Более того, как на это уже обращали внимание, фактическая ненаказуемость несовершеннолетних сделает их очень привлекательными исполнителями для организованной преступности или терроризма.
Но главная проблема, связанная с ювенальной юстицией, это те возможности, которые у нее будут для вмешательства в жизнь семей.
В самом деле, от кого предполагается защищать права ребенка? Прежде всего, от родителей. Надо признать, что иногда такая необходимость возникает. Мы можем услышать ужасные и отвратительные истории, например, про мать-алкоголичку, которая продает свою несовершеннолетнюю дочь собутыльникам за стакан водки. Бывают случаи, когда закон должен вмешаться, иногда родители таковы, что ребенку лучше в детском доме, чем с ними. Но оправдывает ли это введение ювенальной юстиции?
Приведем пример. Все мы слышали о жестоких преступлениях, которые происходят в наших городах, о леденящих кровь актах жестокости и беззакония, о разгуле преступности. Все мы знаем, что нередко привлечь злодея к суду трудно из-за того, что суд предполагает четкую юридическую процедуру, состязательный процесс с участием адвокатов, презумпцию невиновности. Нередко так бывает (это излюбленный сюжет кино, но это, увы, реальность) что злодеи – особенно лидеры организованной преступности – могут кого-то запугать, кого-то подкупить, и оставаться на свободе, продолжая вершить свои черные дела. Теперь представьте себе, что мы вводим особого рода "криминальную юстицию", согласно которой дозволяем сотрудникам правоохранительных органов расстреливать злодеев без суда, следствия и прочих формальностей.
Поможет ли это уничтожить некоторых закоренелых преступников? Вполне возможно. Но у такой меры будут очень и очень серьезные побочные эффекты – она неизбежно породит жесточайшие злоупотребления, когда под видом преступников будут расстреливать мирных обывателей, для создания благоприятной статистики. В итоге мы окажемся в еще менее безопасном обществе, чем до этого. Некоторые меры, принимаемые, кажется, для борьбы со злом, имеют настолько серьезные побочные эффекты, что их вред намного превышает предполагаемую пользу.
Именно такие опасения возникают и в связи с ювенальной юстицией. "Ювенальные полицейские" будут обладать полномочиями забрать из семьи ребенка практически по любому поводу, который покажется им обоснованным. Ситуации, когда из вполне благополучных семей забирали детей, уже имели место, и освещались в прессе – например, ситуация с семьей Александра и Зинаида Лапиных, у которых отбирают приемную дочь Владилену. О попытках забрать детей из вполне безопасных семей сообщают и пользователи Интернета. С введением ювенальной юстиции семьи могут оказаться совершенно беззащитными перед ювенальными чиновниками. Даже в странах Западной Европы, где уровень коррупции значительно ниже, чем у нас, ювенальная юстиция привела к очень серьезным злоупотреблениям. В нашей стране, где, по общему признанию, коррупция приобрела катастрофические масштабы, злоупотребления неизбежно приобретут огромный размах. Многие знают, как легко организовать "наезд" на того или иного предпринимателя, используя пожарников или санэпидемстанцию, как трудно предотвратить ситуацию, когда теоретически даже вполне законные требования превращаются в искусственные придирки, а единственный способ избежать разорения – "договориться" с контролирующим процесс чиновником. Ювенальная юстиция даст возможность чиновникам "наезжать" уже не на бизнес, но на семьи, и шантажировать людей уже не угрозой разорения, но гораздо более серьезной угрозой лишения детей.
Еще одна проблемная сторона ювенальной юстиции – противопоставление родителей и детей и подрыв родительского авторитета. Предполагается, что детей – и, особенно, подростков – следует знакомить и с их правами, и с идеей, что они могут, по закону, подавать в суд на своих родителей. Подростковый возраст – время, когда люди оказываются достаточно взрослыми, чтобы тяготиться родительской опекой, но в то же время, недостаточно взрослыми, чтобы принимать обдуманные и ответственные решения. В это, сложное время вхождения во взрослую жизнь и неизбежных конфликтов с родителями, юным гражданам и предлагают "качать права". А в чем именно состоят права – будет определяться предпочтениями деятелей самой ювенальной юстиции.
Недавно ювенальную юстицию пытались ввести на Украине – украинской общественности с большим трудом удалось это предотвратить. Удастся ли это нам? Этот вопрос, к сожалению, остается открытым.