Российские общественные деятели о ситуации на Соловецких островах
Многие столетия Соловецкие острова
были для России своего рода духовной лечебницей. В
последние же годы они все чаще становятся объектом
усиленного внимания некоторых коммерческих структур,
пытающихся сделать монастырское наследие предметом
наживы. Сегодня там, в месте тихой молитвы, то
устраиваются шумные акции «современного
искусства», то пытаются
«переоборудовать» древние скиты под
туристические коттеджи, то нарушают уединение Святого
острова устройством спортивных регат, то планируют
«украсить» монастырский ансамбль
160-метровым ветрогенератором, сделав его
своеобразной «архитектурной»
доминантой…
Против превращения возрождаемой обители в коммерческий аттракцион, за придание Соловкам охранного статуса, полностью соответствующего их значению общенациональной святыни, выступили недавно авторитетные политики и общественные деятели, парламентарии, члены Общественной палаты РФ, священнослужители, юристы, деятели культуры, направившие Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину. Мы попросили некоторых из лиц, подписавших Обращение, поделиться своими мыслями по поводу ситуации, сложившейся на Соловецких островах.
Евгений Тарло, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, вице-президент Федерального союза адвокатов России, доктор юридических наук:
– Соловки – это не только наше культурное и историческое достояние, общемировое наследие, признанное ЮНЕСКО, это и общенациональная святыня, образец русского духа, стойкости, самоотверженного служения Родине. Есть уникальное единство духовной, рукотворной и природной составляющих Соловков, которые являют собой связь неразрывную. И изъять хотя бы один компонент абсолютно недопустимо! Кроме того, нельзя забывать, что на Соловках расположен некрополь великих людей, иерархов Русской Православной Церкви, иных невинных жертв ГУЛАГа, погибших во времена жесточайших репрессий; это как бы сгусток трагической судьбы всей России.
Итак, что же сейчас происходит на Соловках? Под видом туризма там процветает хищническая коммерция «ларькового» типа. В непосредственной близости от монастыря строятся какие-то коммерческие киоски, продающие непонятно что, и даже просто найти место, откуда открывался бы «чистый» вид на монастырь, уже очень сложно.
Выставочный зал Соловецкого государственного музея-заповедника часто закрыт, и многие принадлежащие музею помещения также зачастую используются совсем не по назначению. Реставрацию, которую проводит музей, никак нельзя назвать качественной, она скорее искажает облик памятника. Нужно помнить и о том, чтобы сохранить те бараки, в которых содержались заключенные Соловецкого лагеря особого назначения. Это наш долг перед памятью новомучеников, всех тех, кто там пострадал!
Местные жители рассказали мне о том, что для того, чтобы попасть на острова, нужно заплатить хапугам (иначе этих людей не назовешь) в Кеми, которые и доставят вас на катере на Соловки. Там можно разместиться в гостиницах, которые, опять-таки, возводятся без учета архитектурных и духовных особенностей этого места. И уж, конечно, никому даже в голову не придет согласовать это строительство, как и хаотичное сооружение каких-то коттеджей, с наместником монастыря. Неуправляемый поток туристов передвигается по соловецким дорогам, в результате те находятся в безобразном состоянии.
Конечно, жители Соловков заинтересованы в приезде туристов, их можно понять. Но их интересы оказываются в противоречии с необходимостью сохранения нашего духовного и исторического наследия. Если безудержная коммерциализация Соловков продолжится и дальше, то мы действительно можем их потерять! Это опасность абсолютно реальна. Сохранить в целости облик монастыря – насущная совместная задача Церкви и государственной власти. Наши потомки не простят нам, если сегодня будет утрачен облик Соловков!
Вопросы сохранения культурно-исторических ценностей, работы с туристами необходимо решать только в согласовании с монастырем. Должны быть приняты определенные законодательные решения для исправления сложившейся ситуации. Я убежден, что все финансирование государством Соловков должно вестись исключительно через монастырь – как наиболее эффективное, экономное и целевое. В этом случае результативность использования средств возрастет многократно! Ведь монастырю не надо строить какие-то коттеджи! Церковные реликвии нужно содержать не в витринах и запасниках музея, а в церковных хранилищах, где они будут соответствующим образом сохраняться и представляться паломникам и туристам. Ведь попасть в храм может сегодня любой, а как попасть в музей Соловков, который почти все время закрыт?!
