1923 год – Сотрудники ГПУ начали составление сводок о настроении населения в связи с судебным процессом над святителем Тихоном.
Получив решение АРК об аресте патриарха, начальник СО ГПУ Т. П. Самсонов написал служебную записку Е. А. Тучкову:
«1) Тихона поместить в хорошую камеру,
2) привезти его утром, чтобы никого не было,
3) Тихон должен быть здоров».
Кроме того, Самсонов отдал распоряжение о том, чтобы агенты ГПУ фиксировали разговоры среди различных слоев населения до и после процесса, а также приказал организовать охрану процесса. Видимо, руководство ГПУ всерьез опасалось, что процесс и возможная казнь патриарха могут вызвать возмущение среди населения, поэтому необходимо было знать, кто и что говорит о предстоящем процессе.
Некоторые из православных архипастырей и пастырей: митрополит Уральский Тихон (Оболенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), протоиерей Николай Чуков, — склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев и объединиться. Резко возражал против компромисса митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении, в случае покаяния, к Православной Церкви отпавших от нее.