О христианской рассудительности, особенных детях и учёбе

Фото: freepik.com Фото: freepik.com

После опубликования моей заметки о том, как старшего сына, у которого диагностирован РАС (расстройство аутистического спектра), выживают из школы, я получил несколько интересных комментариев.

Некоторые читатели утверждали, что для особенных детей нужны «особенные школы», и ребёнку-аутисту, который ведёт себя «недолжным образом», не место в обычном классе. Лучше отправить его в спецшколу (или на надомное обучение), чтобы он не мешал другим детям учиться, а учителям – сеять «разумное, доброе, вечное» – разумеется, при обязательно предполагаемом (но, конечно, никем не гарантируемом) строгом следовании правилам со стороны оставшихся в классе детей.

Так рисуется искажённая картина, на которой ребёнок с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это почему-то почти всегда проблема для школы, а классы, в которых собраны только нормотипичные дети, – идеал для учителя и всех родителей. В реальности за гиперболизированным стремлением обеспечить «дисциплину и порядок», назначая виновным школьника с ОПФР, скрывается нежелание принять ребёнка, отличающегося от других. Ведь с ним надо работать, помогать ему, как и его одноклассникам, создавать адаптивную среду. Именно здесь обнажается острая проблема интеграции детей с особенностями развития, характерная для постсоветского общества – наследника антирелигиозной идеологии.

Да, дети с аутизмом (и некоторыми другими особенностями) могут кричать, проявлять чрезмерную эмоциональность. Так, по объективным причинам, работает их психоэмоциональная сфера. С возрастом эмоциональные всплески, как правило, минимизируются, особенно при адекватной психолого-педагогической коррекции. И здесь на повестку выходит как раз вопрос социализации в коллективе нормотипичных детей, которая ребёнку с РАС очень важна. Требуется время, порой длительное, чтобы аутист привык к правилам. Если этих правил нет или они номинальные, облегчённые, как в спецклассе, то особенный ребёнок может никогда не научиться жить в обществе без помощи и сопровождения. Но кто будет сопровождать аутиста, когда он вырастет, а родители отойдут в мир иной? К сожалению, в таком случае взрослого человека с РАС зачастую ждёт не обычная, нормальная жизнь – в рабочем коллективе, с созданием семьи, – а пребывание в психоневрологическом интернате, с регрессом и даже с потерей речи и базовых навыков.

Другими словами, ещё на начальном, школьном уровне родители ребёнка с аутизмом закладывают варианты его будущего развития. Первый вариант, самый простой, – определить сына или дочь в спецкласс, где для него будет создана внешне благоприятная среда и где он вроде бы никому не станет мешать. Нередко это тупиковый путь, который в перспективе может навсегда замкнуть ребёнка в стенах психоневрологического интерната.

Второй путь – более сложный. При отсутствии противопоказаний (это решают комиссии) родители отдают ребёнка в обычный класс, в котором почти все сверстники – нормотипичные дети, и есть строгие требования к дисциплине и усвоению материала. Здесь аутисту приходится осваиваться в новых, непростых рамках, что, естественно, вызывает у него протестные реакции. Со временем он приспосабливается к коллективу, начинает признавать нормы социального взаимодействия и по мере взросления учится жить по правилам.

Мне известны два противоположных примера судьбы детей с РАС.

В одном случае родители не смогли получить необходимую помощь (регулярная и целевая работа с квалифицированным психологом), их сын обучался в спецшколе. С возрастом ребёнок стал терять социальные навыки, у него появилась немотивированная агрессия к окружающим. В итоге мальчик оказался в специнтернате, где и находится по сегодняшний день, будучи уже взрослым человеком. Благоприятного прогноза, увы, не предполагается.

Второй пример – совсем иного рода. Родители определили сына-аутиста в обычный класс, проходили адекватную поведенческую терапию. Мальчик успешно окончил среднюю школу, получил высшее образование и устроился на работу. У него, конечно, остаются черты, которые можно назвать «странностями», но он интегрирован в общество, не нуждается в посторонней помощи и сопровождении, работает и общается.

Бог, как любящий Отец, желает добра Своим чадам. Христос не гнушался людьми с особенностями – слепыми, расслабленными, прокажёнными. Спаситель шёл им навстречу, помогал, исцелял. «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27).

