Москва, 26 октября 2012 г.
Священники прокомментировали инициативу преподавания ислама в детских садах Чечни |
Сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов заявил «Коммерсанту» , что преподавание основ ислама в государственных образовательных учреждениях нарушает свободу вероисповедания. Эксперт напомнил, что в исламе существует несколько течений, по-разному трактующих вопросы веры и зачастую конфликтующих между собой. «Понятно, что в данном случае детям будут преподавать основы суфийского течения,— говорит господин Бурьянов.— Таким образом, государство ввязывается в межконфессиональный конфликт. Власти сами создают предпосылки для гражданской войны».
«Преподавание основ ислама в детских садах — это грубейшее нарушение Конституции РФ, в которой заложен принцип светского характера образования,— согласен с ним глава комиссии Общественной палаты РФ по свободе совести Николай Сванидзе.— Но в этом нет ничего удивительного, ведь Чеченская Республика давно живет по своим законам».
«Как бы вы прокомментировали эту новость? Уместно ли преподавание религии в детских садах? Не нарушает ли оно свободы совести?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, «уверен, что свобода совести в данной ситуации никак не нарушается». «Ведь речь здесь идет не о беспризорных детях. И, само собой разумеется, что на преподавание основ религии должно быть согласие родителей. Более того, я считаю, что это положительный пример, потому что мы во многом уже растеряли тот пыл, который был у нас в 90-е. Я считаю, что начинать разговор об основах веры и своей религиозной традиции с детьми нужно как можно раньше. Конечно, это в первую очередь обязанность родителей. Но почему этого нельзя делать и в детских садах? Эту возможность нельзя упускать. Ведь сколько «олухов» в плане религиозного образования уже выросло. Понятно, что советская власть запрещала какое-либо религиозное воспитание. Но сейчас советской власти, слава Богу, нет», - высказал свою позицию священник.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, заявил, что преподавать, конечно, можно, но только под контролем государственных органов.
«Программы должны пройти официальную экспертизу. Преподаватели должны иметь официальную аккредитацию. То же самое касается и преподавания православной культуры. Естественно, все это можно делать только с согласия родителей. Никакого противоречия светскому характеру государства в этом нет. Более того, это можно делать и за государственный счет. Вполне могут быть государственные православные детские сады и школы - почему бы и нет, если подавляющее большинство в них составляют дети из православных семей? Родители вполне могут поставить такое условие. Ведь это та же самая статья расходов на образование. По-моему, это оптимальный вариант», - заключил отец Мелетий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что, конечно, Чечня сейчас на 90%, если не больше, исламский регион.
«Русских там уже почти не осталось. Можно сказать, что население в Чечне моноконфессиональное. Поэтому знакомство с исламом в дошкольных учреждениях вполне допустимо. Хотя есть разные направления ислама, все-таки существуют и общепринятые определения, какие-то общие понятия. Другое дело, как с ними знакомить в дошкольных учреждениях. Очевидно, что должна быть единая программа для дошкольных учреждений, утвержденная соответствующими инстанциями, чтобы не было противоречий между местными и центральными структурами образования. Разумеется, не должно быть противоречия и Конституции. Я думаю, на юридическом уровне это вполне можно решить. Подобным же образом можно решить проблему и с преподаванием основ православной культуры. Важно, кто и как это будет делать. Безусловно, никаких перегибов быть не должно», - заключил о. Валерий.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, заявил, что «если это допустимо в Чечне как в регионе по преимуществу мусульманском, то же самое должно делаться с преподаванием православной культуры и в регионах с преимущественно православным населением». «А то получается, что там – пожалуйста, а у нас этому почему-то всячески препятствуют. Или нигде нельзя преподавать основы той или иной религии, или если в каком-то регионе можно, то тогда разрешайте и в остальных. Это положение, по-моему, должно быть отражено в законодательстве. Вообще же я считаю, что как раз преподавание основ религиозной культуры как в школах, так и в детских садах, резко снижает возможность межэтнических и межконфессиональных конфликтов», - подчеркнул о. Александр.