Телевидение и произведения
современного искусства напичканы скрытой и открытой
рекламой наркотиков. Как ее обнаружить,
корреспонденту Агентства национальных новостей
объяснила руководитель Центра коммуникативных
исследований Института социально-экономических
проблем народонаселения РАН Наталья Маркова.
– Каким образом пропагандируют наркотики через кинофильмы?
– Наверное, вы слышали о собаке Павлова, об условных и безусловных рефлексах. Когда мы видим обнаженное тело, это воздействует на нас как половой стимул. Если половой стимул связать с каким-то предметом, тот приобретает все свойства полового стимула, и становится очень приятным для человека. Если мы посмотрим фильмы так называемой социальной тематики на тему «наркотики и наркоманы», то увидим, что как бы ни бичевал фильм ужасы наркоманской жизни, наркоман обязательно будет употреблять наркотик в сцене сексуальной близости. Таким образом, наркотики обусловливаются половым стимулом и становятся чрезвычайно притягательными для людей.
– В каких фильмах присутствует пропаганда?
– Это, например, «В отрыв», «Укуренные», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Трафик», получивший четырех «Оскаров», фильм «Тиски», который консультировал Госнаркоконтроль. В фильме «Трафик» дочь главного наркополицейского страны начинает потихонечку употреблять наркотики. Пробует она их со своим дружком – все это происходит в перерывах между любовными ласками. Причем, эта девушка из очень хорошей семьи, прекрасно воспитанная, она вторая или третья по успеваемости в своем колледже и знает несколько языков. Это тоже характерный прием манипуляции, когда потребление наркотиков связывают с высшим классом. Часто можно прочитать в журналах и газетах, что вот такой-то знаменитый артист или футболист потребляет наркотики, или что он завязал с ними. Законы социологии говорят, что люди подражают из желания перенять удачный опыт или хороший вкус. Известно, что высшему классу всегда стремятся подражать.
– Какие еще есть приемы скрытой рекламы наркотиков?
– Их несколько десятков. Вот еще один, когда обуславливают половой стимуляцией образ наркодиллера, то есть продавца наркотиков. Наркодиллер в таких фильмах – красавец-мужчина, рядом с которым крутится масса девушек. Он – хозяин жизни, который распоряжается деньгами и наркотиками. Пример такого фильма – «Тиски». Наркодиллер, которого играл Бондарчук, приобщая к ремеслу некоего ди-джея, говорит, что уже во вторую неделю тот сможет купить себе музыкальную установку. А наркополицейские в таких фильмах обычно представлены полными идиотами.
– Кто из писателей занимается подобного рода деятельностью?
– Если вы возьмете Пелевина, у него очень много произведений, где идет латентная реклама наркотиков. Например, в одной его книге был такой эпизод. Молодой человек приходит в гости к другу. При этом описывается марихуана, которая сушится на крыльце. Молодые люди делают самокрутки и начинают курить. Совершенно плавно писатель переходит к описанию их «глюков», то есть видений. Пропагандирует наркотики и Ирвин Уэлш. Кастанеда написал несколько десятков повестей и романов, где речь идет о действии разных мексиканских снадобий. И написано это очень талантливо. Вообще все эти книжки очень талантливо написаны, потому что наркомафия имеет достаточно средств и привлекает чрезвычайно талантливых писателей, поэтов, композиторов, группы. Им начинают платить деньги, и они начинают создавать совершенно определенный продукт.
– Кто из звезд заявлял о том, что употребляет наркотики?
– В последние 20 лет трудно найти звезду, которая не заявляла о том, что употребляет наркотики. Очень долго держался Андрей Макаревич. Но и он, наконец, разразился книжкой под названием «Занимательная наркология», где в одной части рассказывается о выпивке, а в другой о наркотиках. Хотя Макаревич вроде бы и не агитирует, но в то же время ничего зазорного он не видит в том, что люди иногда покуривают марихуану. Он описал свои впечатления: покурил марихуану, она ему мешала играть – с ритма его сбивала, но другие могут и курить. Посмотрите тексты песен Дельфина – там сплошь и рядом пропаганда наркотиков. Занимаются рекламой «Мумий Тролль», «Ленинград», знаменитые братья Самойловы из группы «Агата Кристи». У Самойловых один альбом называется «Чудеса», другой – «Героин», третий – «Опиум». Ну и песни соответствующие. У меня их песенка приведена в какой-то статье: «Черные глюки сползают по стенам, медленно-медленно, плавно-плавно, потом проползают по коридору и исчезают в ванной, в ванной. Красные глюки сползают по стенам…».
