), вызвать у него обеспокоенность тем, что он идёт неправильным путём - это и есть проявление настоящей любви.А потакание его заблуждениям или молчание - это подталкивание его на дно адово, что прямо противоположно любви к ближнему. "Молчанием предаётся Бог"(свт. Григорий Богослов).
Игорь Ковалев 7 апреля 2026, 16:31
Natalie//По поводу любви. Так и Апостол говорит, что кто не имеет любви, тот ничто, однако еще он пишет , что " любовь есть совокупность совершенства " и дальше перечисляет её признаки :"не превозносится, не завидует и т.д. ". Это признаки бесстрастия (совершенства),поэтому христианская любовь даётся Богом по мере очищения от страстей. А для очищения от страстей надо подвизаться(молитва, пост, покаяние, борьба со страстями и т.д.)Есть ещё любовь естественная, которая есть у всех. Её то вы и видите у еретиков, атеистов, язычников,но это любовь неправильная, такую любовь Бог отвергает.Почитайте главы "О любви к Богу" и "О любви к ближнему" свт. Игнатия Брянчанинова.И не путайте эти виды любви.
Катерина 7 апреля 2026, 16:24
Святитель Серафим (Соболев) писал, что по его мнению, у католиков даются Дары Святого Духа, но - неспасающие.
Игорь Ковалев 7 апреля 2026, 16:14
Natalie//Католическая вера-это ересь. Конкретно филиокве- это хула на Духа Святого. Как человек ,исповедующий филиокве,т.е. хулящий Бога может одновременно Его любить?Любовь духовная есть дар Святого Духа.Как хулящий Святого Духа может получить от Него дар любви?Ересь есть смертный грех.Как человек в смертном грехе может спастись?Как у вас эти противоречия укладываются в голове? К то гму же Писание ПРЯМО говорит: исповедующие ереси ,"Царствия Божия НЕ НАСЛЕДУЮТ".А еретика надо не презирать,но отвращаться,по словам Апостола. По вашему Апостол ошибался утверждая это? Не надо пытаться быть милосерднее Бога. Это НЕ ВОЗМОЖНО, потому что Бог есть любовь, однако Он говорит, что еретики не спасутся.
Читательница (Подмосковье) 7 апреля 2026, 15:34
Мне понравились комментарии Игоря Ковалева. Просто он основывается на учении Церкви, а "душевные" комментаторы - на своих эмоциях. Получается разговор на разных уровнях. В этом случае бесполезно что-то доказывать друг другу. Оппонентам рекомендую почитать о трансверберации католических святых. У профессора А.И. Осипова есть лекция на эту тему, изложенная доступным языком.
Светлана 7 апреля 2026, 13:21
Добрый день! Рассказ напомнил мне о встрече в конце 90-х. Из Харькова на учебу в Москву приезжала моя верующая однокурсница. Она всегда говорила, что как только оказывается в России, то чувствует благодать. И на службах она стояла с закрытыми глазами и блаженной улыбкой. Также и тот итальянец мог ощутить благодать Божию. Почему нет?! А ещё помог бабушке. Вроде мелочь, а на душе потеплело.
Галина И. 7 апреля 2026, 13:02
"Если мы гордимся нашими Великими Отцами, остережемся быть подобным евреям, гордившимся теми самыми пророками, которых побивали камнями. Мы недостойны того наследства, которое было нам оставлено, мы цитируем Великих Отцов, но не обладаем их духом.Именно те, кто громче всех протестует против "западного влияния",..больше всех заражены западным влиянием. Это оказывает (на них) наиболее наиболее разрушительное действие и зачастую приводит к катастрофическим последствиям". Православие таких людей "часто теоретически "правильно", но нуждается в истинно христианском духе, в неуловимом вкусе истинного христианства,..узнавая, Кто есть Христос, в Котором единственном наше спасение" (О.Серафим[Роуз]).
