Мысли, которые изложены ниже, не упрек, бросаемый в лицо уважаемому Святейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею. Они выражают обеспокоенность значительной части верующих, поэтому я смиренно предаю их гласности для того, чтобы и он задумался и поразмыслил над ними.
Он муж премудрый! А пример мудрости таковых состоит в том, что они научаются, умножая мудрость, даже от юнцов и червей земных.
Что касается меня, то я поступаю по известному принципу: «Платон мне друг, но истина дороже». Я дерзаю говорить, когда другие молчат; говорю, когда другие льстят; говорю откровенно, когда других и след простыл. Если бы был жив приснопамятный архиепископ Христодул (предстоятель Элладской Православной Церкви; † 2008), он бы подтвердил это. Как часто я причинял ему боль своими словами, поступая так ради любви и истины. Христодул, которого Мать-Церковь отлучила от общения, разыграв на Фанаре мрачный сценарий![1] Кто поистине может забыть ту страшную церемонию, деятелем которой, к сожалению, стал сам патриарх?
***
Святейший патриарх Варфоломей снова оказался в центре внимания общественности в связи с богословским диалогом между Востоком и Западом, между Православием и Католицизмом. В результате своего недавнего, четвертого по счету визита в Ватикан в октябре 2008 года и присутствия на конференции католических епископов, он спровоцировал атмосферу страха в нашей среде. Многие отметили его высказывание о том, что его присутствие на той конференции – «это проявление действия Духа Божия».
Складывается впечатление, что патриарх торопится, бежит, спешит объединить Церкви. Так, по крайней мере, некоторые из нас понимают его шаги. Мы не можем игнорировать протесты благочестивых чад Церкви, не можем одним росчерком пера вычеркнуть их всех, сказав другим: «Да оставьте их! Это твердолобые фанатики», учитывая тот факт, что среди них есть и архиереи, и священники, и ученые, и монахи, и преподаватели богословских факультетов, и многие иные достойные члены Церкви Христовой.
Участие нашего уважаемого патриарха в католической службе и его совместная молитва с папой у многих вызывает не только обеспокоенность, но и огромную скорбь. Это не позволяется священными канонами! Его уже осуждали несколько лет назад за его слишком смелые шаги на литургии в Равенне. Да и сейчас тоже осуждают. Патриарх переходит допустимые границы в общении между Востоком и Западом: ведь совместное произнесение Символа веры является богослужебным действием. Конечно, он не доходит до участия в общей чаше, то есть в совместном принесении Бескровной жертвы, но исповедание веры не прекращает от этого быть таковым. Если у нас такая разница в вероучении, если богословский диалог на последней его стадии (Равенна-2007) породил столько потрясений среди православных, то наши шаги должны быть весьма и весьма осторожными.
Я понимаю, что контакты между предстоятелями необходимы. И чтобы увенчались успехом усилия нижестоящих церковных деятелей, предстоятелям необходимо открывать пути для этого. Но я не могу понять, зачем нужно переходить пределы, положенные отцами. Я могу присутствовать на католической литургии как обычный посетитель или турист, но как архиерей не могу благословлять, говоря: «Мир всем». Не могу я также вместе с католиками произнести «Верую», пусть это и общепринятый текст Никео-Цареградского Символа веры. Иначе это получается некое соучастие, совместная молитва, на что Его Святейшество не получал санкции Православных Церквей, действуя по собственной инициативе.
Против шагов подобного рода, да и вообще против нарушения положенных пределов, наблюдаемых при проведении богословского диалога, с особой силой протестовал архиепископ Австралийский Стилиан, архиерей Вселенского престола, замечательный друг нашего патриарха, преподаватель университета и многолетний модератор или сопредседатель Смешанной комиссии по богословскому диалогу. Но не протестовали афонские отцы, как мы того ожидали. Меня удивляет и одновременно вводит в недоумение их молчание! Обычно в других случаях они разговорчивее всех, но в данном случае молчат как рыбы. Что же это за двойной подход? Такое поведение не достойно подражания! Единственным и приятным исключением стало слово настоятеля монастыря Ксиропотам отца Иосифа во время посещения этой обители Святейшим Варфоломеем. Я привожу здесь его мудрые и достопамятные слова из приветствия, обращенного нашему патриарху.