Учителю и родителям одноклассников ребёнка с ОПФР, проще «избавиться» от него, убрать из класса, нежели создавать адаптивную среду

К слову, на государственном уровне в Беларуси (думаю, также и в России) создана адекватная нормативная база для поддержки особенных ребят, в том числе в сфере образования. Детям с ОПФР, при соответствующем заключении ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), открыта возможность для учёбы в обычных классах, с нормотипичными сверстниками. Полезность инклюзии признаётся в высших эшелонах системы образования. К сожалению, это не всегда находит позитивный отклик в регионах, на местах. Понятно, что учителю, да и многим родителям одноклассников ребёнка с ОПФР, проще «избавиться» от него, убрать из класса, нежели создавать адаптивную среду. Хотя создание такой среды, особенно при поддержке профильных организаций (Центров коррекционного развития), не требует ни от педагога, ни от школы титанических усилий. Это вопрос желания, а для христиан – возможность исполнить слова апостола «сносить немощи бессильных» (Рим. 15, 1).

Поскольку во многих случаях законы на стороне особенных детей, государство выглядит более христианским, нежели представители родительской общественности, которые почти в каждом «неудобном» ребёнке усматривают врага и ищут инструменты для его выживания из класса. К примеру, Министерство образования Беларуси обязывает школы проводить мероприятия по «формированию позитивного образа» детей с особенностями развития. В обществе, где отношение к вере остаётся во многом формальным, инструкции Минобра имеют огромное назидательное значение, будучи по своему содержанию глубоко христианскими. Во многом они призваны минимизировать давление «разгневанной общественности» на родителей особенных детей, к которому нередко подключаются учителя и администрация учебных заведений.

Понятно, что противостоять коллективному натиску нелегко. Но делать это нужно, и мнимые уступки, якобы ради «блага класса» или «комфорта особенного ребёнка», никому не принесут пользы. Переводы детей с особенностями развития из класса в класс или из школы в школу вредят как самим детям, так и развитию инклюзивного образования в целом. Информация об успешном выдавливании «неудобного» ребёнка быстро распространяется по району или городу, придавая уверенность другим инициативным группам, для которых присутствие в классе школьника с аутизмом, ДЦП или иными особенностями становится раздражающим фактором. Такие люди, «ограждая» своих детей от многообразия и сложности реального мира «выдавливанием» неудобного ребёнка, фактически отдаляются от христианских идеалов милосердия, сострадания и любви.

Некоторые родители и учителя вроде бы движимы заботой о «правильном ходе» учебного процесса. Но не драматизируем ли мы ситуацию, оцеживая комара и поглощая верблюда, как говорил Спаситель? Если учитель и школа понимают, что особенного ребёнка не «выдавить», сколько бы коллективных писем ни подавалось, какие бы расследования о «социально опасном положении» ни инициировались, они рано или поздно начнут работать – так, как этого требуют нормативы и базовые правила по взаимодействию с такими детьми. Методик существует много, в том числе с привлечением психологов, специалистов из сторонних организаций – Центров коррекционного развития, психоневрологического диспансера, ресурсного центра помощи детям с аутизмом и т.п. Базовые психологические знания есть у всех педагогов, да и курсы повышения квалификации никто не отменял. Скорее, это вопрос устремлений и мотивации.

Но печальная «успешность», с которой многие особенные детки вымываются из обычных школ, отправляясь либо в спецшколы, либо на надомное обучение, сводит эту мотивацию к минимуму.

Многих деток-аутистов можно такой помощью спасти от регресса и дальнейшего распределения в специнтернаты

Полагаю, что приходские общины, епархиальные службы должны и здесь возвысить свой голос, не только посредством гуманитарных проектов (которые тоже важны), но и через юридическую / информационную / организационную помощь семьям, остающимся один на один с уничтожающим гласом разгневанной общественности. Думаю, многих деток-аутистов можно такой помощью спасти от регресса, от пожизненного неумения жить в обществе и дальнейшего распределения в специнтернаты. Главное, чтобы родители могли ещё в начальной школе отстоять законное право на обучение ребёнка с ОПФР в обычном классе по модели инклюзивного образования и, возможно, с сопровождением, как обычно рекомендуется профильными комиссиями.

