Русская Православная Церковь ХХ век
2 мая

С мая 1918 года – На территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль советской власти, начался массовый террор против священнослужителей.

"Святитель
Святитель Тихон в окружении мирян и духовенства. Москва. У Никольских ворот. 20 мая 1918 г.
Материалы «Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России» содержат многочисленные факты надругательств над христианскими святынями, разграблений церковного имущества и насилий в отношении священнослужителей. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление. В деле «О злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии», подготовленном «Особой комиссией...», отмечалось, что «аресты священнослужителей православных церквей производились почти везде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько дней красноармейские части...» Эти «аресты в лучшем случае кончались заключением в тюрьму, а в худшем – смертью, причем и в том и в другом случае священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательствам. Обычно предъявлялись обвинения в «контрреволюционности», в приверженности «к кадетам» и «буржуям», в произнесении проповедей, осуждающих советскую власть, в служении напутственных молебнов проходившим частям Добровольческой армии, в погребении «кадетов» и т. п., и этого было достаточно, чтобы предать служителей Церкви смерти с жестокими мучениями». По данным «Особой комиссии...», лишь на небольшой части Ставропольской епархии в 1918 г. было убито 32 священника, 4 диакона, 3 псаломщика и ктитор. В «сообщении о гонениях большевиков на Церковь в Донской области» «Особая комиссия...» отмечала, что здесь «значительное количество священнослужителей поплатилась своей жизнью только за то, что они являлись представителями Церкви». Многих священнослужителей перед казнью подвергали изощренным пыткам. В октябре 1918 г. 72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что его внуки были офицерами. Перед убийством священника с. Соломенского Ставропольской епархии Григория Дмитриевского шашками ему отрубили нос и уши. В Полтаве в один день посадили на кол 18 монахов.

Анализ собранных «Особой комиссией...» материалов позволяет заключить, что в прифронтовых областях большая часть случаев насилия и террора в отношении духовенства была допущена военнослужащими и сотрудниками частей Красной армии. В бессудных расправах воевавших на стороне советской власти над священнослужителями проявилась бесцельная и бесконтрольная, порой граничившая с садизмом, жестокость, в значительной степени вызванная объявленной официальной пропагандой и агитацией войной со «старым миром», к которому были причислены и все священнослужители как «контрреволюционеры в рясах».

"Митрополит
Митрополит Кирилл (Смирнов)

1929 год – Митрополит Кирилл (Смирнов) направил первое письмо митрополиту Сергию (Страгородскому).

Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) пишет со ст. Хантайка (Туруханский р-н Красноярского края) свое первое письмо к заместителю местоблюстителя патриаршего престола митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). Так началась знаменитая переписка двух иерархов Русской Православной Церкви, касавшаяся сложных экклезиологических вопросов, в том числе таких, как преемство высшей церковной власти и отношение к церковной оппозиции.

Первое письмо содержит отправленное митрополитом Кириллом викарному епископу Афанасию (Малинину) суждение по поводу церковной деятельности митрополита Сергия. Владыка Кирилл ответил на пять поставленных перед ним вопросов и определил характер имевших место разногласий, как несогласие с административно-церковной деятельностью заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

О Декларации 1927 г. в письме митрополита Кирилла вообще не упоминается. Митрополита Кирилла беспокоит прежде всего то, что митрополит Сергий учредил коллегиальный орган управления Церковью – Временный Патриарший Священный Синод, что, по мнению владыки Кирилла «превышает компетенцию и самого местоблюстителя» (т. е. митрополита Крутицкого Петра).

Вместе с тем владыка Кирилл считает, что учреждение Синода митрополитом Сергием не повреждает православно-догматического учения и, соответственно, признает благодатность таинств, совершаемых митрополитом Сергием и его последователями, и не отрицает его прав на временное управление Русской Церковью. Возносить же молитвы о митрополите Сергии наряду с остальными архипастырями – это долг всех православных христиан.

С точки зрения митрополита Кирилла, заместитель местоблюстителя патриаршего престола не равен в правах самому местоблюстителю.

"Митрополит
Митрополит Сергий (Страгородский)
Однако митрополит Сергий в ответном своем письме 18 сентября 1929 г. отверг «искусную игру со словом “заместитель”», полагая равенство полномочий своих с митрополитом Петром: «С титулом “заместитель” произошло у нас то же, что и с титулом “патриарший местоблюститель”. В завещании Святейшего Патриарха говорится только о переходе патриарших прав и обязанностей, и уже сам владыка – митрополит Петр решил именоваться “Патриаршим местоблюстителем”; по букве же завещания его титул должен бы быть: “Исполняющий обязанности патриарха”. В свою очередь, и владыка митрополит Петр не называет меня в своем распоряжении “заместителем”, а говорит только о временном переходе ко мне прав и обязанностей местоблюстителя. Значит, и мой титул собственно: “временно исполняющий обязанности патриаршего местоблюстителя”, и уже потом за мной установился титул “заместитель”».

