Владыка Рашско-Призренский Артемий за
словом в карман не лезет. «Нет ниже (по росту)
человека, ни острее сабли», –
метафорически скажет хороший знакомый Владыки.
«Потому-то меня эти нынешние в Белграде и не любят. Я там оппозиция», говорит и добавляет, отвечая на вопрос, советуются ли вообще «белградцы» с ним как с первым человеком Церкви на Косове, когда размышляют и принимают решения по Косову: «Никто меня ни о чём не спрашивает. Как будто и не существую. У меня большие противники в Белграде, как раз потому, что говорю правду не обинуясь».
Он нисколько не огорчается по этому поводу, но не видит здесь ничего хорошего и, во всяком случае, считает, что Белград не имеет продуманной стратегической политики, когда вопрос касается настоящего и будущего Косова и Метохии. Это не облегчает положения его пастве на Косове.
«Я говорил в своё время президенту Тадичу: вы своими действиями или бездействием способствуете тому, что теряем Косово».
По мнению владыки Артемия, Еулекс является версией «к исполнению» плана Ахтисаари. Подчеркивание Белградом, что никогда не отдаст Косово, по его мнению, лишь чистая риторика:«Боюсь, это речи для внутреннего употребления. У меня впечатление, что в Белграде исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками они и являются. В этом смысле иск в Международный суд в Гааге по поводу законности провозглашения псевдогосударства на Косове служит «вроде жвачки для народа»…
Владыка Артемий на днях побывал в Великобритании в связи с десятой годовщиной бомбардировок Сербии. В Лондоне и Лестере делал доклады для наших соотечественников как член Американского совета по Косову вместе с доктором Срджаном Трифковичем, руководителем Совета из Чикаго, о ситуации на Косове и в Метохии через десять лет после операции «Милосердный ангел». С марта 1999 года до сегодняшнего дня положение Сербов в автономном краю только ухудшается.
«К сожалению, братья, я не принес вам добрых вестей с Косова», - так он начал речь, обращенную присутствующим в клубе «Равна Гора» в Лондоне. Косово, согласно епископу Артемию, «на Кресте вот уже 620 лет» пребывает.
Владыка охотно согласился дать интервью для журнала.
- Итак, какой бы Вы подвели итог десятилетней оккупацией края, где являетесь пастырем сербского стада?
- Международная миссия потерпела фиаско, по крайней мере, относительно заявленных целей и идей. Она прибыла по решению Резолюции № 1244 для обеcпечения всем мирного и безопасного существования. В этом отношении ничего не достигнуто. Изгнанные не возвращены к своим очагам. Напротив, именно под покровительством так называемого международного сообщества произведена этническая чистка – изгнано 250 тысяч cербов и убито свыше тысячи (столько их похищено). Разрушены десятки тысяч сербских домов, свыше 150 церквей и монастырей… Сербы на Косове и в Метохии сегодня лишены всех прав, и это, заметьте, под управлением УНМИКа и КФОРа. И вот настал момент закрепить навсегда то, что учинило это международное сообщество – утвердить так называемое государство Косово.
- Еулекс для Вас всего лишь программа исполнения плана независимости М. Ахтисаари. Действительно ли эти пресловутые шесть пунктов, на которых так настаивает Белград, имеют какое-то практическое значение для сербской общины Косова и Метохии?
- Эти шесть пунктов совершенно ничего не значат. Всего-навсего пустые слова. И боюсь, что и наши представители власти в Белграде попались на этот обман. Говорят о каком-то великом успехе нашей дипломатии, но от этих шести пунктов до сих пор не было никакой практической пользы. Еулекс просто продолжает проводить план Ахтисаари, не обращая внимания на эти шесть пунктов, якобы согласованных с Пан Ги Муном. Обратите внимание: при Еулексе образована армия Косова, все полномочия переносятся с УНМИКа на косовские органы власти. Представьте, даже охрана сербских монастырей предоставлена албанской полицейской службе, даже их больше не охраняют международные силы. Мы, разумеется, не можем это одобрить и с этим согласиться. Что это за безопасность? Те, кто разрушали и поджигали наши монастыри и церкви, теперь должны их охранять!
- Вы считаете, что Сербия не имеет продуманной стратегии по Косову. Неужели, однако, ничего не значит то, что политическая верхушка в Белграде беспрерывно повторяет с официальных трибун в стране и в мире, что никогда не признает албанское государство на Косове и в Метохии?
- Чтобы не было недоразумений: я всегда настаиваю, что мы здесь не можем без поддержки Белграда. Нынешние власти в Белграде, однако, упорно твердят, как они никогда не отдадут Косово, а на практике не предпринимают необходимых действий, во всяком случае, правильным образом и в нужном объёме, для того, чтобы Косово осталось в границах Сербии. Боюсь, это речи больше для внутреннего употребления. Они постоянно говорят, что вхождение в Евросоюз «не имеет альтернативы», все силы направлены в эту сторону. Во что бы то ни стало хотят видеть там Сербию, неважно с Косово или без нашего края. Это для властей в Белграде абсолютный приоритет, достижение чего ставят как высшую цель. Создаётся впечатление, что они в действительности исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками на самом деле и являются… Так, их слова, что никогда не признают Косово, всего лишь слова, а практика совсем другая. Три–четыре года назад я говорил президенту Тадичу: никто у вас не будет требовать письменно отречься от Косова, но вы своими действиями или бездействием будете этому способствовать.