«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Называя себя христианами, мы должны становиться для обременённых людей не стеной отвержения, а дверью поддержки. В том числе и для того, чтобы семьи, воспитывающие особенных детей, меньше сталкивались с травлей и негодованием, как «неудобные» люди, но встречали больше понимания, сочувствия, помощи и любви.

Сергей Мудров

4 мая 2026 г.

Смотри также
«Неудобные дети» «Неудобные дети»
О том, как из школьного класса выживают ребенка-аутиста
«Неудобные дети» «Неудобные дети»,
или О том, как из школьного класса выживают ребенка-аутиста

Сергей Мудров
Аутизм у ребенка – особый крест для родителей, школа терпения и любви. Капризы аутиста – это не «плохой характер», а особенность работы его нервной системы.
«Почему Бог сделал меня таким?» «Почему Бог сделал меня таким?»
Ответы священников
«Почему Бог сделал меня таким?» «Почему Бог сделал меня таким?»
Ответы священников на вопрос «особого» человека
Мы духовно поражены гораздо сильнее, чем физически. Бог нас сделал святыми, совершенными, свободными, разумными, любящими. Но во всё это вмешался грех.
Каково быть мамой девочки-аутистки Каково быть мамой девочки-аутистки
Любовь Абрамова
Каково быть мамой девочки-аутистки Большие победы маленькой Дуни,
или Каково быть мамой девочки-аутистки

