'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
В марте 1917 года к власти в России пришло либеральное Временное правительство. Большинство постов было занято членами конституционно-демократической партии – «Партии Народной Свободы». В правительственной декларации были объявлены полная политическая амнистия, гражданские свободы (с распространением их на армию), отменены все сословные, национальные и религиозные ограничения, объявлен будущий созыв Всероссийского учредительного собрания. Сразу после получения известия об отречении императора на первом заседании революционного правительства 2 марта было признано, что Основные государственные законы «после происшедшего государственного переворота» потеряли свою силу. После этого было также определено, что «представляется весьма сомнительной возможность возобновления занятий Государственной думы IV созыва». Дума была для новой власти слишком реакционной по своему составу и избранной с нарушениями законодательства. Правительство само определило собственные полномочия. Было решено присвоить себе всю полноту власти и «установить как в области законодательства, так и управления те нормы, которые оно признает соответствующими в данный момент». Отрекшегося царя и Великого князя Михаила Александровича с их семьями было решено выдворить за пределы России[1]. Все это происходило несмотря на то, что император отрекся в пользу брата – этот факт уже не имел никакого значения. Когда через несколько часов новые министры встретились с Великим князем по вопросу о принятии им верховной власти, для ни самих вопрос уже был решен. Лишь П.Н. Милюков и прибывший из Пскова А.И. Гучков выступили за сохранение монархии – остальные уже были убежденными республиканцами.
![]() |
Первые принятые Временным правительством меры свидетельствовали о его стремлении окончательно сокрушить старый порядок. Упразднялся Департамент полиции, была отменена смертная казнь и военно-полевые суды. Полиция была заменена милицией, причем задача ее создания полностью возлагалась на местное самоуправление[2]. Министром-председателем революционного правительства стал князь Г.Е. Львов, лидер «земской России». Он изначально не пытался использовать административный аппарат для проведения правительственной политики, считал этом проявлением «старой психологии»[3]. Львов публично заявлял: «Правительство сместило старых губернаторов, а назначать никого не будет. На местах выберут. Такие вопросы должны разрешаться не из центра, а самим населением»[4].
![]() |
Г.Е.Львов |
Воззвание конституционно-демократической (кадетской) партии гласило: «Пусть в общем порыве забудутся старые обиды и пусть они не воскреснут вновь никогда. Пусть родина выйдет из тяжелых испытаний счастливой, свободной, объединенной узами любви и всеобщего братства»[5]. К органам власти граждане свободной России отныне, по мнению кадетской газеты «Речь», должны были прибегать «лишь постольку, поскольку это требуется действительными интересами правового общежития»; при этом при отсутствии признанной правовой системы имелось ввиду «право неписаное, живущее в нашем сознании, свойственное всему культурному человечеству»[6]. Сила правительства, по мнению кадетского официоза, была «прежде всего моральная. Действенна она лишь постольку, поскольку опирается не на «войска, милицию и суд», а на организованное общественное мнение страны, на организованную народную волю»[7].
Февральская революция фактически уничтожила прежний государственный аппарат, но на освободившемся месте ничего нового создано не было. Начался распад России. «Солдаты переставали рыть окопы, нести службу, сражаться. Рабочие переставали работать. Чиновники забывали о своих канцеляриях. Вся деловая, трудовая жизнь огромной страны замирала. Всюду раздавались только бесконечные речи, прения, рассуждения», - писал впоследствии никто иной, как А.Ф. Керенский[8]. В военном министерстве, например, в это время началась борьба за шестичасовой рабочий день и шла массовая запись в эсеры[9]. Наряду с анархией господствовало убеждение о сугубо временном, а потому и почти необязательном характере всех предпринимаемых мер. Окончательные решения должно было принять Учредительное собрание, но для него еще предстояло подготовить законодательную и организационную базу. В этих условиях правительство не могло и не надеялось сделать исполнимыми свои законы и распоряжения. Министр земледелия А.И. Шингарев в коридорах собственного ведомства советовал попросту не исполнять только что принятые нереальные законы: «дескать, вы просто их не соблюдайте, если это невозможно, кто, мол, там вас будет проверять»[10].
Главным «носителем власти Временного правительства в губернии» становился его губернский комиссар. Он должен был надзирать за «законностью и целесообразностью» действий органов местного самоуправления. В случае нарушения законности комиссар информировал правительство и опротестовывал решение в местном суде. В ведении комиссара также был «общий надзор за милицией» и право вызова войск. Кандидатура уездного комиссара рекомендовалась губернскому комиссару уездным исполкомом общественных организаций и по представлению утверждалась правительством. Уездные комиссары осуществляли общий надзор не за уездными органами (полностью самоуправляемыми), а лишь за волостными и поселковыми правлениями[11].
Реализовать свои полномочия комиссар не мог: вызывать войска было бесполезно, суды не функционировали, право не действовало. При отсутствии аппарата власти комиссар становился не должностным лицом, а получавшим жалование политическим деятелем, пытавшимся согласовать интересы различных общественных организаций и партий. «Каждая волость действует самостоятельно, игнорируя распоряжения Временного правительства, комиссары отделываются большей частью посылкой телефонограмм, которые никто не слушает, прокуратура бездействует, а суда совсем нет», - сообщали в Петроград из Казанской губернии[12]. Никакой четкой системы управления не было, а о существующей комиссары не всегда сообщали правительству. В свою очередь о деятельности Временного правительства на местах мало что знали даже сами комиссары. Очень высока была сменяемость губернских и уездных комиссаров и далеко не все они успевали назначаться правительством. Только за март сменилось 22 из 55 губернских и 262 из 439 уездных комиссаров[13]. Комиссары нередко арестовывались или отстранялись от должности, их постоянные и настойчивые просьбы к правительству о помощи оставлялись без удовлетворения. Часто различные органы власти (советы, комитеты общественных организаций) принимали на себя полномочия и функции государственной власти. Местные финансы распределялись без должного контроля, подчас они тратились на содержание партий и советов[14]. Милиция обычно контролировалась местным советом. О силе и эффективности милиции при Временном правительстве красноречиво свидетельствуют не только его циркуляры, но и свидетельства очевидцев. В частности, А.Н. Коленко, учительница белгородской женской гимназии, отмечала в своем дневнике, что в марте 1917 г. городское самоуправление тщетно пыталось набрать в милиционеры 400-500 добровольцев, после чего эти обязанности были возложены на гимназистов, которые патрулировали в городе с винтовками, но патроны для них нес в кармане специально приставленный к ним солдат[15]. Главной же силой в городах становятся быстро разлагающиеся военные гарнизоны.
![]() |
В разгар первого правительственного кризиса в апреле 1917 года, вызванного антивоенными демонстрациями петроградского гарнизона, власть обратилась к стране с воззванием, в котором говорилось: «Призванное к жизни великим народным движением, Временное правительство признает себя исполнителем и хранителем народной воли. В основу государственного управления оно полагает не насилие и принуждение, а добровольное повиновение свободных граждан созданной ими самими власти. Оно ищет опоры не в физической, а в моральной силе. … Ни одной капли народной крови не пролито по его вине, ни для одного течения общественной мысли им не создано насильственной преграды. … К сожалению и к великой опасности для свободы рост новых социальных связей, скрепляющих страну, отстает от процесса распада, вызванного крушением старого государственного строя...»[16]. Для предотвращения катастрофы правительство предлагало единственный рецепт – создание коалиции с социалистами. Но коалиция не могла предотвратить распада страны. Новый кризис власти начался уже через месяц – после выхода первого универсала Центральной рады, провозгласившей автономию Украины.
4 мая на частном совещании членов Государственной думы кадет В.А. Маклаков заявил: «Россия получила в день революции больше свободы, чем она могла вместить, и революция погубила Россию». Он безусловно признавал лидерство либералов в самой революции: «Если бы в тот день, когда началось движение войск и народа в Петрограде, если бы Государственная дума не встала бы вместе с ними против власти, - эта революция не дожила бы до вечера». Но при этом Маклаков со свойственной ему элегантностью слагал с себя и своих соратников всякую вину: «Если Россия тут … упадет – народ получит то, что он заслужил»[17].
[1] Февральская революция. 1917. Сб. док. и мат. Под ред. А.Д. Степанского и В.И. Миллера. М., 1996. С. 161-162.
[2] Временное правительство. Министерство внутренних дел. Циркуляры министерства внутренних дел. Пг., 1917. С. 5, 6, 9, 32, 54.
[3] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 480.
[4] Полнер Т.И. Жизненный путь кн. Г.Е. Львова. Париж, 1932. С. 245-246.
[5] Февральская революция... С.197.
[6] Речь, 9 марта 1917 г.
[7] Там же. 13 апреля 1917 г.
[8] Керенский А.Ф. Опыт Керенского // ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 1. Д. 725. Л. 71.
[9] Александр Иванович Гучков рассказывает... Воспоминания председателя Государ-ственной думы и военного министра Временного правительства. М., 1993. С. 99-102.
[10] Шидловский С.И. Воспоминания. Берлин, 1923. С. 115.
[11] Временное правительство... С. 7-8; Революционное движение в России в апреле 1917 года. Апрельский кризис. Документы и материалы. Под ред. Л.С. Гапоненко. М., 1958. С. 311-312; ГА РФ. Ф. 1788. Оп. 3. Д. 33. Л. 14-21; Оп. 6. Д. 5. Л. 50-57; Оп. 2. Д. 6. Л. 12-15.
[12] ГА РФ. Ф. 434. Оп. 1. Д. 87. Л. 46.
[13] Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция. Москва. Фронт. Периферия. М., 1971. С. 165.
[14] Временное правительство... С. 6-7, 23-24, 33, 35, 54, 60-63, 65; Полнер Т.И. Ук. соч. С. 245-246; ГАРФ. Ф. 1800. Оп. 1. Д. 2. Л. 19-20.
[15] Коленко А.Н. Дневник // ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 776. Л. 97об.-98.
[16] Вестник Временного правительства, 26 апреля 1917 г.
[17] Буржуазия и помещики в 1917 году. Частные совещания членов Государственной думы. Сб. док. под ред. А.К. Дрезена. М.-Л., 1932. С. 17-18.
10 марта 2012 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Владимир, Вы перечислили много "минусов", вытекающих, по-Вашему мнению, из эпохи правления Россией императором Николаем II, я не буду высказываться относительно объективности Ваших высказываний, но хочу сказать Вам, что чаша весов перевешивает в пользу императора Николая II. Вы, Владимир, не увидили самого главного: наша православная христианская вера ЖИВА!!!! Жива потому, что ЖИВ РУССКИЙ НАРОД-БОГОНОСЕЦ"!!!!
Казалось бы, причем здесь последний император...
P/S: С литературными произведениями писателя А. Солженицына я знакома. Мне придется сказать Вам, Владимир, очевидную вещь: Солженицын был человеком и поэтому ему своейственно было ошибаться.
Поясню своё мнение: сейчас мы живём в совершенно в другое время, и события происшедшие 100лет назад не имеют никаких прямых параллелей с сегодняшним днём. Желающим «просветить» людей, живущих в мечтах о великом русском православном царстве и при этом не разбирающихся в политике, я бы посоветовал заниматься своим делом, а не лезть туда, в чём они не разбирается.
Раздражающей статью считаю потому что сейчас большинство граждан нашей страны испытывают социальную несправедливость по отношению к себе. И эта статья, будь она верна хоть трижды, ничего не вызовет у большинства (без того уже измученных и запуганных людей) кроме как раздражение.
Тем, кто считает, что нашей стране сейчас действительно угрожает «оранжевая» революцию, проплаченная Западом, хочу посоветовать посмотреть, где находятся семьи и имущество нашего правительства и какую политику она проводит.
Предлагаю посмотреть статистику по стране за последние 10лет по наркомании, алкоголизму, табакокурению, количеству самоубийств, численности населения страны, количеству экспорта оружия, количеству аварий, стоимости жилья и т.д. Думаю, вы удивитесь, когда увидите какое место занимает наша страна, в сравнении с другими странами мира по этим показателям. Кто-то может сказать, что народ у нас такой – сам виноватый, а я скажу: наш народ многое что пережил и это переживёт с Божьей помощью.
А, вообще, рекомендую Вам почитать роман Александра Солженицына "Красное колесо", в котором описываются события предшествовавшие 1917 году. В нем дана более чем объективная оценка как личночти последнего русского императора, так и его деятельности на политической арене.
Вы в своем уме?! Если на небе произошла война, и ангел самый светлый стал воплощением зла и увлек с собой часть падших ангелов, и стали врагами Богу, то что говорить о грешной человеческой природе? Какие демократические выборы?! Вы не видели как убивали Каддафи? Вы где были, что делали последнее время? Вы не видите, что на земле тоже идет ВОЙНА? Еще Березовский говорил, что если нам надо будет , мы в президентское кресло обезьяну посадим. Я Вам объясню, почему обезьяну, боюсь, Вы сами не догадаетесь, потому что обезьяне ВСЕ РАВНО, у обезьяны нет духовно-нравственных принципов и еще много чего нет. В наше время живут люди РАЗНЫЕ: новозаветные сыны, ветхозаветные сыны и сыны неисцеляемой болезни духа, суть сыны лукавого. «Они» - это не мы с Вами, и тогда Вы возопиете: где же армия, которая должна меня защищать? почему мне навязывают другую религию? Где же, наконец, справедливый, милостивый, любящий свой народ даже до смерти - кто по-Вашему? – попробую угадать, ну да, точно, ПРЕЗИДЕНТ, пардон на 4 года. ЭТО БЫЛО БЫ СМЕШНО, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТАК ПЕЧАЛЬНО, но точнее – ТРАГИЧНО. Страной должен управлять тот, КОГО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ, «ПЕРЕФОРМАТИРОВАТЬ», и т.д. и т.п. его можно только убить, потому что У НЕГО ЕСТЬ ВСЕ, понимаете? БОГ – ЭТО НАШЕ ВСЕ! Вот Вам смысл происходивших в России цареубийств. Читатель, попробуйте быть думающим.
5. Безвольный это Вы, Владимир, потому что у Вас не хватит духа умереть так как умер Николай II.
1. Царь Николай II ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫЛ НАСТОЯЩИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНИНОМ, а потом уже любящим мужем и отцом и поэтому примерным семьянином, ИНАЧЕ ОН БЫ НЕ СМОГ ПРИНЯТЬ И ИСПОЛНИТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ. Сам Господь подтверждает необходимость любви прежде к Богу, а уже потом к своим близким, в заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…»;
2. Царь Николай II принял мученическую смерть НЕ «… от своего озлобленного народа», как пишите Вы, Владимир. Грех русского народа перед царем заключается в том, что народ не возбранил убийству своего царя. Народ не защитил царя, когда его взяли под стражу, народ не освободил царя и наследника из-под стражи, народ НЕ НАКАЗАЛ УБИЙЦ ЦАРЯ И НАСЛЕДНИКА;
3. Царь Николай II показал себя ВОЛЕВЫМ И ДАЛЬНОВИДНЫМ ПОЛИТИКОМ, несмотря на свои ошибки, потому что ОН ПОБЕДИЛ. Его победа заключается в том, что Россия и русский народ ПРОДОЛЖАЮТ БЫТЬ И СЕГОДНЯ, НЕСМОТРЯ НА СВОИ ГРЕХИ, И НАРОД ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТМАЛИВАТЬ СВОИ ГРЕХИ ПЕРЕД БОГОМ. И Вы, Владимир, в том числе имеете возможность сегодня быть и НЕ ПОНИМАТЬ того, что лично для Вас и, возможно, для Ваших детей, сделал император Николай II.
Религиозный монархизм -- это в чистом виде папизм, но на русской почве. Суть папизма -- подмена Христа человеком. У латинян -- папой, у монархистов -- царём.
Истинный Помазанник -- это Христос. Истинный Царь -- это Христос. Для спасения не нужна никакая монархия или империя.
У латинян папа -- это как бы наместник Христа, вот и монархисты это же говорят про царя. Для монархистов царь -- это якобы какой-то особый помазанник, когда ВСЕ православные имеют миропомазание, и нет такого Церковного таинства (не путать с обрядом) как "венчание на царство", и миропомазание совершается один раз в жизни.
Монархисты обожествляют царя ;сочиняют,что надо повиноваться монарху безпрекословно и т.п.
Патриаршество восстановили в России только со свержением царя, до этого царям патриаршество "почему-то" было не нужно.
А демократия присутствует в Церкви -- Поместные Соборы. Патриарха избирают, это демократия.
Сейчас людям упорно внушают ложь, что монархическая власть якобы угодна Богу, якобы установлена Богом.
Желающим узнать,как возникла монархия у верующего народа, и что монархия совсем НЕ есть богоугодная форма власти, советую прочитать в Ветхом Завете: книга Первая Царств гл.8 стихи 4-8,17-20 ; глава 10 стихи 17-19.
Когда народ сказал Самуилу,что желают иметь царя, то для Самуила это был -- "лукав глагол".
Сам Бог говорит в Писании, что когда народ пожелал иметь царя, то народ этим -- уничижиша[по церковно-славянски] Бога.
Монархия НЕ имеет положительной оценки у Бога, Бог говорит народу: "...вы будете ему раби,и возопиете в день онъ от лица царя вашего, егоже избрасте себе, и НЕ услышит вас Господь в день онъ,яко вы сами избрасте себе царя."
3. Царь и русский народ связаны НАВСЕГДА, русский народ должен покаяться и тогда монархия будет восстановлена (предсказание св. преподобного Серафима Саровского Николаю II)
4. На основании вышеизложенного говорю Вам, Андрей, что Царь Николай II - ПОБЕДИТЕЛЬ, РЕДКИЙ ГЕРОЙ, НЕ СОВЕРШИВШИЙ ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ПОТОМУ ЧТО БЫЛ ОТВАЖЕН И НЕ БЫЛ ТРУСОМ.
5. Андрей, не позорьте себя.