Владыка Артемий указал на явление, которое часто ускользает от внимания общественности: в течение этих десяти лет оккупации Косова наблюдается агрессивное усиление ислама.
- В то время, как разрушено и сожжено 150 православных храмов и монастырей – и ни один из них не возвращен к первоначальному состоянию, – построено 400 новых мечетей, при этом и разрушенные и обветшавшие обновлены. Меняется ли вид Косова и Метохии?
- Косово и Метохия меняют свой привычый вид, своё лицо. Из христианского края Косово становится исламской джамахирией в сердце Балкан и Европы. Я считаю, что эти мечети строятся не потому, что нужны для исполнения религиозных обрядов албанцев, а здесь речь идет об очевидном политическом проекте, хотя албанское руководство и подаёт себя Западу как секулярное. Просто кому-то хочется, чтобы все, кто приедет сюда, на каждом шагу видели новую мечеть, – и, выходит, Сербам здесь нечего делать.
- Что бы мы получили в случае, если решение по иску Сербии в Международный суд в Гааге было бы в нашу пользу?
- Ровно ничего. И это тоже род «жвачки» для народа. Ведь даже если Суд и выскажет мнение, что независимость Косова провозглашена незаконно, это не будет иметь никакого практического значения и ничего не изменит ни на месте, ни на международном уровне. Это было бы не решение, а совет, который можно принять во внимание или не принять. И увидите, как Запад лаконично изречет, что у него на сей счёт своё мнение, невзирая на совет Суда. А наши в Белграде, конечно же, из этого суждения (если будет положительно) устроят страшный шум, будто это некий новый великий успех нашей дипломатии, а на самом деле это будет просто пустое место…
Владыка Артемий прекрасно ориентируется в событиях на международной политической сцене. Вот уже двенадцать лет много путешествует в качестве некого «летучего дипломата»; неоднократно бывал в Америке, несколько раз здесь в Великобритании – недавно вместе с руководством Американского совета по Косову, в котором наряду с доктором Трифковичем также и Джеймс Джатрас, директор Совета, и Джеймс Биссет, бывший посол Канады в Белграде. Владыка Артемий на данный момент – единственный глас на международной сцене, представляющий альтернативу политике правящей номенклатуры в Белграде.
- Что думаете о Бараке Обаме в разрезе американской политики по отношению к Сербии и Косову?
- Обама, по правде говоря, все еще загадка, но судя по советникам, которыми себя окружил, не предвещает нам ничего хорошего.
- Есть ли у Вас надежда, что наперекор всему сохраним Косово как часть Сербии?
- Не просто надежда, но пламенная надежда! Справедливость должна восторжествовать. С нами Бог, не можем потерять Косово. Никогда.
В конце беседы с епископом Артемием, признанным проповедником и духовником по преимуществу, мы воспользовались случаем поставить доктринальный вопрос, живо обсуждаемый в данный момент в Британии представителями все более многочисленных секулярных направлений и альтернативных религий, с одной, и англиканских священников и теоретиков, с другой стороны. В центре дискуссии вопрос, является ли атеист, живущий соответственно нравственным образцам и на деле исполняющий все десять заповедей Божиих, праведником или попадёт в ад только потому, что атеист.
- Прежде всего, подобный случай невозможен. Мы, христиане, и даже и мы, монахи, знаем, какую борьбу ведём со своими слабостями и грехами. А что может человека сделать высоконравственным, когда не верует в Бога? Это принципиальный вопрос. Вообще говоря, если бы такой случай был возможен, Христос и не явился бы. Священное Писание свидетельствует, так написано в Евангелии: Иисус сказал… никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). Через Христа приходят к Богу. Кто не верует в Христа, не может придти к Богу, что значит: нет спасения. И ещё Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10:9). И здесь весь ответ на поставленный вопрос.
«Что касается Косова, – «провоцирую» дальше Владыку, – не сказал ли однажды святитель Николай (Велимирович), что «Богу не столько дела до держав, сколько до людей» и «Богу не столько до народов, сколько до спасения отдельных живых душ. Потому не надо бояться и говорить: погибнут нынешние христианские государства и народы, пропадём и мы. Пусть будет со странами и народами, что будет, – никогда ни один верующий в Господа не погибнет»
- Не значит ли это, что можем в определенной ситуации и в отдаленном будущем Косово и отдать, что оно не будет частью сербского государства, так как из этого следует, что Богу важнее спасение индивидуальных душ, чем спасение отдельных государств?
- Эти слова Святого Владыки Николая нельзя толковать вне контекста и как отрицание главенствующего значения сохранения христианского государства. Ибо Косово и Метохия для Сербии и сербского народа не только вопрос территории; это сердцевина нашего национального и личного самоотождествления. Мы не можем видеть в Косове всего лишь вопрос географии, но духовную вертикаль, связующую нас с Небесами, когда святой князь Лазарь выбирает Царствие Небесное. Косово есть совокупность духовных ценностей, ради которых стоит жить, за которые стоит умереть, когда потребуется, как нам показал царь Лазарь. Не можем, следовательно, отречься Косова, как будто бы оно не имеет своей первенствующей, сущностной ценности. В любом случае важно, чтобы души спасались. Одна душа есть сублимация всех душ на свете. И в этом контексте мы никогда не смеем отдать Косово.