Natalie 7 апреля 2026, 02:08
Католики, как и православные, верят во Христа и Святую Троицу. Наши Церкви не вместе, но это не значит, что нужно друг друга презирать. Это и к протестантам относится, тем, которые чтут Святую Троицу. Помните, апостолы пожаловались Христу, что есть некий человек, который не ходит с ними вместе?Что ответил Спаситель, тоже помним. А святитель Филарет Московский говорил, что если человек исповедует Божество Христа и верит в Отца, Сына и Святого Духа, то он спасается этой верой. И благочестивый западный христианин, протестант или католик, если он действительно благочестивый, может подать пример многим теплохладным русским православным.Для примера: как много фильмов они создали,возвышающих Христа
Natalie 6 апреля 2026, 23:44
Святой Макарий Великий пишет: "Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет". Поучать намного легче, чем любить и прощать ближнего, а также видеть Христа в нём.
Natalie 6 апреля 2026, 23:37
“Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку.” Свт. Лука Крымский. Вот так-то. Запомните это!!!
Игорь Ковалев 6 апреля 2026, 22:07
Natalie// "В 1276 году латиняне высадились на Святой Горе Афон,чтобы огнем и мечем принудить святогорских монахов к унии. В это время один отшельник монастыря Зограф,читавший акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Акафистная»,вдруг услышал чудный глас: «Старче,скажи игумену,что идут злые люди,враги Моего Сына и Мои враги. Пусть в монастыре останутся только те, кто твердо может сохранить веру». Старец поспешил в Зограф и предупредил игумена и братию.Многие монахи воспользовались предупреждением и скрылись,а наиболее сильные духом в числе двадцати шести остались и приняли мученическую смерть за Христа от еретиков папистов.Память 26-ти Зографских мучеников Церковь отмечает 11 октября."
Алла 6 апреля 2026, 20:27
Игорь Ковалев, где ваши комментарии, там всегда склоки. Причем не где-то среди атеистов или агностиков, а среди православных. Вы бы задумались, что может что-то с вашей позицией не так. Замечу, мы сейчас находимся на главном православном сайте страны, и его владельцы не посчитали неуместным размещением данной статьи.
Игорь Ковалев 6 апреля 2026, 12:56
Natalie//"с вами большинство людей не согласны."//Истина не измеряется количеством согласных с ней или не согласных. Достаточно того, что мои слова согласны с учением Православной Церкви,а "Церковь есть столп и утверждение истины", по словам Апостола.И Сам Господь называет верующих в Него " малым стадом" :"Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство."(Лк. 12:32) Что мы и наблюдаем сейчас, когда количество православных намного меньше католиков, протестантов, мусульман, язычников(в основном исповедующих индуизм),атеистов. И это на истинность Православия не оказывает никакого влияния.
Игорь Ковалев 6 апреля 2026, 10:51
Natalie//Вам в помощь."Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идодолопоклонству..."(Свт. Игнатий (Брянчанинов)/"Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями."(Свт. Василий Великий )
Игорь Ковалев 6 апреля 2026, 10:38
Natalie//А я бы посоветовал вам не тратить время на комментарии,продвигающие экуменизм и противоречащие учению Православной Церкви,на котором и основаны мои слова. Очевидно,что многое неправильно понимаете вы,поэтому и подтвердить своё мнение словами св.Отцов и Писания НЕ МОЖЕТЕ.Бог любит всех,однако говорит верующим:"Еретика,после первого и второго вразумления,отвращайся,зная,что таковой развратился и грешит,будучи самоосужден"(Тит 3:11)Что такое духовная любовь к Богу и ближнему и почему её не могут иметь еретики,почитайте у св. Отцов и в Писании.Почему Святой Дух отходит за смертные грехи(а ересь-это смертный грех) и что такое прелесть изучайте там же.Успехов вам в изучении Православия.
Natalie 6 апреля 2026, 09:03
Игорь Ковалёв, не тратьте время на комментарии. Вы очень многое неправильно понимаете и с вами большинство людей не согласны. Господь любит католиков! Потому что они любят Бога и ближнего! Не вам судить об их любви. Постарайтесь любить ближнего сами!
Юлия 5 апреля 2026, 20:55
Благодарю, что поделились этой историей, очень тепло и трогательно!
