9 февраля

1904 год – Началась русско-японская война.

"Плакат
Плакат времен русско-японской войны. 1904 г.
Ночью японский флот внезапно атаковал Порт-Артур и блокировал российскую Тихоокеанскую эскадру.

Многие священники отправились на театр русско-японской войны, в полной мере разделив опасность с непосредственными участниками боевых действий, нередко вступая в схватку с врагом. Но главным для них было пастырское окормление русских воинов.

Слова духовной поддержки доходили к русским матросам, солдатам, офицерам и с Родины – России. «Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Маньчжурии» – с таким Словом обратился к фронтовикам великий пастырь, праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните же, дорогие братья, мужественно сражающиеся на поле брани за Веру, Царя и Отечество, что с вами Господь и будет Сам сражаться с вами, если твердо возложите на Него надежду свою, ибо не множеством воинства спасет Господь (Пс. 32, 16), не орудиями смертоносными, но всемогущею силою Своею. Помните солнечное явление Креста на небе царю Константину и войску его с надписью звездами вокруг Креста: сим победишь, то есть Крестом; вот где силы христианского воинства – в Кресте, ибо Христос Крестом победил и победит врагов наших, видимых и невидимых. Твердо веруйте, что Господь с вами…» На помощь воинам, сражавшимся в Японии, направляли свою деятельность многие православные русские люди, и среди них — Великая княгиня Елисавета Феодоровна, супруга московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Великая княгиня организовала несколько прекрасно оборудованных санитарных поездов, устраивала в Москве госпитали для принятия раненых. Помня о духовных нуждах оторванных от Родины людей, Великая княгиня направляла в действующую армию походные церкви, снабжая их всем необходимым для совершения богослужений.

"Святитель
Святитель Николай (Касаткин)
Чрезвычайно трудными были дни войны для епископа Николая, начальника Русской Духовной Миссии в Японии. Обратимся к житию святителя: «Вражда, которую японское общество питало к Православию и любым его проявлениям, переросла в истерию. Все время войны святитель был лишен великого утешения принимать участие в церковном богослужении. Сам он объяснял это так: “…Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей Родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным Отечеством. Я также имею обязательства к своей Родине…” Но архипастырь не оставил свою паству в трудную минуту. В своих окружных посланиях к благочестивым христианам Святой Православной Церкви Японии он разъяснял им их долг перед Отечеством земным и Отечеством Небесным и призывал возрастать в вере и преуспевать в христианских добродетелях. Святитель горячо молился о восстановлении мира, все силы прилагал к облегчению участи русских военнопленных. По его совету из православных японцев было образовано товарищество духовного утешения военнопленных. Помогал он им также и материально. В местах погребения наших воинов при содействии святителя сооружались храмы и памятники. Деятельность святителя Николая, исполненная христианской любви к людям и уважения к стране, в которой он осуществлял свою миссию, способствовала успокоению японского общественного мнения и перемене отношения к православному архипастырю со стороны не только народа, но и правительства, и самого императора».

Высокую оценку получило в России служение епископа Николая в те грозные для Отечества дни.

9 октября 1905 г. ему был вручен орден Александра Невского. Уже после войны, 24 марта 1906 г., во исполнение личной воли государя императора, Николай Японский был возведен в сан архиепископа.

Развязанная Японией война за господство в Северо-Восточном Китае и в Корее завершилась подписанием 28 августа 1905 г. мирного договора в г. Портсмуте (США, шт. Нью-Хэмпшир).

"И.В.
И.В. Сталин и Н.С.Хрущев
1945 год – Первый секретарь ЦК КП (б) Украины, председатель СНК Украинской ССР Н. С. Хрущев проинформировал И. В. Сталина о том, что среди униатского духовенства Украины сформировалась «инициативная группа», выступающая за воссоединение с Русской Православной Церковью.

