Великая Отечественная Война явилась без преувеличения величайшим событием российской истории ХХ в. Это русская Голгофа. Таких потерь и страдания Россия не несла никогда. Блокадный Ленинград, умиравший от голода, выжженный Сталинград, испепеленная Хатынь — знаки величайшего страдания, русского Креста. В той войне погиб каждый восьмой житель Советского Союза. Только в Белоруссии немцы сожгли 9200 населенных пунктов, из них — 3000 с населением, полностью или частично.
Эти смыслы проявились в русской советской поэзии военных лет. После вакханалии атеизма и космополитизма вновь восстали из небытия символы исторической русской жизни. Первый и главный из них — Крест.
Один из первых поэтов, в чьем творчестве он был явлен в военную пору, — Константин Михайлович Симонов. Вспомним его ставшее поистине народным стихотворение: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?», написанное в 1941 году и обращенное к Алексею Суркову:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Крест здесь — не только память о прадедах и дедах, хранивших русскую землю. Это — живая молитва. И не только усопших за живых. Но и матерей за своих сыновей, жен за своих мужей, невест за своих женихов. О чем говорит бессмертное стихотворение К.Симонова «Жди меня» как не о молитве?
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Есть в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другой смысл. Из глубин народной памяти встают священные слова: «Крест — хранитель всея вселенныя» и образ Моисея, крестообразно простирающего в молитве руки и побеждающего мучителя Амалика. Снова вчитаемся в симоновские строки:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
В них есть и иное — парадокс народной жизни, сочетание веры и неверия, коммунистической идеологии и исконных православных основ русской жизни. Вот лишь одно фронтовое письмо: «Мама, я вступаю в партию. Мама, помолись за меня Богу». И встает вопрос: «А действительно ли внуки так уж не верили в Бога?». Ветеран войны доктор исторических наук Михаил Иванович Фролов в беседе со мной чеканно ответил: «На войне атеистов не бывает». Исконная вера русского народа во всей силе и во всем величии проявилась в Великую Отечественную Войну. И еще один подспудный смысл в этих строках. Великая Отечественная началась 22 июня, в День всех святых, в Земле Российской просиявших. И они всем миром вымолили для нас победу.
Свое израненное тело
Уже я нес в огонь атак.
Тебе Россия петь велела?
Я ей не изменю и так.
Скажи ей про меня: не станет
Солдат напрасно отдыхать,
Как только раны чуть затянет,
Пойдет солдат на бой опять.
Скажи ей: не ища покоя,
Пройдет солдат свой крестный путь.
Ну, и сыграй еще такое,
Чтоб мог я сердцем отдохнуть...
...
Слепец лады перебирает,
Он снова только стар и слеп.
И раненый слезу стирает
И режет пополам свой хлеб.
И в этом стихотворении смыслы не только Креста, Голгофы, Крестного пути, но и Тайной Вечери — разделения хлеба:
И раненый слезу стирает,
И режет пополам свой хлеб.
Символ Креста может проявляться в военной поэзии совершенно неожиданно. Ольга Федоровна Берггольц описывает блокадников, пешком возвращающихся после разборки на дрова и доски разбомбленного дома. И вдруг — неожиданно пронзительно:
Вот женщина стоит с доской в объятьях,
Угрюмо сомкнуты ее уста.
Доска в гвоздях — как будто часть Распятья,
Большой обломок Русского Креста.
(Ленинградская осень. Октябрь 1942).
И действительно, распятый, голодающий, терзаемый Ленинград в своей основе город Святого Петра, распятого в 67 году римскими мучителями. Но за Распятием идет Воскресение. Вспомним строки той же О.Ф. Берггольц:
И каждый защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Что это, как не воспоминание об уверении Фомы, когда он вложил руку в «огненное ребро Вседержителя» и прикоснулся к пламенным ранам воскресшего Господа?
Временами Крест проявлялся в военную пору с ужасающей конкретностью. Вспомним стихи Сергея Наровчатова, написанные в 1941 г.:
Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов,
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов.
...
Запоминал над деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
Тем, кто заикается о христианской Европе, якобы пришедшей к нам в 1941 году, стоит напомнить, что фашисты часто практиковали распятие как вид казни. Так в 1944 г. под Оршей на стене немецкого блиндажа был распят молодой советский солдат Юрий Смирнов. То, что творили немцы на нашей земле, воистину часто было на уровне сатанинской жестокости. Но эти стихи не только о немецких зверствах, но прежде всего о скорбной, духовной красоте исторической России:
В своей печали древним песням равный,
Я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву узнавал.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
— Россия, Мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя?
«Свете безмерный» — опять-таки из церковной памяти русского народа. «Свете Неизмерный, Слове» — воспевает Церковь в день Преображения. И для нашего народа Великая Отечественная была Преображением. Через Крест и Воскресение.
Посмотрите фотографию ,солдаты идущие по степи ,разных национальностей,русские,казахи и другие.Среди них мой отец,стрелок украинского фронта.Эту фотографию мне показал отец ,из книги маршала Жукова.Я думаю в страшной войне невозможно не думать о боге,но ради победы многие отдали свою жизнь,не вернулись из поля боя.Надо уважать героизм отцов,дедов,матерей.Нельзя менять историю,надо быть честным по отношению народам Советского Союза ,которые воевали и победили.
Наши войска были введены после того, когда польское правительство сбежало в Румынию и объявило о том, что Пльское государство прекратило своё существование и после того, как немцы вторглись в Польшу (1 сентября). После вторжения немцев положение славянского православного народа ещё больше ухудшилось.
