Мы часто говорим о вселенском характере Православия, вспоминаем слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея; что мы «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем»; что Отечество наше на Небесах. И это действительно так.
Но в христианстве вселенское начало соединяется с национальным, и Православие в его историческом бытии являет себя как семью Поместных Церквей, национальных Церквей, каждая из которых имеет свои особенности. Тот же апостол Павел часто подчеркивал, что он римский гражданин.
Во время Отечественной войны 1812 года святитель Филарет, митрополит Московский, говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе». Так важно для спасения души служение своей Родине. Христианином надо быть здесь и сейчас – “где родился, там и пригодился”. И вот сегодня мы празднуем День всех святых, в земле Российской просиявших…
Благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, святая равноапостольная Ольга, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская – лишь от произнесения этих имен теплеет на душе и светлеет на сердце. А сколько таких святых просияло в нашем Отечестве? Вся русская земля исхожена их ногами, окроплена потом их трудов, орошена кровью их страданий.
Сегодняшний праздник воскрешает в нашей душе идеалы Святой Руси. Что это за идеалы? Можно было бы понять это по контрасту.
Предположим, что существовал бы «День всех американских кумиров». Тогда, конечно, одно из главных мест в нем занимал бы Стив Джобс, создатель Apple. Действительно, выдающийся, гениальный человек, который реально изменил мир, как и хотел. Многие из нас, чуть ли не все, пользуются компьютерами Mac, айфонами, айпэдами, мы даже мыслим теми категориями, которые придуманы создателями этой техники.
Но когда читаешь жизнеописание Стива Джобса, то с удивлением видишь, что подражать в общем-то нечему. С христианской точки зрения это все со знаком минус: от его личной жизни до работы с подчиненными. Основной инструмент Джобса – манипулирование людьми, использование их в своих целях, а если человек уже отработал свое, то его выбрасывают на помойку, даже близких друзей. «Поле искажения реальности», то есть вдохновенный обман, нетерпимость, деспотичность, уверенность в своей правоте, а главная цель – деньги, влияние, успех. Это яркое проявление духа протестантской трудовой этики, на которой зиждется капитализм. Недаром многие отмечали, что Джобс в своих выступлениях похож на протестантского пастора (хотя он был даже не христианином, а дзен-буддистом).
Совсем другое представляют собой ценности Святой Руси. Если вспомнить преподобного Сергия Радонежского, создавшего первую церковь в честь Святой Троицы, чтобы воззрением на Троицу «побеждалась ненавистная рознь мира сего», или преподобного Серафима Саровского с его учением о стяжании Святого Духа, то мы видим совершенно иные ценности...
Известный мыслитель начал XX века Владимир Ильин писал, что Запад простил бы нам кремлевские соборы и оптинских старцев, но он не мог простить нам, что при этом у нас были потрясающие успехи цивилизации, мощное государство, развитая промышленность и высокая культура. Не мог простить, а потому принял активное участие в реализации Октябрьского переворота 17-го года. Это общеизвестный факт.
И нынешний проект “пора валить” – то есть уезжать из страны, – о котором кричат повсюду, навязан нам извне, это целенаправленная пропаганда, достаточно почитать специальные сайты по этой теме.
Да, надо честно сказать: нас многое не устраивает вокруг, а прежде всего – внутри себя, но и вокруг тоже. Но как не вспомнить замечательные слова Пушкина, которые надо золотыми буквами написать на всех площадях России. Поэт сказал их в ответ на знаменитое письмо Чаадаева, где тот выводил все наши беды из факта принятия Православия. Так вот, Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор — я раздражен, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Да, нас очень многое вокруг не устраивает, раздражает, мы оскорблены и возмущены, и да, мы любим Европу, и нам есть чему у нее поучиться, но это совершенно не значит, что мы должны отрекаться от своих ценностей и поносить свою Родину.
Русский проект, как бы он ни назывался – русская идея, мобилизационный проект или что-то еще – это прежде всего духовное обновление, внутреннее очищение, как в личном, так и в социальном смысле. И главная ценность русского проекта – святость: быть христианами не только по имени, но и по жизни. Это тот категорический императив, о котором мы говорили в прошлое воскресенье.
Это возвращение к истокам, возвращение к тем идеалам, которые заключены в двух великих словах – Святая Русь. Аминь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Одна из причин этого явления, на мой взгляд, что мир существует по законам мира. Там нет, например, монастырского послушания, есть конкуренция, сроки, коррупция, безусловно деньги, и много чего другого сомнительного с точки зрения Православия. Людей необходимо мотивировать, вселять в них веру в успех дела, давать личный пример своей верой в успех, даже не глядя на первоначальную нереальность. А потом кто-то из окружающих прилепит тебе ярлык о "искривлении реальности", деспотичности. Родственник, скажет, что с ним плохо обошлись, о том что он лентяй он конечно не скажет.