Любовь Абрамова
Мне пришлось научиться заново любить Дуню, любить через боль, увидеть в ней не список диагнозов и трат, а ребенка. Любить ее, несмотря ни на что.
Комментарии
Екатерина 9 мая 2026, 19:24
Единственный выход, который я нашла для нашей семьи - молиться об учителе, и выстраивать с ней отношения. Договариваться, что несделанное задание - это двойка, а не ругань, и тем более не сорванный урок. Вообще, ответственность за сорванный урок - на учителе, я считаю. В храмах богослужения продолжаются и под бомбежками, и под новогодние салюты. И учитель решает, делать акцент на том, что один ученик "залез под парту" или спокойно продолжать урок. А насчет "едких комментариев" и заявлений в опеку. У меня тут совсем не христианская позиция - "Цыплят по осени считают". Такие родители пытаются воспитывать посторонних людей настолько рьяно, что на своих детей у них не остается сил. К сожалени
Екатерина 9 мая 2026, 18:44
Нас с Вами мало кто поймет. Мало кто знает, что РАС - это спектр. Люди всегда представляют глубокий аутизм, с вокализациями и биением головой об пол/стену. Хотя и такое бывает, и с этим тоже учатся жить.. но представить глубокого аутиста успешно обучающегося в общеобразовательном классе действительно сложно. Но бывает и другой РАС.. это обычные, даже немного гениальные дети, со, скажем так, непривычным поведением. Почему такой ребенок, если он умный, тянет программу, не агрессивный (никого не бьет, не обижает, парты не поджигает, вещи не кидает) должен быть лишен социализации?
Галина 7 мая 2026, 11:54
Добавлю. Автор взывает к сочувствию, вниманию, пониманию. Это подразумевает, что отдельно взятый человек из некоего окружения должен задуматься о своих именно поступках, пересмотреть свои взгляды, свое понимание и видения себя, осознать в т.ч., что именно с его стороны исходит нечувствие, неверное поведение, откровенная жестокость, эгоизм, поиск личного комфорта. Возможна ли и каким образом возможна такая трансформация?? ... Общество- это совокупность таких личностей, и при единстве которых в т.ч./по законам психологии/ работают уже иные механизмы осознанности (неосознанности т.е.)
Галина 7 мая 2026, 11:40
Дело не в неудобных детях, а в обществе, ищущем личный комфорт, который может иметь разные конкретные "оформления", и помехой которому могут стать и особенности чужого ребенка, и иное. Это тенденция и негласная система. Стучать в эту дверь можно, а быть услышанным нет.
Сергей Мудров 6 мая 2026, 10:01
Маме из Канады: спасибо за Ваш рассказ. Конечно, у каждого свой опыт и если у Вашего сына категорически не получалось учиться в обычной школе, в ситуации, когда были испробованы все средства (работа психолога, педагога, привлечение специалистов/консультантов из компетентных организаций, сопровождение и т.п.), тогда, видимо, выхода не было – только надомное обучение. Ребёнок с РАС способен получить образование на дому. Вопрос лишь в том, сможет ли он потом, во взрослой жизни, работать в коллективе и адекватно общаться с другими людьми – не просто на кружках, группах по интересам, а именно в рабочем коллективе... Далеко не у всех аутистов, обучавшихся в домашних условиях, это получается.
Сергей Мудров 6 мая 2026, 09:44
Я в целом говорю о том, что в обществе сложилась нездоровая тенденция: вместо того, чтобы адекватно работать с особенными детьми, многие школы пытаются таких детей «выжить», так как для школы это самый удобный вариант. О том, что будет потом с ребёнком, никого не волнует. Умение адаптироваться и работать в коллективе нормотипичных сверстников – это навык, который невозможно получить на дому и вряд ли можно получить в спецклассе. Я упоминал о знакомом аутисте, который смог окончить обычную школу, потом получил высшее образование (с отличием!) и сейчас работает инженером на предприятии. Очень сомневаюсь, что ему удалось бы пройти этот путь, если бы родители забрали его на надомное обучение.
Сергей Мудров 6 мая 2026, 09:29
В любых проблемных ситуациях, когда возникают «претензии» к пребыванию в классе особенного ребёнка, первейший вопрос: что сделала школа для того, чтобы решить проблему, помимо попыток выжить ребёнка, зачастую посредством других родителей? Как работает классный руководитель? Учитываются ли рекомендации психологов? Привлекаются ли к работе специалисты коррекционного центра, психоневрологического диспансера, иных компетентных организаций? Если вся эта работа не даёт в классе ни малейшего результата, тогда и можно говорить о проблеме. Но если работы в классе/школе нет и делать её никто не хочет, тогда какие могут быть претензии к ребёнку и его родителям?
из Канады - 5 5 мая 2026, 18:23
На следующий день я забрала своего сына из школы на надомное обучение. Знаю, что у большинства людей почему-то негативное, превратное мнение о такой форме обучения и куча предубеждений. На самом деле мы с ребенком очутились в удивительном, интересном, параллельном мире под названием homeschooling. Этот мир спас нас, приютил, помог, вывел из беспросветности и отчаяния. Но это уже другая история…
из Канады - 4 5 мая 2026, 18:22