Это сейчас 25млн русских, оставшихся за границами России, никого не интересуют, а тогда было не так!
17 сентября 1939 года — вторжение Красной армии в Польшу. Польша была поделена между СССР и Германией.
30 ноября 1939 года - aгрессия СССР против Финляндии. В декабре 1939 года СССР как военный aгрессор был исключён из Лиги Наций.
Июнь 1940 года - "присоединение" Эстонии, Латвии и Литвы к СССР.
28 июня 1940 года - "присоединение" Бессарабии и Северной Буковины к СССР.
потому что празднование Пасхи продолжается 40 дней, до Вознесения. причём самая ранняя Пасха может быть 4 апреля, самая поздняя - 8 мая.
"Убейте, но не пойму как это СОЮЗ может быть родиной?"
чтобы убили - за этим не сюда, не к нам. а если кому-то что-то непонятно - это ещё не значит, будто бы такое вообще невозможно. ) мало ли кто чего не понимает...
впрочем, если кому-то не нравится слово "Союз", он может считать такой общей родиной историческую Россию без Польши и Финляндии. ;)
Не забывайте - войну начали вместе Гитлер и Сталин в 1939 г.
Ну да, ну да... И СМЕРШ отличался от СС только формрй... Знакомая бесовская песнь. Историю по В.Суворову (Резун), Гозману и Свинидзе учите? Сейчас много материалов архивных опубликовано, и читальные залы открыты - и в Подольске, и на ул. Адмирала Макарова. Должно быть стыдно такую развесистую клюкву лепить.
CCCР и был нашей Родиной.@@@
Убейте, но не пойму как это СОЮЗ может быть родиной? Или например как может быть родиной ЕС или Commonwealth??
Статья - одна из попыток "воцерковить" совок.
..."Вы, наверное, знаете со слов священников, что именно падение советской власти стало началом второго крещения народа"...
Со слов священников, которым сейчас под 70 лет, я знаю, что в советское время ВСЕ люди были намного нравственее, а верующие - особенно. Тогда духовные чада приходили к духовнику с ДУХОВНЫМИ вопросами, а сейчас, в основном - батюшка, помогите! - муж пьёт, гуляет; сын наркоман, пьёт, не работает и т.д.; дочь с БОЙФРЕНДОМ живёт, и не с ним одним и т.д.
Иван Х
"Фронтовое поколение знало, что такое дружба народов. А раздор сейчас сеют враги и дураки.
Гордость за свой народ, вовсе не означает ненависти к другим".
В самую точку! Врагов много, а дураков вообще тьма!
Вспоминаю слова писателя-фронтовика В.Астафьева, он рассказывал, что при форсировании Днепра над осенней холодной рекой в ночной тьме повсюду слышались крики: "Боженька спаси...". Верю что многие, очень многие в то страшное время кровью и страданием искупили свои грехи и Господь наш Иисус Христос удостоил их великого утешения, яко милость Его бесконечна!
Мученики войны, молите Бога о нас, неразумных внуках ваших!
Я ,наверное, вас огорчу, но я не молодой человек. Живя в советское застойное время, лично я совсем не видел в быту распространения веры в народе. Вы, наверное, знаете со слов священников, что именно падение советской власти стало началом второго крещения народа.
Вера не передаётся по наследству, вера - это дар от Бога, который получает человек индивидуально, если его свободное сердце к этому направлено.
Вы пишите ,что "Русь никогда не менялась". Позвольте Вам напомнить, что была гражданская война. И победили как раз те, которые крушили храмы, убивали верующих. Эту власть Вы считаете "преображением" православной Руси?
Вы можете пояснить в чём конкретно "так ярко проявилась" вера?
В Красной (советской) армии появились полковые священники ??? Перед боем и после можно было открыто совершать молебны??? Павших хоронили по-православному??? Официальный атеизм отменили???
И куда же вся эта вера, которая "ярко проявилась" делась после войны?
И если уж Вы признаете историческую Россию, то и СССР должны считать ее частью.
я из семьи погибших дедов и прадедов и благодарю вас за
прекрасное воспоминание о наших предках я именно так и представляю себе
их ....правосланые родные люди отдавшие жизни за Россию они не различали политику .
они просто отдали жизнь за Родину как за Господа Иисуса Христа .
Спасибо за прекрасные стихи наших поэтов да им потом пришлось отвечать за свою искреннюю любовь к вечной Родине а слова стихов такие пронзительные что кажется Духом Святым в сердца им вдунуты были.
Помолимся и поплачем сегодня ведь еще много нас потерявших своих родных хотя уже почти не остается тех кто шел на врага
чтобы защитить будущее семьи, людей и страны .
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ помилуй нас
Это не был Израиль (Иерусалим) - это был Вавилон, вавилонский плен. Но и в Израиле не было такой веры, как в СССР.
Люблю и целую то время, и милость Божию к нам, и как нас слышал там Господь - никогда не забуду. И с собой в могилу унесу память о тех годах - о моей советской родине.
Не любят многие его за то, что он горд русскими, что он - певец русского народа. Но разве адекватного человека может ущемить гордость за русский народ, собравший вместе множество великих народов и давший отпор врагу?
Приведу строки поэмы великого казахского поэта Джамбула Жабаева, гревшие души блокадников "Ленинградцы, дети мои" в самые суровые дни блокады:
* * *
Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
* * *
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
Фронтовое поколение знало, что такое дружба народов. А раздор сейчас сеют враги и дураки.
Гордость за свой народ, вовсе не означает ненависти к другим.
По-моему, автор постоянно путает веру и политику. Так же автор путает СССР с исторической Россией.