«Пусть же святыми молитвами Вашего Святейшества не калечится и не искажается из-за наших слабостей монашеское свидетельство нашей веры, потому что «все, что приходит не от веры, есть грех», как пишет апостол (Рим. 14: 23). Здесь, Ваше Святейшество, позвольте нам, вашим чадам, как стяжавшим сыновнее дерзновение, обратиться к двум темам, которые теснят наше сердце и соблазняют монашескую совесть, а также совесть многочисленных благочестивых православных христиан, которые приходят к нам.
Во-первых, это продолжающиеся признание Вашим Святейшеством в официальных речах и совместных молитвах в храме и на телевидении представителей уже полностью обмирщенного и неисправимого современного папства.
Во-вторых, сведение на «нет» богословского и экклесиологического свидетельства Православия полным участием представителей нашей Церкви во Всемирном Совете Церквей и таким образом молчаливым принятием протестантской экклесиологии, которая определяет структуру и функционирование этой всепротестантской органзации.
Ваше Святейшество, вместе со святителем Иоанном Златоустом, просим Вас, смиренные и недостойные: “Никакого искаженного учения под предлогом любви не принимайте”.
Мы, наименьшие монахи обители Ксиропотам, вместе с благочестивым народом разделяя обеспокоенность, пребываем в вере святых апостолов и святых отцов из любви и к инославным, которые получат существенную помощь, если православные, благодаря своей последовательной православной позиции укажут им масштаб их духовной болезни и способ их исцеления. С болью в сердце благоговейно просим, чтобы в дальнейшем богословский диалог никоим образом не сопровождался совместными молитвами и участием в литургических и богослужебных собраниях друг друга, равно как и прочих действиях, которые могут создать впечатление, что наша Православная Церковь принимает католиков, как настоящую Церковь, а папу, как канонического епископа Рима. Подобные действия вводят в заблуждение и православную полноту, и католиков, создавая у них ложное впечатление относительно того, что думает о них Православие.
“Ныне же пребывают вера, надежда, любовь, три сия: больше же сих любовь” (1 Кор. 13: 13). Вашей отеческой любовью простите нам это уклонение в конфессиональные вопросы и воззрите на смиренные лица нашей братии, которая взирает на Вас с большим уважением».
Я привел все вышесказанное в качестве введения, чтобы обратиться к другой стороне вопроса об отношениях православных и католиков.
1. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не прекратят заниматься прозелитизмом среди православных в России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехии, Словакии и в других странах бывшего восточного блока.
2. Никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не упразднят унию в Греции и других местах.
3. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют с себя вину, которая легла на их плечи в эти последние годы, когда они проливали невинную кровь православных в Боснии, Хорватии и других местах. И все это – якобы во имя веры и Христа.
4. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют вину, легшую на них за финансирование Ватиканом мусульман во время войны в Боснии против православных. Это преступление было совершено несколько лет назад.
Когда мы возили в Сербию продукты и вещи, у нас была возможность лично побывать на поле боя, в первых рядах, в зоне ведения боевых действий, тогда когда сербы осаждали Горажде. Мы собственными ушами слышали из уст генерала-героя Младича, что а) в грузовиках ООН, перевозивших продукты для мусульман, под продуктами было спрятано оружие и боеприпасы, что б) покупку оружия финансировал Ватикан!
Чуть позже, такую же информацию на полностью конфиденциальных условиях мне сообщил один официальный политик, который в то время работал в министерстве обороны Греции.
Пусть продолжаются официальные визиты между Константинополем и Ватиканом, пусть продолжаются совместные молитвы и уступки, пусть предпринимаются шаги доброй воли со стороны православных, объединения двух Церквей не будет, если предварительно не будет заглажена вина за все преступления, которые неизбежно наводят нас на мысль о подобных случаях и преступлениях периода крестовых походов. С тех пор, кажется, ничего не изменилось.