Самый главный, на мой взгляд, вопрос в следующем. Что однозначно талантливый (как, например, Стив Джобс), образованный и глубоко православный человек сможет противопоставить в поле бизнеса конкуренции, несовершенному законодательству, коррупции, лени, жадности и не вполне православному окружающему миру?
Автор проповеди кратко рассмотрел и оценил методы достижения такого результата и личность самого Стива Джобса. Объективно ли? Дается однозначный вердикт о человеке: "подражать в общем-то нечему",
"С христианской точки зрения это все со знаком минус". Прав ли батюшка? Возможно. Раскрыта ли тема в назидание людям?
Можно говорить о жизнеописаниях как таковых, хотя это и не главное. Что писали, например, о блаженной Матроне Московской или о отце Николае (Гурьянове)? Просто маги и колдуны!
Господа, этот проект действует в случае навязывания нам комплекса неполноценности за свою историю за судьбу России.
Великие достижения своетской цивлизации вы и такие как вы отец Симеон ставите не во что. Великая победа 45 и подвиг Великой отечественной это у вас наказание за грехи. Как так можно принижать свою историю и свой народ? Так красть у него победу и гордость за подвиг народа? Ни одной статьи на эту тему(((
Испытание посланы Богом чтобы человек и народ стал еще сильнее, чтобы своим подвгом он обессмертил своих героев.
"Хорошо сказано и в точку, но видно небольшое лукавство в одном вопросе, трактовка «духа протестантской трудовой этики». ... Зачем здесь религиозный шовинизм?!
И касательно капитализма - опять умелое подмена понятий. Труд и капитал – неразделимы во все века и сразу после изгнания из Райского сада...
А форма социального устройства мира и экономических отношений, как и соблазны, их сопровождающие, от века к веку меняются и развиваются, значит, это нужно для развития человечества и угодно Богу."
Не, лукавство и религиозный шовинизм у иеромонаха, отца нашего Симеона?! Прям удивляюсь! Вы аргументировать можете и, если можно, поподробнее?
"Труд и капитал - неразделимы" - а капитал финансовых пирамид и пузырей?
"А форма социального устройства мира и экономических отношений ... угодны Богу" - не все, что человеку кажется, угодно Богу - "Все мне позволительно, но не все полезно" (1-е послание ап. Павла к Кор. 10, 23).
2
«О "якобы гибели России" только мы сами и говорим. Ничего не разваливается…» - Когда у человека все клеется (пусть с переменным успехом, с борением, но все же), когда дела срастаются, когда есть движение по осуществлению своих мечт, тогда, как пел Высоцкий: «и жить хорошо, и жизнь хороша». Его движение меняет и окружающих, заражает этим оптимизмом, а если это еще и с Богом (для Бога, у Бога), цены тому движению нет.
"А Серафим Саровский – это святость. Через такие святости нам дверь в спасение не закрыта. Его делание на веки вечные. Как можно с Джобсом сравнивать, труд которого сиюминутен?
И что за "валить пора"? Впервые слышу. …
О "якобы гибели России" только мы сами и говорим. Ничего не разваливается. Прекрасная молодёжь растёт. А на западе нас очень даже и побаиваются, что, впрочем, очень даже и не плохо.Извините."
Макар,
Хорошо Вы сказали (под всем бы сам подписался), но на 2 момента обратил бы внимание.
1
Ведь не только о. Симеон и не только в данной статье (о. Андрей, например, в статье «Любовь – расстройство» www.pravoslavie.ru/jurnal/54090.htm ) сопоставляет, казалось бы несопоставимое. Причина, видимо, в выпячивающее большом влиянии на сознание (восприятие) человека средств массовой коммуникации (интернета, прессы, радио, телевидения), когда какая-то мысль, идея вдруг становится массово как бы актуальной, как бы значимой, как бы само собой разумеющеюся правильной. Ведь понятно же, что святость никаким углом не может быть сравнима с деловым успехом человека (пусть даже заметно продвинувшего общество в техническом плане).
И этот человек так неприкрыто манипулирует нами!!!
Почему же тогда Запад 70 лет боролся с большевиками? Почему Запад и РПЦ в Гражданскую Войну ВМЕСТЕ боролись с большевиками?