Униаты Белоруссии, Литвы, Волыни и Подолии воссоединились с Русской Православной Церковью в 1839 г. по решению Полоцкого Собора униатского епископата и представителей духовенства. Последняя на территории Российской империи униатская Холмская епархия в Царстве Польском была воссоединена с Православной Церковью в 1875 г. Униатские приходы остались на территориях Западной Украины и Закарпатья, вошедших в состав Австро-Венгрии. В период между Первой и Второй мировыми войнами они отошли к Польше, а в 1939 г. были присоединены к СССР. И именно по ним решено было нанести удар. В московском плане это звучало так (из отчета Г. Г. Карпова правительству):

«а) Окончательно ликвидировать униатскую церковь в СССР;

б) подготовить проведение аналогичных мероприятий в некоторых странах за границей (например, в Чехословакии, Югославии)».

Просто и лаконично. А это – 1997 церковных приходов в западных областях Украины и еще 399 приходов в Закарпатской области.

Все происходило, как в далекие 1920-е гг., когда власть в лице ОГПУ «разработала и провела» раскол в патриаршей Церкви, который вошел в историю как обновленческий. С униатами обошлись так же. И истоки этого раскола отражены в упомянутом письме Хрущева:

«ЦК ВКП (б). Товарищу Сталину И. В.

Будучи в Москве, я Вас информировал о проведенной работе по разложению униатской Церкви и переходу униатского духовенства в Православную Церковь. В результате проведенной работы из числа униатского духовенства образовалась “инициативная группа”. Эта группа прислала в адрес Совнаркома следующие документы:

1. Письмо в Совет Народных Комиссаров о положении Греко-католической Церкви в Западной Украине.

2. Письмо “инициативной группы” ко всему духовенству Греко-католической Церкви. Этот документ они разошлют после того, как мы разрешим существование “инициативной группы”.

При вручении документов работнику НКВД, который называется референтом по делам вероисповеданий при СНК Украины, Даниленко, они просили, при положительном решении вопроса, “Письмо в Совет Народных Комиссаров” не публиковать, пока они второй документ не разошлют всему духовенству по епархиям. Все документы составлены самими церковниками, в редактировании их наши люди никакого участия не принимали.

Посылаю Вам текст нашего ответа. Считаю, что следует согласиться с их просьбой, предоставить им возможность разослать письмо духовенству Греко-католической Церкви, после этого опубликовать эти документы в газетах западных областей Украины. Мы разрешили республиканским газетам ввести “сменные полосы” для населения западных областей Украины, в которых тоже можно опубликовать эти документы.

Прошу Ваших указаний.

Если будут у Вас какие-либо замечания по тексту униатских документов, мы сумеем через нашего представителя эти замечания внести.

Относительно нашего ответа “инициативной группе”, как Вы посоветуете, послать его за моей подписью или же за подписью уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СНК УССР.

Н. Хрущев».

О серьезности готовящегося мероприятия говорит уже то, что личный контроль над ним осуществлял сам Сталин.

1996 год – Святейший Патриарх Алексий II получил телеграмму от Патриарха Константинопольского Варфоломея.

В телеграмме заявлялось, что Константинопольская Патриархия «будет пребывать неуступчивой» в своих намерениях по отношению к Православной Церкви в Эстонии.

Константинопольская Патриархия открыто заявила о своем намерении в ближайшие дни принять в свою юрисдикцию находящуюся в расколе группу, зарегистрированную эстонским правительством под именем «Эстонской Апостольской Православной Церкви», клирики которой запрещены в священнослужении архиепископом Таллинским и всея Эстонии Корнилием.

1996 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод обсудил захват в Чечне в качестве заложников протоиерея Сергия Жигулина, заведующего сектором по межрелигиозным связям Отдела внешних церковных сношений, и священника Анатолия Чистоусова, настоятеля храма во имя Архангела Михаила в г. Грозном и выразил свою глубокую обеспокоенность по этому поводу.

1997 год – В Москве, в Доме дружбы с народами зарубежных стран, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялась учредительная конференция Общероссийского общественного движения «Россия Православная».

Эта новая общественная инициатива, как сказано в заявлении, «ставит своей целью консолидацию положительных сил общества на основе христианских идеалов согласия и православной морали».

9 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×