– Сейчас Вадим Самойлов стал членом Общественной палаты Российской Федерации. И, кстати, членом этой палаты также является президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. Некоторые говорят, что его деятельность способствует распространению наркомании…
– К сожалению, это так, потому что Олег Зыков очень долгое время работал на средства от американских и британских грантов. А человек, который получил такой грант, обязан осуществлять профилактику наркомании определенным образом. Та деятельность, которой занимался Олег Зыков, может быть, и не зная того, была основана на принципе «Твой выбор». Люди, которые занимаются такого рода профилактикой, говорят, что человеку надо обязательно дать выбор. Дескать, если говорить, что наркотики – это плохо, он не поверит, и к тому же человек любит делать то, что запрещается. А вот если мы ему покажем хорошую сторону наркотиков и плохую, он сможет сделать выбор. Тут манипуляция происходит. У подростков размываются отрицательные установки по отношению к наркотикам. Они перестают понимать: можно их употреблять или нельзя? Если, например, ребенок залез на подоконник, открыл окно, и сейчас свалится с восьмого этажа, мы разве говорим: «Петя, делай свой выбор»?
– Что еще придумали пропагандисты?
– Есть еще тонкие способы, когда рекламируется определенный образ жизни. Например, пропагандируется абсолютная сексуальная «расхристанность». В конечном счете такое поведение ведет человека к глубочайшей депрессии, и наркотики начинают употребляться как средство от депрессии. Совершенно неслучайно 80% проституток употребляют наркотики. Есть еще такой способ – пропаганда экстрима. Сейчас в моде экстремальный спорт, модно прыгать вниз головой с крыши, привязав себя канатом, или ходить по краю крыши без страховки, или перебегать перед носом идущего поезда. Всегда в моде была отвага, храбрость, удаль. Это очень правильно. Но суть в том, что сейчас пропагандируется удаль без точного расчета. А удали без точного расчета быть не может, потому что сразу же голову разобьешь. Ведь неслучайно парашютисты проверяют двадцать раз свою амуницию перед прыжками. Идеологи экстрима как раз учат тому, что не нужно страховки, не нужно расчета, а нужно испытать свою судьбу. Не случайно сейчас очень много случаев гибели подростков под колесами электричек, они и с мостов теперь часто срываются, и так далее.
– Каким образом любители экстрима приходят к наркотикам?
– Есть линия, за которую заходить нельзя. Наркотики – это тоже за линией. Но если человек считает, что «клево» делать все, что за линией, он обязательно подойдет и к наркотикам. Это запрещено, это опасно, но это экстрим. Ребятам вбивают в голову: «В жизни все надо попробовать». И когда мы спрашиваем во время опросов в школах и институтах: «Почему люди пробуют наркотики?», нам отвечают: «В жизни все надо попробовать». Им не объясняют, что цианистый калий пробовать не рекомендуется…
– Как пропагандируют наркотики по телевидению?
– Точно так же, при помощи всех этих приемов. В Москве был судебный процесс по поводу мультсериалов «Симпсоны» и «Гриффины», которые шли по телевидению. Оба они пропагандировали наркотики. В одном мультфильме «Гриффинов» был такой персонаж – маленький мальчик, который все время хотел убить свою мать. Он говорил в кадре: «Люблю кокаин! Я помешан на кокаине!». И там была такая подводка: кокаин оказывается на одном уровне с тортом – это так же вкусно и также здорово. А в «Симпсонах» один мультфильм был посвящен пропаганде марихуаны. В Америке есть группы людей, которые постоянно устраивают какие-то сборища и требуют легализации марихуаны. Это оплачивается наркомафией. В мультфильме показана такая акция. На ней Симпсон выступал за легализацию марихуаны. Потом полицейский поджег огромный пук марихуаны, пошел дымок, и толпа людей повелась за этим дымком как будто зачарованная. Восприятие наркотиков в смеховом контексте притупляет чувство опасности.
– В Москве тоже проходят акции с требованиями легализации марихуаны.
– Эти ребята встречаются каждый год в мае у памятника Окуджаве. При этом туда обычно куча наркополицейских набегает. Потом по телевидению показывают десятерых ребят и 150 наркополицейских, и говорят, что это выступление Лиги за легализацию марихуаны. Это тоже пропаганда. Зачем показывать десять человек? Никакая это не лига, а оплаченные ребята. Это промоутерская акция.
– Насколько интенсивна пропаганда в Интернете?
– В прошлом году мне дали на экспертизу информацию с сайта, который пропагандирует наркотики. Я обнаружила, что с этого сайта можно перейти еще на десяток подобных сайтов, а с тех – еще на десятки. То есть получается бесконечное число сайтов, пропагандирующих наркотики. В прошлом году Госнаркоконтроль насчитал около 700 таких сайтов. Часть из них зарегистрированы за рубежом, поэтому с ними сделать ничего не могут или не хотят – я не знаю.
– Есть какие-то международные критерии определения, что является пропагандой наркотиков?
– В ООН есть комитет по наркотикам. Он назвал пропагандой, во-первых, информацию о цене. У нас же сплошь и рядом до последнего времени писали, что конфисковано столько-то граммов героина, который стоит столько-то. К пропаганде отнесли также выступления за легализацию, восхваление наркомании в песнях и фильмах, сообщения о потреблении наркотиков успешными людьми, а также разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые».