В феврале 1974 года – Одновременно и независимо друг от друга возникли и начали действовать религиозно-философские семинары в Москве и в Ленинграде.
Семинар в Ленинграде выпускал несколько самиздатовских периодических изданий, из которых самым продолжительным был журнал «37» (выходил до
Священник Димитрий Дудко |
Встречи участников семинара проходили регулярно, обычно раз в месяц. На встречи приезжали молодые люди из Ленинграда, Минска, Смоленска, Витебска, Уфы. Позднее, во второй половине 1970-х гг., был куплен дом в Калининской (Тверской) обл., на ст. Редкино. Дом покупали в складчину, но основную сумму дали монахи Почаевской Лавры. С тех пор собрания семинара проходили только в Редкино. «В тот период, – вспоминали его участники, – это и была наша Церковь – наша община. Все мы были православными, все ходили в храмы, все причащались, но поскольку реально-то приходской жизни в Церкви не было, это была наша молодежная форма приходской жизни. Хотя среди членов семинара были и зрелые люди».
Примерно в
«Грозные, судьбоносные события, обрушившиеся на нашу Россию, вызвали насильственное уничтожение христианской культуры и общественной жизни, христианских основ и привели к пробуждению самых низменных инстинктов. Страшное моральное разложение народа, пьянство, волна дикого уголовно-хулиганского террора, залившего страхом ночные улицы российских городов, – итог социалистических экспериментов...
Мы хотим излить на этих страницах нашу боль и дать образ нашего мучительного пути, пути молодого человека от марксистской идеологии и безответственности атеизма на паперть храма Божия...»
Из этого текста видно, что для участников семинара религиозность и принадлежность к Православной Церкви были неотделимы от общественной позиции, которая определялась более чем критическим отношением к советской системе.
Всего было подготовлено три номера журнала, но по-настоящему хождение в самиздате получил второй его номер. Он был вывезен за границу, и некоторые материалы были опубликованы в эмигрантской периодике.
Издание журнала стало толчком для активных действий в отношении членов семинара со стороны КГБ. Студентов исключали из институтов, лидеров арестовали и приговорили к различным срокам тюремного заключения. Были арестованы сам Огородников, Т. Щипкова, В. Пореш и др. После ареста Огородникова во главе семинара на короткое время встал известный публицист Лев Регельсон (впоследствии автор книги «Трагедия Русской Церкви». По воспоминаниям очевидцев, взгляды Регельсона достаточно сильно расходились с традиционным учением Церкви: он «судя по всему, считал, что спастись можно только в определенном географическом месте. Его “Дивеевым” была Абхазия». «Так что семинар, – заключают его участники, – подстерегали две опасности: риск чрезмерной политизации и позже – риск сдвига в оккультную сторону. Разгром семинара носил промыслительный характер».
Как бы то ни было, религиозная струя все сильнее проявлялась в диссидентском движении. Уже к середине 1970-х гг., по подсчетам «Архива самиздата», около 50% его выходило из рук верующих.
1982 год – В Советский Союз прибыл митрополит Сурожский Антоний (Блум) (9 - 20 февраля). Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
9 февраля митрополит Антоний прибыл в Троице-Сергиеву Лавру и молился в Троицком соборе у мощей Преподобного Сергия. В Актовом зале Московских Духовных академии и семинарии перед преподавателями и студентами владыка провел беседы о Боге и о пастырской душепопечительности.