Здесь много проблем, которые нужно спокойно, вдумчиво решать, не ущемляя интересов местных жителей, памятуя при этом, что Соловки – не только уникальный культурный объект, это Русский Афон, место, святое для каждого православного человека. Нужно принимать срочные меры с жестким охранным режимом. В конце концов это позволит не только сохранить облик монастыря, но и даст возможность православным верующим и сотням тысяч наших соотечественников прикоснуться к Соловецкой святыне.
Что касается нашего Обращения к премьер-министру, то я убежден, что оно должно сработать. И дело здесь не только в том, что Владимир Владимирович Путин – православный человек, это, прежде всего, государственный деятель, проявляющий деятельную заботу о России и ее будущем. Сохранить Соловки – это сохранить Россию, ее сердце, ее дух! Правда восторжествует, и мы найдем выверенное решение этой проблемы – путем согласия.
Вячеслав Столяров, заведующий сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского НИИ культурного и природного наследия, вице-президент Фонда полярных исследований:
– Нужно выделить несколько важных аспектов данной проблемы. Во-первых, Соловецкий архипелаг не защищен законодательством как национальное достояние. Таким образом, эта уникальная территория не застрахована от сдачи в аренду, разрушений и любой хаотичной застройки. Подобные действия никак не регламентированы. Между тем Соловки – наша общенациональная святыня, здесь были явлены многие новомученики и исповедники Российские.
Не может не тревожить и то, что сегодня наблюдается исчезновение традиционной среды архипелага и загрязнение окружающей природы. Идет деградация Соловецкого комплекса, который мы можем просто потерять как одну из коренных опор своей национально-государственной идентичности.
Второй аспект – само положение Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, который создавался трудами монахов на протяжении более чем 500 лет.
В настоящее время монастырь лишен своего наследия: до сих пор законодательно ему не передано ни одного здания. То есть, конечно, монастырь использует ряд зданий, но до сих пор это находится вне рамок правового поля. Другие же его строения используются совсем не по назначению: они находятся в управлении либо Соловецкого государственного музея-заповедника, либо местного сельсовета. Причем без надлежащего применения и регулярной поддержки они также деградируют. Предпринимаются попытки устроить в ряде зданий мероприятия, прямо противоположные духу монастыря. Но спросим себя: может ли духовная обитель находиться в коммунальной квартире? А ведь сегодня многие монастырские корпуса и постройки на Соловках превращены в большую «коммуналку».
А возьмите, например, хаотичное строительство, которое непоправимо искажает исторический облик Соловков. Очевидно, большинство людей, ведущих строительство, не ощущает духовной ценности и святости этих мест или сознательно идет на подрыв этой ценности. Бывает, что инициаторы новостроя действуют по недомыслию, предлагая, например, поставить «экологически чистую» 160-метровую башню ветровой электростанции: дескать, что плохого? Не будет проблем с доставкой топлива! Но ведь такая установка грубейшим образом вторгается в архитектурное и сакральное пространство Соловков, и монастырь будет насильно вписан в урбанизированный контекст.
Представьте себе: буквально на днях под стенами монастыря будет проведена в течение 6 дней парусная регата. Туда доставят восемь яхт из Архангельска. Как должны воспринимать даже просто паломники, не говоря уже о монашеской братии, регату на Святом озере, когда вода в нем освящается каждое воскресенье! Это озеро недаром носит свое название и относится к монастырю.
Словом, на Соловках происходит неслыханное: с одной стороны, организуется спортивный праздник, с другой – готовится фестиваль бардовской песни с мощнейшим звукоусилением… Как говорится, зажали со всех концов! Я сам отдал самодеятельной песне не один год своей жизни, но почему нужно устраивать ее слет именно под стенами монастыря?! Нужен запрет на проведение подобных мероприятий увеселительного и развлекательного характера, ведущих к разрушению молитвенного духа святого места.
