Ницца, 18 декабря 2012 года
Завтра в Ницце состоятся торжества, посвященные 100-летию со дня освящения Свято-Никольского собора, — сообщает «Церковный вестник». Божественной литургию в этот день возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Павел. По окончании богослужения состоится открытие памятника великому князю Николаю Александровичу, который установлен за алтарем собора.
«Я испытываю большую радость от того, что и сто лет спустя продолжается история православной общины на Лазурном берегу, — сказал отметил в беседе с корреспондентом „Церковного вестника“ протоиерей Николай Озолин. — Это рождает чувство благоговения и большой ответственности».
В субботу в музее Массена к юбилею собора также была открыта выставка «Российское присутствие в Ницце и на Лазурном берегу. 1860-1914».Как сообщает ИТАР-ТАСС, здесь представлены документы, личные вещи, картины и фотографии, которые являются свидетельством тесных исторических связей между Россией и югом Франции. Кроме того, на выставке посетители выставки могут увидеть чертежи и первые фотографии, запечатлевшие в 1912 году «новую русскую церковь».
Собор обязан своим появлением императрице Марии Федоровне,
матери Николая II, которой настолько понравился проект,
что она взяла его под свое покровительство.
Вслед за императорской семьей, представители которой
любили отдыхать на Лазурном берегу, в эти края потянулась
и российская аристократия. Для них начали возводить
особняки и виллы, которые украсили архитектурный облик
средиземноморского побережья Франции, а вкусы и привычки
иностранных гостей поощряли развитие искусств и ремесел.
Многие выдающиеся художники запечатлели на своих полотнах столицу французской Ривьеры, а также ее окрестности. Среди них — Иван Айвазовский, Исаак Левитан, Константин Коровин. Часто приезжал в Ниццу Константин Маковский, картины которого также можно увидеть в музее Массена. Здесь же представлен автопортрет Марии Башкирцевой, более известной благодаря своему дневнику, переведенному с французского на многие языки, в том числе и на русский.
О грандиозном успехе «Русского балета Дягилева» напоминают афиши театра Монте-Карло, выполненные Жаном Кокто, программы спектаклей, оформленные Пабло Пикассо, эскизы Ивана Билибина и Леона Бакста.
«Богатое российское наследие заслуживает более
глубокого изучения, — подчеркнул в обращении по
случаю открытия выставки мэр Ниццы Кристиан Эстрози.
— Столетие возведения православного собора,
крупнейшего за пределами России, это прекрасная
возможность узнать или углубить свои познания о тесных
связях российского сообщества и Ниццы, которые внесли
значительный вклад в историю нашего города и
способствовали его мировой славе».