Императрица Александра Феодоровна |
В мае 1914 года – Московская синодальная контора сделала два взаимоисключающих отзыва об имяславии: как о ереси-лжеучении и как об учении, в котором «нет оснований к отступлению ради учения об именах Божиих от Православной Церкви».
Святейший Синод утвердил первый отзыв, но отсрочил окончательный суд над монахами-имяславцами. Так вплоть до
1944 год – После ликвидации блокады одной из главных своих задач Ленинградская епархия считала заботу о сиротах.
Из заявления митрополита Алексия и его сестры А. В. Погожевой:
“Горячо принимая к сердцу участь сирот воинов нашей доблестной Красной армии, я и сестра моя, Анна Владимировна Погожева, решили отдать принадлежащую нам дачу на ст. Сиверская под детский дом для детей-сирот воинов Красной армии. Пусть в этом выразится наше посильное участие в великом деле попечения о семьях наших защитников, которые отдали жизнь свою за спасение Родины. Сообщая об этом, прошу Вас провести дело передачи через соответствующие государственные учреждения... Дача находится в исправности, причем крыша над ней в свое время была заменена железной крышей, верхнее помещение отделано под жилье. Комнат в даче – 7. Дача передается с находившимся в ней имуществом (ванна, кровати, шкафы и пр. мебель). Дача окружена забором – сплошным 2-метровой вышины. При даче сад и обширный огород. На территории дачи имеется сарай. При даче колодец”.
За богослужением в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады.Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Фото 1940-х гг. |
Возглавив Русскую Православную Церковь после смерти патриарха Сергия, митрополит Алексий поддержал почин ленинградских прихожан в общецерковном призыве. В письме к Сталину он писал:
“Я нашел благовременным призвать духовенство и верующих нашей Православной Церкви ознаменовать приближение победного конца войны всецерковным сбором щедрых пожертвований в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Эта забота со стороны всех верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины. Для начала дела Патриархия вносит 1 млн. рублей”.
Сиротам, вернувшимся с фронта, и семьям военнослужащих помогали приходы по всей стране. Община одной из церквей Ярославля во время войны оказывала денежную и материальную помощь инвалидам Великой Отечественной войны и особенно семьям красноармейцев. В Орле по инициативе благочинного была создана касса взаимопомощи, в которую каждая из пяти церквей города ежемесячно отчисляла по 300 руб. Из этих денег оказывали помощь нуждающимся, которых было много в освобожденных областях. По признанию орловского благочинного, при посещении верующих на дому для совершения треб приходилось, “видя их бедность, опускать руку в свой карман и оказывать им материальную помощь, а не брать с них”. Екатерининский кафедральный собор Краснодара за год, с февраля
Не принято да и нельзя измерять деньгами степень гражданственности человека. Но именно архивные материалы о денежных отчетах являются бесспорным свидетельством самоотверженности, горячей любви к Родине и борьбы за ее независимость верующих и духовенства.
На 1 октября
Самое активное участие в сборе денежных средств принимали священнослужители Ленинградской епархии. С июня
Священнослужители Русской Православной Церкви, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» (слева направо): прот. М. Славнитский, прот. В. Дубровицкий, митрополит Алексий,прот. М. Ломакин |
Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В канун войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря. В присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46. В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных обителей.)
Так, например, курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте
Самым крупным из открытых в период оккупации был Киево-Покровский женский монастырь. После освобождения города здесь был организован большой госпиталь, и монахини помогали ухаживать за ранеными. За
А в закарпатском женском монастыре в Домбоке (неподалеку от Мукачева) жили 215 детей, спасенных инокинями из горящего эшелона, направлявшегося в Германию в мае
Русская Православная Церковь, несмотря на все испытания, пережитые народом в предвоенные десятилетия, сумела сохранить в нем веру и любовь к родной культуре и готовность защищать свою Родину ценой даже собственной жизни.
1972 год – Святейший Патриарх Пимен посетил храмы во имя св. мученицы Параскевы, Архангела Михаила, преподобного Саввы Освященного, Успения Божией Матери и ознакомился с достопримечательностями Александрии.