Потому мы и обращаемся к премьер-министру, чтобы были приняты принципиальные решения! Первое решение должно быть политическое, определяющее значимость этого места для России. С принятием такого решения Соловецкий монастырь должен получить статус общенациональной святыни на государственном уровне. Затем должен прорабатываться режим восстановления Соловков в интересах государства, а не частных лиц; что можно, что нельзя – все это должно быть четко прописано. Далее, монастырь должен обрести свои законные права. При нем может быть и музей – никто ведь не против музея как такового. Можно устроить, к примеру, музей православной культуры.
Сегодня самые необеспеченные люди – учащиеся, студенты, они, если приезжают в паломничество на Соловецкий архипелаг, не имеют возможности здесь разместиться, потому что это очень дорого. Фактически государство не обеспечивает всем гражданам равного доступа к местам наших исторических истоков. Зато на Соловках развит туристический бизнес, и ориентирован он на размещение богатых туристов: стоимость тура на Соловки гораздо выше, чем в Турцию!
Пока не поздно, нужно остановить всеохватную коммерциализацию Соловков – места нашей памяти, духовной силы и красоты!
Борис Якеменко, член Общественной Палаты РФ, руководитель православного корпуса движения «Наши»:
– Я глубоко убежден, что такие места, как Соловки, – украшение не только своей страны, но и всего мира. Причем, это место уникально по всем параметрам: это единственная территория в районе Полярного круга, где раньше монахи выращивали дыни; здесь было средоточие развития научно-технической мысли; наконец, это один из крупнейших духовных центров России.
Увы, к сожалению, сейчас многое в нашем обществе подстраивается не под глубоко ищущих людей, а под примитивных потребителей, которым надо развлечься, и чтобы при этом в комфортных условиях. Поэтому туда, на Соловецкие острова, потянулись туристы, а следом за ними классический турсервис, который пытается предоставлять максимальный уровень комфорта и минимальное встраивание в окружающую среду, а также нулевую степень ответственности.
Те негативные явления, которые мы наблюдаем на Соловках, – это практически общая беда любого духовно-культурного центра, куда едет много народу. Необходимо выработать внятную стратегию, которая могла бы регулировать этот процесс. Наш современник должен понять, что, отправляясь на Соловки, он должен жаждать не увеселений и развлечений, а возможности побыть в этом благословенном крае наедине с Богом, помолиться о своем сокровенном. А иначе он никогда не сможет прочувствовать всей уникальной атмосферы этих мест.
Посещая Соловецкий монастырь, я наглядно убедился в том, что он лишен всяких прав на собственное наследие. Но именно монастырь, а не музей, и уж тем более не коммерческие структуры, призван определять стратегию развития Соловков. А если здесь проводятся сейчас акции провокативного «современного искусства», то это означает, что в скором времени могут появиться и маргиналы, ведущие себя абсолютно неадекватно. Вот где серьезнейшая проблема!
И еще. Соловецкий монастырь неразрывно связан с трагическими страницами нашей истории XX столетия. Те, кто сегодня призывает ограничить роль монастыря, вряд ли осознают подвиг погибших в Соловецком лагере особого назначения, им все равно, кто там молился и был замучен, но не предал веру и Отечество. Но для нас Соловки навсегда останутся местом нашей исторической памяти.
Я очень надеюсь, что с появлением Обращения к Председателю Правительства РФ В.В. Путину число людей, неравнодушных к этой проблеме, будет только увеличиваться. Только консолидация общественных сил, для которых дороги наши духовные ценности, дороги история и культура России, поможет успешно решить ее.
Спасение Соловков должно стать едва ли не национальным проектом.
Петр Боярский, заместитель директора Российского НИИ культурного и природного наследия, президент Фонда полярных исследований, начальник Морской арктической комплексной экспедиции, доктор исторических наук:
– Проблемы, поднятые в Обращении к премьер-министру Российской Федерации, действительно, очень серьезны.