Мы обнаружили важный документ, относящийся к нашей теме. В нем идет речь о давних событиях Второй мировой войны в Сербии, связанных с именем архиепископа Алоизио Степинаца. Они имеют огромное значение, потому что доказывают: Рим в основе своей придал институту папства и Церкви светский характер, Рим превратился в светское государство Ватикан. На протяжении веков не изменились ни его методы, ни поведение. Цель оправдывает средства, вплоть до убийства… неверных православных. Господи, помилуй!
Пусть продолжатся официальные визиты предстоятелей в Рим или Константинополь, но объединение Церквей останется неосуществимой, а, следовательно, обманчивой мечтой. Пусть не беспокоятся «зилоты» и «супер-супер православные»! Стражи знают обо всем! Если потребуется, то мы все выйдем на защиту нашей веры. Не отречемся от тебя, о любезное Православие.
Перевод с греческого Анатолия Чурякова
Что касаемо объединения то тут все просто его никогда не будет. Как бы кто не хотел. так как можно объединиться если католики покаются в своих грехах и своей ериси и пойдут в лоно православной церкви. А этого никогда не будет.
Думаю общение с католиками, "иеговистами", протестантами и прочими псевдохристианами должно быть. Но общение между мирянами, или миссионерами, или теми и другими. При таком общении слабые в вере или знаниях либо укрепятся либо предадут нас (но в любом случае их станет меньше), сильные же своей проповедью укрепят и себя, и сомневающихся, а может и других к Вере приведут (но в любом случае сильных станет больше).
У патриарха же другие задачи, другая миссия, другое служение. Поступок неоднозначен, но не стоит судить.
Призываю следовать примеру афонских монахов - не принимать, не отвергать и не молчать. То есть и самим не идти на совет нечестивых(Пс.1.1), и других за это не судить, но и тему не замалчивать.
А на сколько Он в нас узнаем по Духу. И не только, ибо не мерою дает Бог Духа. "Блажен муж, который наполнил свой колчан огненными стрелами, не постыдится он перед врагами своими у ворот Царских".(Царь Давид)
Обращаюсь к редакции. Сегодня пришло время говорить не притчами, а на прямую, потому печатаете вы мои комментарии или нет - дело Божие продолжится, а не Божие прекратится.
О духовном судить никто не может, ибо тогда ты судья слову Божию, Святому Писанию, Богу Слова. Как бы не стать Богу противниками. "Но слово мое не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы; уничтожит ли наша неправда, правду Божию; делами плоти не оправдается ни одна плоть; благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь" Тайна Истины сохранилась в ПРАВОСЛАВИИ. Потому верные Слову Божию не объединяться, а присоединяться к православию. И спасутся все на обломках апостольского корабля.
Я думаю, все проблемы от отсутствия любви и излишней гордости. Мне кажется, что раскол некогда произошел по политическим причинам, а не по догматическим в большей степени.
говорить о вере и Христе между знакомыми считается чем-то некоректным,
неудобным. На тебя смотрят как на человека, сказавшего оплошность.
Когда празднуют Рождество или Пасху, то часто все сводится в приятному
времяпровождению с подарками и застольем, но без молитвы. Нехорошо
осуждать и наверно найдутся по-настоящему верующие в Бога католики, но общее настроение таково. Поэтому когда принимается европейским судом
решение убрать из государственной символики распятие, а из конституции
христианские ценности, то этому в обществе некому противостоять.
Трудные времена ждут нас. Смотрю на возрождение веры в России и
появляется надежда. Помилуй нас Господи.
А остальные:
......
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
(2Тим.4:3-4)
......
ps и понимаю, что даже межрелигиозный диспут душевреден.
Основоположника русского монашества. Написанное в ХII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью.
«Господи, благослови! Я - Феодосии, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа - в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Вере латинской /(католической)/ не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь!