Важными в этой переписке представляются рассуждения митрополита Кирилла о поминовении гражданских властей. В своем первом письме митрополит Кирилл приводил даже формы поминовения светских властей на великой и сугубой ектениях, на проскомидии, в евхаристической молитве во время литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Эта практика сложилась, по утверждению митрополита Кирилла, в 1923 г. среди духовенства, находившегося в зырянской ссылке. Подобное поминовение властей отражало, по мнению владыки, «искреннее церковное отношение и к Божьему и к кесареву». Признание митрополитом Кириллом возможности и даже необходимости литургического поминовения гражданских властей свидетельствует о том, что его взглядам на светскую власть был чужд ригоризм.

В июне 1929 г. со станка Хантайка митрополит Кирилл был вызван в Туруханск, а затем отправлен на поселение в г. Енисейск, где его и застало ответное письмо митрополита Нижегородского Сергия от 18 сентября 1929 г. Митрополит Сергий своим первым письмом-отзывом указывал на противоречивость рассуждений митрополита Казанского Кирилла и одновременно — на общую разноголосицу оппозиции: «Вам не нравится, например, учреждение Синода, другому — декларация, третий найдет, что я слишком снисходителен к падшим, четвертый, наоборот, что я слишком к ним строг и т. д., и т. д. Если каждый из недовольных сочтет себя вправе воздействовать на меня по Вашему способу, то в “церковном чине” произойдет уже не “замешательство”, а настоящий хаос, угрожающий конечным расстройством церковной жизни. Предупреждая такое бедствие, святая Церковь и указывает только одно исключение, когда каждый вправе отложиться от своего духовного главы: открытое проповедование последним ереси, уже осужденной соборно (15-е правило Двукратного Собора)».

Поскольку и сам митрополит Кирилл, писал митрополит Сергий, не может не сознавать, что грех заместителя местоблюстителя, «даже преувеличенный до последней степени, не делает возглавляемую мною (митрополитом Сергием) иерархию ни еретической, ни даже раскольнической», то и следует подчиниться церковной дисциплине. Митрополит Сергий предлагает следовать церковной традиции: «обращаться к Собору и ждать соборного решения, предпочитая, таким образом, лучше терпеть некоторые разные погрешности в деятельности первого епископа, чем колебать церковное единство».

Отстаивая законность учреждения при себе Временного Патриаршего Священного Синода, митрополит Сергий высказал уверенность, что Синод может послужить «сохранению у нас патриаршества».

10–12 ноября 1929 г. последовало второе письмо (отзыв) митрополита Казанского Кирилла, находившегося в Енисейске, митрополиту Нижегородскому Сергию. В своем втором письме-отзыве митрополит Кирилл не соглашался с мнением митрополита Сергия, что Синод при нем не служит к подрыву патриаршего строя Русской Церкви, ибо «учрежденный орган носит правительственное значение». При этом митрополит Кирилл не только не выступал против существования «вспомогательно-совещательного» органа при заместителе местоблюстителя, но и одобрял таковое. Митрополит Кирилл призывал митрополита Сергия «для успокоения Церкви» последовать примеру патриарха Тихона и распустить Синод, дабы успокоить смущенные души верующих.

Не соглашался митрополит Кирилл и с мнением заместителя местоблюстителя патриаршего престола о его, заместителя, равных правах с местоблюстителем.

"«Святая
«Святая праведная мати Матроно, моли Бога о нас!»
В этом же отзыве митрополит Кирилл вновь подтверждает свое принципиальное несогласие с теми, кто отрицает благодатность таинств, совершаемых «сергианами». В этом митрополит Кирилл солидарен с взглядом митрополита Сергия, считавшего подобное отрицание плодом «беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия другими».

Заканчивалось письмо митрополита Кирилла просьбой передать весь материал, составляющий переписку с митрополитом Сергием, на усмотрение местоблюстителя патриаршего престола, «как действительно первого епископа страны». 

"Блаженная
Блаженная Матрона Московская
1999 год – Совершилось церковное прославление блаженной старицы Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой).

2 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×