Из-за того безобразия, что творится сегодня на Соловках, я это место вообще не узнаю. Бродят толпы людей, носятся такси, под стенами монастыря разбит палаточный лагерь МЧС, куда постоянно доставляется новая техника; с причала с грохотом выгружают машины, катера… На сам монастырь вообще никто не обращает внимания. Получается, монастырь где-то на задворках, а остальное пространство занимают туристы! Предлагается построить то колесо обозрения, то гигантский ветрогенератор, то дельфинарий. Прямо под монастырскими стенами в прошлом году устроили купание в «мини-бикини», фотографировались в голом виде! У причала, как грибы, растут небольшие домики, здесь же люди распивают пиво! Таким образом, активно реализуется идея превращения Соловков в некий развлекательный центр.
Я постоянно посещаю Соловецкие острова с 1976 года, являюсь с 1986 года начальником Морской арктической комплексной экспедиции; иногда, как в этом году, приезжаю на Соловки перед тем, как продолжить работу в Арктике. Именно нашей экспедицией был подготовлен и издан 500-страничный том по Соловкам (под редакцией моей и вице-президента Фонда полярных исследований В.П. Столярова) и карта к нему. И вот сейчас я хожу по этой благословенной земле и просто ужасаюсь…
Я, к примеру, не против проведения парусной регаты, но почему она устраивается на Соловках, под стенами монастыря, на Святом озере? Эта и другие подобного рода мероприятия, проводимые Соловецким музеем и некоторыми коммерческими структурами с целью получить огромные доходы, приводят и к утрате исторического облика Соловков, и к забвению самой экспозиции музея. Заходишь в музей – экспонаты там чуть ли не валяются; условия их хранения с 1976 года не улучшились. Очевидно, все разговоры о том, что процессом восстановления должен руководить музей, абсолютно несостоятельны.
Вся эта развлекательная кутерьма, затеянная на Соловках, активное строительство коттеджей приводят к тому, что исчезает ощущение святости этих мест. И вот в сознании некоторых людей Соловки представляют собой уже не общенациональную святыню, а что-то вроде американского Диснейленда в примитивном исполнении. Разве нельзя все устроить так, чтобы не разрушать молитвенный дух этих мест?! Посмотрите: на острове Анзер – огромный поток паломников, но там нормальная атмосфера, все чисто, благопристойно, нет никаких машин. А на самих Соловках – проходной двор.
В свое время, чтобы побороться с Соловецким монастырем, были высказаны предложения устроить там европейский центр памяти жертв ГУЛАГа. Почему европейский?! Кроме того, лагерный центр был в Кеми! Вот там и устраивайте! А на Соловках должна быть память, которая выражена, прежде всего, в молитве насельников монастыря об упокоении душ невинно убиенных в годы репрессий. Получается, что определенные круги пытаются сделать все, чтобы не допустить возвращения земель и имущества, исконно принадлежащих Соловецкой обители.
В этой ситуации я вижу только один выход: передать Соловецкие острова Русской Православной Церкви, подписать с ней охранный договор, в том числе и о музейной экспозиции, которую тоже нужно передать монастырю. Мы можем сравнить печальные плоды той «реставрации», которую проводит музей, и реальные результаты восстановления православных святынь на Анзере, где этим занимается Соловецкий монастырь. Получается, что сам музей не только деградирует, но и препятствует монастырю в проведении полноценной реставрации.
Если вернуть все имущественные права Соловецкому монастырю, проводить финансирование восстановительных работ через него, четко прописать охранный статус этих мест, то от этого выиграют все:
– православные святыни будут возрождены в разы быстрее и качественнее, чем сейчас;
– Соловки станут крупнейшим паломническим центром, хранящим русскую историю и память о трагических страницах ХХ века;
– покой святых мест не будут нарушать люди, желающие развлечься;
– наконец, от этого выиграет и местное население: оно получит работу не на основе «балалайки», мелкой подработки, а постоянную работу от монастыря.
Но чтобы все это произошло, здоровым силам общества, которым дороги история Отчизны и духовные ценности, нужно объединиться. Будем надеяться, что с Божией помощью ситуация будет переломлена!
(Окончание следует.)