Второе воскресенье Великого поста называется «Неделей светотворных постов».
Церковь совершает память святителя Григория Паламы, великого богослова XIV века, «проповедника благодати», как поется о нем в тропаре. Святитель Григорий учил о Нетварном Фаворском Божественном свете Преображения, который никогда не начинается и никогда не кончается, но всегда пребывает там, где Господь, в Церкви Его, и мы призваны быть свидетелями этого света, мы можем видеть этот свет, приобщаясь ему по дару Христа, по мере очищения наших сердец.
Когда христианство больше не будет никому мешать, как сказал один богослов, ему воздадут, наконец, по справедливости, и это будет наподобие надгробной похвалы. И тогда наступит полное торжество греха и смерти. За умножение беззаконий охладеет любовь; соль перестанет быть соленой, солнце померкнет и луна не даст света своего.
Мы видим, что намерения у врага серьезные. И потому не просто утешения среди невыносимой скорби, а Самого Утешителя Духа Истины ищем мы Великим постом. Святой Игнатий Брянчанинов молился за своего друга: «Господи, дай Леониду духовное утешение, чтобы его вера стала живой, сердечной, а не просто слушаньем слов!» Преподобный Силуан Афонский так молился за весь народ.
А оптинский старец Нектарий, который часто повторял: «Как я могу быть наследником прежних старцев! У них благодать была целыми караваями, а у меня — ломтик», — в ответ на вопрошание одной своей почитательницы, правда ли, что все признаки Второго Пришествия исполнились, говорил: «Нет, не все. Но, конечно, даже простому взору видно, а духовному открыто, что раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь он — как колечко; а в последние дни перед пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей не будет, они будут, да Православие-то сохранится только — в таком виде». «Ты обрати внимание на эти слова, — добавлял он, — ты пойми. Ведь это во всем мире».
Разумеется, не в буквальном, наверное, смысле говорил старец Нектарий, что останется один епископ, один священник и один мирянин, а в том смысле, что пока есть в Церкви хоть один человек, подлинно ищущий спасения, ради одного только человека Господь не отнимет от Нее благодати. И такие испытания наступают, что без сугубой благодати никто, ни один человек не может устоять в истине и любви.
Вот о чем говорит сегодняшний праздник. Среди торжествующей лжи каждый христианин должен быть богословом, — тем, кто может сказать слово о Боге, не потому, что знает все о Христе, а потому, что знает Христа. Как Сам Христос говорит: «И знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14). Так нам надо пройти Пост, чтобы в конце его вместе с Церковью не одними устами пропеть: «Воскресение Христово видевше». Подобно апостолам, о которых мы слышали в Евангелии на всенощной, нам надо самим прикоснуться к ранам Его и к Воскресению Его, потому что без этого дальше невозможно жить. Чтобы мы могли говорить другим не только то, что мы слышали, но и то, что мы видели своими глазами, то, чего касались наши руки, — Слово Жизни, ибо Жизнь явилась нам. Богословами становятся молитвою и постом. Богословие — это продолжение молитвы (должен быть один и тот же язык — тот, на котором говорят с Богом) и продолжение поста, как ответная отдача себя, душой и телом, Христу Богу. Всем нам памятны эти слова: «Если ты богослов, то чисто молишься, и если ты чисто молишься, ты богослов».
Вот среди каких опасностей мы находимся. Вначале чисто человеческая мудрость, для которой требования жизни в Духе кажутся безумием, а за нею — распад сознания и гибель всего. Не сразу преступный, как говорит Феофан Затворник, атеизм, но вначале просто как бы неотрицание «высшего разума». Но наш Бог — больше, чем «высший разум», Он — Отец, Который любит, и Сын, Который был распят и победил смерть, и Дух Святой — Свет, Просвещающий всякого человека, приходящего в мир.
Время поста и молитвы. Стой насмерть, христианин, будь готов заплатить всею кровию своею за одну каплю благодати, купленной дорогою ценою! Мы должны им помешать, не дать им победить, удержать зло — быть «удерживающим» — теми, кто на самом деле причастны крепости Божией, благодати Святого Духа, заградить открытые уже для последнего приговора Церкви уста растления и лжи.
Познание Христа достигается только исполнением Его заповедей. "Любящий Меня, исполнит заповеди Мои. Не исполняющий заповеди Мои, не любит Меня".
Господи, помоги исполнить Твою заповедь любви!
Да, всегда есть опасность, что мы можем стать христианами только по имени, а силы его не иметь. Потому что сила его в стоянии в истиной вере; во внутреннем, а не во внешнем исполнении заповедей Божиих; не в разговорах о любви, а в делах любви, которая не ищет своего, не превозносится и не гордится своими делами.
Многая Вам лета, отче!
По моему, рано хороните христианство!
Её находим по крупицам
Безвременное в временной пыли
Поругано, растоптано, забыто.
Тема смерти христьянства, или жизни христьянства, доколи будем бороться с греховными помыслами ,до толики не умрём в вере и духе, до коли покаяние в своей греховной прозжонности нас нудит к борьбе с грехом в себе, до толики останимся праваславными, а это тяжело, а в противовес КОМФОРТ-комформизм, делай выбор господин.
Батюшка, но тем не менее: как тогда понимать вроде бы прекрасные стихи У.Б.Йейтса "Sailing to the Bysanthium"? Он пишет в них о Святых Отцах: "Be the singing-masters of my soul!" И он же - визионер, владевший автоматическим письмом, общавшийся с лукавым лично и записавший в 1918 г. откровения беса о ХХ веке! Один и тот же человек! Разве такое стихотворение можно подвести под эти Ваши слова: "Не страшась более опаляющей любовью сердца благодати, они не будут скупиться на похвалы монашеского делания, несравненной красоты богослужения, церковного слова, совершенства его философии"? Или толковать так же "Когда уже ни краски капли..." Киплинга? Думаю, что нет. Но то, что то, о чем Вы пишете, происходит и еще произойдет - это каждый может увидеть своими глазами. Или желание прожить жизнь, следуя наставничеству Св.Отцов, выраженное в приведенных мной словах Йейтса, и использование его творчества, нобелевского лауреатства, авторитета и т.п. для того, чтобы соделать христианство одной лишь музейной ценностью - звенья одной и той же цепи?
Правда этих слов проникает в самое сердце.
Можно много аргументов привести почему им там лучше. Это как уникального, заслуженного, старого врача, многих исцелившего, показывать больным и рассказывать о его заслугах, о том как он носит халат и прочие атрибуты врача, какие и почему у него седые волосы и не давать ему лечить больных, говоря что его надо беречь, он достояние и т.д. А у врача спросили хочет ли он такого покоя?
Христианство тогда окончательно утратит свое былое имя, когда станет "розовым" (http://www.blagogon.ru/digest/140/), когда исповедание веры станет комфортным, когда Страх Божий покинет сердца наши!
"Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды."(1,Кор.,16,13)
Низкий поклон и благодарение отцу Александру за стояние в вере!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Выражаю искреннюю признательность администраторам сайта за публикацию данной статьи.
- Да, мы должны стоять насмерть в борьбе со своим личным грехом,и тогда Господь остановит пришествие антихриста, как Он готов был пощадить Содом и Гоморру, если бы там нашлось 10 праведников.