Игорь Ковалев 5 апреля 2026, 19:19
"В нашем же храме! Он показал нам Христа, Которого он встретил, понимаете?!"//Не понимаю!Как можно так уверенно утверждать на основе только чьих-то слов,что он встретил Христа?Человеку в прелести(а еретики все в прелести)часто кажется в экзальтации,в разгорячении крови и нервов,что он причастник Благодати,но это самообольщение.Этот итальянец и у себя также "Христа встречал",которого в еретическом храме по определению нет.При уважении к любому человеку,как к образу Божию,надо критически рассуждать в таких вопросах,а не видеть в еретике прозорливца.Надо на "зло быть как дети,а не умом" по словам Апостола.Некоторые здесь расстрогались,плачут,а ведь это душевность,которая противна духовности.
Игорь Ковалев 5 апреля 2026, 18:01
Natalie//"Замечательный пример,что не надо осуждать католиков.Я знаю много любящих Бога и людей католиков"//Это пример того, что не надо верить всем на слово,в том числе католикам.Если еретик,говорит,что видит в ком то Христа,то это чаще всего ложь. Католичество осуждено Церковью,как ересь.Католики-еретики,а как говорит апостол в Писании:"Дела плоти известны; они суть:...ереси,...бесчинство и тому подобное.Предваряю вас,как и прежде предварял,что поступающие так Царствия Божия не наследуют."(Гал.5:19)Еретики не могут иметь духовной любви к Богу и ближнему,потому что это дар Святого Духа, дающийся по мере очищения от страстей,а ересь-это хула на Бога,за которую Святой Дух отходит от человека.
Алла 5 апреля 2026, 14:00
Спасибо! Замечательный рассказ! Растрогали до слез. Дай Бог нам в каждом человеке видеть Христа!
София 5 апреля 2026, 13:31
Спасибо огромное, за статью, вчера только была на помазании в канун Вербного Воскресения, после службы как будто причастилась. Радость такая,батюшка сказал, благодать приходит на очищенное сердце, сколько очистил, столько и пришло.
Natalie 5 апреля 2026, 02:24
Замечательный пример, что не надо осуждать католиков. Я знаю много любящих Бога и людей католиков. И я уверена, что Бог их любит не меньше, чем православных.
Екатерина 4 апреля 2026, 22:30
Замечательный рассказ! К празднику и, вообще, просто и мудро, мы все ищем Христа=)
Людмила 4 апреля 2026, 18:28
Правильный рассказ...спасибо
раба Божия тамара 4 апреля 2026, 17:09
Дай нам, Господи Иисусе Христе, не пройти мимо Тебя!
Маргарита 4 апреля 2026, 16:53
Елена, благодарю Вас за статью!!! Растрогали до слез!!!! Каждый ваш рассказ - в самое сердце!!!
Юлия 4 апреля 2026, 11:17
Какой прекрасный рассказ. Насмеялась вдоволь. Спасибо!!!!!!
Екатерина 4 апреля 2026, 08:55
Елена, благодарю! Дай Бог здоровья Вам и вашим близким! Пишите ещё!!! Переслала Вам рассказ всем подругам
Дмитрий 3 апреля 2026, 18:54
Да, горько осознавать, что находясь в храме можно проходить мимо Христа и не узнавать Его. Когда наше сердце не настроено на эту встречу. Ведь даже жена пророка Давида насмехалась над ним, когда он плясал перед Ковчегом... Но надеюсь, что Господь постепенно очищает наше сердце, в том числе и скорбями, чтобы когда нибудь почувствовать Его дыхание.
Галина 3 апреля 2026, 17:44
СпасиБо. Хотел и...Встретил
Ольга 3 апреля 2026, 17:24
Мы с высоты своей "святости"рассуждаем о том кто болящий... Страшно!
Елена 3 апреля 2026, 17:22
Елена, благодарю...Сердце горит от Вашего слова
Фотиния 3 апреля 2026, 12:34
Какая замечательная история! Спасибо большое!
Ирина 3 апреля 2026, 12:09
Спасибо, Еленочка! Читаю и плачу. Благодарю вас!
Анна 3 апреля 2026, 12:02
Спасибо то какое!!
Людмила 3 апреля 2026, 10:25
Браво, Елена! В самое сердце и до слёз!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.