Русская Православная Церковь ХХ век
2 июля

1918 год Поместный Собор Русской Православной Церкви открыл последнюю (третью) сессию.

Заседания планировалось открыть еще 28 июня. К этому времени никаких иллюзий в отношении новой власти не было уже ни у кого: за несколько дней до открытия сессии власти заняли здание Московской Духовной семинарии, где предполагалось проводить заседания, и вывезли оттуда продукты, заготовленные для членов Собора. Таким образом, заседания первоначально проводились частным порядком, работа соборян не имела статуса соборного деяния. И хотя на третью сессию съехалось всего 140 членов, многие решения, принятые ими, стали по-настоящему историческими.

1937 год Политбюро приняло решение о проведении массовых репрессий в стране.

"Икона
Икона Новомучеников и Исповедников Российских
Еще в марте 1931 г. И. В. Сталин, отвечая на телеграфный запрос одной из американских газет, заявил, что, конечно, представители духовенства в СССР преследуются: «Я жалею только о том, что не смог до сих пор покончить со всеми ними». Разумеется, гонениям подвергались и другие конфессии. Закрывались и уничтожались католические костелы и протестантские кирхи, мусульманские мечети, иудейские синагоги и буддистские пагоды.

Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и пастырей. Каждый из них обязан был теперь пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. По Ленинграду численность священников сократилась только за 1937–1938 гг. по сравнению с 1936 г. втрое, из 79 их осталось 25.

2 июля 1937 г. последовало решение Политбюро ЦК ВКП (б) № П51/94 «Об антисоветских элементах», которое определило участь большинства находившегося в ссылках, в заключении или даже на воле духовенства. За подписью Сталина секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий была направлена следующая телеграмма:

«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом, по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности. ЦК ВКП (б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные, менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».

На следующий день, 3 июля 1937 г., Сталин направил народному комиссару внутренних дел СССР, генеральному комиссару госбезопасности Н. И. Ежову выписку из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП (б) № 51 «Об антисоветских элементах» с соответствующими поручениями. Так был инициирован последний этап массовых расстрельных репрессий в отношении политических заключенных, в том числе духовенства.

Сразу же после этой телеграммы начались новые аресты. Так, уже 7 июля 1937 г. в Чимкенте был арестован митрополит Кирилл (Смирнов) по обвинению в «участии в контрреволюционной подпольной организации церковников».

На основании решения Политбюро ЦК ВКП (б) «Об антисоветских элементах» 30 июля 1937 г. последовал оперативный приказ наркома внутренних дел СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов». В приказе НКВД, в частности, говорилось: «Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства». В числе подлежащих репрессиям значились и «церковники», которые, как и прочие репрессируемые, делились на две категории: подлежащие «немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, — расстрелу» (первая категория), подлежащие «аресту и заключению в лагеря» (или тюрьмы) на срок от 8 до 10 лет (вторая категория).

Во всех республиках, краях и областях репрессии было приказано начать 5 августа, в Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР — 10 августа, в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточно-Сибирской обл. — 15 августа. Таким образом, в соответствии с планом расстрелов начались массовые репрессии 1937 г.

Как производились аресты, допросы, как быстро «тройки» выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

В одной лишь Тверской обл. было расстреляно только в 1937 г. более 200 священников. Осенью и зимой 1937 г. сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под «следственными» бумагами, а в выписках из актов о приведении в исполнение смертного приговора секретарь тройки всегда указывал время — 1 час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени. И получалось, что все приговоренные в Тверской обл. были расстреляны в одно и то же время.

Всего же к 1941 г. в СССР по церковным делам было репрессировано 350 тыс. человек, в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей.

"Святитель
Святитель Иоанн (Максимович)
1966 год — Преставился о Господе святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.

Мирское имя святителя — Михаил Борисович Максимович. Родился он 4 июля 1896 г. в в местечке Адамовка Харьковской губ. в родовитой дворянской семье (в их роду — выдающийся миссионер и духовный писатель святитель Иоанн Тобольский). Окончил Полтавский кадетский корпус и юридический факультет Харьковского университета. После Октября 1917 г. семья эмигрировала в Югославию. В 1925 г. Михаил окончил богословский факультет Белградского университета им. св. Саввы Сербского. В 1926 г. митрополит Антоний (Храповицкий) совершил над ним постриг с именем Иоанн (в честь предка новопостриженника — святителя Иоанна). 28 мая 1937 г. о. Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского. Владыка мечтал о соединении двух ветвей Русской Православной Церкви, неизменно возносил за богослужениями имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). После прихода к власти в Китае коммунистов русские беженцы покинули страну. Владыка Иоанн вместе со своей паствой перебрался в Америку. Именно тогда он возглавил Западноевропейскую епархию. В конце жизни он стал архиепископом Западноамериканским и Сан-Францисским.

Святитель наделен был чудесным даром прозорливости. Вот почему с особой силой звучат для нас его слова, сказанные на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви 1938 г.: «Россия восстанет так же, как она восставала прежде. Восстанет, когда разгорится вера. <…> Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути правды».

Святитель нашел упокоение в соборе во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. 28 сентября 1993 г. обретены нетленными его мощи. В 1994 г. канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей.

1973 год С 15 июня по 2 июля в СССР по приглашению Русской Православной Церкви находился на лечении и отдыхе Предстоятель Александрийской Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Николай VI.

2 июля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×