Русская Православная Церковь XX век
19 сентября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1919   — Священный Синод утвердил Устав Содружества христианской молодежи.

1924  — Обновленческий синод издал временное положение об отношениях между Российской и Украинской Церквами.

«§ 1. Всероссийский Священный Синод представляет собою высший исполнительный орган Всероссийского Поместного Собора.

§ 2. Всероссийский Священный Синод представительствует всю Русскую (Православную) Церковь пред всеми автокефальными православными церквами и инославными объединениями.

§ 3. Всероссийский Священный Синод представительствует от имени всей Русской Церкви пред высшими органами Государственной Власти СССР.

§ 4. Избранный Собором епископов Украины в октябре 1923 года Всеукраинский Православный Священный Синод есть высший исполнительный орган Украинской Православной Церкви.

§ 5. Между православными церквами России и Украины существует самая тесная каноническая связь; для укрепления этой связи Всероссийский Православный Священный Синод может иметь своего представителя в Украинском Священном Синоде и принимает его представителя в свой состав; посылает своих представителей на Всеукраинские Поместные Соборы и принимает делегатов Украины на свои Соборы.

§ 6. Всероссийский Православный Священный Синод благословляет избираемого на Всеукраинском Поместном Соборе Всеукраинского митрополита — председателя Всеукраинского Священного Синода».

§ 7. Всероссийский Православный Священный Синод является для Всеукраинского Священного Синода кассационной и апелляционной инстанцией в случае жалоб епископов или епархий Украины».

1943 — Святейший Патриарх Сергий принял делегацию Англиканской Церкви.

Архиепископ Йоркский Гарбетт засвидетельствовал почтение к Русской Церкви и советскому правительству:

«Я прибыл сюда за 7000 миль, чтобы передать Святой Православной Церкви России и народу этой великой нации великое сочувствие, которое Церковь Англии питает к вам всем в ужасных страданиях, выпавших на долю вашу и вашей нации вследствие предательского и неспровоцированного нападения на вас, совершенного нацистами. Когда весь наш народ глубочайше сочувствует вам в ваших страданиях, мы, в то же время, глубоко восхищаемся великолепным сопротивлением, которое вы оказываете этому жестокому нашествию, и самоотверженностью, выказываемой целой нацией, и непреклонной решимостью ваших вождей (выделено нами. — Ред.), вашей армии и ваших воздушных сил».

Так начал реализовываться план И. В. Сталина по привлечению Церкви к международной деятельности. Для успешного осуществления замысла нужно было возвысить мировой авторитет Русской Православной Церкви, а для этого — возродить патриаршество. Далее Сталин решил вывести Церковь на международную арену антифашистской деятельности и обеспечить ей на этом поприще всеобщее признание. Сталин решил превратить Русскую Православную Церковь в центр международного Православия (как видно, он неслучайно употребил на встрече в Кремле выражение «церковный центр»), всецело подвластный ему, Сталину. Это открывало вождю пути к мировому господству над душами и умами людей. (Не исключалась, разумеется, и просто широкая агентурная работа НКГБ на религиозной ниве.)

Позади был Курск. Стратегическая инициатива в войне окончательно перешла в руки советского командования. В том, что враг будет разгромлен, Сталин не сомневался. И уже тогда, среди прочих политических замыслов, его беспокоил вопрос о разделе сфер влияния в Европе. Но кроме дележа надо было и единолично властвовать. Сталин критически осознавал собственный опыт и отчетливо понимал, что невозможно насильственно вытравить старую и привить новую идеологию народам, чьи жизненные устои тесно связаны с религией. Знал он и то, что люди в Европе больше наслышаны о «большевистском аде», чем о «коммунистическом рае». Он понимал, что преодолеть идеологический барьер можно посредством общей основы морально-этического мировосприятия народов — религии — как путем видимого сближения с ней, так и путем трансформации и передачи своих идей по церковным каналам. Сталин был уверен, что после долгих лет варварского гонения на веру даже показное расположение к Церкви обяжет духовенство всячески крепить и превозносить его авторитет среди христиан любой страны. В религии и Церкви Сталин увидел своих безусловных помощников.

После приема у патриарха архиепископ Йоркский, естественно, пригласил делегацию Московской Патриархии в Лондон. Но это уже не понравилось Сталину. Для него главным было создать видимость преклонения перед Русской Православной Церковью и продемонстрировать ее миру. Патриарх Сергий, не подозревая о кознях Сталина, за разрешением на ответный визит обратился к Карпову, тот — к Молотову. Молотов заключил:

«От посылки в Англию церковной делегации следует воздержаться. В разговоре с патриархом, если он будет напоминать, скажите, что в силу национальной гордости нам не следует кланяться и так быстро реагировать на их предложения. К тому же и воюют они еще плохо. Одно дело, когда они приезжали к нам на поклон (выделено нами. — Ред.), другое дело нам ехать туда. Я считаю, что нужно воздержаться. Так вежливо и скажите патриарху».

Секрет щедрости Сталина прост. В военные годы первосвятительства патриарха Алексия сбор средств на нужды обороны среди духовенства и верующих достиг апогея. Их общая сумма к весне 1945 г. превышала 300 млн. руб., в том числе пожертвования драгоценными металлами в слитках, ювелирными изделиями и церковной утварью.

Вот, например, строки из отчета о взносах прихожан Никольского собора в Ленинграде:

«В контору ИНО Госбанка № Ж 83264 в Фонд обороны поступило: …Всего: 980 000 руб. Золотые дамские часы, нательная цепочка, золотая монета старой чеканки 10 руб., серебро банковское на сумму > 24 руб. 50 коп., серебро старой чеканки 54 гр. Предложено внести (выделено нами. — Ред.) в ближайшее время (январь — февраль 1943 г.) 100 000 руб.».

Подобные документы можно обнаружить не только в городе-великомученике, но и в Москве, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Краснодаре, Воронеже, Красноярске, Твери, Архангельске, Вологде… Сначала предлагали, потом «нажимали» и требовали. Используя Церковь, сталинский аппарат ловко вычищал народный карман. Добровольные пожертвования слились с выполнением плановых госзаданий. Церковь выбивалась из сил…

Одни с неиссякаемым патриотизмом скребли по сусекам, другие раздавали из казны Восточным патриархам. В церковных кассах постыдно лакомились и местные власти. Дальше — больше. «Предприимчивость» властей вышла за условно возможные рамки приличия. Видимо, опасаясь огласки и расширения неблаговидных дел, Карпов в декабре 1946 г. доложил Ворошилову: «Совет находит своевременным поставить вопрос о прекращении как сборов, так и отчислений со стороны Церкви на общественно-патриотические цели, о запрещении принимать, а тем более требовать от Церкви пожертвования на какие бы то ни было нужды советских органов». Всеми способами государство обеспечивало материальную основу глобальным внешнеполитическим замыслам, в которых Церкви отводилось первостепенное значение.

1960  — Святейший Синод освободил митрополита Николая (Ярушевича) от занимаемой кафедры с увольнением на покой.

В той политической ситуации иного решения быть не могло. Но важно и другое: В. А. Куроедов не гнушался и откровенной клеветы, чтобы усилить разногласия между Святейшим и митрополитом Николаем.

1992 19 сентября — 9 октября — По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Феодосий находился с официальным визитом в России.

Высокий гость принимал участие в торжествах, посвященных 600-летию преставления преп. Сергия, игумена Радонежского.

14 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×