Два с половиной года наша семья провела в бессмысленной борьбе со школой, в заседаниях, совещаниях и комиссиях. Пока наконец в один непрекрасный день по вине моего ребенка в классе произошел отвратительный, опасный эпизод. И тут до меня наконец-то дошло; я ОБЯЗАНА ДАТЬ НОРМАЛЬНЫМ ДЕТЯМ НОРМАЛЬНО УЧИТЬСЯ! Я не имею никакого права упорствовать в своем слепом родительском эгоизме. (Именно то, что пытаются донести автору многочисленные комментаторы).
из Канады - 3 5 мая 2026, 18:20
Не стоит возлагать большие надежды на сопровожление. Даже если удасться найти идеального сопровождающего, то этот человек может в любой день исчезнуть (заболеть, уволиться). И что вы будете делать дальще? А у обычных, рядовых сопровождающих не болит душа о вашем ребенке, его учебе и социализации. В авторе статьи я виже себя давнишнюю, почти двадцатилетней давности, когда я тоже была обижена на общество, школу, родителей других детей, когда я тоже выдвигала кучу претензий и требований. Мне тоже все компетентные специалисты в один голос твердили, что мой сын должен учиться в обычной школе. Но не получалось у него.
из Канады - 2 5 мая 2026, 18:18
Обычно один сопровождающий на несколько особенных детей, которые могут быть в разных классах, и сопровождающий в течение дня переходит их класса в класс, т.е. нет 100% сопровождения. Часто все сопровождение заключается в том, что проблемного ребенка просто выводят их класса. Какая уж тут учеба и социализация! Очень часто сопровождающий говорит директору “все, я не могу справиться”, и тогда посреди рабочего дня звонят родителям с требованием немедленно забрать ребенка из школы, и родитель обязан все бросить и сломя голову мчаться в школу. В общем, все очень жестко.
из Канады - 1 5 мая 2026, 18:17
Я в Канаде. Сразу уточню: если вы думаете, что здесь все миленько-инклюзивненько, то вы заблуждаетесь. Инклюзивность и вспомогательные сервисы – до определенной степени. Поэтому зачастую родителям предлагается быстрое, необременительное для школы, решение – посадить ребенка на какие-нибудь психотропные таблетки. Ребенок будет сидеть тихо в классе, а расхлебывать последствия такого “сервиса” будут родители. Если в классе есть ребенок, который мешает учебному процессу, то на него жалуются все – родители, учителя, сопровождающие и даже директор школы. Что касается сопровождения, то нет такого, чтобы к каждому особенному ребенку был приставлен отдельный человек.
Галина 5 мая 2026, 15:39
Почему другие родители и другие дети должны выполнять ваши родительские обязанности? Государство должно заботиться обо всех своих гражданах, не так ли? Свобода поведения, выбора, использования права любого - особенного, обычного ребенка или взрослого - всегда ограничиваются свободами и правами другого такого же члена общества. Если вы этого не принимаете, то где же тут христианское отношение к окружающим.
Сергей Мудров 5 мая 2026, 10:17
Государство, принимая законы, защищающие особенных детей, в немалой степени выглядит более христианским, нежели родители, желающие таких детей изгнать из класса. Проблема решается тогда, когда с ребёнком в школе работают, а не ищут пути от него избавиться. Мы с супругой, кстати, предлагали школе вариант нашего присутствия на уроках, для возможной помощи педагогу в сложных ситуациях. Однако родители других учеников выступили против этого, показав свою незаинтересованность в решении проблемного вопроса. И если компетентные комиссии согласны, что ребёнок с РАС должен обучаться в обычной школе, значит, для ребёнка это оптимальный вариант.
Светлана 4 мая 2026, 22:21
Очень люблю посты Елены Кучеренко. От них всегда идёт такая светлая радость и Евангельская любовь, которая отдаёт, и ничего не требует взамен. Простите, Сергей, но в ваших постах нет этой Евангельской любви,к сожалению. Одни требования. Может быть, когда вы сами научитесь отдавать любовь, а не требовать и к вашему ребенку отношение изменится.
Надежда 4 мая 2026, 19:36
Уважаемый Сергей! Ваша родительская любовь и боль не позволяют Вам быть объективным. Бескомпромисно всё только и вращается вокруг "особенных" Детей и что им полезно, при этом о "нормотипичных" детях как о ресурсе для детей с РАС. Полезен ли на уроках такой раздражитель 30ти ученикам начальной школы? Детям 6-8 лет необходимо усваивать материал в нездоровой обстановке, в этом нет христианской любви, только требование. К сожалению, сталкиваясь с родителями таких деток в основном исходит именно требование понимать их ребёнка. Понимать нужды другого ребёнка или детей они не готовы. Очень однобоко и с претензией.
Необходим здоровый подход и компромисс, когда и социализация и не страдают 30 детей.
Дина 4 мая 2026, 18:57
Здравствуйте, я - мама ребёнка с особенностями в развитии, и знаю то, о чём написал Сергей на опыте нашей семьи. Учительница, к которой мы попали в 1ом классе, после недели пребывания в школе моего сына и меня, как тьютора, категорически сказала, что нужно надомное обучение, без вариантов, не считая спецшколы, конечно. Делать нечего мы и пошли. По Божьей милости мы попали к замечательному спецпедагогу, которая в 1ом классе не только обучала нашего сына, но и сглаживала неровности в поведении, с дальним прицелом подготовить его к работе в классе. Несмотря на сопротивление со всех сторон, нам удалось перейти на обычное обучение. Все уже привыкли. Но, знаю, бывает и по другому, не всем подходит