И.В.Сталин показал в хорошем варианте-как надо удерживать власть в руках.
Ответ:
1. Царь Николай II знал, что он и его семья будут убиты (предсказание св. преподобного Серафима Саровского Николаю II)
2. Царь Николай II умер так, как не под силу ни одному монарху ни в прошлом, ни в будущем, потому что Николай II принял волю Божию (НЕ ОТВЕРГ ВОЛЮ БОЖИЮ И ПОЭТОМУ НЕ СОГРЕШИЛ), заключавшейся в предназначенной ему и его семьи гибели и молился Богу о прощении русскому народу греха предательства царя, потому что сам Николай II свой народ простил. Духовный Закон гласит, а народная мудрость подтверждает: «народ согрешит — царь умолит, а царь согрешит — народ не умолит».
А о "возрождении" русской монархии говорят в сети уже давно и упорно. Оно и понятно, идёт глобализация, слияния-поглощения, декультурализация целых народов, близиться памятная кровавая дата 1917г. из-за наступления которой многим политикам (и церковным) нужно будет делать официальные заявления - что само по себе непросто, непросто сказать правду. А с другой стороны времена апокалиптические и грядет зверь, вот для него и поют дифирамбы о "новом руссском - или мировом царе". Но недолго он будет... А мы православные, ждём Христа.
Ее мы прогалдели, пробалтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
кому земли, республик и свобод,
Гражданских прав?... И Родину народ,
сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, монгол с востока,
Отдай нас в рабство раз и навсегда,
Что б искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного суда."
М. Волошин. Ноябрь 1917 года.
Проследите историю России в 20-веке. Каждое последующее правительство, было хуже предыдущего. Мы постоянно ропщем на власть имущих, нам всегда чего-то не хватает - земли, хлеба, свобод и т.п. А, Господь, как мне кажется, пытается вразумить нас. И все эти беды - революции, войны, правительства, - это всего лишь призыв к покаянию. До каких же пор мы будем искать причины своих неурядиц вне себя? И когда же, в конце концов, загляним в свое нутро, что бы, наконец, увидеть истинную причину болезни нашего общества.
«Бурлит пена мира. Страшный
либерализм везде мерещится. А
может и не мерещится, а
действительно вползает зловонным
дыханием в общественную жизнь
России. Мерзость у алтаря храма
Христа Спасителя уже пытаются
называть творческим
художественным актом, устроенным
новоявленными (не больше не
меньше) «юродивыми» для
вразумления заблудшего Патриарха
(см. на сайте http://tv.russia.ru/ »
Подробнее что это за "юродивые":
sidulov.livejournal.com/42792.html
"Вся преобразовательная деятельность Петра направлена была к унижению Церкви и к подрыву ее силы и авторитета."
"Первый русский император уничтожил и самое патриаршество, заменив его небывалой синодальной формой церковного управления."
"...предполагаемая реформа церковного управления заимствованы на Западе и навеяны духом немецкого протестантства."
"Восемнадцатый век был временем страдания всей русской земли от чужих ей иноземцев, поставленных, однако, ею управлять и ею руководить. Понятно, что особенно тяжело в течение этого века было положение Церкви."
P.S. Ай-ай-ай, какая же это замечательная вещь -- монархия.
Ксения Собчак (несчастная жертва, как она себя изволила обозначить, «Дома 2»), как бы, более мягкий вариант этого же явления заявляет, что она хочет жить в европейской стране (уж конечно, не в «азиопе»), где независимые (очевидно, как в США) СМИ, где неподкупные справедливые суды, добрые толерантные полицейские, где высшее образование не на 125 месте (она то была в Сорбонне, знает, чт0 говорит). Добрые наши либералы, декабристы, все хотят поднять Россию на дыбы, не видя, куда идет «христианская» Европа.
Где Солнце правды? Где Свет разума? Конечно на Западе, какжешь, где же еще. (Тоже сарказм)
кстати, ооочень примечательный факт.
история показывает, что отмена такого Божиего установления, как смертная казнь, приводит к массовым расстрелам, к миллионам убийств. так было во Франции, так было и в России.
прямое следствие либерального, "толстовского" влияния на правосудие. когда перестают наказывать мерзавцев и нечестивцев, Правосудный Бог отдает власть в руки этих самых мерзавцев и нечестивцев.
очень либеральны и "любвиобильны" по-толстовски?
не хотите наказывать виновных, оправдываете виновных?
ну будьте, тогда под властью из! "Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом" (Притч.17:15)
хотели свобод? хотели свобод от Заповедей Божиих?
ну, получите...
... да Шелдон, это был сарказм...