Никто не в силах разрешить споры такого уровня без участия институтов гражданского обществаю. Надо смелее использовать модели общественного холдинга. Под патронажем церкви разумеется, но модель,структура - это инструмент для всего глобального общества. Я так понимаю, что наш Святейший Патриарх Кирил, понимает как велико значение этого инструмента в обостряющейся информационной войне.
КСТАТИ, запад давно использует такого рода Центры публичной политики и общественной дипломатии. Здесь мы недорабатываем. Церковь недостаточно ясно понимает роль таких моделей, вернее не владеет этой наукой. Мы в России никак не можем создать синергию всех опор общества и распределить и скоординировать интересы. Папство и на светской и на церковной ниве такую синергию создало. У нас везде свои князья с синдромом * я всё знаю*. Пришло время инновационных подходов в мировоззренческих вопросах. И церкви надо научиться использовать многофункциональные модели в публичной политике...
Простите если что не так.
Господь Бог вам судья!
Однако один важный момент. " если предварительно не будет заглажена вина за все преступления, которые неизбежно наводят нас на мысль о подобных случаях и преступлениях периода крестовых походов." - это условие для заключение мира между государствами, государством и обществом и прочее, то есть абсолютно светские причины. Причем здесь суть разделения на православных и католиков, которая сугубо религиозная и находится в области вероучения? Если Рим превратился в светское государство, это не значит что нужно и менять вероучительные претензии на чисто светские: "признайте преступления и прочее". Католичество должно отречься от искажений вероучения прежде всего, а личные грехи пускай останутся личными.
"Если потребуется, то мы все выйдем на защиту нашей веры. Не отречемся от тебя, о любезное Православие."
Аминь!!!
Вы ошибаетесь. Это вопрос жизни и смерти. Православие -истинная Церковь, католичество - ересь. Если вы захотите понять эту тему, очень много информации найдется и в интернете.
Поэтому чрезвычайно важно сохранение Православия в чистоте, иначе Господь отвернется от нас, а мы более не будем Его Церковью.
Точно так же важно ПРАВОСЛАВНОЕ еписковство, т.к. здесь вопрос апостольского прeемства, без которого нет Церкви.
Эмоциональные ссылки на слова "генерала-героя" - слабоватый аргумент для меня, православного сибиряка.
Еще более нелепо выглядят плевки в адрес архиепископа Степинаца. Он, весьма вероятно, негодяй, но что именно он сделал-то? Так я из статьи и не понял...
В общем, подливает эта статья масла в огонь межхристианского, да и межправославного раздрая...
Единство христиан - цель, заповеданная Господом. Я не говорю об объединении с католиками. И не вижу возможностей для этого в ближайшем будущем. Но, все же, если единство христиан мы считаем желательным, то взаимные контакты должны сохраняться. И уж что точно не способствует единству, так это постоянный раздрай между Поместными Православным Церквями - не важно, по чьей вине.
И еще. При всех претензиях к патриарху Варфоломею, хочу отметить, что раз при его участии католики поют наш текст Символа Веры, то его (патриарха) миссию в Ватикане следует оценивать как успешную.
Безусловно, отличия между Православием и католицизмом очевидны. Благодаря им пропасть достигла таких размеров, что объединения, пожалуй, достигнуть уже нельзя. Об этом давно написал епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) в Православном Катехизисе. Тем не менее, хочется сделать акцент на том, что Святоотеческие примеры настоятельно рекомендуют нам стараться стяжать Духа Святого и сохранять к ближним Любовь, невзирая на расстояния и даже, порой, поведение. Поэтому в такой серьёзной и важной полемике, наверно, лучше избегать примеров, не подкреплённых фактами, поскольку это только приводит к большему отторжению, а возможно, даже, озлоблению. Конечно, больно видеть то, что происходит в мире и усиливается год от года, но Господь не по силам испытаний не даёт...
В качестве источника аргументации тут не хватает только "пособия по научному атеизму"... Да Ривелли, окажись он в православной стране, точно так же поливал бы местное духовенство, неужели это не понятно? Он а-те-ист, а не искатель истины и даже не антикатолик, как автору хотелось бы его видеть.