Ксения 4 мая 2026, 16:35
Добрый день. Вот Вы пишите про Евангельскую любовь, но мы не можем её спрашивать с других, мы должны её давать сами.
Александра 4 мая 2026, 15:38
Права ребёнка с РАС и права нормотипичных детей не должны ущемлять друг друга. Ребенок с РАС, при всей любви к нему и понимании, часто срывает Учебный процесс и забирает основной ресурс учителя с ущерб другим детям. И если такой ребёнок в он в инклюзии, нужен тьютор. Тьюьоров недостаточно. Почему бы папе или маме, идеально знающим нюансы и потребности своего ребенка, не оформиться в класс в качестве тьютора?
Сергей Мудров 4 мая 2026, 14:46
Согласен с Дарьей, Анной и Романом, что не все дети с РАС могут адаптироваться в обычной школе; ведь аутизм неоднороден, есть его четыре группы, в зависимости от тяжести. Родители, как правило, понимают состояние своего ребёнка. Врачи, а также комиссии (ПМПК) рекомендуют варианты в плане обучения. Проблема в том, что для школы/класса эти рекомендации могут быть «неудобными», вот и начинается «выживание» особенного ребёнка. Оказывается, проще «неудобного» ребёнка исключить из класса, чем вести с ним работу, помогать ему. Хотя во многих случаях адекватная работа с аутистами способна переломить ситуацию, в лучшую сторону.
Сергей Мудров 4 мая 2026, 14:26
Христос Воскресе! Свете: если, как Вы пишите, дети в храме «очерняют» Вашего ребёнка, то эту ситуацию следует проговаривать с настоятелем храма и, возможно, с мамой этих детей (если она идёт на контакт). Осуждение здесь не при чём, Вы решаете вопрос конкретной проблемной ситуации для Вашей дочери. Главное, говорить по существу и пояснять настоятелю, какую Вы видите проблему и почему. Возможен вариант общего диалога, при посредничестве настоятеля. Не нужно бояться говорить правду – важно прекратить буллинг. Вспомните библейские слова: «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы <..> а обличающие будут любимы, и на них придёт благословение» (Притчи 24:24-25).
Екатерина 4 мая 2026, 13:56
Согласна, что в нашем обществе надо менять отношение к детям с особенностями развития, и в целом к людям с ограниченными возможностями. Насчет школы, всё же думаю, что детям с РАС лучше учиться с специализированных учреждениях и не для того, чтобы их как-то отделить или сделать изгоями, а чтобы сами уроки и программа была выстроена таким образом, чтобы они легче усваивали ее. Это как примерно слепым людям дать учиться не по специальным учебникам, а по учебникам для зрячих. А социализацию можно проводить за счет различных секций и кружков.
Дарья 4 мая 2026, 10:22
Христос Воскресе! У сына в начальной школе учился мальчик с РАС. После 2-го урока он начинал трясти головой, позже - залезал под парту и рычал. Детям учитель говорила не смеяться. не передразнивать, дипломатично объясняла:Н.- мальчик особенный. Учился он неплохо, но быстро уставал, его раздражали шум, прыжки детей на перемене. Мама мальчика...требовала, чтобы дети стояли тихо на перемене. Еще ему важно было то ли рассказывать, то ли показывать историю московских трамваев. Дети раз послушали. Но отказывались делать это по 10 раз в день. Н. злился, плакал. Мама, посетив пару уроков, забрала Н. на домобучение. Он приходил несколько раз в год в школу, мальчик стал спокойнее, что ли.
Света 4 мая 2026, 08:51
Здравствуйте, Сергей! Мне бы хотелось посмотреть на ситуацию с православной точки зрения. Я прочитала и прошлую вашу статью и комментарии к ней. У меня самой большой вопрос : как же нам поступать когда против наших детей затеяли "войну". Против моей старшей дочери в храме воюет мама 6-ых детей. Девочка моя самая обычная, учится в обычной школе и никакого диагноза у нее нет. Она любит сладости и всех угощать. У наших детей была длинная история отношений , не могу все описать. Но как быть мне сейчас, когда я слышу как чужие дети очерняют моего ребенка. Ведь все мы православные и осуждать нам нельзя. Думала сменить храм, но не сменили - дочке сейчас 16 и все обсуждаем и проговариваем дома.
Анна 4 мая 2026, 07:38
Очень трудно сравнивать детей и успешные случаи с неуспешными. Особенные дети все разные. Некоторым детям лучше может помочь специализированный класс и индивидуальное внимание педагогов, умеющих работать именно с такими детьми. В обычном классе этот ребёнок не получит необходимых знаний и навыков.
Роман 4 мая 2026, 06:23
Сергей, благодарю за статью! У меня сын с РАС 12 лет. С 1 по 4 класс учились в обычной школе. Таким детям там тяжело, внимание рассеивается. Тяжело сидеть все уроки. Мы перешли на индивидуальное обучение, приходим в школу и занимаемся индивидуально с учителем. 3 урока в день в сумме по 1.5 часа - это то, что ему подходит. Мой сын очень общительный и общения нам достаточно). В любом случае все дети с РАС разные и не всегда обычная школа- это хороший вариант.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.