Сколько можно повторять эту ложь? Большевики - спасители России, они спасли её от либерального Временного правительства и Запада.
И касательно капитализма - опять умелое подмена понятий. Труд и капитал – неразделимы во все века и сразу после изгнания из Райского сада, т.к. не важно, в чем выражен капитал: дети, урожай продуктов питания, деньги, здоровье, уровень образования, подвиги во Славу Отечества, послушание и духовный капитал. Всё это требует большого труда и веры в Бога! А форма социального устройства мира и экономических отношений, как и соблазны, их сопровождающие, от века к веку меняются и развиваются, значит, это нужно для развития человечества и угодно Богу.
Никакой запад ни может ничего сделать с Россией если не сделает ее(революцию) сам народ. Да запад может влиять и выступать на той или иной стороне, так в 17-20гг он поддреживал либеральное правительство и белую армию и что?
Я считаю что есть регресс в истории России и любого другого государства и есть прогресс движение впред.
Регресс это остатки крепостного права в 20веке. Отсталость в культуре,образовании, следствии в промышленности военном деле. Следствием было поражение в первой мировой войне.
Революция это выход из застоя. Или если хотите прорыв гнойника. Гнойник это грехи царской России. Чьи грехи, только ли народа аристократии? Еще думаю и церкви священства и высшей иерархии? Бурса Помяловского вот как очевидцы характеризуют духовное состояние Российского общества, в том числе церкви. Святых не слушают, митрополиты и высшией церковники превратились в идолов, которых боятся и почитают. Видно Бог долго терпел, но выбрал именно такой путь, спасительный для России.
Я слышал такое мнение что во всем виновата безбожная власть и нигде не слышал о покаянии за грехи оскудения любви Христовой в Церкви. За что и Бог попустил войны и смуту и кровь.
Спаси Господи!
Вы совершенно правы: историю, как и Родину, не выбирают. И мы принимаем Октябрьский переворот (извините, но именно так его именуют многие историографы) как страшную катастрофу в жизни страны, как наказание за грехи, ну и так далее. Но это совершенно не отменяет роли западных держав, в первую очередь англо-саксонского мира и Германии, в разрушении Российской империи. Вы правы: и до 17-го года было много негатива, и в советскую эпоху не все было однозначно мрачным, и Великая Отечественная война - пример христианской жертвенности нашего народа.
Так что вслед за Пушкиным мы принимаем нашу историю, "такой, как нам Бог ее дал", но не уклоняемся от честных, а порой и жестких оценок событий этой истории и ее действующих лиц. Потому что эта история, как и наша Родина, нам слишком дорога.
И при этом вы пинаете свою историю:"""Не мог простить, а потому принял активное участие в реализации Октябрьского переворота 17-го года. Это общеизвестный факт. """
Для вас переворот, а для всего мира: Великая октябрьская социалистическая революция.
Это что у вас раздвоение личности? сами себе противоречите.
Например в истории царской России были бунты были казни, была смута перевороты. И что? Историю как Родину не выбирают.
Наша Родина великая история ее великая. Почему не прославляете победу 45г? Церковь к ней имела не меньшее отношение как и в Отечественную войну 1812г. Часть истории у вас хороша до 17 а после черная дыра? Не в сознании ли вашем такая дыра?
Церковь призвана врачевать народ его душу, а не разделять его.
И зачем выдумывать какой-то издевательский день "всех американских кумиров" противопоставляя их русским святым? В России тоже сейчас полно весьма неблагочестивых кумиров - чем какая-нибудь Алла Пугачёва или Ксения Собчак духовнее Стива Джобса? Причём далеко не каждый русский человек знает, кто такой Серафим Саровский. А кто такая Пугачёва - знают все. И в Америке жили весьма достойные люди - отец Серафим Роуз, например. Или писатель Рэй Бредбери, хоть и не православный, но очень мудрый и добрый человек, христианского склада. Конечно, у Америки нет такого наследия православной святости, как у нас, но за это надо ее пожалеть, а не горделиво высмеивать.
"но эти разговоры, что вот только в России должен жить православный человек, не совсем корректны. "
Но в статье об этом нигде и не говорится. Говорится лишь о том, что Русскому Православному человеку следует любить свою Родину. От Православного американца кем вы являетесь такого требовать никто не вправе.
Что касается России, то думаю надо смотреть более прозаично и реалистично. Конкретно Германия поддержала Ленина, что бы выиграть в войне, деньги всегда были важным фактором в политической игре. Кроме того, Ленин сумел воспользоваться тяжелой внутренней ситуации. Все проще и циничней.